Пара нюансов американского чайного рынка
В Tea & Coffee Trade Journal вышло интервью со специалистами британской чайной компании Clipper Tea — не самой крупной, но весьма заметной. В своем маркетинге эта компания активно разыгрывает все актуальные карты: устойчивость, этичность и все такое прочее. И в этой теме является безусловным трендмейкером (я тоже знаю некоторые умные слова, фигли).
Большая часть интервью как раз этим актуальным картам и посвящена, поэтому интерес представляет сильно специфический. Но есть там и пара действительно любопытным моментов, связанных с выходом Clipper Tea на американский рынок. В ходе этого выхода специалисты компании выяснили следующее.
Во-первых, американские потребители ценят конкретные вкусы и ароматы. Ну то есть если потребитель европейский, увидев на упаковке чая рисунок имбиря или мяты или прочитав там соответствующие слова, готов к тому, что после заваривания в его чашке окажется чай с легкими имбирными или мятными нотами, то американский потребитель к таким нежностям не готов. Если на пачке нарисован имбирь — значит должен быть мощный имбирь, а не вот это вот все деликатное. А если мята — то ментолом должно шибать, как от жвачки. Ну и так далее.
Во-вторых, американские потребители любят четкие инструкции. Честно говоря, я не могу придумать, что может быть более четким, чем инструкция типа «всегда используйте свежую воду, лейте ее в чашку с пакетиком, пока она еще кипит и булькает и заваривайте чай 2-4 минуты». Но если подумать, то для людей, не имеющих чайного бэкграунда, в такой инструкции масса неясностей. Что такое свежая вода? А если случайно сначала воду налил, а потом пакетик положил, то все, всему конец? А если не менее случайно заварил чай водой, которая уже перестала бурлить? И, все-таки, два или четыре минуты? Реальный кошмар, короче.
Не знаю, что там в итоге написали Clipper Tea на пачках для американского рынка. И не возьмусь как-то все это комментировать, с такими нюансами американского потребительского поведения я не знаком. Но информация, безусловно, любопытная.
Bardo Tea как сбыча мечт
Ну и раз уж сегодня зашла речь об американском чайном рынке. В том же Tea & Coffee Trade Journal наткнулся на сообщение о том, что в Портленде открылся чайный магазин Bardo Tea. Являющийся результатом совместного творчества чайного специалиста, пять лет проработавшего в Smith Tea, и фасилитатора осознанности. А сам магазин Bardo Tea описан как место, где чай соединяется с медитацией и где проводятся внимательные дегустации нескольких хороших чаев.
Предвкушая привет из ранней чайной молодости, я немедля отправился изучать сайт и соцсети проекта — и не ошибся. Там все, как было в наших чайных клубах на рубеже веков. Ну только интерьеры немного другие — оно и понятно, интерьерные решения с тех пор чутка изменились. Ну и еще, конечно, у условного «Железного Феникса» в пору его расцвета инстаграма не было, а Bardo Tea — есть. Короче говоря, отличия — чисто косметические. Но суть проекта, безусловно, родная чайно-клубная. А некоторые мелочи настолько узнаваемы, что даже удивительно. Меня, помнится, в традиционных чайных клубах очень радовала обувная полка, первой встречавшая гостей. Так было не везде, конечно — но чайных пространств, которые начиналось с чужих ботинок, в России хватало. Ну и в Портленде, судя по видосикам, такая же история.
Впрочем, зацепил меня Bardo Tea не чудесными видами на чужую обувь. А ассортиментом. Как чая, так и посуды. Ассортимент небольшой, но какой-то… Вот представьте себе, что вы работаете в чисто коммерческой чайной компании и продаете не тот чай и не ту посуду, которые вам нравятся, а тот чай и ту посуду, которые хорошо покупаются. Но при этом сами вы любите совсем другой чай и совсем другую посуду. И практикуете совсем другое отношение к чаю и посуде. Осознанное. И вот вы, значит, смешиваете очередной ароматизированный блокбастер — и мечтаете о том, что однажды у вас будет свой чайный проект. И что в нем будет только по-настоящему хороший чай. Ну и немножко молочного улуна, потому многие его любят. И ГАБА еще, потому что она модная. Но и молочный улун и ГАБА все равно будут очень хорошими, потому что вы действительно разбираетесь в чае. И посуда у вас тоже будет офигенной, стильной и винтажной — а не вот этот вот все из стекла и палок.
