Забавно звучащий термин «Самаркандские прерафаэлиты» ввел в оборот искусствовед Борис Чухович, изучающий творчество группы советских художников, работавших в Самарканде в 1920-х годах. Разные люди и разные художники оказались в Самарканде, большей частью, по поручению советской власти, которая в то время решала в Средней Азии комплекс культурных задач. Там этих разных людей и разных художников разными способами и на разное время очаровала восточная эстетика — и они за короткое время создали некоторое количество стилистически близких работ. В которых несложно заметить сходство с работами Петрова-Водкина. Который тоже был самаркандскими прерафаэлитом.

А еще стилистика работ этих художников этого периода перекликается со стилистикой персидских миниатюр — что как бы очевидно. И, что чуть более удивительно, с работами Гогена. Иногда вообще возникает ощущение, что самаркандские прерафаэлиты Гогена косплеили — только вместо таитянских девушек у них были самаркандские юноши.

Алексей Владимирович Исупов. «Чайхана». 1916. artchive.ru

Волков Александр Николаевич. «Гранатовая чайхана». 1924. thesketchline.com

При этом, повторюсь, художники были очень разными. Для того, чтобы понять это, достаточно сравнить «Чайхану» Исупова, написанную в 1916 году, и «Гранатовую чайхану» Волкова, написанную в 1924 году. Но, снова повторюсь, на короткое время они стали похожими и создали некоторое количество картин, на которых иногда попадается чайная посуда. Обычно композиция из пиалы и чайника — они присуствуют на картине «Мальчик-бача» Степанова и на картинах «Продавец фарфора», «Женщина, предлагающая чай и фрукты» и «Восточное кафе» Исупова.

Даниил Степанов. «Мальчик-бача». 1921-1924. www.buro247.ru

Алексей Исупов «Продавец фарфора». 1921. www.liveinternet.ru

Алексей Исупов «Женщина, предлагающая чай и фрукты». 1921. www.liveinternet.ru

Алексей Исупов «Восточное кафе». 1914-1921. www.liveinternet.ru

Самое интересное в этих композициях — это практически одинаковые чайники. Это чайники популярного в конце XIX — начале XX века дизайна, классической чайниковой формы, полностью закрашенные каким-либо одним цветом, чаще всего красным или синим, с белой ручкой и с белым кругом на боку, в котором нарисованы цветочки. Такие чайники выпускали заводы «Товарищества М.С.Кузнецова» — например, приобретенный к тому времени Кузнецовым фарфоровый завод Гарднера. Гарднеровские чайники и сейчас можно встретить в экспозиции ташкентского Музея прикладного искусства Узбекистана — так что на картинах самаркандских прерафаэлитов почти наверняка изображены именно они.

Гарднеровские чайники в ташкентском музее

Замечу также, что чайники эти выпускались не только сами по себе — они часто входили в комплекты трактирной посуды. Ну то есть предназначались для профессионального использования в общепите. И в таких комплектах обычно было два чайника — большой и маленький, доливной и заварной, для кипятка и для заварки. В конце XIX и начале XX века, напомню, фактическим стандартом подачи чая в русском стиле было разбавление заварки кипятком непосредственно в чашке или стакане. Отсюда и два чайника.

antiqueland.ru

При этом на большинстве картин самаркандских прерафаэлитов изображен только один чайник, причем, судя по соотношению с пиалой или находящимися рядом фруктами, большой. Литровый, как минимум. И этот чайник явно используется и как заварочный, и как сервировочный, не подразумевая разбавления заварки кипятком в чашке. Ну то есть чайник, который изначально задумывался как предназначенный скорее для кипятка, чем для готового чая, в Самарканде начала XX частично менял функциональность, подстраиваясь под местную традицию приготовления и подачи чая. Частично менял — потому что хоть такой чайник и был предназначен для кипятка, но конструктивно не исключал заваривания в нем чая — в основании носика этих больших чайников было правильное ситечко. Просто в европейской России такие чайники чаще использовали для кипятка, а в Средней Азии — для заваривания и подачи чая.

Обожаю такие детали.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».