Турецкий чай из Ризе получил GI-статус
Турецкое агентство по патентам и товарным знакам присвоило чаю из провинции Ризе национальный GI-статус. Ризе, напомню, — это небольшая провинция на севере Турции, на берегу Черного моря. С горами и не очень уютным каменистым побережьем — поэтому с традиционной по отношению к Турции туристической точки зрения она известна не очень хорошо. А вот с чайной точки зрения, напротив, известна отлично. Ризе — это главный чайный регион Турции, чай там выращивается и производится с 1924 года, причем завезли его туда из Грузии, из района Батуми, там недалеко. И сейчас грузинские рабочие часто ездят на работу на турецкие чайные плантации. Несмотря на то, что исторически грузинский чай возник значительно раньше турецкого, в настоящее время сравнивать эти два феномена крайне сложно — и в коммерческом, и в культурном плане турецкий чай давно уже стал самостоятельным и гораздо более заметным явлением, чем чай грузинский.
Так вот. В 1924 году, повторюсь, в Ризе начали выращивать и производить чай. А сечас там расположены практическе все турецкие чайные плантации. А еще там работает турецкая чайная биржа, регулирующая практически всю турецкую чайную торговлю. И компания «Чайкур», являющаяся доминирующим производителем турецкого чая. И недавно открывшийся центр чайной культуры. И небольшие чайные фермеры, работающие иногда совершенно кустарно, а иногда на вполне себе симпатичном уровне. И футбольный клуб с чайными листиками на эмблеме. И аэропорт с диспетчерской башней в форме чайного стаканчика… Короче говоря, Ризе — это реальная чайная столица Турции.
Получение чаем из Ризе GI-статуса означает, что теперь использовать название Rize Çayı — «Чай из Ризе» — сможет только чай, удовлетворяющий определенным условиям. Во-первых, он должен быть произведен в провинции Ризе. Во-вторых, должен соответствовать региональному стандарту качества, как по сенсорным характеристикам, так и по результатам лабораторного анализа.
На мой взгляд, получение чаем из Ризе GI-статуса носит чисто имиджевый характер и просто закрепляет давно сложившийся турецкий чайный статус-кво. У турецкого чая из Ризе и без GI-статуса были все признаки локального гастрономического специалитета. Специфические и вполне узнаваемые потребительские характеристики — как минимум цвет и вкус. Сложившаяся специфическая культура заваривания. Развитая культура потребления, интегрированная в социальную и гастрономическую жизнь турецких сообществ. Множество специфических чайных атрибутов — изначально заимствованных, но давно приобретших вполне самостоятельный турецкий шарм. И огромный внутренний рынок, подпитывающий все эти культурные, социальные и гастрономические феномены деньгами.
Турция, напомню, является мировым лидером по потреблению чая на душу населения — среднестатистический житель этой страны потребляет в год больше трех килограммов чая. Это в три раза больше, чем в России. Замечу, кстати, что высокое потребление чая в Турции во много обусловлено спецификой заваривания турецкого чая. Грубо говоря, для приготовления одинакового объема напитка в Турции используют заметно большее количество заварки, чем в России. Они ее там реально не жалеют.
А еще турецкий чай довольно дорогой — для масс-маркета, конечно. И его относительно высокая цена связана, в том числе, и с тем, что и работники турецких чайных плантаций, и турецкие фермеры, которым значительная часть этих плантаций принадлежит, получают за свой труд нормальные деньги. Нет, как сыры в масле они, конечно, не катаются — но по каким-то удивительным причинам фэйртрейд-сертификация и прочие финтифлюшки им не нужны. Видимо, у них и так все нормально, без разных неоэтических ассоциаций.
Короче говоря, национальный GI-статус для чая из Ризе практически ничего в уже сложившейся ситуации не изменит. Он просто станет статусным бантиком, для комплекта. А вот если Турция решит защищать наименование своего чая на международном уровне, то из всего этого может получиться любопытный кейс. В котором надо будет решать кучу тактических задач, начиная от вписывания турецкого чая в разные традиции приготовления и подачи напитка и заканчивая грамотной информационной поддержкой. Ну это если из этого GI-статуса делать реальный инструмент, а не еще один бантик, только более престижный.
Уличный чай за крипту
Индийская пресса уже примерно неделю на все лады рассказывает о Шубхаме Суини, владельце уличной чайной в Бангалоре, который в оплату за традиционный индийский уличный чай с молоком начал принимать криптовалюты. Ну или объявил об этом — о фактах реальной оплаты криптой за чай пока не сообщается, хотя соответствующее объявление на чайной действительно висит. Свою чайную Шубхам Суини назвал «Фрустрированный дропаут», как бы намекая на собственную неудачную торговлю на рынке криптовалют.
Меня во всей этой истории больше всего прикалывает, конечно, применение крайне высоких технологий для получения крайне примитивной услуги. Это все немножко напоминает «Звездные войны» и прочие дисгармоничные концепции будущего. До Великого Кольца мы, похоже, не доживем, а Татуин вот он, уже здесь.
Ильф и Петров о чайном саде в Сан-Франциско
В Сан-Франциско завершилась реставрация пятиярусной пагоды, являющейся одной из основных достопримечательностей старейшего публичного японского чайного сада на территории США. Этот сад был открыт в 1894 году и изначально задумывался как элемент японской экспозиции на очередной всемирной выставке — их тогда очень любили устраивать, на них еще разные чаи получали разные медали. После выставки японская экспозиция, изначально называвшаяся «Японской деревней», была переформирована в японский парк, который стал частью городского парка «Золотые ворота». И стал называться Japanese Tea Garden San Francisco.
На территории этого чайного сада есть, конечно, не только пятиярусная пагода — там есть и чайный домик, который работает как кафе и, конечно, как центр японского чая — там, в том числе, проводятся и чайные церемонии. С этим домиком меня связывает личная и книжная история. Я узнал об этом чайном саде и домике еще до внимательного знакомства с чаем и из книжки, которая к чаю не имеет никакого отношения — из «Одноэтажной Америки» Ильфа и Петрова. Они в этот сад и дом в свое время заглянули и вот что о них написали.
«Этот сад подарила городу японская императрица. В нем все маленькое — горбатые бамбуковые мостики, карликовые деревья и японский домик с раздвижными бумажными дверьми. В нем живет японец и, если посетители пожелают, устраивает им настоящий японский чай. Мы сидели в карликовой бамбуковой беседке и распивали зеленый душистый кипяток, который бесшумно подавал нам вежливый хозяин. Когда мы почувствовали себя совсем уже на блаженных островах Ниппона, наши спутники рассказали, что этот японец недавно погубил свою жену. Он так мучил ее, что она облила себя керосином и подожгла».
В современных исторических справках я не нашел ничего ни про подарок японской императрицы, ни про историю с самосожжением. Вот и гадаю теперь — Ильфу и Петрову навешали на уши туристической лапши в гашековском стиле (в те времена модно было заманивать туристов трагическими историями с необычными смертями) или же современная версия истории чайного сада в Сан-Франциско изрядно пригламурена.
Чай, кофе и ревматоидный артрит
Как известно, главная польза чая для здоровья состоит в том, что он, в общем и целом, безвреден. Особенно по сравнению со многими другими продуктами. Поэтому если вместо двух литров очень сладкой газировки выпивать ежедневно четыре чашки чая, то жизнь, скорее всего, довольно быстро наладится, можно даже похудеть немножко. Ну а разница между полулитром водки и полулитром чая вообще потрясает.
После того, как лет двадцать назад я просек эту фишку, я стал особое внимание уделять информации о всяких разных исследованиях, которые убедительно доказывают, что от употребления чая ничего не меняется. Это, кстати, вполне себе трендовый интерес — посмотрите вокруг и обратите внимание на целый пласт исключающего маркетинга. Продукты без ГМО, кофе без кофеина, органические продукты, вегетарианство, косметика, при проверке которой не пострадал ни один кролик — в основе всех этих маркетинговых концепций лежит очень простой подход. При котором отсутствие чего-то считается достоинством, а неделание чего-либо — добродетелью. Так что когда я в очередной раз читаю о том, что чай ни на что не влияет, то радуюсь, как ребенок. Потому что все, что нас не убивает, делает нас сильнее.
Ну вот, например, совсем недавно французские ученые, изучив 62631 французскую женщину, обнаружили, то употребление чая, а также алкоголя и безалкогольных напитков с натуральным сахаром никак не влияет на риск развития ревматоидного артрита. В отличие от кофе и безалкогольных напитков с искусственными подсластителями, между употреблением которых и риском развития ревматоидного артрита ученые обнаружили линейную и положительную связь. Особенно сильную у некурящих женщин.
Интересно, кстати, было бы узнать, какое количество исследованных французских женщин предпочитают кофе и газировки с аспартамом чаю и вину. Я вообще удивлен, что такие женщины существуют — а поди ж ты, про них целое исследование сделали.
Фильмы о чайных регионах Японии
Global Japanese Tea Association начала публикацию роликов о чайных регионах Японии. Первый цикл роликов посвящён чайной истории, чайным людям и чайной индустрии Кагосимы — в нем семь коротких серий общей продолжительностью что-то около часа, достаточно информативных и на английском.
Каждый следующий цикл будет выходить в новом месяце, в октябре будут опубликованы ролики о Сидзуоке, в ноябре — о Киото, в декабре — о Сайтама. Каждая серия будет сопровождаться онлайн-анонсом, расписание анонсов есть на сайте Ассоциации.
ISO-стандарт на матчу и маттю
Японская Национальная Ассоциация исследований в области продуктов питания и сельского хозяйства занята разработкой международного стандарта на чай матча. Или маття. Возможно, стандарт будет касаться и фонетики — и это тогда будет самой интересной его частью. Потому что все остальное — привязка названия к региону происхождения чая, описание технологии производства и указание, сколько и чего должно содержаться в правильном и японском порошковом зеленом чае — будет не только скучно, но и бесполезно.
Работы по международной стандартизации матчи начались еще в 2015 году — и за прошедшее с тех пор время экспорт матчи из Японии вырос в три-четыре раза. И возник огромный рынок реплик матчи, производимых, в первую очередь, в Китае. Так что желание японских коллег как-то совсем официально от этих реплик отстроиться вполне понятно. Не исключено, кстати, что японцы попробуют отстроиться как раз на уровне фонетики — настоящая японская и самурайская маття против дешевой и неправильной матчи.
Напомню, что и в Японии, и в Китае существуют национальные стандарты на порошковый зеленый чай. И у каждой их этих стран есть основание претендовать на матчевое первородство. Хотя, конечно, в современную чайную культуру этот чай пришел именно из Японии.
Ожидается, что международный стандарт на порошковый зеленый чай будет принят через три года. Приятно, что еще есть на свете люди, способные строить настолько долгосрочные планы.
Чай и кофе на Сбермаркете
Сбермаркет — российский сервис доставки, удобство которого в полной мере осознаешь только тогда, когда он перестает быть доступным — проанализировал покупки клиентов сервиса и подготовил небольшой отчет по их предпочтениям, относящимся к горячим напиткам. Картинка получилась следующей.
Чай за последние полтора года клиенты сервиса заказывали на 45% чаще, чем кофе. Спрос на горячие напитки меняется в зависимости от сезона и достигает пика в ноябре-декабре, когда потребление вырастает почти в три раза по сравнению с летними месяцами. При этом спрос на кофе в холодные месяцы увеличивается сильнее, чем на чай — на 210% против 188%
Больше всего горячих напитков относительно других товаров заказывают в Москве, второе место занимает Санкт-Петербург, далее в рейтинге самых заказывающих городов следуют Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара и Нижний Новгород. Ну а самым популярным чаем, заказываемым через сервис, оказался зеленый и пакетированный Greenfield Green Melissa.
Крайне любопытная информация, требующая некоторых пояснений. Начать, конечно, нужно с того, что не нужно, как это уже сделали некоторые издания, переносить статистику одного сервиса — независимо от его развитости и удобства — на всех российских потребителей. Большая часть чая и кофе покупается и заказывается не через Сбермаркет. Так что опубликованные данные описывают набор частных феноменов, а не полную картинку. Но и как феномены эти данные интересны.
Вот, например, лидерство зеленого и пакетированного чая с мелиссой. На первый взгляд, необъяснимое — потому что всем известно, что черного чая в России пьют гораздо больше, чем зеленого. Но стоит совсем немножко подумать, и становится понятно, что два этих факта совсем не противоречат друг другу. Можно не сомневаться, что черного чая в целом клиенты того же Сбермаркета заказывают больше, чем зеленого в целом. Что не мешает Greenfield Green Melissa быть самой продаваемой отдельной позицией.
В этом, кстати, тоже нет ничего удивительного. Даже если проигнорировать возможные акции, стимулирующие продажи конкретной позиции, зеленый чай с мелиссой — это отличное решение для рынков с доминирующим черным чаем. Ну просто потому, что мятные и цитрусовые тона являются проверенными компенсаторами тех оттенков недорогого зеленого чая, которые обычно отталкивают потребителей. В той же Турции, например, зеленый чай прямо на пачках советуют заваривать с лимоном. Ну а мелисса, которая одновременно и мятная, и лимонная — вообще отлично на зеленый чай ложится.
Интересно сравнить список городов, в которых чаще всего заказывают горячие напитки, со списком самых крупных городов России. Основными отличиями этих списком являются Казань и Челябинск — города, которые входят в первую семерку самых крупных городов России, но которых нет в первой семерке городов, чаще всего заказывающих чай или кофе в Сбермаркете. У меня по этому поводу нет ни одной правдоподобной гипотезы, но интересно, что там с чаем в Казани и Челябинске.
Ну и большая сезонность заказов на кофе по сравнению с чаем — это тоже прикольно. Похоже, что одеяло основного согревающего напитка в нашей культуре кофе начинает перетягивать на себя. Что, в общем, вполне объяснимо. Яркий и теплый аромат кофе на согревающий имидж работает явно лучше — а какой напиток реально лучше согревает, на самом деле никого не волнует. Все-таки в современной культуре, когда речь идет о «согреться с помощью напитка», то подразумевается скорее психоэмоциональное состояние, чем не физиология. Сергей, спасибо за ссылку!
Устойчивость и ответственность или этический колониализм
Обратил на днях внимание на проект Teatulia, который работает в США, в Денвере, и на севере Бангладеш. Проект очень примечательный, потому что очень по-разному выглядит с разных точек зрения. Впрочем, прежде чем менять точки зрения, есть смысл немного разобраться с фактами.
Главной фишкой проекта Teatulia является сельскохозяйственный кредит, который выдается жителям того региона Бангладеш, где расположены чайные плантации проекта. Причем выдается не деньгами, а коровами. Семьи, содержащие кредитных коров, расплачиваются за кредит молоком и компостом, изготавливаемым из коровьего навоза. Плата очень гуманная — ежедневно нужно сдавать литр молока и десять-пятнадцать килограммов компоста. Обычно за одну корову семьи расплачиваются в течение двух-трех лет. Мало того, в Teatulia, как и в Простоквашино, все телята, которые родились у кредитных коров, становятся собственностью тех семей, которые этих коров содержат. Матроскин был бы доволен.
Молоко, полученное от фермеров, стараются продать подороже — его перерабатывают в более дорогие продукты или везут в большие города, где цены повыше. Компост, полученный от фермеров, идет на удобрение чайных плантаций, чай с которых потом всеми способами актуализируется и продается по всему белому свету, но в первую очередь — в США. Актуализация чая включает в себя добавление ему этической ценности через разные виды сертификации и медийные акценты на социальных аспектах проекта, информационную прозрачность и адаптацию его к современным вкусовым чайным трендом. Ну то есть, проще говоря, чай этот обвешан сертификатами как новогодняя елка, подробно подписан, сопровожден кучей рассказов о том, как проект помогает людям — причем совершенно правдивых — и продается как в классическом виде, так и с составе всяких чайных напитков с претензией на функциональность.
Кроме чая и коров, Teatulia также занимается в Бангладеш образованием, здравоохранением и выращиванием овощей — тоже, понятное дело, органических и все такое прочее. Короче говоря Teatulia — это очень яркий, интересный и многосторонний проект. Да еще и с отличным информационным сопровождением — я искренне советую изучить его сайт и соцсети, там много интересного. Но чуть позже — потому что сейчас хочу предложить взглянуть на проект с трех разных точек зрения. С современной потребительской, с чайной и, если можно так выразиться, с марксистской.
С точки зрения современного потребителя проект прекрасен. Он продает чай, который вписывается в современные чайные вкусы, отвечает наиболее распространенным требованиям к безопасности и полезности продукта, прозрачен и позволяет приобщиться к хорошему и правильному делу — помощи колоритным, но явно симпатичным людям на другом конце земного шара.
С чайной точки зрения проект никакой. Он интересен, разве что, как отличный пример активного использования замещающего маркетинга. То есть маркетинга, построенного на замене первичных и естественных потребительских характеристик продукта вторичными и противоестественными. Этот замещающий маркетинг настолько эффективен, что даже у такого опытного персонажа как я вопрос о качестве чая при знакомстве с проектом возник далеко не сразу. А когда возник, я довольно быстро обнаружил, что в пакетики (биоразлагаемые, конечно) расфасован обычный чай, внешне ничем не отличающийся от того чая, что фасуется в большую часть пакетиков-пирамидок на масс-маркете. Не совсем дешевка, конечно, видали и похуже. Но в том, что по вкусу этот чай ничего особенного из себя не представляет, можно не сомневаться.
Я уже много раз говорил об этом, но, с вашего позволения, повторюсь. Информационная прозрачность и куча сертификатов не имеют никакого отношения к вкусу чая. В реальности эти категории существуют в параллельных плоскостях и никак не связаны между собой. Однако в неэвклидовом сознании современного потребителя эти параллельные плоскости отлично пересекаются — и информация о том, как называется чайная плантация, на которой собирался чайный лист, часто приводит потребителя в радостное возбуждение еще до пробы чая. А если добавить к названию плантации рассказ о натуральном коровьем навозе и больших земляных червяках, то чай можно даже из коробки не доставать — для достижения потребительского оргазма достаточно будет предварительных маркетинговых ласк.
Что же касается той точки зрения, которую я назвал марксистской (не будучи при этом уверенным в правильном использовании термина), то тут вообще все крайне любопытно.
Ну вот, например. Люди получили коров в кредит и за два-три года расплатились за них — это отлично. У них есть возможность не только работать на чайных плантациях, но и заниматься животноводством — это классно. Работа на плантациях сезонна и нерегулярна. Поэтому хорошо, когда к работе на плантациях добавляется постоянная занятость, способная приносить постоянный доход. Но прикол-то в том, что вся занятость этих людей — и чайная, и коровья — полность завязана на сложившиеся каналы продажи результатов своего труда. Которые контролируются и регулируются отнюдь не фермерами. И даже расплатившись по кредитам местные фермеры сохраняют экономическую зависимость от проекта Teatulia.
Что само по себе совсем не страшно, конечно — мы все находимся в той или иной экономической зависимости от кого-либо. Но в случае с бангладешским чайным проектом эта зависимость носит хоть и прилизанный, но откровенно колониальный характер. Основной доход от продажи созданного в рамках проекта чая уходит за пределы страны. Тот факт, что архаичная связка «ружья — бусы — христианство» заменена в нем более актуальными кнутами, пряниками и ценностями, сути дела не меняет. Люди привязаны к чайным плантациям, как крепостные крестьяне. Просто они выглядят понаряднее своих коллег из Ассама — ну так это и понятно, у хороших хозяев и хозяйство красивое, эту фишку еще древние римляне просекли.
Ну и важно понимать, конечно, насколько эффективным инструментом управления производителями ресурсов — в том числе и чайными фермерами — является сертификационная система. Все эти органики, рэйнфорест эллаенсы и прочие фэйртрейды — это отличный регулятор каналов сбыта цен на сырье. Управление которым, опять же, находится отнюдь не в руках чайных фермеров.
Что вы говорите? Какой из этого всего можно сделать вывод? Да никакого. Люди работают и зарабатывают. И пусть у них — и у колоритных бангладешских фермеров, и у чистеньких маркетологов из Денвера — все будет хорошо. Ни у кого из них и ни у кого из нас, скорее всего, нет возможности сделать всю эту систему более чайной и более справедливой чем она есть сейчас. Но смотреть на всякие чайные проекты с разных точек зрения все равно интересно.
Чай против мошенников
Британское подразделение испанской финансово-кредитной группы Grupo Santander выпустила не так давно чай Santander’s Safe-Tea, анонсировав его как напиток, помогающий не купиться на развод телефонных мошенников. Ну типа тебе звонят как бы из банка и говорят, что всему конец, гипс снимают, клиент уезжает, нужно срочно перевести все деньги на безопасный счет, диктуйте реквизиты. И ты уже готов все это сделать, но у тебя в чашке успокаивающий ройбос с кусочками яблок, лавандой, имбирем, мятой, ромашкой и натуральными ароматизаторами — ты его пьешь, стресс тебя отпускает — а на пачке с чаем написано, что ни при каких обстоятельствах нельзя никому сообщать свои банковские реквизиты. И ты никому ничего не сообщаешь, посылаешь мошенников к черту, деньги спасены, все счастливы, никто не виноват.
Во всей этой истории есть два любопытных момента. Во-первых, это прикольно, когда банк начинает выпускать публичный чай. Не, так-то банки и другие компании часто выпускают собственные чаи. Но они редко выходят за рамки корпоративных или даже ситуативных сувениров. Я, например, последний раз такой чай готовил для открытия нового автосалона. А тут к выпуску чая, якобы защищающего от мошенников, запустили целую кампанию, ролик сделали для ютуба и даже исследование провели. И это исследование — как раз второй любопытный момент.
Чай для принятия решений и чтобы согреться
По заказу испанских банкиров специально обученные люди опросили 2000 британцев для того, чтобы выяснить, в каком психо-эмоциональном состоянии и для чего люди в Великобритании пьют чай. После обработки результатов картинка получилась следующей.
44% опрошенных заявили, что ценят паузу, которую предоставляет чаепитие — она дает время подумать и разобраться в какой-нибудь ситуации. 35% опрошенных при этом отмечают, что такой перерыв помогает им избегать принятия ошибочных решений. 24% опрошенных начинают успокаиваться уже в процессе приготовления чая — хотя я лично ничего успокаивающего в макании пакетика в кружку не вижу. Но британцам виднее, конечно. Ну и примерно каждый третий британец пьет чай в процессе принятия сложных решений.
Что же касается причин, по которым жители Великобритании пьют чай, то первая их десятка выглядит так. Согреться. Расслабиться. Взять тайм-аут. Отдохнуть после работы. Посмотреть телевизор. Успокоиться. Сосредоточиться. Разобраться в ситуации. Запить плохие новости. Взбодриться.
Очень любопытный список. Во-первых, удивляет отсутствие, даже на уровне намеков, вкусовых и коммуникативных причин употребления чая. И, во-вторых, примечательно, хоть и не удивительно, то, что «согреться» находится на первом месте. Все-таки концепции отопления у нас и в Великобритании совершенно разные.
Вечером листья, через месяц — деньги
Бывают такие странные чайные новости, которые сами по себе совсем не интересны, но которые мимоходом указывают на какую-либо деталь, добавляющую крайне любопытный штрих к общей чайной картинке. Как-то лет пятнадцать назад, например, меня ошарашила новость о том, что сборщики чая на Шри-Ланке решили отказаться от сбора чайных листьев в мешки из-под минеральных удобрений. Я тогда прочел все это дело и как-то сразу подумал, что все это время, оказывается, пил цейлонский чай, который какое-то время провел в мешках из-под мочевины. Не, катарсиса со мной не случилось, крестьянские корни и понимание того, что пищевая промышленность вообще не для слабонервных защитили мою тонкую душевную организацию. Опять же, карбамид для зубов полезен. Но было прикольно.
Ну а на днях я вычитал о том, что KTDA — кенийское агентство, крышующее значительную часть кенийской чайной индустри — запустило автоматизированную систему управления чайными фермерскими хозяйствами. И теперь деньги за собранный чайный лист фермерам приходят быстрее. Раньше фермеры получали деньги на третьей неделе следующего за сдачей листа месяца, а теперь будут получать быстрее. Вечером листья, а через месяц деньги, блин!
Я не знаю в деталях, как у них там все в Кении устроено. Может месячная пауза между сдачей товара и получением денег — это нормально. Но из Алма-Аты такой расклад выглядит диковато.
Карак и самовар в Катаре
Al Jazeera опубликовала небольшой материал, посвященный развитию в Катаре культуры карак-чая и самовар-чая. Карак-чай, напомню, это традиционный вот уже на протяжении нескольких десятилетий для некоторых стран Персидского залива напиток, представляющий из себя очень крепкий черный чай со сгущенным молоком и, опционально, специями. По сути своей, карак-чай — это Persian-Gulf-версия молочных чайных напитков, распространенных в Индии и Пакистане. Переселенцы из этих стран привезли с собой в страны Персидского залива привычку к чаю с молоком и специями, но, столкнувшись с дороговизной свежего молока, заменили его на сгущенку.
Ну а теперь вот, похоже, качели качнулись в другую сторону. Примерно с 2014 года в том же Катаре начал набирать популярность самовар-чай — по умолчанию не очень крепкий и не очень сладкий черный чай со свежим молоком и, опять же, опционально, специями. Ну то есть от карак-чая самовар-чай отличается меньшей крепостью, меньшей сладостью, использованием обычного молока вместо сгущенки и большей настраиваемостью.
По цене напитки не отличаются, так что переход с карак-чая на самовар-чай, на первый взгляд, нельзя связывать с ростом или падением благосостояния потребителей этих напитков. Но есть нюанс. История развития вкусов на напитки и продукты питания четко указывает на очень простую тенденцию. Чем тяжелее жизнь — тем больше людей тянет на сладкое и жирное. И в этом смысле чисто вкусовой переход от более сладких и жирных напитков к менее сладким и жирным как бы намекает, что и у самых бедных жителей Катара жизнь налаживается.
Да, кстати, самоваром в новой катарской чайной культуре называется бойлер с краником литров на сорок, в котором бултыхается кипяток и оборудованы отделения для заваривания черного чая и постоянного подогрева молока. По виду на классический самовар эта штука совсем не похожа, а по функциональности немного напоминает турецкие устройства для приготовления чая, только еще и с молочным отсеком. И да, для заваривания черного чая в Катаре активно используют чайный носок — этакий многоразовый пакетик-переросток, распространенный в некоторых странах с развитой уличной культурой чаепитий.
Культурная идентичность, ностальгия и поток
Китайские ученые опубликовали интересную работу, описывающую факторы, влияющие на поведение туристов, посещающих чайные плантации. Строго говоря, к чаю и чайным плантациям эта работа имеет совершенно случайное отношение — с таким же успехом можно было изучать туристов, совершающих теплоходный тур по Янцзы или путешествующих по бонским монастырям на Тибете. Но ученые изучили посетителей чайного хозяйства Юньлин, которое находится в Аньси — это где Тегуанинь и мировое сельскохозяйственное наследие. Так что у меня есть все основания считать это исследование чайным.
Китайские специалисты предположили, что на поведение туристов влияют три фактора, сопровождающие туристический визит на чайные плантации: чувство культурной идентичности, ностальгические переживания и потоковое состояние.
Культурная идентичность — это когда ты ощущаешь туристический объект частью своей жизни и персональной истории. Чувствуешь, что ты одной крови с теми, кто работает на чайных плантациях и даже мошки, которые над ними летают, кажутся тебе родными. Короче говоря, это то замечательное переживание, которое возникает при осознании того, что у тебя есть огромная семья, и тропинка, и лесок, и в поле каждый колосок.
Ностальгические переживания по версии китайских исследователей почти не отличаются от ностальгии в нашем понимании, только белогвардейская безысходность заменена в них почтительным и трепетным отношением к прошлому. Ну то есть в китайском варианте песня про русское поле и тонкий колосок исполнялась бы не с нежной тоской, а с бодрой гордостью.
Ну а потоковое состояние — это психическое состояние, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается. Оно характеризуется деятельным сосредоточением и полным вовлечением в процесс деятельности. В западной науке концепция потока была предложена Михаем Чиксентмихайи в 1975 году, однако в родных Китаю буддизме и даосизме это понятие, чаще всего реализуемое через медитативные техники, является продуктивным уже пару тысяч лет. В применении к туру по чайным плантациям потоковое состояние характеризуется интересом, расслабленностью и счастьем от переживания всего происходящего.
Так вот. Подробно опросив несколько десятков туристов, китайские исследователи пришли к очевидным, но все равно интересным выводам.
Непосредственно на действия туристов — то есть на их желание вернуться, поехать в другие чайные туры, рассказывать всем знакомым о том, как им было круто — влияют культурная идентичность и ностальгия. Поток не влияет, что не удивительно — в этом состоянии любая активная деятельность в новом направлении самому состоянию потока противоречит и равносильна выходу из него.
При этом ностальгия и состояние потока способны усиливать культурную идентичность, видимо потому, что работают на состояние общности прошлого и разделенности настоящего — поэтому совсем исключать поток из меркантильного списка воздействия на туристов не стоит, просто он действует опосредованно, через культурную идентичность.
Короче говоря, исследователи пришли к выводу, что при формировании имиджа чайных плантаций и хозяйств как туристического объекта нужно работать по всем трем направлениям. И в рекламе чайных туров обещать будущим туристам приобщение к великому общему прошлому, вовлеченность в удивительное совместное настоящее и осознание дивного будущего. А еще хорошее настроение, расслабуху и отличную компанию. Я бы еще покой и волю добавил, конечно — но про это в исследовании ничего нет.
Хорошее работа. Нормальные рекламные буклеты и так обычно по такой схеме составляются — но теперь она научно подтверждена.
Очередной чайный робот
На очередной выставке роботов, прошедшей в Китае, изумленной публике был представлен семейный робот для приготовления чая. В принципе, он делает все то, что делают все мало-мальски продвинутые чайные автоматы. Умеет заливать заварку определенным количеством воды определенной же температуры, следит за временем настаивания, хранит кучу профилей заваривания разных чаев и все такое прочее. Но при этом еще умеет запоминать своих пользователей в лицо, составлять индивидуальные чайные профили на основании уже приготовленных для того или иного человека чаев и следить за тем, чтобы все вокруг потребляли достаточное количество жидкости.
Все эти нахлобучки, конечно, принципиально новыми не являются — но при хорошей озвучке из этого агрегата может получиться забавная штуковина. Ты к нему подходишь, а он тебя сразу спрашивает: «Тебе как обычно?». Или отказывается готовить чай, мотивируя свой отказ тем, что ты еще не выпил свою суточную норму чистой воды. Короче говоря, создателям интерфейсов есть где развернуться.
Вечерний чай на борту
Ну и раз уж у нас речь зашла о технике. В одном из эдинбургских доков стоит на приколе корабль с гордым названием Fingal. С 1963 по 2000 год этот корабль обслуживал многочисленные маяки, расположенные на причудливом побережье Шотландии, потом был списан со службы, но не разрушен, а сохранен, а в 2019 году произошло его переоборудование в плавучий и весьма симпатичный отель. В котором, как в любом другом приличном британском отеле, подают традиционный послеобеденный чай. В принципе, стандартный — разве что часть из двух десятков подаваемых на борту чаев изготовлены на местной эдинбургской чайной фабрике, которая работает буквально в нескольких километрах от корабля. 45 фунтов просто так, 55 — с шампанским, все как обычно, но меня чем-то меня этот чай на корабле зацепил.
Принцип потребительского переноса
Один из самых сложных для меня, как для потребителя самых разных продуктов, вопросов — это вопрос переноса понимания одних товаров на оценку качества других. Сейчас поясню на простом примере.
Ну вот приходишь ты, например, в дорогой и красивый гастроном. А там все такое крутое-крутое. Йогурты живые, салатики свежие, утиная грудка охлажденная, рыбка в аквариуме плавает, от выбора оливкового масла глаза разбегаются, винные полки подавляют — короче говоря, не магазина, а храм. И ты как-то сразу понимаешь, что в нем все, может, и дорогое — но точно хорошее. А потом подходишь к чайной полке — и сразу так резко начинаешь недоумевать. Ну потому что для того, чтобы составить чайный ассортимент, представленный в подавляющем большинстве дорогих гастрономов, нужны быть удивительно унылым и безграмотным человеком. Причем как с чайной, так и с человеческой точки зрения. Не, я все понимаю, бизнес-процессы, оптимизация, неглавная позиция, все равно купят и так далее — но ведь первая мысль, которая мне приходит после созерцания чайной полки в таком магазине состоит в том, что с оливковым маслом и йогуртами у них, наверняка, такая же халтура как и с чаем. И интерес ко всему этому дорогому делу резко падает, ничего не могу с собой поделать.
В этом смысле, кстати, очень любопытно было наблюдать за тем, как некоторое время назад многие кофейные проекты начали работать с чаем. Когда я смотрел на их ассортимент, читал их описания и слушал их рассказы о чае, я очень четко понимал, что вся эта убогость связана совсем не с тем, что чай многократно сложнее кофе. А с тем, что кофейная тусовка, неподготовленному человеку кажущаяся очень убедительной и профессиональной, тотально безграмотна и халтурна. Я ни за что не поверю, что человек, который в 2022 году рассказывает про натуральный аромат молочного улуна, в кофе разбирается хорошо, а с чаем вот немного лопухнулся. Не, братцы, халтура — это тотальное. И в кофе все эти красавцы, чаще всего тоже ничего не смыслят. Просто слова выучили.
Я собственно, чего завелся-то. Мне на днях попалась на глаза рекомендация диетолога заменять по утрам кофе ройбосом. У того типа кокосовый и ванильный аромат, который может резко взбодрить чахлого жителя мегаполиса. Читаешь такой бред и понимаешь, что диетолог ройбоса в чистом виде-то, небось, и не пробовал. И о том, что в нем кофеина нет тоже не знает. И становится немного страшновато — ведь кроме советов в интернете такой спец еще и живым людям что-то рассказывает. А если он с такой банальностью как ройбос не разобрался, где гарантия, что в остальной диетологии такой спец хоть что-то понимает.
Тяжело жить на свете, когда хоть немножко в чем-то разбираешься.
Анонсы, фидбэк и поддержка рублём
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий