Первый раз я использовал в работе термин «Черноморский чай» в 2008 году, когда мы с Ольгой вели одноименный семинар в Турине. В нашем распоряжении тогда оказались сочинские и абхазские черные чаи, им нужно было какое-то зонтичное название — и термин «Черноморский чай» родился сам собой, из привязки чаев к побережью Черного моря. Мне этот термин очень нравится, если бы тема чаев северного пояса — российских, грузинских, турецких, абхазских, азербайджанских и иранских — была бы проработана получше, то все эти чаи можно было бы смело делить на три стилистические группы: турецкий чай, каспийский чай и черноморский чай (без турецкого, который, безусловно, достоин отдельной стилистической группы). 

Короче говоря, когда я на днях обнаружил сайт «Черноморский чай», то был приятно удивлен. Сайт этот, насколько я понял, является коллаборацией производителей чая, в настоящее время работающих под Сочи. С потенциалом расширения на другие черноморские чайные регионы. Так как с двумя из трех представленных на сайте чайных производителей — Егором Матчаком и Антоном Бехтером — я знаком, то немедленно с ними связался и побеседовал о всяком разном.

Плантации под Сочи. «Черноморский чай»

В основе проекта «Черноморский чай» лежат две идеи. Первая — очевидная и, скажем так, объединительная. Сообща продвигать чаи из одного региона рациональнее, чем порознь. Вторая — неочевидная, но наболевшая. Она состоит в том, чтобы отстроить чай, произведенный и выращенный в окрестностях Сочи, от краснодарского чая.

На первый взгляд это звучит немножко бессмысленно, потому что под Сочи, вроде как, и производится краснодарский чай — но это только на первый взгляд. Потому что на самом деле и большей частью под Сочи производится не краснодарский чай, а чай с названием «Краснодарский чай». Такая странная загогулина является результатом того, что в настоящее время краснодарский чай является брендом с легитимизированным купажированием местного чая с привозным.

Я позволю себе напомнить, что с 1 марта 2022 года в России действует ГОСТ Р 59700-2021 «Краснодарский чай». В котором есть пункт 4.4, сообщающий, что «В зависимости от содержания чайного листа краснодарского происхождения краснодарский чай подразделяют на категории: 1 категория — 100% чайного листа краснодарского происхождения; 2 категория — от 75% до 99% чайного листа краснодарского происхождения; 3 категория — от 60% до 74% чайного листа краснодарского происхождения; 4 категория — от 51% до 59% чайного листа краснодарского происхождения». И этот ГОСТ — совсем не новодел, традиции краснодарского купажирования десятки лет.

С точки зрения развития терруарного продукта и стратегически все это, конечно, глупо и недальновидно. Но с точки зрения оперативного зарабатывания денег на неплохо известном на внутреннем рынке бренде «Краснодарский чай» такой ГОСТ и проистекающий из него подход к продукту вполне рациональны и тактически оправданы. Потому что создание терруарного продукта — это долгий и затратный процесс с неизвестным результатом. А репутация, хоть и немного спорная, продукта с названием «Краснодарский чай» — это реальность, на которой можно зарабатывать прямо сейчас.

Так что бодаться сейчас за первородную чистоту краснодарского чая нет никакого смысла. Вот коллеги из «Черноморского чая» и решили не бодаться, а создать ему альтернативу. Которая будет работать только на региональном сырье.

Тут ведь еще вот какое дело. На мой взгляд, любой чайный регион, кроме задач вполне приземленных, должен решать еще и задачу, скажем так, идеальную. Которая состоит в создании собственного регионального стиля. Я, когда смотрю на все современные фермерские чайные проекты, почти всегда поражаюсь их, скажем так, зашоренности. Что хочет сделать условный чайный фермер во Франции, Грузии, США или там в Краснодарском Крае? Правильно, он хочет сделать хороший чай. В идеале — такой чай, который (дальше все слова нужно писать с большой буквы) Победил На Конкурсе, А Потом Его Отправили В Китай, Его Попробовали Китайцы И Он Им Понравился. Ну, предположим, условный чайный фермер такой чай сделал. А дальше-то что?

Какой интерес мне, как продвинутому потребителю, пробовать и пить просто хорошие французские, американские, российские или грузинские чаи? Которые, большей частью, являются репликами чаев китайских? И в которых все их особенности являются не результатом целенаправленной работы над уникальным потребительским стилем, а, фактически, результатом случайного стечения обстоятельств. Такое интересно разок-другой попробовать — но таким совсем не интересно увлекаться. 

Я могу себе представить сообщество любителей вьетнамских сноушаней. Корейского зеленого чая. Дарджилинга — хоть он и сдал сейчас. Японского чая. Таиландского чая. Причем не просто представить — с такими любителями я лично знаком. Про чаи тайваньские и китайские и говорить нечего. У всех этих чаев есть свое лицо.

В вот представить себе человека, который целенаправленно увлечен грузинским или краснодарским чаем, следит за развитием стилей и все такое прочее я не могу. И это не потому, что у меня не хватает фантазии. А потому что наши грузинские и краснодарские коллеги ни разу не занимаются созданием и продвижением своих региональных чайных стилей — чай продается, и ладно.

Собственно «Черноморский чай»

И выведение черноморского чая в отдельную тему мне интересно, в первую очередь, как первая на моей памяти и в этом регионе попытка целенаправленной работы по созданию собственного терруарного чайного стиля. Это правильный подход и большая долгая работа — и я искренне желаю Егору, Антону и всем их единомышленникам удачи.

Ну и название сайта — chertea.ru — это хорошо, конено. Черноморские чайные черти. Так и запишем.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».