Короче говоря, Bardo Tea — это проект, который очень похож своим ассортиментом на сбычу мечт человека, измученного нарзаном. В смысле на сбычу мечт чайного специалиста, измученного чистой коммерцией. Интересно будет посмотреть, как этот проект будет развиваться. Я искренне желаю коллегам удачи, это всегда приятно, когда сбыча мечт не только случается, но и превращается в бесконечную последовательность радостных проектов. Мало того, проекты, работающие преимущественно с чаем, который нравится авторам проекта, это не чистая фантастика, они встречаются в реальности.
Но у Bardo Tea шансов, на мой взгляд, немного. Вся надежда — на фасилитатора осознанности.
Антон Дмитращук об истоках чаочжоуского гунфуча
Антон Дмитращук опубликовал в группе «Совы и Панды» размышления об истоках чаочжоуского гунфуча в двух частях (раз, два). У меня очень часто возникает желание анонсировать материалы Антона — но я почти всегда сдерживаюсь, предполагая, что всякий интересующийся чаем человек, читающий на русском языке, за его публикациями хоть краем глаза, но следит.
Но сегодня вот, не смог смолчать. Прямо как Сирано. У Антона получился компактный для такой темы, информативный и лиричный текст с кучей отсылок для самостоятельного изучения. Рекомендую.
Нюхнуть чая в баре
В Тайбэе есть парк культуры хакка — народа, представителей которого на Тайване живет около пяти миллионов, это примерно пятая часть всего населения острова. Хакка — это в том числе и чайный народ. Многие тайваньские чайные проекты реализуются тех регионах, где проживают хакка. И руками хакка. Так что нет ничего удивительного в том, что хакка используют чай как один из маркеров собственной идентичности. И когда устраивают какие-либо масштабные мероприятия, то часто так или иначе включают в них чай и чаепития.
Ну и вот буквально на днях в упомянутом уже парке культуры хакка открылся чайный бар, задача которого будет состоять в том, чтобу до 30 июня знакомить гостей парка с чаем и традициями гостеприимства хакка. Бар как бар — но с одним любопытным техническим решением.
Вы, возможно, уже знаете о приспособлениях для знакомства с ароматом чая в общественных пространствах. Которые представляют собой закрытую емкость с сухим чаем с двумя воздуховодами в крышке. Проще говоря, в эту емкость заведены две трубочки. Одна снабжена ручным насосом-грушей для нагнетания в емкость воздуха, как на механическом тонометре. А другая — раструбом для носа. Для того, чтобы понюхать чай, нужно качнуть немного воздуха внутрь емкости, чтобы этот воздух, уже с ароматическими веществами чая, начал активно выходить из раструба. Где, собственно, его и нужно нюхать. Такие приспособления время от времени встречаются на выставках — но вот в чайном общепите я их, кажется, еще не видел. А в чайном баре в парке чайной культуры хакка такие приблуды висят на стене рядком.
Строго говоря, по своим основным функциям этот бар тоже не является коммерческим общепитом, это, в первую очередь, презентационное пространство. Но формат у него барный — так что решение все равно любопытное.
Розыгрыш чайной подписки от «Нитки»
Чайная «Нитка» объявила о розыгрыше годовой подписки на чай и грозится сделать такой розыгрыш ежемесячным. Годовая подписка — это ежемесячная посылка с небольшой пачкой чая и прикольной открыткой, которая будет приходить прямо на вашу почту, очень удобно.
Если вы играете в такие игры, то надо будет подписаться, репостнуть, лайкнуть и отметить друга — ну то есть совершить стандартный для таких розыгрышей набор действий. Вполне адекватные усилия для получения двенадцати образцов чая и двенадцати открыток. Вот ссылка на ВК, а вот на FB.
Чай для чайников. Виды чая: черный чай и зеленый чай
После сбора чайных листьев часть содержащихся в этих листьях компонентов начинает окисляться. В результате этого окисления химический состав чайных листьев меняется и, соответственно, меняются их сенсорные характеристики: цвет, вкус и аромат. Скоростью окисления компонентов чайного листа можно управлять, причем достаточно простыми методами — меняя температуру, влажность и целостность листьев.
При производстве зеленого чая окисление компонентов чайных листьев радикально замедляют, в идеале — останавливают. Оптимизируя при этом сенсорные характеристики чая. При производстве черного чая окисление компонентов чайного листа стимулируют, останавливая его тогда, когда сенсорные характеристики чая станут оптимальными. Что такое «оптимальные сенсорные характеристики чая» сейчас не важно — но надо понимать, что они разные не только для черного чая вообще и зеленого чая вообще, но и для каждого конкретного черного и зеленого чая в частности.
Можно совершенно спокойно считать, что ключевой задачей при производстве зеленого чая является замедление (остановка) окисления. А ключевой задачей при производстве черного чая является стимулирование окисления. Радикальное замедление окисления и радикальное стимулирование окисления — это принципиально разные задачи. Которые и определяют не менее принципиальную разницу между зеленым и черным чаем.
Окисление при производстве зеленого чая останавливается в ходе технологической процедуры, которая в русской чайной терминологии обычно называется фиксацией. В приведенной ранее технологической схеме видов чая этот процесс обозначен как инактивация энзимов (ферментов). Определенные ферменты, содержащиеся в чайном листе, являются катализаторами окисления и, соответственно, их инактивация приводит к замедлению и остановке окисления. Этот же процесс — фиксации или инактивации ферментов — часто называют китайским термином шацин (杀青) или его романтическим переводом «убийство зелени».
Фиксацию можно считать ключевым этапом производства зеленого чая, который, собственно, и делает его зеленым. Не в смысле цвета (хотя готовый зеленый чай да, зеленый), а в смысле принадлежности к виду «зеленый чай». Это не значит, конечно, что остальные технологические этапы не важны и могут быть исключены из технологической цепочки. Технологическая цепочка — штука цельная, в ней важны все этапы.
Вылеживание приводит к снижению содержания в чайных листьях влаги и делает чайные листья более пластичными. Снижение содержания влаги делает более эффективной фиксацию, а пластичность позволяет более смело обрабатывать чайные листья после фиксации. После или во время фиксации чайные листья при производстве зеленого чая подвергаются деформации разной степени интенсивности. Их могут произвольно скрутить по принципу «что получится», придать им определенную форму или даже измельчить — все это нужно для того, чтобы сделать чай вкуснее, придать ему привлекательный внешний вид и задать прочие потребительские характеристики готового чая. Ну а сушка финализирует всю технологическую цепочку и делает чай готовым продуктом, пригодным к хранению и транспортировке.
Таким образом, все технологические этапы при производстве зеленого чая важны и сильно влияют на результат производства — но ключевым этапом производства зеленого чая все равно является фиксация, останавливающая окисление компонентов чайного листа.
Окисление компонентов чайного листа при производстве черного чая стимулируется деформацией чайных листьев. Иногда деликатной, на уровне легкого сминания. Иногда радикальной, до измельчения листьев в кашеобразную массу — так поступают при производстве гранулированного черного чая. Ну а классическим способом деформации чайных листьев при производстве черного чая является их скручивание, чаще всего производимое с использованием специального оборудования.
Окисление компонентов в деформированных чайных листьях идет заметно интенсивнее, чем в цельных — тут для понимания будет уместна аналогия с яблоком или бананом, на которые надавили пальцем. После чего надавленное место достаточно быстро темнеет. Потому что окисление там идет интенсивнее. Таким образом, именно деформацию (скручиванием, нарезкой, измельчением или еще как-нибудь) можно считать ключевой процедурой при производстве черного чая.
Обратите, кстати, внимание, что и в производстве черного чая, и в производстве зеленого чая присутствует технологический этап, в ходе которого чайные листья деформируются. Чисто технически для осуществления этого этапа можно даже использовать одинаковое оборудование. Однако смысл деформации чайных листьев при производстве зеленого и черного чая совершенно разный.
При производстве зеленого чая деформация чайных листьев осуществляется после фиксации, то есть после того, как окисление компонентов чайного листа остановлено. И с окислением компонентов чайного листа эта деформация практически не связана. А при производстве черного чая деформации подвергаются чайные листья, в которых окисление уже началось — и деформация листьев его радикально стимулирует.
При этом, как и в случае с зеленым чем, все остальные этапы технологической цепочки производства черного чая также очень важны. Завяливание делает чайные листья менее влажными и более пластичными, кроме всего прочего позволяя деформировать их более энергично и менее разрушительно для листьев (когда необходимо сохранить их целостность, конечно). Процесс, обозначенный на технологической схеме как аэрация (в большинстве источников он называется ферментацией) — это собственно процесс, в ходе которого компоненты деформированных чайных листьев активно окисляются. Без него вообще никак. Ну а сушка, она и в данном случае — сушка.
Снова все очень важно. Но деформация чайных листьев или, если угодно, связка «деформация + ферментация» является при производстве черного чая ключевым технологическим этапом.
Еще раз. В зеленом чае окисление компонентов чайного листа останавливается фиксацией. В черном чае окисление компонентов чайного листа стимулируется деформацией. В первом приближении все очень просто. Можно переходить к остальным видам чая. После важной и очевидной оговорки.
Приведенные схемы производства зеленого и черного чая являются упрощенными, конкретные технологические цепочки производства конкретных чаев могут эти схемы сильно усложнять. Например, при производстве зеленого чая деформация чайных листьев может быть, как отмечалось выше, совмещена с фиксацией. А финальной сушке может предшествовать сложная последовательность прогревов чая. А при производстве черного чая между перечисленными основными технологическими этапами может производиться промежуточная сортировка сырья. И так далее. Точно также дело обстоит и с принципиальными схемами производства других видов чая — они заметно проще производственной реальности.
Миграция пуэра
Китайские ученые изучили, как изменение климата влияет на изменение условий выращивания чайных растений, собранное с которых сырье используется для производства пуэров. Изучив все доступные данные за период с 1961 по 2020 год, ученые пришли к следующим выводам.
Самые подходящие районы для выращивания таких растений сосредоточены, большей частью, в западных и южных регионах провинции Юньнань. Средние по пуэрной подходящести районы в основном распределены в центральных и западных регионах провинции Юньнань. За последние 60 лет площадь областей, подходящих для выращивания чайных растений, дающих листья, подходящие для производства пуэров, сократилась. При этом эти регионы постепенно смещаются на юго-запад. То есть в сторону Мьянмы. Ну а основными факторами, влияющими на пуэрную подходящесть региона, являются (сюрприз) осадки и температура воздуха.
Это, безусловно, очень ценное знание.
#TeaPower
В этом году главной темой празднования нового Международного дня чая, который, как известно, отмечается 21 мая, будет продвижение чая как важного элемента активного и спортивного образа жизни. Ну и про его оздоровительное действие — не важно сейчас, реальное или вымышленное — тоже будут активно вспоминать. Для того, чтобы вписаться в эту движуху — а сделать это, естественно, может любой человек или любая организация — достаточно добавлять в свои посты тэг #TeaPower. Ну типа опубликовал ролик, где ты в горы лезешь или там в зальчике занимаешься и чай пьешь, не отрываясь от процесса восхождения или создания рельефа ягодичных мышц — и ставишь тэг.
Если не забуду, то непременно опубликую с этим тэгом несколько фоток с баурсаками, самсой с рубленой бараниной и чаем с молоком или еще с чем пожирнее. Хотя, конечно, для всего этого больше подойдет тэг #RealTeaPower.
Ручной сбор чая против механизированного
Китайские ученые самыми разными способами сравнили между собой улуны, изготовленные из чайных листьев, собранных руками, и чайных листьев, собранных с использованием малой механизации. Естественно, для чистоты эксперимента изучались чаи, изготовленные по одной технологии — это были улуны Тегуаньинь. И метод механизированного сбора был только один — это была ручная машинка для сбора чая с бензиновым двигателем HONDA GX35, что-то типа Ochiai DL-4C-H3. Это, фактически, косилка — избирательный сбор с использованием этого агрегата крайне затруднителен.
В ходе исследования были изучены 185 образцов чая, причем изучены как лабораторно, так и сенсорно. Выяснилось, что в чаях, изготовленных из листьев машинной сборки, меньше разных важных для чая веществ. Не по разнообразию меньше, а по количеству каждого конкретного вещества. Причем некоторых конкретных веществ в машинном чае намного меньше, чем в ручном, в два раза. Что, конечно, однозначно сказалось на сенсорных характеристиках чая.
По результатам сенсорных оценок все образцы были разделены на четыре группы, на вкусные, нормальные, не очень вкусные и совсем барахло. Среди образцов ручной сборки вкусных оказалось 35%, а совсем барахла — всего 9%. Остальных — по 28%. А среди чаев машинной сборки вкусных по результатам сенсорной оценки не оказалось вообще, барахла оказалось 66%, 22% — не очень вкусных и всего 12% образцов были сенсорно оценены как нормальные.
