В Казахстане чай, большей частью, пьют черный и с молоком. Причем настолько сильно пьют чай с молоком, что чайные компании, работающие на казахстанский рынок и имеющие возможность адаптации под него своего ассортимента, специально вводят в этот ассортимент позиции, рассчитанные на употребление с молоком. Это почти всегда гранулированные чаи — в этом смысле Казахстан очень похож на другие чайно-молочные страны: Великобританию, Ирландию и Индию, например.
При этом, в отличие от перечисленных стран, оперирующих почти исключительно молоком коровьим (растительное молоко я, если позволите, молоком считать не буду), в Казахстане в потребительской культуре присутствует не один, а четыре вида молока. Коровье, козье, кобылье и верблюжье. Коровье, конечно, доминирует — но и другие виды молока более или менее и в том или ином виде доступны.
Так что нет ничего удивительного в том, что первая же чайная идея, которая пришла мне в голову в Алма-Ате, состояла в том, чтобы в рамках одной дегустации попробовать один черный чай с четырьмя видами молока.
Реализовать эту, безусловно красивую и интересную, затею оказалось совсем не просто. Не, если подходить к вопросу формально, то проблем никаких нет. Все четыре вида молока есть в свободной и официальной продаже, собрать их можно в течение дня. Вот только если коровье и козье молоко легко найти в классическом жидком виде, то верблюжье и кобылье молоко в парадной торговле присутствуют в виде порошковом. Или в виде кисломолочных продуктов, кумыса из кобыльего молока и шубата из верблюжьего. В свежем виде их покупают (а часто — и употребляют) непосредственно на фермах, мимоходом приобрести свежее кобылье и верблюжье молоко в городе проблематично. Да и специально найти не всегда получится.
В принципе, можно было бы собрать дегустацию из двух жидких видов молока и двух порошковых — когда здесь иногда готовят капучино на верблюжьем молоке, то в дело идет именно порошок. Но порошки — это, как говорил незабвенный Остап Бендер, «Низкий сорт, нечистая работа». Наверно, если бы я торопился, то согласился бы и на такой вариант. Но я, к счастью, не торопился — поэтому просто ждал удачного стечения обстоятельств, которое позволило бы собрать чайную дегустацию со свежим коровьим, верблюжьим, кобыльим и козьим молоком.
В мае 2023 года, на чайной лекции, организованной коллегами из Ahmad Tea Kazakhstan в Алматинском университете менеджмента, я озвучил мимоходом чертырехмолочную идею — и забыл про нее, других забот навалилось. А коллеги не забыли. И когда в начале ноября 2023 года Ahmad Tea Kazakhstan устраивал в Алма-Ате мероприятия, связанные с выводом на рынок специально разработанного для Казахстана и под молоко черного чая, то одним из таких мероприятия стала как раз четырехмолочная дегустация.
Я не знаю, каких трудов стоило Марине Гяуровой добыть по три литра свежего коровьего, козьего, кобыльего и верблюжьего молока, но утром 8 ноября я смотрел на несколько пластиковых бутылок с белой жидкостью, которая еще пару часов назад была частью животных — и соображал, что с этой жидкостью делать. Ведь это молоко нужно было не просто добавлять в чай — его нужно было добавлять в чай на мероприятии, на котором будет несколько десятков гостей.
Первое решение, которое я принял, состояло в том, чтобы вскипятить перед дегустацией все молоко. Во-первых, из соображений пищевой безопасности. Во-вторых, потому что нужно было проверить, как поведут себя малознакомые мне виды молока — конское и верблюжье — при нагреве. В-третьих, в казахской чайной традиции чай чаще всего смешивается с подогретым молоком, так что все сходилось.
Коровье, верблюжье и козье молоко вскипятились без проблем — если не считать того, что козье я умудрился упустить. Кобылье молоко при кипячении немного расслоилось, совсем немного, на уровне некоторого количества хлопьев на поверхности. При смешивании с чаем, впрочем, эти хлопья могли поломать всю эстетику, поэтому кобылье молоко я процедил через обычное металлическое мелкое сито. И остальное молоко, на всякий случай, тоже. Ну а потом разлил молоко по карафам, наклеил на карафы соответствующие этикетки и стал ждать той части программы, которая подразумевала дегустацию.
Сначала мы дегустировали чай с четырьмя видами молока втроем — ваш покорный слуга, Виджита Хеттиараччи, ахмадовский специалист, разработавший купаж чая для казахстанского рынка и под молоко, и Адель Смит, популярный алматинский блогер. Выбор первых дегустаторов, кроме очевидных причин, был обусловлен желанием протестировать чай с четырьмя видами молока на представителях разных потребительских чайных традиций. Адель отвечала за казахскую, Виджита за британскую, я — за русскую.
Мы пробовали чай с молоком из больших пиал, у каждого из нас их было по четыре. Сначала в пиалы наливалось молоко, потом — крепко заваренный чай. После того, как мы все попробовали и пришли к выводу, что полученные напитки можно смело предлагать людям, к дегустации присоединились остальные гости мероприятия.
Мнение относительно одного чая с четырьмя разными видами молока практически у всех участников дегустации оказалось одинаковым. Что, впрочем, не удивительно — молоко очень разное и на вкус итогового напитка при смешивании с чаем оно влияет определяющим образом. И настолько заметно, что стирает любые различия, связанные с чайным бэкграундом представителей разных потребительских традиций.
С коровьим молоком все получилось традиционно — получился чай с молоком. Виджита заметил, что в сочетании именно с коровьим молоком чай дает лучший цвет, я как-то прокомментировать это не могу, на цвет никогда не ориентировался. Но мнению ахмадовского специалиста доверяю, так как внешний вид был одним из параметров, по которому оптимизировался их чай.
Чай с козьим молоком получился очень кремовым и нежным. Чай с верблюжьим молоком — не очень вкусным. Ну или очень специфическим, если мыслить позитивно. Все-таки у верблюжьего молока очень яркий вкус, тяжело ему с чаем. Но я подумал, что если в чай с верблюжьим молоком добавить немного соли и специй и взбить его в пену, то может получиться интересно. Попробую при оказии.
Ну а чай на кобыльем молоке и мне, и всем участникам дегустации откровенно понравился. Кобылье молоко — оно немного сладкое. И при смешивании его с крепким черным чаем получается простая и приятная вкусняшка. Я не думаю, что буду теперь преднамеренно гоняться за свежим кобыльим молоком для того, чтобы добавлять его в чай. Но полученным опытом доволен чрезвычайно. Когда по результатом дегустации незнакомых композиций удается найти хотя бы одно удачное сочетание — это значит, что дегустация удалась.
Марина, коллеги из Ahmad Tea Kazakhstan, еще раз спасибо за возможность закрыть главный, пожалуй, казахстанский чайный гештальт.
Все статьи цикла Чай в Казахстане.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий