В научных новостях наткнулся на работу китайских ученых, в которой они описывают деградацию жирных кислот как процесс, который во многом определяет появление у Кимуна его специфического кимунского аромата. Работа эта представляет интерес узкоспециальный, но есть в ней один любопытный нюанс, прямо во введении.
Описывая Кимун — который, напомню, в местах непосредственного производства в уезде Цимэнь провинции Аньхой называется Цихун или Цимэнь Хунча — китайские специалисты среди прочего отмечают, что этот чай входит в тройку самых ароматных черных чаев мира наряду с Дарджилингом и цейлонским чаем. И что Дарджилинг обладает характерным мускусным ароматом, цейлонский чай — ландышевым, а Кимун — цветочно-фруктово-медовым. И все это — любопытный, хоть и простой ребус.
С Кимуном никаких загадок нет, его аромат, в среднем по выборке, действительно можно охарактеризовать как интегральный цветочно-фруктово-медовый. А вот цейлонские ландыши и индийский мускус требуют некоторых пояснений.
Если вы пойдете в магазин, купите там чаи с названием «Дарджилинг» и «Цейлонский чай», а потом заварите и попробуете их, то отыскать в их аромате мускус и ландыши у вас получится едва ли. Потому что покупать нужно не просто цейлонский чай и Дарджилинг. А цейлонский чай конкретного сезона и из конкретного региона. И Дарджилинг с определенным названием — и это будет не название чайного сада. При этом в этом особенном Дарджилинге еще и искать не мускусный аромат, а мускатный, причем это будет скорее аромат мускатного вина, нежели мускатного ореха. Ничего не понятно? Сейчас объясню.
С цейлонским чаем все более или менее просто. Дело в том, что когда говорят о входящем в тройку самых ароматных мировых черных чаев цейлонском чае, то говорят не о цейлонском черном чае вообще, а о цейлонском черном чае из агроклиматического региона Ува. Который при сборе и изготовлении в удачный сезон (который иногда так и называют — «сезон Ува») получается совсем не таким, как среднестатистические цейлонские чаи. Вот прямо совсем другим — особенно эта разница заметна, если сравнивать грейды Pekoe. В правильной Уве правильного сезона ярко проявляются ноты белых цветов и легкий тон ментола. Это очень классно, на самом деле — у меня на всех цейлонских дегустациях Увы больше всего уходит. Аромат ландыша, а котором пишут китайские ученые, можно считать одной из вариацией аромата белых цветов, так что с ландышем все более или менее понятно. Хотя нам ноты белых цветов в Уве кажутся скорее жасминовыми или эухарисовыми.
Что же касается Дарджилинга, то в нем, конечно, нет никаких мускусных нот. Но есть ноты мускатные. При работе в мультиязыковой среде «мускатный» легко может превратится в «мускусный», это огорчительное, но понятное недоразумение.
Мускатные ноты это, повторюсь, не ноты мускатного ореха, а ноты вина из разных виноградов, в названии которых присутствует слово «Мускат» или что-то на него похожее. Ну то есть ноты чего-то сладкого и фруктового, на стыке фейхоа и горьких апельсинов. Потому что из мускатов обычно делают десертные вина.
Такие хитрые и действительно приятные ноты являются фирменной фишкой Дарджилингов второго, летнего сбора, изготовленных из побитого вредителями сырья. Ну то есть это тоже покусанные чаи, как тайваньская Восточная красавица и ее аналоги. В названии таких Дарджилингов обычно присутствует слово Muscatel ли какая-либо не очень ожиданная его вариация. Дарджилинг Мускатель не является запредельной редкостью, найти и приобрести такой чай не проблема — но того же Дарджилинга первого сбора, который типа самый крутой, на рынке несопоставимо больше, чем Дарджилинга Мускателя.
Надо понимать, конечно, что наличие на упаковке цейлонского чая слова Uva, как и присутствие на упаковке Дарджилинга слова Muscatel еще ничего не значат. Но если вам повезет, то действительно повезет. Хороший цейлонский чай из Увы и хороший Дарджилинг Мускатель очень хороши. И удивительно ароматны. А если к ним добавить хороший Кимун, то может получиться прекрасная дегустация с каким-либо претенциозным названием типа «Самые ароматные черные чаи мира».
Ну и сама тема с самыми ароматными черными чаями мира интересна, конечно. Ее, судя по всему, придумали в Китае. И время от времени как-либо красиво отрабатывают, устраивая, например, международные конференции с участием китайских, индийских и ланкийских специалистов. Или исследуя ароматические композиции всех трех чаев. Зачем это нужно нашим китайским коллегам, я могу только гадать. Можно было бы предположить, что китайские производители черного чая хотят заявить о себе на международном рынке — но тогда им нужно сопоставлять свой чай не с Дарджилингом Мускателем и цейлонской Увой, которых производится и продается совсем немного. А с Ассамом или кенийской гранулой — потому что на международном рынке черного чая есть смысл потолкаться локтями в сегменте массового дешевого напитка, а не наоборот. Загадка, короче.
Кстати, если соединить в одной дегустации цейлонскую Уву, Дарджилинг Мускатель, хороший Кимун, добротный Ассам, не менее добротную кенийскую гранулу и турецкий чай, то тоже получится отличная дегустация. Которую можно назвать «Основные мировые стили черного чая».
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий