Экспресс-диагностика в чайной
В китайских новостях наткнулся на короткую заметку о том, что некоторые актуальные китайские чайные начали устанавливать оборудование для разной экспресс-диагностики и предлагать гостям персонализированные оздоровительные напитки, приготовленные по рецептам, сконструированным по результатам этой диагностики.
Технически все это работает очень просто. В заведении стоит какая-либо диагностическая пепяка. В которую, например, нужно засунуть руку — и она измерит давление, пульс, сопротивление кожи и что-либо еще — я в этом не силен. Затем нарисует на большом экране красивую картинку, в которой объясняет, что давление у вас сейчас чегой-то понижено и как-то вы вспотели. И предложит вмазаться крепким кофеинистым черным чаем с сахаром, молоком, женьшенем, листьями лимонника и гураной с кордицепсом — для общей бодрости, так сказать.
Причем вся эта система обязательно подчеркивает при этом, что чай этот создан специально для вас, по индивидуальному рецепту, по результатам проведенной диагностики, на основе самых современных научных знаний и традиционной китайское медицины и с привлечением систем искусственного интеллекта. И еще называет вас по имени и обращается к вам по-дружески, «Ваше высочество». Реализуется все это элементарно.
Говорят, что молодым китайцам очень нравится такая оздоровительная чайная персонализация. И чайным она тоже удобна — такой подход снимает претензии ко вкусу напитка. Потому что лечебный, да еще и персонализированный чай вкусным быть не может. В соответствии с мудрыми законами мироздания и заветами Лу Юя.
Определенный риск в таком подходе есть, конечно. Ну потому что рано или поздно возникнет ситуация, когда этот электронный нефритовый диагност пропишет очередному молодому китайцу чай, от которого этому самому молодому китайцу поплохеет. Но и коммерческие перспективы у такой персонализации по самочувствию тоже, конечно, богатые.
Я вот прямо вижу баблтишную недалекого будущего, в которой сначала нужно будет сдать разные анализы, дождаться результатов и только потом приступить к выбору напитков, каждый из которых в электронном меню будет помечен степенью вредности или полезности для тебя лично. А если сильно торопишься, то свои анализы можно будет в эту чайную заранее засылать, чтобы к твоему приходу уже все было готово: и чай, и диагноз. А дамам на стаканчики с чаем еще результаты теста на беременность можно будет выводить. Пусть все видят, фигли.
А еще мне все это напоминает одну дивную историю из моей бурной компьютерной молодости. Был в начале-середине 1990-х короткий период, когда все страшно боялись компьютерных излучений. И ставили к мониторам кактусы (в идеале — южноамериканских видов), а на сами мониторы вешали защитные сетки и стекла. В это замечательное время группа моих рукастых коллег изготовила партию приборов для измерения компьютерного излучения. Это были такие пластмассовые коробочки с кнопкой, как на старинной настольной лампе, и семисегментным индикатором. При нажатии на кнопку семисегментный индикатор показывал какие-то цифры. Которые менялись при перемещении прибора.
На заданный в кулуарах вопрос о том, что реально измеряет этот прибор и измеряет ли что-либо вообще, мои рукастые коллеги весело смеялись и цитировали анекдот про «Петька, приборы! Двести! Что двести? А что приборы?»
Несколько десятков тех дивных коробочек они точно продали. Так что хотя бы в эпизодическом успехе чайной диагностики я ни капельки не сомневаюсь.
Советско-индийская борьба за цвет чая
Я, конечно, дико извиняюсь, но я опять про краску в чае. На сей раз — про индийскую.
В истории чая полно сюжетов, которые можно свести к формуле «чай нам нравится и мы его хотим — но он дорогой и мы не можем себе его позволить». Разрешалась эта потребительская драма обычно тремя способами. Первый способ очевиден и состоит в том, чтобы индустриальными, логистическими и коммерческими методами обеспечить страждущих чаем по приемлемой для них цене. С воплощением этого способа мировая чайная культура справляется отлично — тот факт, что чай является вторым по популярности напитком на земле после воды как бы намекает.
При всей правильности этого первого способа у него есть один недостаток. Он медленный и постепенный. А дешевого чая хочется здесь и сейчас. Поэтому часто помимо первого способа борьбы с несовпадением желаний с возможностями в дело шли и идут способы второй и третий — создание субститутов-заменителей чая и фальсификация чая.
Чисто технически заменитель и фальшивка могут быть одинаковыми. Разница между ними состоит в том, что сущность заменителя не скрывается от покупателя, а фальшивка выдается за более качественный чай. Разница эта, конечно, является очень зыбкой и в ней множество нюансов и деталей. Мало того, один и тот же продукт на разных этапах своего пути от производителя до потребителя может менять свою сущность.
В прошлом, например, вполне возможной была ситуация, когда некий чайный торговец покупал у изготовителей копорского чая именно копорку — но потом смешивал иван-чай с настоящим чаем и полученную смесь выдавал за полноценный чай. Ну то есть приобретал оптом он субститут чая, а продавал в розницу — фальшивку. Схема, кстати, вполня рабочая и до сих пор — натуральным молочным улуном и сейчас, наверное, кое-где еще торгуют. Не говоря уже о настоящей японской матче из Китая.
Чай можно фальсифицировать где угодно, в каких угодно масштабах и частично легально. Это можно делать даже в момент заваривания — здесь уместно будет вспомнить романтический советский рецепт железнодорожного чая, который заваривался с содой — что позволяло радикально экономить заварку.
Чай с какими-либо добавками может производиться вполне легально и официально — но при продаже информация об этих добавках может чудесным образом исчезать. И чай с необычно ярким цветом, удивительным вкусом или сильным ароматом будет не только выдаваться за натуральный, но иногда и потребителями восприниматься как натуральный. Тут многое зависит от дозировки добавок и информированности и адекватности потребителей. С которыми — информированностью и адекватностью — тоже все традиционно сложно…
Вообще, я планировал сделать небольшое вступление к рассказу о том, как боролись с подкрашенным чаем в Индии лет десять назад. Просто увлекся. Извините.
Так вот. В 2010-2020 году в Индии достаточно остро стояла проблема подкрашивания чая. Я почти уверен, что подкрашивание чая в Индии началось намного раньше — но именно на указанный период пришлось, так сказать, очередное обострение.
Подкрашивание чая велось сразу на двух уровнях — на макроуровне и на микроуровне, так сказать. По большому чай начали красить южноиндийские производители — для того, чтобы хотя бы по одной из потребительских характеристик дотянуть свой чай до более яркого и дорогого Ассама. Потом, впрочем, и сам Ассам к подкрашиванию подтянулся.
А по мелочи, но много чай красили продавцы чайных напитков, у которых в ходу были готовые смеси для условного масала-чая, куда входили не только специи, но и красители. Такие смеси не только позволяли делать напитки более привлекательного цвета, но и помогали здорово экономить, увеличивая выход готового продукта с одной порции заварки примерно в два раза.
С подкрашиванием чая на крупных производствах индийские власти бороться еще кое-как могли. Рейды, проверки, всем лежать лицом в пол, а что это тут у вас такое черное и оранжевое, добро пожаловать в суд — все это было вполне задорно и, говорят, эффективно. А вот с мелкими подкрашивателями такой подход не работал. Поэтому наши индийские чайные братья сделали ставку на информационную кампанию и стали как можно чаще рассказывать о том, как отличить подкрашенный чай от натурального.
После 2020 года шум вокруг индийского подкрашенного чая подзатих. И я, честно говоря, не знаю, почему. Может быть потому, что информационная кампания сработала, сознательные потребители перестали покупать подкрашенный чай и красить его стало не выгодно. А может быть потому, что на проблему решили просто забить. Оба варианта я полагаю равновероятными.

Кстати, индийские коллеги для определения окрашенности чая рекомендовали промакивать его влажной салфеткой, растирать между мокрыми пальцами или заливать холодной водой. Первые два способа — отличные. А вот с холодной водой — спорный. Чай с краской красит холодную воду намного быстрее натурального — и если у тебя глаз наметан или ты замачиваешь два чая, в одном из которых ты уверен, как в натуральном, то такой способ вполне хорош. Но если глаз не наметан и проверяется только один чай, то естественное окрашивание той же кенийской или ассамской гранулой холодной воды может вызвать приступы потребительской паники. Соответствующие истерические ролики время от времени появляются в этих наших интернетах.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
20.09.2023 в 18:30
Спасибо за ваш труд и рекомендацию.
Обязательно схожу в Nook tea в ближайшие выходные.
20.09.2023 в 21:33
Спасибо на добром слове, Тимур.
02.02.2025 в 14:06
По поводу габы — если вспомнить о существовании красного габа-чая и габа-улуна сильной ферментации, то почти во все традиции она вписывается ещё лучше)
02.02.2025 в 14:11
Конечно! Я до них еще доберусь. Хоть и мимоходом, потому что с ними действительно все понятно.
25.02.2025 в 17:20
Уважаемый автор, добрый день! Вы абсолютно правы, все анализируемые виды чая были изготовлены Антоном Бехтером! Этот уникальный человек мало того что производит самый лучший чай (подтверждается серией биохимических исследований), так еще и сам изготавливает оборудование для получения того самого чая! Останавливаться на данном этапе исследования мы не собираемся, напротив, все только начинается! От лица научного сообществ хочу сердечно поблагодарить Антона за его бесценную помощь и надеюсь на долгое плодотворное сотрудничество! Автору большое спасибо за крайне интересную публикацию! Наталия Платонова (научный сотрудник ФИЦ СНЦ РАН)
25.02.2025 в 20:32
Уважаемая Наталья, добрый день. Спасибо за добрые слова. Надеюсь, что поводов написать о ваших исследования будет все больше и больше.