Одной из самых интересных и пока совершенно для меня загадочных находок, сделанных нами за год пребывания в Казахстане, оказались ханские самовары.
Первый раз с этими вроде как понятными, но несколько причудливыми устройствами Ольга столкнулась в Узбекистане, на рынке в Ташкенте, где эти самовары назывались бухарскими. Я, вообще, специально изучением самоваров никогда не занимался, но когда они оказываются в поле зрения, стараюсь с ними хоть немного разобраться. Поэтому сам факт существования в Средней Азии локализованной версии самовара меня нисколько не удивил. В пору золотого самоварного века этот регион активно и разнообразно контактировал с Россией — так что ничего удивительного в том, что удобные водогрейные агрегаты стали производиться в Бухаре и других среднеазиатских городах, нет. С металлом в этих краях работают давно и мастерски — так что самовары не просто заимствовались, а именно локализовались. То есть, сохраняя базовую конструкцию и функциональность, вписывались в локальную ремесленную и художественную традицию.
Результаты такой локализации, кстати, можно наблюдать не только в Средней Азии. Я знаю о самоварах кашмирских, уйгурских, иранских и турецких. И, наверняка, не знаю о еще большем количестве самоварных вариаций.
Короче говоря, услышав про бухарский самовар и оценив его характерный внешний вид, я сразу полез в интернет и довольно быстро выяснил следующее.
В-нулевых, такие самовары продаются и в Казахстане. Во-первых, старинные самовары, произведенные в Бухаре, никак стилистически с теми самоварами, что обнаружились на рынке в Ташкенте, не связаны. Во-вторых, те самовары, что привлекли наше внимание, чаще называются ханскими. В-третьих, они, скорее всего, являются явлением очень молодым. Но при этом, безусловно, основанном как на локальных художественных традициях, так и на современной региональной эстетике.
Отличительными чертами тех устройств, которые сейчас продаются под названием «ханский самовар», являются богатый орнамент, который покрывает кувшин и крышку, использование в декоре полудрагоценных камней и, почти всегда, специфические ажурные накладки на кувшине, лично мне напоминающие девичью грудь с зеленым или синим камушком в соске. Возможно, задумка художников была не такой игривой, но сегодня, как известно, международный день хватания за грудь — так что ассоциирую, как ассоциируется.
Выглядит такой самовар дорого-богато. Блестит, как у кота глазки. Стоит дорого. Форму имеет чаще всего шарообразную, но тут возможны вариации. Иногда исполняется с двумя носиками. Впечатление производит очень эклектичное — как я люблю. Дело в том, что многие конструктивные элементы ханского самовара — кран, шейка, конфорка, поддон — не декорированы и вид имеют совершенно привычный. Ну и ты, значит, смотришь этому самовару на поддон или кран — и видишь самовар. А глаза поднимаешь — а там совсем другое дело.
Хороший прибор. Если найду версию на три-четыре литра, задумаюсь о покупке. Пока, правда, на глаза попадаются все большие какие-то, мне такой не нужен. И да. Коллеги, если кто-то что-то про ханские самовары знает — откуда они, кто их придумал, есть ли у них прототипы и вообще какая-либо история — расскажите, пожалуйста. Буду признателен.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий