Чай с питоном, панголином и слоном

В Индии на одной из чайных плантаций в Западной Бенгалии обнаружили пятиметрового питона. Сначала, понятное дело, испугались — а потом вызвали специалистов и перенесли змеюку в заповедник. Самое интересное в этой новости — это фотография, конечно. На которой мужики несут питона и выглядят совершенно счастливыми, прямо как герои мультика Саакянца «Кто расскажет небылицу», несущие половину царства в длинном мешке.  

Так себе фотография, конечно. Но, поверьте, они все очень довольные. www.uniindia.com

Вообще, конечно, интересы чайных фермеров часто пересекаются с интересами довольно крупных животных — и почти всегда это пересечение получается печальным для одной из сторон. Мне попадались, например, исследования, доказывающие что использование пестицидов на африканских чайных плантациях приводит к появлению врожденных патологий у детенышей шимпанзе и павианов.

Или вот, например, Бангладеш, который что-то часто в последнее время стал появляться в чайных новостях. Несколько лет назад выяснилось, что мигранты-индуисты, работающие на чайных плантациях, активно употребляют в пищу панголинов. Местные мусульмане их не едят, а вот у индуистов нет никаких ограничений на мясо этих плацентарных млекопитающих — и популяция приятных зверушек в чайных районах страны заметно сократилась. 

А в северо-восточной Индии и тоже несколько лет назад было все наоборот. В период с января 2009 года по март 2016 года в северной части Западной Бенгалии — это как раз там, где нашли пятиметрового питона — было зарегистрировано 171 нападение леопардов на людей. Большая часть таких нападений происходит с января по май и на чайных плантациях. К счастью, ни одна из атак не была смертельной, но, возможно, именно из-за леопардов работники индийских чайных плантаций перебирались в Бангладеш и там отыгрывались на панголинах. И, кстати, становится понятно, почему люди на индийской фотографии так счастливо несут питона — они просто радуются, что это не леопард, а мирная змейка.

Ну и раз уж речь зашла о больших животных, то грех не вспомнить о слонах. Которые с чайными плантациями взаимодействуют заметнее всего — ну просто потому, что они большие. А еще существует предположение, что чайные плантации слонам просто нравятся — открытое пространство, невысокие кусты, редкие деревья, слонам там удобно. Так или иначе, но новости о слонах на чайных плантациях приходят регулярно, причем довольно часто они носят драматический характер — в результате взаимодействия на чайных плантацих гибнут и люди, и слоны. Слоны проваливаются в ирригационные траншеи и запутываются в проводах, людей убивают агрессивные животные — причем иногда пьяные. Слоны часто наедаются забродивших плодов и идут буянить туда, где им нравится — то есть на чайные плантации.

Ну и совершенно понятно, что такая богатая и заметная тема, как слоны, не могла пройти мимо инициативных общественников. И несколько лет назад Университет Монтаны запустил программу слонодружественной сертификации чайных плантаций. Если чайная плантация окружена узкими и глубокими ирригационными траншеями, которые часто становятся смертельными ловушками для слонят, то никаких шансов на монтанский слоновий сертификат у такой плантации не было. А вот если у фермера ирригационные траншеи широкие и неглубокие, электрические провода не представляют опасности для высоких животных и вообще плантация для слонов — дом родной, то сертификат Elephant Friendly Certified Tea у такого фермера, можно сказать, был в кармане. Естественно, часть средств, вырученных от продажи дружественного к слонам чая, шла на заботу о слонах. Первый сертификат Elephant Friendly Certified Tea получил фермер из индийского Ассама, сейчас похожие сертификаты есть еще у нескольких плантаций в Индии, в Ассаме, Дарджилинге и Дуары. Причем за время дружелюбной работы со слонами проект успел как-то трансформироваться — раньше он назывался Elephant Friendly и был часть большого проекта по сертификации сельхозпредприятий, безопасных для диких животных. И там были не только друзья слонов, но и носорогов со страусами и прочих зверей и птиц — чистые Айболиты. И тот проект еще раздавал симпатичные шильдики, которые можно было клеить на упаковки. А новый проект называется Elephant Origin — и явно не такой масштабный. Видимо, деньги кончились.  

Впрочем, это все не очень важно по сравнению с тем, что понятие «чай со слоном» продолжает жить и в современном чайном мире, хоть и полностью поменяло свой смысл. 

Потребление белого чая в Китае растет самыми высокими темпами

Китай, конечно, в чайном плане неисчерпаем. Даже китайская чайная статистика, уж на что, кажется, скучная штука, постоянно подкидывает информацию для размышлений. Ну вот, например, согласно статистическим отчетам за 2020-2021 год самыми высокими темпами в Китае растет потребление белого чая. Понятное дело, что по сравнению с чаем зеленым белого чая в Китае потребляется ничтожно мало. Но при этом потребление зеленого чая в последние годы немножко снижается, а потребление белого чая в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросло почти на 13%.

Доля разных видов чая в китайском потреблении в 2020 и 2021 годах. www.puercn.com

Я в таких случаях сразу включаю режим рационального циника и начинаю думать вот в каком направлении. Белый чай, если все очень сильно упрощать, является технологически наименее нагруженным. А это значит, что при прочих равных условиях себестоимость его производства является наименьшей по сравнению с другими видами чая. А продается он за большие деньги — относительная редкость и хорошая репутация дорогого стоят. Ну то есть популярность белого чая просто чертовски выгодна производителям — и можно не сомневаться, что в ближайшее время она будет только расти.

Ну и (чтобы два раза не вставать) еще немного китайской потребительской чайной статистики. Как и положено, жители Китая разного возраста имеют разные чайные предпочтения. Потребители в возрасте от 36 до 45 лет предпочитают покупать темный чай — ну то есть пуэры и другие хэйча. Исследователи объясняют это тем, что относительно возрастные потребители заботятся о своем внутреннем здоровье. Потребители в возрасте от 26 до 35 лет уделяют больше внимания собственной красоте и поэтому предпочитают улуны. А молодые потребители в возрасте от 16 до 25 лет больше внимания уделяют эффектности потребления чая — и предпочитают цветочные и фруктовые чаи. Куда в китайской чайной статистике пропадают старички старше 45 лет, я так и не понял. Но возможно именно они выпивают весь зеленый чай.

Частота потребления чая в Китае в 2020 и 2021 годах. Первая строка — доля людей, пьющих чай ежедневно. www.puercn.com

В 2021 году увеличилось количество потребителей, пьющих чай почти каждый день — таких в Китае теперь почти 30%. В 2020 году их было всего 24%. И это, конечно, удивительные цифры — шанс нарваться на китайца, который практически не пьет чай, до сих пор в два раза выше, чем шанс встретить китайца, который пьет чай почти каждый день. 

Цин Чжуань и температура ферментации

Китайские ученые изучили характер реакции консорциума микроорганизмов, обитающих в Цин Чжуане, на разную температуру ферментации. Цин Чжуань, напомню, это хубэйская хэйча, темный чай — в ортодоксальном исполнении прессованный и маркированный запоминающимся иероглифом «чуань», состоящим всего из трех вертикальных полосок. Очень вкусный чай в хорошем исполнении.

Так вот, китайские ученые изучили консорциум микроорганизмов Цин Чжуаней, прошедших ферментацию при температурах 25°C, 30°C, 37°C, 45°C, 55°C и при комнатной температуре, значение которой не сообщается, так что будем считать, что она ниже всех перечисленных. И да, надо понимать, конечно, что в данном случае речь идет о ферментации в хэйчашном смысле этого слова — то есть о той, которую принято называть влажным скирдованием. А не о ферментации как о технологической процедуре, являющейся частью процесса производства черного в европейском смысле этого слова чая.

Тот факт, что качество готового Цин Чжуаня сильно зависит от температуры ферментации, давно и хорошо известен. Но китайским ученым было интересно узнать, как по мере нагревания кучи чайных листьев меняется состав тех микроорганизмов, которые в этой ферментации участвуют. Выяснили они следующее. В среднем по консорциуму количество микроорганизмов и их разнообразие снижаются по мере роста температуры ферментации. Но при этом в состав консорциума входят микроорганизмы, которые заметно активизируются только при низких или, наоборот, только при высоких температурах ферментации.

Умная картинка про ферментацию. www.sciencedirect.com

Низкотемпературной китайские специалисты сочли ферментацию, которая осуществляется при температуре менее 37°C — в таких условиях хорошо себя чувствуют бактерии пантоя (Pantoea) и дрожжи торула (Cyberlindnera). А при высокотемпературной ферментации, то есть при нагреве кучи чайных листьев более чем до 37°C, там расцветают термофильные грибы, например термомицеи (Thermomyces) и аспергиллы (Aspergillus) — деятельность последних, кстати, заметно влияет на аромат чая… Когда читаешь отчеты о таких исследованиях, отчетливо понимаешь, насколько далека чайная наука на стороне производства чая от того, что подразумевается под чайной наукой на стороне его потребления. 

Чай и коммерческое смешение культур

Сразу две новости, касающиеся совершенно разных аспектов чайной культуры, но очень похожие друг на дружку своей, скажем так, кросскультурностью, пришли из Тайваня и из Китая.

На Тайване в очередной раз накрыли партию вьетнамского чая, предназначенного для продажи под видом тайваньского. 107 тонн — это довольно много, на самом деле, пять условных морских контейнеров. Так вот, в ходе расследования выяснилось, что чай, ввезенный на Тайвань из Вьетнама, с большой степенью вероятности во Вьетнам был ввезен из Китая. Ну то есть тайваньцам, которые купили вьетнамский чай для того, чтобы подделывать чай тайваньский, продали китайскую подделку под вьетнамский чай. Это красиво, на самом деле. И даже жалко, что такую цепочку нельзя замкнуть для стилистической безупречности — шансов на то, что в Китай этот чай попал с Тайваня очень немного.

Анонс каблучного чаепития. www.smartshanghai.com

А в Китае, в Шанхае, итальянский ресторан Roma приглашает 16 октября всех желающих на традиционный вечерний чай в английском стиле, совмещенный с мастер-классом по сексуальному хождению в обуви на высоком каблуке. И это тоже красиво — особенно с учетом того, что правильная походка и хорошая осанка были само собой разумеющимися вещами в тех кругах и в то время, где и когда возникла традиция послеобеденного чаепития. Да и современные специалисты по этикету не обходят передвижение во время салонного чаепития стороной. Рекомендация Джин Броук-Смит «Скользите, но не бегайте. Передвигайтесь, выдаваясь вперед тазом и ужав ягодицы» до сих пор остается для меня эталоном текста, в котором я понимаю каждое слово, но не понимаю о чем речь вообще. Так что если вы в Шанхае, обязательно сходите на этот мастер-класс. Там обещают всем сначала налить игристого, потом час учить ходить на каблуках, а потом напоить чаем. Должно быть весело. 

Конференция в Канаде и чай с диким рисом

Вот буквально недавно я кокетливо жаловался на то, что не могу разобраться с китайскими чайными конкурсами — настолько их много. А ведь на другой стороне чайной культуры, на которой чай практически не растет, а только потребляется, ситуация ничуть не проще, там разные чайные мероприятия тоже идут косяком. О чайных фестивалях в Германии и США я уже рассказывал, на недавнем мероприятии в Санкт-Петербурге я даже немного отметился — а теперь вот пришли новости из Канады.

С 27 по 29 сентября в Канаде, в городе Ниагара-Фолс впервые после ковидного перерыва прошла Североамериканская чайная конференция. Эту конференцию с 2012 года ежегодно проводят Чайно-травяная ассоциация Канады и Чайная ассоциация США. Для нормального человека там все невероятно скучно: цепочки поставок, тренды, устойчивое развитие, статистика и все такое прочее. Но. Там подводят итоги двух конкурсов — одного чисто чайного и одного устойчивого, если так можно выразиться — потому что в нем оцениваются чайные проекты и решения, соответствующие принципам устойчивого развития в их ооновской формулировке. И вот эти конкурсы, а вернее — их результаты — бывают интересными.

Дело в том, что такого рода мероприятия несут на себе обычно очень сильный отпечаток того региона, в котором проводятся. Чай — это такая хитрая штука, у которой есть не только производственная терруарность — то есть набор свойств, определяемых местом выращивания и производства, но и, скажем так, терруарность потребительская и торговая. То есть набор свойств, определяемых потребительской чайной культурой того места, где чай продается и системой поставок, сложившихся в этом регионе. Простейшим примером потребительской терруарности является развесовка чайных пакетиков в Великобритании и в России — в Великобритании они толще, потому что там чай принято заваривать крепче и добавлять в него молоко. А простейшим примером торговой терруарности является резкая дисппропорция в сторону японских, корейских и тайваньских чаев по сравнению с материковыми китайскими на американском рынке.

Проведенные в Канаде конкурсы с точки зрения любопытных региональных деталей не подвели. В чайном конкурсе с мощным названием The Gold Medal Tea Competition победил зеленый чай из провинции Чжэцзян, которым торгует известная канадская компания Camellia Sinensis — и тут нет ничего удивительного, победил и победил. Но помимо основного победителя в этом конкурсе были еще и победители по странам. И в этом конкурсе регулярно, с самого начала, соревнуются не только чаи из привычных нам чайных стран, но и, например, чаи аргентинские. Которые в наших краях практически неизвестны, хотя и доходят иногда до торговли в составе купажей. А на американском рынке аргентинские чаи весьма востребованы. Потому что дешевые, их везти недалеко, а еще они, будучи заваренными, не особенно мутнеют в процессе хранения — поэтому активно используются для производства бутилированного чая. Ну а когда в стране (в данном случае — в Аргентине) есть чайная индустрия, даже специализирующаяся на производстве откровенно простого и дешевого чая, то в ней, рано или поздно, начнут производить и более или менее приличный чай, который и на конкурс выставить не стыдно. Что аргентинские проекты и делают.

Ну а в устойчивом конкурсе — который называется The Sustainability Awards — победил совместный чай крупной канадской сети DAVIDsTEA и небольшого проекта Tea Horse, в рамках которого индейские женщины народа оджибве торгуют обычным чаем и напитками из дикого риса. Того самого, который совсем не рис на самом деле, а цицания. Так вот, DAVIDsTEA и Tea Horse выпустили чай, который называется Manoomin Maple Tea. Манумин — это как раз название дикого риса на местном индейском языке. И этот дикий рис, в обжаренном виде, входит в состав напитка. А еще туда входят черный чай, сахар из кленового сиропа, клюква, кокос, черника и ванильный ароматизатор. Я подозреваю, что с таким составом туда можно вместо дикого риса хоть гуталин добавить — все равно получится сладенько. Но давайте считать, что это выверенный и сбалансированный по вкусу продукт с необычным компонентом в составе. Ну а приз за устойчивость он получил, конечно, не за вкус, а за то, что в его создании участвуют женщины народности оджибве, а 10% с продажи этого чая перечисляется на поддержку общин коренных народов Америки. 

Чай с диким рисом. Если присмотреться, то дикий рис там даже можно заметить. www.davidstea.com

Как крупа этот самый дикий рис мне нравится. А вот добавлять его в чай я ни разу не пробовал. Буду пробовать. Жизнь снова обрела порядок и смысл! 

Соревновательный и китайский чайный дух

Практически в каждой подборке чайных новостей, приходящей из Китая, присутствуют сообщения о разных турнирах и конкурсах. Причем не только о турнирах и конкурсах производителей чая — с ними все давно и хорошо понятно — а о турнирах и конкурсах чайных специалистов, причем самого разного профиля. Честно говоря, мне за этими конкурсами уже не уследить, я часто навскидку не могу определить даже административный статус турнира, тем более, что все они очень любят называться «китайскими» — даже если проходят только в одном городе.

Сцена и зрители Восьмой чайной олимпиады. www.puercn.com

Вот. например, с 23 по 25 сентября в Ханчжоу проходила Восьмая Китайская чайная олимпиада, в которой только финалистов было 376, а в отборочных соревнованиях и вовсе приняло участие 1860 человек. Соревнования проводились по восьми дисциплинам пяти направлений, который можно назвать примерно так: чайные технологии, чайное мастерство, чайная культура, модный чай и произвольная программа. Я не ручаюсь за точную передачу смыслов направлений, но почти уверен, что организаторы турнира постарались зацепить все основные темы современной потребительской чайной культуры. Ну и масштаб впечатляет, конечно. Не, Tea Masters Cup, к которому я немного приложил руку, к 2019 году тоже развился в достаточно масштабный проект, счёт участников шел на сотни и по всему миру — но мы-таки ограничивались четырьмя категориями, а в Ханчжоу только золотых медалей разыграли 21 штуку — а серебряных и бронзовых еще больше, в азиатских конкурсах серебра и бронзы часто вручают больше, чем золота.

А в Джуронге, который в Цзянсу, не так давно завершился первый конкурс профессиональных оценщиков качества чая — наверное так можно назвать этот род деятельности. Характер работы таких специалистов несколько отличается от классической работы титестера на стороне торговой чайной культуры. Российский или английский титестер чаще всего отвязаны от непосредственной обработки чайного листа, для них исходным сырьем является уже готовый чай. А в Цзянсу соревновались специалисты, которые занимаются оценкой чай в привязке к его непосредственному производству. В принципе, таких специалистов совершенно спокойно можно назвать чайными экспертами, но термин «чайный эксперт» сильно привязан к предметному полю и изрядно размылся. Потому пусть будут специалистами по оценке качества чая.

Так вот, таких специалистов на конкурс собралось 106 человек со всех городов и весей Цзянсу. Сначала они прошли отборочный тур, о содержании которого не сообщается, а потом лучшие из них сошлись в финале. Который состоял из двух этапов. Сначала проверялись теоретические знания финалистов, такие как базовые знания об оценке чая, знания о факторах, влияющих на качество чая, знания критериев качества шести основных видов чая, знание технологий производства чая, знание чайных стандартов и все такое прочее. А потом участникам надо было решать практические задачи: идентифицировать образцы чая, классифицировать аромат и вкус чая и оценивать качество чая.

Конкурс профессиональных оценщиков чая. js.news.cn

Очень сильный по формальному содержанию конкурс, на самом деле. И очень интересно было бы познакомиться с реальной теоретической и чайной базой заданий. Потому что если она касается только чаев провинции Цзянсу, то это еще куда ни шло, вполне рабочий конкурс. А вот если чая вообще, то это полный жесткач, конечно. Впрочем, я почти уверен в локальности заданий — как ни крути, а такие конкурсы рациональны. Едва ли кому в Цзянсу интересны знания местных специалистов об особенносятях производства чая в японским стиле в Бразилии.

Победителями конкурса были признаны десять участников, шестеро из них будут удостоены почетного звания «Технический эксперт провинции Цзянсу» — ну то есть этот конкурс, судя по всему, еще и вписан в локальную систему работы с кадрами. Что, конечно, правильно.

Ну а вообще, когда я наблюдаю за всем этим китайским чайным конкурсным угаром (а также за японским, вьетнамским и корейским), то иногда вспоминаю снобские стоны о том, что соревнования противны самому духу чая. Я их до сих пор иногда встречаю, правда в последние годы чаще на английском, а не на русском языке, у нас уже отстонались.

Идея о несоревновательности чая имеет право на существование в потребительской чайной культуре — ну просто потому, что о вкусах действительно можно не спорить (а можно и поспорить — но сейчас не об этом). А вот торговая и производственная чайные культуры насквозь соревновательны, как раз по своему духу. Так что интерес производителей и продавцов чая к самым разным чайным конкурсам и турнирам вполне естественен и совершенно нормален — всем хочется производить самый лучший чай и торговать самым лучшим чаем, причем так, чтобы это делали лучшие специалисты. 

Песня про чай из Аньси и чайный рэп

В Китае опубликовали рекламный клип об Аньси — уезде, который, как известно, несколько месяцев назад вошел в список всемирного сельскохозяйственного наследия. Вернее вошел туда, конечно, не сам Аньси, а система производства чая Тегуанинь, работающая в этом уезде. Так вот, в связи с этим знаменательным событием уезд теперь активно продвигается как интересный туристический регион — и в рамках этого продвижения о нем сочинили песню и сняли клип. Прикольный, на самом деле, потому что там чай соседствует с металлургией и запуском ракет, а традиции — с инновациями. Я люблю такие штуки, они правильные в цивилизационном смысле.

Но обратить внимание я сейчас хотел бы не на цивилизационные смыслы, а на эклектичную песню, в которой традиционные китайские напевы время от времени сменяются бодрыми детскими песнями и рэпом. С которым, как вы прекрасно знаете, у российской клубной чайной субкультуры совершенно особые отношения.

Тегуаньинь, Дахунпао, Пуэр и прочее чайное пьянство прошли мимо меня, я для этой фигни был староват уже на момент ее появления, а сейчас и говорить нечего. И всегда очень удивляюсь, когда слышу разговоры о том, что рэп сильно повлиял на развитие чайной культуры в России. На мой взгляд, повлиял он на развитие этой культуры ничуть не сильнее, чем «Золотая чаша» Баскова. При этом, конечно, есть люди, пришедшие к чаю через эту дверь, так что полностью отрицать влияние рэпа на российских чайников я не буду.

Модный пуэр от white2tea.com

Так вот. Буквально в течение двух дней тема чайного рэпа возникла там, где я ее совсем не ждал. Сначала американское коллеги из World Tea News написали о том, что для популяризации чая отлично подходят массовая культура вообще и рэперы в частности — и в качестве примера привели компанию white2tea, которая торгует в том числе и рэперским пуэрчиком, только в США. Я удивился, вспомнил, что пару лет назад коллеги из США интересовались у меня феноменом «Газгольдера» и я им даже что-то ответил. Но особого внимания на сообщения о чайном рэпе из Америки не обратил. А теперь вот и в Аньси почитывают практически чайный рэп, только на китайском. Прямо не знаю теперь, что и думать. 

Несладкий чай в Берлине и сладкий в Попларвилле

В позапрошлые выходные отгулял чайный фестиваль в Берлине — официального отчета по нему я еще не видел, неофициальные фотки многочисленных участников с одной стороны порадовали, с другой — не удивили. За два ковидных года потребительская европейская чайная культура не понесла заметных потерь, но и принципиально нового ничего не придумала. И заметно, конечно, что народ по тусовкам соскучился.

Постер сладкого и чайного фестиваля. www.smteafest.com

А в США, в совсем маленьком городке Попларвилле, после двухлетнего ковидного перерыва и в минувшие выходные прошел Sweet Mississippi Tea Festival. По всем своим характеристикам это мероприятие просто отлично подходит под фразу Козлевича «Праздники такого рода часто бывают у селян». Но так как этот фестиваль хоть немного, но чайный, я предлагаю его тоже считать важным событием в мировой чайной культуре.

Оптимальный желтый чай с молоком

Китайские ученые изучили разные варианты приготовления чая с молоком и разные способы оценки его вкуса, уделив особое внимание использованию в качестве основы для приготовления чая с молоком желтому чаю Хуан Да Ча. Тому самому, который изготавливается из сформировавшихся чайных листьев и интенсивно прогревается на финальном этапе изготовления. Выбор желтого чая, хоть и не самого топового, для смешивания с молоком китайские ученые объяснили просто — нету говорят, никаких исследований по этому поводу, а нам интересно.

Колесо вкусов для желтого чая с молоком. www.ncbi.nlm.nih.gov

В ходе многочисленных экспериментов и с разными чаями китайские ученые пришли к двум очевидным выводам. Во-первых, больше всего на вкус чая с молоком влияет соотношение чая и молока. Во-вторых, по цвету чая с молоком можно сделать довольно точные выводы о его вкусе. Здесь я от комментариев воздержусь, иначе придется сказать, что лошади едят овес.

Однако помимо этого китайские ученые умудрились построить специального колесо вкусов для желтого чая с молоком, соотнеся конкретные вкусовые характеристики со цветом напитка. И это, конечно, прекрасно — колесо получилось молочным и желтеньким. Ну и вывели формулу идеального приготовления Хуан Да Ча с молоком. Чай нужно заваривать в пропорции 1 грамм чая на 39,2 мл воды, температура воды должна быть 89,8 градуса Цельсия, время настаивания — 27,04 минуты, полученный после заваривания настой нужно смешать с молоком в пропорции 1 мл чая к 2 мл молока. Удивительно сокровенное и совершенно бесполезное знание.

Чай против катаракты

Пока одни китайские ученые пили желтый чай с молоком, другие китайские ученые взяли под наблюдение 12080 человек в возрасте от 55 лет и 46 месяцев следили за их чайным рационом и состоянием глаз. Все наблюдаемые были разделены на две группы: на тех, кто пьет чай и на тех, кто чай не пьет (вы не поверите, но в Китае таких людей достаточно много, по статистике регулярно пьют чай всего 40% жителей это большой страны).

Умная картинка, как без нее-то. www.ncbi.nlm.nih.gov

По результатам наблюдения стало понятно, что у людей, выпивающих в день две и более чашек чая в день риск развития катаракты ниже на 16%, чем у людей, которые чая не пьют вообще. На моей памяти это не первое исследование на такую тему, но раньше, кажется, изучали только крыс — и у них да, выявили аналогичную связь между потреблением чая, особенно черного, и риском развития катаракты. Ну а теперь вот и до людей добрались.

Чай в дневнике Елизаветы II

70 лет назад в Великобритании было отменено нормирование на чай, введенное в 1940 году в связи с нарушением — по очевидным для того времени причинам — традиционной чайной логистики. Чайные карточки были отменены в 1952 году, раньше, чем вся остальная карточная система в Великобритании. В связи с юбилеем в британской прессе появилось несколько статей, в том числе и с некоторыми новыми для меня и интересными цифрами.

Британцы все еще пьют чая больше, чем кофе. В день они выпивают примерно 100 миллионов чашек чая и примерно 70 миллионов чашек кофе. При этом потребление кофе растет — так что Великобритания вновь имеет шанс стать кофейной страной, какой она была примерно до середины XIX века. И дело тут не в трансформации вкусов или культуры — все это лишь надстройки над деньгами. В середине XIX века торговля чаем была более прибыльной, чем торговля кофе. Теперь, судя по всему, более прибыльной является торговля кофе.

Королева с медведем. uk.sports.yahoo.com

А еще слово «чай» встречается в дневнике королевы Елизаветы II 7587 раз — надеюсь, те, кто считал это, учли, что три заветных буквы входят в состав многих английских слов, в частности instead и teach. Елизавета II реально любила чай, особенно с бергамотом. И Букингемский дворец активно этой привязанностью королевы хвастался — например, несколько лет назад была издана книжка с королевскими рецептами всяких чайных закусок. Мы даже ее приобрели через нашего тайного агента в Лондоне. И готовили по королевским рецептам разные вкусняшки для дегустаций в Пскове. Это, кстати, не очень просто было — потому что многие английские ингредиенты, начиная с муки, несколько отличаются от наших. 

Алкогольный Lipton Hard Ice Tea появится на рынке в 2023 году

Компания PepsiCo, с чайной точки зрения известная, в первую очередь, хитрой коллаборацией, в рамках которой она выпускает бутилированный и холодный Lipton Ice Tea, намерена в следующем году вывести на рынок линейку алкогольных холодных чаев Lipton Hard Ice Tea. Разработкой рецептуры четырех — пока только четырех — напитков линейки занимается американская пивная компания FIFCO. Предполагается, что напитки будут пятиградусными и с разными вкусами: лимон, персик, клубника и что-то, что называется Half and Half — что там будет смешиваться в равных пропорциях, я пока не знаю. Чай с пивом, наверное.

Напомню, что Hard Tea или Boozy Tea — это обобщенное название слабоалкогольных чайных напитков, чаще всего газированных. Несколько лет назад они стали достаточно популярными в США, причем как в крафтовом, так и в массовом варианте. Ну а теперь вот в эту тему и крупные игроки вписались.

Просто картинка. vinepair.com

Если допустить, что рыночная история слабоалкогольных чайных газировок будет развиваться по тому же сценарию, что и история бутилированного холодного чая, то можно предположить следующее. Липтоновский Hard Ice Tea станет сегментообразующим продуктом, который переведет всю эту категорию напитков из странной экзотики в привычный для розницы продукт. После чего в в игру включатся другие игроки, как крупные, так и помельче — и через некоторое время мы увидим в супермаркетах новую полку с разноцветными баночками. 

И если такое случится, то у нас появится забавная тема для холивара. Можно будет спорить о том, что хуже с ортодоксальной чайной точки зрения: бабл ли или хард ти. Не, я понимаю, что оба хуже — но аргументы послушал бы. 

Чай или кофе — очередное бессмысленное сравнение

На сайте Washington Post появилась интересная статья, сравнивающая полезность чая и кофе. Как это всегда бывает в современном вымышленном бесконфликтном мире, победила в этой статье дружба, однако по очкам однозначно победил кофе. Как вы прекрасно понимаете, результат такого сравнения полностью зависит от того, кем и как подбираются аргументы. Для кофепьющей Америки совершенно логичной является ситуация, в которой при таком сравнении побеждает кофе. В чаепьющей Великобритании, где несколько лет назад проводилось аналогичное сравнение, столь же однозначно победил чай. На самом деле, информационный и культурный бэкграунд сильно влияет на составителей таких сравнений, как бы они ни пытались быть объективными.

Вот прямо так, да. www.washingtonpost.com

В этой же американской статье, видимо в качестве утешения любителям чая, была озвучена мысль о том, что чай изучен хуже и по нему исследований меньше, так что, возможно, он еще отыграется. И вот тут я немного напрягся. Дурное это, конечно, дело — цифирками меряться. Но интересное. Тем более, что по моим впечатлениям, оставшимся еще с тех времен, когда мы мониторили и чайные, и кофейные новости, информационная картинка по ним примерно следующая. Публикаций в целом — книг, статей, постов и прочего — больше о кофе. А научных статей больше о чае. Одна только китайская наука больше всего остального белого света статей клепает. 

Нефритовая роса. Зеленый чай из Эньши (Хубэй, Китай). © Ольга Никандрова
Нефритовая роса. Зеленый чай из Эньши (Хубэй, Китай). © Ольга Никандрова. К тексту отношения не имеет.

Полазил по разным научным поисковикам — таки да, все так и есть, научных публикаций о чае намного больше, чем о кофе. Иногда в разы. При этом, по моему субъективному мнению, кофе изучен лучше, чем чай. Что не удивительно — как предмет исследования кофе гораздо компактнее и однороднее. 

Сингапурский бабл ти с помидоринками

Сингапурское подразделение тайваньской бабалтишной сети Gong Cha и хорошо всем известная своим кетчупом американская компания Heinz выпустили в коллаборации на сингапурский рынок ограниченную серию бабл ти с помидоринками. Новая линейка напитков называется Let’s Ketchup и состоит всего из двух позиций. Pomato Bomb и Berry Mary. В первом напитке обещают помидоры, груши и гранат, во втором — помидоры и малину. Эклектичные напитки оформлены под кетчуп в фирменном хейнцевском стиле — и это, конечно, прикольно. Особенно мне понравилась аббревиатура BBT, используемая для обозначения бабл ти. Я такой раньше не встречал, а она, без сомнения, удачна. Именно поэтому и не приживется, скорее всего.

Ну вот как-то так, да. mothership.sg

Те, кто успел попробовать, эти напитки, дают им очень сдержанные оценки. 4-5 из десяти, на уровне «один раз попробовать». Для меня, честно говоря, это наивысшая возможная оценка бабл ти, большую часть из них мне и пробовать не хочется. И да, кстати, в описании бабл ти с помидоринками я не нашел ни слова про чай. Так что он там или по умолчанию, или от чая там только название сети баблтишных. 

У меня эта новость сразу вызвала два воспоминания. Во-первых, о замечательной миниатюре Фрая и Лори про ветеринара и помидоринку. Во-вторых, о том, что я тоже когда-то давно поставил серию экспериментов по добавлению в чай свежих томатов. Предполагая, что они, как природный усилитель вкуса, могут интересно изменить вкус чая. Изменили — но совсем не интересно. Так что томаты с чаем лучше употреблять проверенным способом — вялеными и в виде закуски, простой или составной.

Ну а так-то, конечно, нужно теперь ждать бабл ти с майонезиком. 

Мыло из чая и сакэ

Ну и раз уж у нас зашла речь о причудливых чайных продуктах. В Японии одна из компаний начала продажу косметического мыла, изготовленного из отходов чайного листа и из осадка, остающегося при производстве саке. Это два разных мыла, если что. Использование зеленого чая в косметике, конечно, не редкость — но обычно используется его экстракт, а тут в дело пошли хоть и некондиционные, но чайные листья. Интересно было бы помыться. Не вообще, а этим мылом, конечно.

Белое с саке, зеленое с чаем. note.com

Ну а мыло из осадка саке — это вообще богатая тема. К нему в комплект обязательно нужно мыло из винного камня, виноградного жмыха, мертвого флора, хвостов и голов, отсекаемых при производстве хорошего дистиллята, и бочки из-под Амонтильядо. Получится зловеще и для кожи, наверняка, полезно.

Все дело в деньгах, а не в идиотах

Многие истории, как известно, развиваются не только посредством появления сиквелов, но и за счет появления приквелов. Так вот — приквел появился у уже известной специалистам истории про тотальный переход Шри-Ланки за зеленое земледелие, запрет на ввоз в страну сельскохозяйственной химии и последовавший за этим кризис сначала сельского хозяйства, в том числе и чайной индустрии, а затем и всей экономики острова. Производство чая на Шри-Ланке упало на 20% (оценки встречаются разные, так что цифра усредненная) — и что там будет дальше, пока не ясно.

Цейлонский чай с корками бергамота, шоколадный торт и Москатель. © Ольга Никандрова
Цейлонский чай с корками бергамота, шоколадный торт и Москатель. © Ольга Никандрова

До недавнего времени я был уверен, что инициаторами этого кризиса стали идиоты, решившие поиграть в зеленую экономику. И с чисто драматургической точки зрения такая версия, конечно, была хороша. Ну типа захотели сплошного органика — и вот печальный результат. Однако, судя по всему, история с органическим земледелием была лишь ширмой, которой правительство Шри-Ланки прикрывало банальную нехватку валюты на закупку сельскохозяйственной химии. Ну то есть виноваты во всей этой истории не идиоты, а банальное отсутствие денег. Эта версия не такая красивая — и именно поэтому, скорее всего, ближе к истине.

И да, кстати. Кризис на Шри-Ланке, в том числе и в чайной индустрии, совсем не значит, что с рынка пропадет цейлонский чай. Основной удар, если можно так выразиться, 20-процентного снижения его производства примут на себя крупные поставщики и закупщики — а обычные потребители этого снижения, скорее всего, и не заметят. 

Анонсы, фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».