В английской прессе наткнулся на новость, грозящую, как писали по схожему поводу классики, опрокинуть мировую экономику — в моду снова входят чайные платья. И вспомнил вдруг, что ничего и никогда не рассказывал про эти самые чайные платья.
Ничего удивительного в этом, на самом деле, нет — к чаю чайные платья сейчас относятся примерно также, как чайные полотенца. То есть никак. Кембриджский словарь, например, определяет чайное платье как платье с короткими рукавами и пышной юбкой, собранной на талии, которое доходит до колен или чуть ниже и обычно сделано из красочного материала, часто с цветочным рисунком. Под такое определение с моей мужской и, безусловно, шовинистической точки зрения подходят все те платья, которые я бы описал словами «ну платье и платье». И ни слова не сказал бы про чай.
Однако связь у чайного платья с чаем все-таки существует. Небольшая и в прошлом — но существует. Так что почему бы о чайном платье и не рассказать. Тем более, что в его истории есть интересное превращение из Tea Gown в Tea Dress — для русского языка не очень заметное, а вот для языка английского символичное.
В британскую культуру чайные платья вошли примерно в 1870 году — во времена классического викторианского конфликта между рафинированными внешними приличиями и первыми намеками на потребность во внутренней свободе. Публичная одежда приличных и более или менее состоятельных английских женщин тех времен была панцирем и в прямом и в переносном смысле. В прямом — потому что женщин затягивали в корсет. В переносном — потому что такая корсетная женщина не бегала хохоча между березами или другими деревьями, которые в Англии березы заменяют, а ходила чинно, вела уместные беседы и постоянно думала об Англии.
Долго и тотально такая культура существовать не могла, мода она как вода — всегда дырочку найдет. Ну то есть отдушину. И в случае с женской одеждой викторианской Британии такой отдушиной стали неформальные платья, предназначенные для ношения дома и подразумевающие, что никто посторонний женщину в таком платье не увидит. В круг непосторонних входили семья и друзья. А достаточно распространенной формой домашнего времяпрепровождения с этими непосторонними были чаепития. При этом они отличались от других домашних дел, скажем так, сквозной форматностью и досуговой приятностью. Так что нет ничего удивительного в том, что неформальное домашнее платье стало в какой-то момент называться чайным.
Еще раз. Даже в момент своего появления и получения чайного названия чайные платья не были платьями, которое надевались специально для чаепития. Это были неформальные домашние платья состоятельных женщин, в которых удобно было ходить по дому и общаться с близкими — в том числе и за чайным столом. Полным современным функциональным аналогом чайного платья викторианской эпохи служит все то множество одежды, которое продается под названием «домашняя одежда» — комплекты из шортиков и футболки, не сильно эротичные халатики и все такое прочее.
В течение первых трех десятилетий своего существования чайные платья назывались Tea Gown. Словом Gown обозначаются разные длинные и, часто, торжественные одежды — от мантий до свадебных платьев. И первые версии чайных платьев — с длинными рукавами, в пол и вообще довольно навороченные — под слово Gown подходили отлично. С современной точки зрения они вообще не сильно отличались от выходной одежды. Ну, подумаешь, шлейфа у них не было или он был небольшим — кто сейчас это оценит! А вот с точки зрения викторианской чайные платья от выходной одежды отличались принципиально.
Во-первых, они носились без корсета и без прочих каркасных штук, характерных для одежды того времени. Что сразу делало чайные платья на порядок более удобными и на порядок более безопасными. В них можно было свободно двигаться, принимать удобные позы, они не мешали дышать и вообще не сжимали верхнюю часть туловища. Это звучит диковато, но от корсетов викторианские дамы время от времени брякались в обмороки. И получали разные деформации внутренних органов.
Во-вторых, они застегивались спереди, а не сзади — то есть снимать и надевать чайное платье можно было без помощи прислуги.
В-третьих, формат «для своих» отлично подошел для творческой реализации. Танцуй так, как будто никто не видит — это еще и про дизайн первых чайных платьев. Их шили по японским или по античным мотивам, делали утепленными и легкими, экспериментировали с цветами, тканями и рисунками, а в некоторые даже косточки в лиф вставляли (это после принципиального после отказа от корсетов-то) — ну потому что так тоже красиво. Короче говоря, эти платья прогрессировали очень быстро. И нет ничего удивительного в том, что однажды они превратились из одежды неформальной и домашней, в одежду неформальную и публичную. И эволюционировали из Tea Gown, которое почти никто не должен видеть, в Tea Dress, которое должны увидеть все.
Когда именно произошло это превращение, доподлинно, насколько я понимаю, не известно. В 1900-х годах чайные платья уже вышли за рамки домашней одежды, но остались одеждой, в которой ходят исключительно в помещениях. В 1930-х годах они уже стали полноценной выходной одеждой, но местами еще сохранили длинный рукав. Ну а в 1940-х уже стали полностью соответствовать современному определению. То есть стали платьями с короткими рукавами и пышной юбкой, собранной на талии, которые доходят до колен или чуть ниже и обычно сделаны из красочного материала, часто с цветочным рисунком. И уже стали называться только Tea Dress — никаких Tea Gown.
Вот такая вот у них история, у чайных платьев. Почти, как я и говорил, не связанная с чаем. Но интересная. А теперь, говорят, на них еще и мода вернулась… Замечу, кстати, что в нашей культуре термин «чайное платье» распространения не получил, скорее всего из-за своей размытости. А в Великобритании и США он используется достаточно активно, хотя и немного специфически. Например, значительная часть реальных современных моделей, которые приводятся модными обозревателями в качестве примеров чайных платьев, ни производители, ни продавцы, чайными платьями не называют.
Мир моды вообще загадочен.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий