Я позволю себе занять ваше внимание достаточно долгим описанием одного нового алматинского чайного пространства. Дело в том, что пространство это, простите за такое слово, концептуально. И работает в той специфический чайной нише, которая сейчас только формируется и которую, пожалуй, можно назвать нишей пижонских городских чайных. Так что, делясь совершенно конкретными впечатлениями о заведении, я время от времени буду срываться в разные пространные рассуждения. Потерпите.

Итак. В Казахстане и немного в России — в Сочи — есть небольшая сеть баблтишных, TEADOT. Действительно небольшая, у них всего десять заведений. Такой сдержанный масштаб сеть компенсирует обширным ассортиментом — в меню проекта почти пять десятков чайных и околочайных напитков. Причем не только баблти, но и всяких прочих, отлично описываемых емким термином «актуальный аццкий чайный сотонизм».

Так вот. Не так давно коллеги из TEADOT открыли в Алма-Ате заведение, которое работает с классическим чаем. Называется это заведение CHU CHA, расположено оно в козырном прогулочном месте, недалеко от Ботанического сада, и позиционируется как азиатская чайная и кондитерская. Хотя я бы классифицировал CHU CHA как чайный бар. Или как камерный чайный театр.

Надо сказать, что открытие какой-либо сетью, зарабатывающей — давайте называть вещи своими именами — на попсовых вкусняшках, единичных заведений, работающих с тем же продуктом, с которым работает сеть, но исполненным на более высоком уровне, обычное дело. Флагманские заведения есть даже у «Старбакса» — погуглите Starbucks Reserve. «Старбакс» — это, конечно, совсем не чайный проект, но надо понимать, что для рынка современных городских напитков эта сеть кофеен является одним из главных трендмейкеров. 

Ну и сети баблтишных в тренд с пижонскими заведениями охотно вписываются — достаточно вспомнить прожарочные флагманские чайные проекта Chicha San Chen, о которых я недавно рассказывал. Традиционные чайные есть у Nayuki и, наверняка, у кого-либо еще, о ком я просто не знаю.

Короче говоря, идея традиционного чайного флагмана при баблтишной сети витает, так сказать, в воздухе. С точки зрения бизнес-романтизма эта идея, кстати, выглядит очень привлекательной. Уговаривая самого себя, начальство или инвестора открыть более или менее традиционную чайную, можно рассказывать кучу увлекательных историй. Про то, что такую чайную можно будет использовать как песочницу для отработки разных решений. Что классический чай и эстетское пространство привлекут взрослых и более состоятельных клиентов. Что такая чайная — это отличное имиджевое решение с высоким рекламным, презентационным и сошиалмедийным потенциалом. Что она повысит привлекательность бизнеса в случае его продажи — и так далее. 

Все это, как вы сами понимаете, может оказаться как чистой правдой, так и полной ерудной — все зависит от реализации. Ну вот я и пошел в CHU CHA посмотреть на эту самую реализацию.

Не исключено, кстати, что я немного поторопился. Новая чайная работает фактически в тестовом режиме, у нее торжественное открытие будет только через пару дней. Но формально основания для визита у меня были: двери открыты, чай и еду подают, соцсети работают и зазывают. Просто надо понимать, что все решения, которые применены в CHU CHA, оценивать пока можно чисто субъективно, потому что они еще не прошли проверку реальной работой. И я могу оценивать их одним способом, со своей довольно странной точки зрения. А реальность может оценить их совсем иначе.

Ну вот, например, в CHU CHA большой акцент сделан на оздоровительной презентации чаев. У них в чайной карте есть раздел, который называется «Лечебные чаи» — туда по неведомым мне причинам включены роза, жасмин и османтус. В живом доступе и без указания в чайной карте есть еще слайсы зизифуса (или финика, я не разглядел) и ягоды годжи. А если почитать описания вообще всех чаев, то окажется, что и эти вообще все чаи в чайной — лечебные. Потому что акцент на здоровье в презентации напитков в CHU CHA сделан очень сильный. С моей субъективной и человеческой точки зрения — это полная и безответственная фигня и пошлая шняга. С моей маркетинговой и циничной точки зрения — это естественное и рациональное решение, потому что потребители любят оздоравливаться на халяву. А с моей профессиональной точки — время покажет. Надо просто пробовать разные подходы к презентации чая и смотреть, какой из них окажется более эффективным.

Что-то я вперед забежал… В CHU CHA на одной, просторной, светлой и вообще симпатичной площадке реализовано сразу два концепта: чайный и кондитерский. 

Кондитерский концепт меня, скажем так, ошарашил. Причем не сам по себе — кондитерка там вполне интересная, эклектичная, модная, прикольная, концептуальная, детям нравится и все остальные слова. Какая-то ореховая штукенция, которую я заказал, оказалась вкусной. И не сладкой — что большая редкость для алматинского общепита, который, как мне кажется, работает в тайном сговоре со стоматологами.

При этом кондитерский концепт мне показался сильно недоработанным с чайной точки зрения. Чайные вкусняшки нужно делать меньше. Стандартные размеры десертов, которыми оперирует CHU CHA, хороши тогда, когда эти десерты доминируют на столе. Или сочетаются с каким-либо напитком в большой и одинокой кружке или чашке — с какао там или с кофе. А когда на столе доминирует чай, десерты нужно делать совсем маленькими. На один-два укуса. Это сразу плюс сорок к изяществу и плюс тридцать к гастрономическому балансу. Но в CHU CHA десерты большие и с чаем, на мой взгляд, не гармонируют.

Чайная карта в CHU CHA состоит из трех разделов. Классического чая, чая кочевников и лечебного чая. Чай кочевников — это авторские напитки в казахском стиле с молоком и, опционально, сахаром, солью или тары. Их презентация ограничена описанием в меню. А вот классические и лечебные чаи презентованы не только в меню, но и живьем — на стойке чайной стоит полтора десятка открытых гайваней, в которых все эти чаи насыпаны и снабжены визиточками с названиями и краткими описаниями.

Названия и описания совершенно расколбасные. Вот список классических чаев из чайной карты: Бай ча, Жасминовый рай, Горный край (пестня!), Нежность жасмина, Дикий красный, Пуэр в мандарине, Король чая, Темный дракон, Глаз дракона, Колодец дракона (раслененка и избавление от улик). Чайной карты в которой были бы смешаны фантазийные названия чая, классификационные термины на китайском, перевод классификационных терминов с китайского, перевод названий конкретных чаев и что-то еще вообще необъяснимое, я не встречал уже очень давно. Читал и плакал от умиления… Описания чаев выполнены в этом же залихватском стиле, только, повторюсь, с сильным акцентом на здоровье. Причем настолько разным для разных чаев, что возникает стойкое ощущение аптеки. Копирайтер старался.

Короче говоря, если бы представление чая в CHU CHA было бы чисто теоретическим, построенным только на названиях и описаниях, то ориентироваться в их чайной карте смог бы только совершенно незнакомый с чаем и очень позитивный человек, напрочь лишенный здравого смысла и критического мышления. Но, повторюсь, про все их чаи можно не только почитать, на них можно посмотреть — что полностью меняет картинку.

При изучении чая живьем, становится понятно, что лечебными чаями коллеги из CHU CHA называют вкусовые добавки в чай. Прото «лечебные» звучит солиднее. И еще становится понятно, что Лун Цзин у них простенький, а вот чай с названием «Дикий красный» есть смысл попробовать.

Так я и поступил. Заказал два чая — Дикий красный и соленый чай кочевников — с упомянутой уже ореховой штукенцией. И стал наблюдать за приготовлением чая.

Чай они готовят классно. Я, конечно, могу ошибаться, но похоже, что коллеги из CHU CHA решили, что в идеале каждый чай нужно готовить своим способом. Поэтому барная зона чайной заставлена самым разным заварочным оборудованием. В основном — дриперного типа. Ну то есть таким, через которое чай проливается. Но есть у них там и классические чайники, и сифоны — со спиртовкой, правда. Выглядит внушительно.

Я, конечно, использования всего этого оборудования не застал. Мало того, засмотревшись на приготовление чая кочевников, проморгал процесс приготовления Дикого красного. Но даже если его просто залили в чайнике кипятком, получилось хорошо.

А чай кочевников, да, занятно готовят. Чай-основа для этого напитка заварен заранее и хранится в специальной глиняной баклажке, которую можно подогревать на плите. Из этой баклажки чай-основа в нужном количестве переливается с помощью специального черпака в открытый чайник «сбоку ручка», куда потом добавляются молоко и соль. Потом чайник ставится на подставку с греющей спиртовкой и на подносе и в комплекте с малюсенькой чашечкой отправляется гостю.

Глиняная баклажка, черпак и чайник с боковой ручкой придают всему этому делу легкий налет чайной японскости и делают подачу чая кочевников очень привлекательной. Сам чай кочевников в его соленом варианте, правда, скучноват. Я бы сделал его более соленым и вспенил. И, возможно, специй бы добавил. Но тут уже дело хозяйское — тем более, что в такой подаче исполнение доминирует над вкусом, вкусу достаточно быть неотвратительным, чтобы все было хорошо. У соленого чая кочевников вкус был нормальным, поэтому все было хорошо.

Дикий красный подали в прозрачном чайнике на греющей свече в комплекте с термосом с горячей водой и фантазийной стеклянной пиалкой с кривыми стенками. Смотрится все это отлично. Если вечерами в CHU CHA приглушают свет, то вообще должно быть волшебно. И чай получился хорошо — все те признаки, которые в тиражных описаниях обычно называют «характерными особенностями диких красных юньнаньских чаев» в нем присутствовали. Было вкусно.

Короче говоря, посещением CHU CHA я остался чрезвычайно доволен. Там неплохой выбор чая, этот чай нормально презентован, хорошо заваривается, эффектно подается и получается вкусным. Да, в чайной куча косяков — но они только открылись. А все эти косяки достаточно просто исправляются. И не исключено, что некоторые из них и не нужно будет исправлять — тут, повторюсь, время покажет. Так что я туда обязательно еще зайду. Возможно — неоднократно.

Ну и еще пара ремарок, совсем коротко.

Я был в CHU CHA будним днем, народу было мало и все работало хорошо. Но есть у меня подозрение, что если посетителей станет больше, чайная начнет сбоить чисто технологически. Так что пока лучше выбирать для визитов туда спокойное время. Ну а потом коллеги просто отработают технологию работы и, полагаю, с совершенно заслуженным потоком гостей справятся.

У CHU CHA выдающийся шоу-потенциал. Пространство чайной и площадями, и внутренней организацией, и светом с воздухом просто идеально подходит для проведения шоу-дегустаций и прочих чайных представлений. По сути и повторяясяь, CHU CHA — это готовый камерный чайный театр. Надеюсь, в его репертуаре появятся достойные представления.

Повторный визит

Второй визит в чайную был разочаровывающим. Десерты конские, при таких размерах их вкус уже не имеет никакого значения. Ну и в чайном смысле там персонал откровенно слаб. Шаг в сторону от пресетов — и все становится смешно, но плохо.