Разгромные результаты для машинной сборки, если честно. Безусловно, эти результаты нельзя переносить на всю машинную сборку чая вообще. Там много нюансов, разное оборудование, возможны еще разные технологические хитрости. Но в рамках данного исследования разница между ручной и машинной сборкой получилась очень большой и не в пользу последней.
Лучшие Afternoon Tea в Великобритании
В Великобритании в очередной раз назвали места, в которых подаются самые крутые послеобеденные чаепития. Это давняя традиция, когда-то в прошлом определением лучших послеобеденных чаепитий занимался Британский совет по чаю. Тот самый, который теперь называется Чайно-травяной ассоциацией Великобритании. Старое название мне, кстати, нравилось больше, в нем был старомодный и тяжеловесный имперский стиль. А новое какое-то травоядное… Извините, отвлекся.
Номинации, в которых соревновались британские послеобеденные чаепития, тоже постоянно менялись. Раньше, например, отмечались лучшие отельные чаепития, лучшие чаепития в Лондоне и лучшие чаепития за пределами Лондона. Если мне не изменяет память, конечно. А она может запросто изменять, потому что они там постоянно что-то новое выдумывали.
Ну а сейчас, стало быть, определением лучших мест для послеобеденного чаепития занимается проект AfternoonTea.co.uk — тот самый, который собирает информацию обо всех послеобеденных чаепитиях в Великобритании и Ирландии, устраивает Afternoon Tea Week, публикует разные занимательные обзоры и вообще молодец. Я о нем писал неоднократно, хороший проект. И оценкой послеобеденных чаепитий он занимается по полному праву. И в старом добром стиле — ну то есть не по картинкам и описаниям в этом нашем интернете, а живьем. Независимые, насколько это возможно в нашем мире, эксперты ходили по разным заведения, заказывали Afternoon Tea и оценивали его. С учетом некоторого однообразия британских послеобеденных чаепитий даже не знаю, завидовать этим людям или сочувствовать. Впрочем, они сами вызвались.
Короче. По результатам всех этих изысканий 19 заведений были отмечены как отличные с чайной и послеобеденной точки зрения. А три заведения стали победителями в трех номинациях.
Лучший традиционный послеобеденный чай по мнению экспертов подают в The Beaumont Hotel. У них там все так сдержанно старомодно. И картины со сценами охоты на стенах. Такие, знаете, где мужики в странных одеждах и собаки поджарые. Картины мне понравились.
Лучшее современное послеобеденное чаепитие подают в COMO The Halkin. Чаепитие там выполнено… ну пусть будет в тропическом стиле. С яркими салатами, чашками из половинок кокоса, морепродуктами, в деревянной посуде, со смузи и там все такое явно здоровое-здоровое. Но не перестающее при этом весьма привлекательно выглядеть.
Ну а лучшее тематическое чаепитие подают в The Waldorf Hilton. Чаепитие это выполнено с отсылками к героям диснеевской «Красавицы и чудовища». Чашка, чайник и некоторые десерты там с глазами. В колбе стоит аленький цветочек. Все, как надо, короче. Детям, наверняка, должно страшно нравиться. Ну и взрослым, которые на этих картинках выросли.
Все перечисленные локации являются отелями и находятся в Лондоне. Если вдруг кому недалеко и интересно, все адреса есть под ссылками.
Ирландское поэтическое чайное меню
Ну и раз уж речь зашла о послеобеденных чаепитиях. В Ирландии, в Дублине есть дорогой и красивый отель Anantara The Marker Dublin Hotel, который обещает всем своим гостям аутентичное ирландское гостеприимство. Многосмысленное обещание — но, полагаю, в случае с дорогим и красивым отелем его нужно интерпретировать исключительно доброжелательно. Тем более, что в этом отеле, как и в большинстве дорогих отелей на Британских островах, подают Afternoon Tea — традиционное послеобеденное чаепитие.
В Anantara The Marker Dublin Hotel послеобеденное чаепитие называется Poetry & Places, «Поэзия и локации». Чай там банальный, а вот закуски привязаны к разным объектам литературного наследия Ирландии. Получилось симпатично. Идея, вроде как, и простая, как десерт «Золотая рыбка» в кафе «Сказки Пушкина». Но в привязке к ирландской эстетике исполнена очень качественно. Особенно на информационном уровне.
RTD-чай как элемент демократичного стрит фуда
В самом конце мая 2022 года я опубликовал пост «Чай в Казахстане. Первый взгляд», написанный по результатам первого месяца, прожитого в Алма-Ате. Как выяснилось в ходе дальнейшего пребывания в Казахстане, пост получился нормальным, без явных косяков. Хотя, конечно, поверхностным и не очень полным. На то он и первый взгляд, впрочем.
Время шло, чай пился, по сторонам смотрелось, по чайным ходилось — и все, полученные в рамках этой бесконечной последовательности радостных процессов, впечатления мною аккуратно фиксировались и публиковались. И вылились в итоге в подборку публикаций «Чай в Казахстане». Довольно большую, но бессистемную — она сделана по акынскому принципу. Что увидел, о том и рассказал.
Я это все к тому, что настало время второго обобщающего материала о чае в Алма-Ате. Именно в Алма-Ате, а не в Казахстане. Причина такой локализации очень проста — потребительские привычки и традиции в Средней Азии вообще и в Казахстане в частности довольно сильно меняются от города к городу. И обобщать опыт, полученный за два года в Алма-Ате, на всю страну несколько самонадеянно.
Итак.
Начать я хочу с несколько необычного наблюдения. Описывая почти два года назад первые впечатления от чая в Казахстане, я отметил, среди прочего, что здесь очень популярен Ready to Drink Tea, чай в бутылочах. Его много и охотно льют местные компании в том числе и под местными брендами. Которые вполне успешно конкурируют с брендами международными. Ну и люди его пьют массово и повсеместно. Открытую бутылку холодного чая можно увидеть на прилавке уличного торговца, у пацанчиков, сидящих на корточках, у рабочих на стройке, на мопеде у курьера, в руках у школьников и так далее. Если все эти образы загламурить, то получится отличная картинка для благостной рекламы в стиле «все пьют чай в бутылочках».
Сам факт распространенности RTD-чая меня, на самом деле, нисколько не удивил. Такого рода напитки сейчас активно продвигаются, спрос на них сформирован и хорошо управляем, так что нет ничего странного в том, что люди их пьют. Удивительным для меня оказалось то, с какими напитками RTD-чай в Алма-Ате активно конкурирует. Ну просто чтобы вы понимали, обычно он конкурирует с газировками и прочими софтдринками. И даже иногда рекламируется как здоровая альтернатива разным сладким шипучкам и нешипучкам.
А здесь, в Алма-Ате, чай в бутылочках активно конкурирует с традиционными кисломолочными напитками. Причем конкурирует не просто так, а за место в простейшей шабашке. Ну то есть за то, чтобы в дешевом комплекте «перекус + запивка» занять место запивки.
Самая традиционная местная шабашка состоит из чего-либо из мяса и теста и чего-либо кисломолочного. Беляш с айраном. Чебурек с шалапом. Самса с шубатом. Ну и так далее. Такие комплекты массово продаются в разнообразных торговых точках. Два беляша, подогреть, стакан айрана с трубочкой, которой можно проколоть крышку — и все это в полиэтиленовой майке, с которой ты топаешь, куда тебе надо и там перекусываешь. Вполне толковый стрит фуд получается. Сытно и не очень тяжело — кисломолочка рулит. Вместо условного айрана можно заказать компот из сухофруктов, он будет как в школьной столовой из моего детства, только слаще — но такой комплект заказывают реже.
Так вот. В последнее время я все чаще и чаще замечаю, что к беляшу или там к чебуреку стали заказывать холодный зеленый чай с лаймом и мятой. Или не менее холодный черный чай с персиком. Или лимоном. Был шокирован, если честно. Потому что схемы «RTD-чай как альтернатива кефиру» в моей практике еще не было.
Ну а когда я увидел, как набор из беляша и бутылочки холодного чая отдают в качестве подаяния, причем увидел неоднократно, то удивляться перестал. Теперь только запоминаю и записываю. Всем, что записал и запомнил, буду постепенно делиться, примерно раз в неделю.
Хошиминский чай со льдом и городское мышление
Во вьетнамской прессе наткнулся на небольшой репортаж, посвященный одной из самых интересных вьетнамских чайных традиций — традиции бесплатного уличного чая со льдом. Центром этой традиции является Хошимин. В котором сейчас в районе 35 градусов и влажность 70% — так что без чая со льдом там действительно тяжело. Поэтому жители Хошимина сделали его элементом городской инфраструктуры.
Самое классное в этой традиции то, что она существует в рамках массового волонтерства и спонтанной кооперации. Люди и организации побогаче просто выставляют на улицы емкости с холодным чаем, который доступен всем желающим. Если одному человеку такую тему не потянуть, то кооперируются несколько соседей. Один емкость выставляет, другой — чай обновляет, третий лед подсыпает, четвертый за чистотой и порядком следит. Ну и в итоге весь город пьет и радуется.
Для меня такие низовые инициативы являются очень воодушевляющим примером адекватного городского мышления. Город, как вы, наверное, знаете, это такая занятная система, для которой ключевым дестабилизирующим фактором являются возможности каждого конкретного элемента системы. Ну, грубо говоря, если каждый горожанин на полную катушку реализует все свои возможности, подкрепив их своими правами, город просто разрушится. Потому что он не переживет одновременного включения электрочайников, пересаживания всех на самокаты, резкого увеличения рождаемости, нескончаемого потока граффити и всего прочего, что в небольших количествах украшает город, но в тотальном исполнении станет для него приговором. Вообще, так устроена вся жизнь — разумные и добровольные самоограничения являются самой перспективной стратегией — но в городе все это дело проявляется особенно остро.
Так вот. Одним из признаков адекватного городского мышления является реакция на удобные инициативы. Типа того же бесплатного холодного чая для всех желающих. Если основная масса горожан радостно побежит пить этот чай, стараясь на полную катушку реализовать открывшуюся возможность, то хорошая затея довольно быстро накроется медным тазом. Ну или что там его сейчас заменяет. Если большая часть горожан будет использовать открывшуюся возможность, включив самоограничения, то у затеи будет шанс выжить. Ну а если хотя бы небольшая часть горожан еще и впишется в эту затею и тоже выставит на улицу бесплатный холодный чай — инициатива превратится в традицию. Что и произошло в Хошимине.
Когда в доковидные времена мы с Ольгой устраивали открытые городские чаепития в Пскове, я этот принцип нутром почувствовал. Это очень круто, когда прямо на глазах из простой идеи получается технически сложное мероприятие в крутой локации и с чумовой атмосферой. Просто потому, что друзья помогли тебе транспортом, водой и рабочими руками. Музейщики помогли с площадкой. Местные бизнесы — оборудованием, электричеством и вкусняшками, чайные коллеги — чаем и участием, а гости — тусовкой, пирогами и бегающими по траве детьми. И на практически пустом месте — а иногда и реально на пустом — очень быстро возникало событие, которое потом все участники год с удовольствием вспоминали.
Ну а в Хошимине холодный бесплатный чай развился, повторюсь, в полноценную традицию. Красивую и для людей полезную. Чай там, кстати, чаще всего простой и зеленый. Часто с разными адекватными добавками типа имбиря или лимона.
Чучела крокодилов и чайная утварь
В Музее чая Пинлинь, который, как известно, находится в Тайбэе, на Тайване, есть не только постоянная экспозиция. Там, как и в любом приличном музее, время от времени устраиваются разные выставки. И прямо сейчас там работает выставка, название которой правильнее всего будет, пожалуй, перевести как «Приспособления природы и человека». И у нее еще игривый подзаголовок есть: «Кабинет причудливой посуды».
Это такая чрезвычайно эклектичная выставка, в которой объединены чайная утварь, естественные природные сосуды типа тыкв и раковин, всяческая утварь из совсем уж природных материалов, разные природные объекты, формы и пропорции которых могли вдохновить человека на создание каких-либо, в том числе и чайных, штук. Ну и сами эти чайные штуки, вдохновленные природой. Там, например, есть контейнер для хранения чайника, который изготовлен по мотивам птичьего гнезда. Ну то есть он круглый, сплетен из соломы и снабжен пышной подкладкой, чтобы чайнику там было тепло, мягко и безопасно.
В рамках этой выставки проводятся разные лекции и чаепития, на которых гостям рассказывают о формах раковин и угощают их чаем. Красивое мероприятие. Причем вот ведь какая штука. Если из этой выставки чай вообще исключить, информационно она почти ничего не потеряет — на чучела крокодилов все равно интересно посмотреть. Но с чаем все как-то душевнее.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий