Сегодня в «Чайных параферналиях»: новый парафернальный год; пурпурный чай в спирте и лимонной кислоте; Saicho и грейпфрутовый сок; фестиваль Чагенкё в Вадзуке; бутанский масляный чай в специальных чайниках; бархатцы, эстрагон и новая функция белого чая. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас рублем можно вот здесь.
Новый парафернальный год
Это удивительно, конечно, но почти год назад, 1 декабря 2020 года, вышел первый выпуск «Чайных параферналий». Ну то есть получается, что сегодняшний выпуск относится еще к первом парафернальному году, а следующий выйдет уже в новом парафернальном году. Ну и так как к первому декабря ближе сегодняшний выпуск, его мы и будем считать юбилейным.
Спасибо вам за обратную связь, разнообразную поддержку и просто за интерес к чайным новостям. С новым парафернальным годом, коллеги.
Пурпурный чай в спирте и лимонной кислоте
Когда-то давно, когда мы только-только начинали работать с чайными новостями (а это 2004-2005 год, на минуточку), нам на глаза попалось исследование, описывающие заваривание чая, оптимизированное по экстракции в настой разных полезных веществ. Когда мы увидели заголовок этого исследования, то испытали короткое предчувствие счастья — ну вот было такое наивное чувство, что сейчас перед нами раскроются тайны чайной вселенной и мы сможем-таки получать в чайнике напиток, делающий молодость, красоту, здоровье и богатство неизбежными. Ага, конечно. Оптимальным с точки зрения экстракции полезных веществ оказалось настаивание чая в этиловом спирте, под высоким давлением и при температуре 70, кажется, градусов. Теоретически, повторить такое заваривание дома возможно. Но каждый день на завтрак такой чай пить не будешь.
Мы это все к тому, что не так давно ирландско-китайско-бразильская команда ученых изучила потенциальную функциональность зеленого чая, приготовленного из пурпурных чайных листьев. Ну то есть того чая, который часто называют пурпурным. Ученые задались целью не просто получить оптимальный по содержанию полезных компонентов настой, но и настой, который будет стабилен на протяжении какого-либо разумного времени.
Здесь, конечно, в очередной раз нужно напомнить, что тот факт, что в чайных листьях, что в сухих, что в свежих, содержатся всякие разные полезные вещества, ничего для нашего здоровья не значит. Ну вот, например, в том же пурпурном чае есть компоненты, которые могут иметь антираковое и антимикробное действие и могут снижать выработку цитокинов — что сейчас особенно актуально. Но эти вещества есть в чайных листьях. И они, во-первых, не очень просто выходят в пригодный к употреблению настой. И, во-вторых, не очень охотно усваиваются организмом. Это если по-простому. Ах, да, если все эти активные вещества все-таки удается вывести в настой, то и это еще не значит, что в наших руках оказывается удобный в употреблении препарат.
Потому что сам по себе чайный настой, особенно насыщенный всякими полезными и активными компонентами, довольно быстро окисляется и теряет многие свои свойства. Это, кстати, легко заметно и невооруженным глазом. Если настой зеленого чая или легкого улуна избавить от чайных листьев, но подогревать, например, на греющей свече, то он быстро потемнеет, буквально за полчаса.
Ну так вот, изучая разные варианты заваривания пурпурного чая, ученые пришли к выводу, что самый насыщенный полезными веществами и стабильный его настой получается при заваривании чайных листьев в смеси этилового спирта и лимонной кислоты в пропорции 1 грамм чая на 62,3 грамма смеси при температуре 60 градусов и в течение 15 минут. Жаль, что в описании исследования не указано соотношение спирта и лимонной кислоты — а то получился бы вполне пригодный для воспроизведения в домашних условиях рецептик. Ну просто потому что без давления.
Saicho и грейпфрутовый сок
Кстати, о стабильности чая. В предыдущих выпусках «Параферналий» мы рассказывали о нескольких чайных проектах, работающих в винной эстетике. Причем как о проектах, просто практикующих подачу чая в винной посуде, так и о проектах, разливающих готовый к употреблению чай (или комбучу) по винным бутылкам. Особенно много таких разлитых по бутылкам чаев становится в районе Нового года — так что, скорее всего, в каком-нибудь из следующих выпусков у нас эта бутылочная тема снова всплывет.
Любопытно, что среди винно-бутилированных чаев уже появилась своя классика. Мы, например, к такой классике относим японский проект Royal Blue Tea, с его сдержанными бутылками, которые иногда еще укладывают в павловниевые коробочки. Этот проект прекрасен, но умозрителен — их бутилированный чай хранится в холодильнике ровно месяц после розлива, что делает Royal Blue Tea проектом, чай которого можно попробовать почти исключительно в Токио. Ну и воспроизвести этот проект можно только в богатом городе, готовом платить от 35 до 5000 долларов за бутылку чая.
Причина такого короткого срока хранения очень проста — японцы ничего не добавляют в свой бутилированный чай. Эта чистота делает их проект уникальным, очень привлекательным, но нишевым. Причем ниша у него очень-очень узкая.
Добавление в готовый чай консервантов-антиоксидантов значительно расширяет бизнес-потенциал бутилированных чайных проектов, но ставит перед ними новые задачи. Варианты решения которых очень интересно разбирать на примере английко-гонконгского проекта Saicho. Мы, собственно, именно об этом проекте и собирались рассказывать — но, как обычно, об японские бутылки споткнулись. Так вот. В ассортименте Saicho всего четыре газированных готовых чая — дарджилинг, ходжича, данцун и зеленый жасминовый — газированных, разлитых в бутылки шампанского типа, немного разбавленных соком белого грейпфрута и продающихся по цене от 15 до 45 долларов за бутылку. Ну то есть все просто и банально. Но если присмотреться к деталям, то очень пристойно исполнено.
Для начала давайте разберемся с грейпфрутовым соком и газированием. Их основное назначение — замаскировать вкус аскорбиновой и лимонной кислот, которые добавляются в бутилированный чай в качестве консервантов-стабилизаторов. Цитрусовый вкус и углекислота не идеально, но приемлемо, маскирует их вкус, вызывая у потребителя мысль о том, что вкус, конечно, необычный — но все, наверное, так и задумано. Мало того, то, что для всех напитков линейки используется один вкусовой компенсатор — грейпфрутовый сок — позволяет адекватно сравнивать разные чаи между собой и уверенно искать разницу между дарджилингом и, например, ходжичой.
Маркетинг проекта тоже интересен. Во-первых, они разливают свой газированный чай в том числе и по мини-бутылочкам, имитируя клубную подачу игристого. Во-вторых, Saicho продает всего четыре напитка, но предлагает два десятка вариантов коктейлей на их основе. В-третьих, они хоть и попсово, но отрабатывают тему традиционной чайной культуры — сам проект назван в честь монаха, с которым обычно связывают появление чая в Японии в IX веке, а один из чаев и вовсе называется «Восемь бессмертных». В-четвертых, Saicho неплохо реализует маркетинг на сочувствии — на сайте можно прочитать интимную историю семейной пары, в которой он любит винный пэйринг, а она не может употреблять алкоголь. Из этого милого противоречия и родился газированный чай. Сравните эту романтическую историю с грубым и маскулинным «занимался единоборствами, увлекся Востоком, попробовал чай» и почувствуйте разницу.
Очень аккуратный проект. Все решения в нем, конечно, совершенно шаблонные, как в сайте на вордпрессе. Но собраны и реализованы эти шаблоны очень качественно, можно студентам-маркетологам в качестве примера показывать.
Фестиваль Чагенкё в Вадзуке
В японском городе Вадзука, что в префектуре Киото, на протяжении десяти последних лет проводится чайный фестиваль Чагенкё. По сути своей это обычный региональный фермерский чайный фестиваль, в доковидные такие фестивали по всему чайному белому свету проводились пачками. Но сейчас времена совсем не доковидные — поэтому количество праздников такого рода резко сократилось. А половина из тех, что проводится, проводится онлайн. Чайный фестиваль Чагенкё не стал исключением.
4 и 5 ноября на сайте и ютуб-канале фестиваля можно будет посмотреть, как разные японские люди пьют чай и получают от этого удовольствие. Отличительной чертой фестиваля Чагенкё от множества прочих онлайн-чаепитий является то, что в рамках этого фестиваля будет реализовано два десятка чайных мероприятий, которые пройдут на разных чайных фермах, в кафе, чайных, чайных садах, офисах и прочих приятных локациях. Ну то есть, фактически, наши японские коллеги попытаются сделать такое онлайн-погружение в региональную чайную культуру. Это прикольно.
Ну а если вы относитесь к числу тех редких счастливчиков, которым чай из Японии может быть доставлен за три дня, то можете закупиться этим самым чаем в интернет-магазине фестиваля. И смотреть прямые эфиры не просто так, а с пиалкой японского чая. Ну или с большой кружкой, пока никто не видит.
Бутанский масляный чай в специальных чайниках
В Сеуле с 11 по 14 ноября проходила International Buddhism Expo — международная выставка буддийской культуры. Обозревая фотографии экспонатов этой выставки, мы обратили внимание на богато декорированные бутанские чайники для подачи масляного чая, который называется суджа (Suja) — и немедленно решили выяснить, что это такое.
Интриги, увы, не получилось. Суджа — это локальное бутанское название традиционного для Тибета масляного напитка. Который готовится из чая, молока, сливочного масла и соли, причем чай с молоком, маслом и солью чаще всего варится. Хотя возможно и простое смешивание компонентов с крепко заваренным чаем. Чтобы все было совершенно канонично, нужно взять пуэр и ячье масло и молоко — но и на других чаях и на коровьих молочных продуктах тоже получится неплохо. Иногда в тибетский масляный чай добавляют соду для цвета и специи для вкуса. Короче говоря, рецепт там очень простой. Ну и сам напиток тоже не особо сложный и изысканный, это типичных энергетик для не особо сытной жизни в холодном горном климате. Однако есть у тибетского масляного чая пара важных нюансов. Один из которых принципиальным образом влияет на вкус напитка, а второй — на нарядность подачи.
Во-первых, тибетский масляный чай после варки или смешивания всех компонентов может взбиваться. В местах непосредственного употребления для этого используются специальные ступки, в домашних условиях с этой задачей отлично справится миксер. Для взбивания небольших объемов такого чая и вовсе можно использовать френч-пресс. Короче говоря, важно, чтобы итоговый напиток получился с пенкой — тогда он будет вкуснее.
Во-вторых, готовый тибетский чай переливается в специальный чайник, чаще всего — металлический, чаще всего характерной вазообразной формы и с ручкой, которая соединяет широкую часть чайника с его относительно узким горлышком. Далеко не всегда, правда, эти специальные чайники декорируются так богато, как на бутанской выставке в Корее. От подавляющего большинства других чайников, используемых в разных чайных культурах, эти тибетские чайники отличаются тем, что в них не кипятят воду и не заваривают чай. Они используются только для сервировки готового напитка. Век живи, век учись.
Бархатцы, эстрагон и новая функция белого чая
У травяных чаев, помимо массы достоинств, есть два существенных недостатка. Во-первых, каждый конкретный травяной чай очень быстро надоедает. Во-вторых, у многих травяных чаев наблюдается выраженный дисбаланс между вкусом и ароматом.
С надоедливостью травяных чаев можно эффективно бороться с помощью большого ассортимента компонентов и спонтанных купажей. Ну, грубо говоря, если у вас дома из трав только душица, то она вам, скорее всего, надоест уже через неделю. А если у вас дома пятнадцать разных трав, то комбинировать вы их сможете до следующего сезона без какого-либо намека на утомительное однообразие.
С дисбалансом между вкусом и ароматом дело обстоит несколько сложнее. Для того чтобы понять суть этого дисбаланса, достаточно заварить листья мяты. Аромат у такого мятного тизана будет правильный и свежий, а вкус — так себе. Пустоватый. Ну и многие другие травы работают точно также. При добавлении трав в чай, естественно, такой проблемы не возникает, чаю хватает собственного вкуса для того, чтобы тянуть на себе весь купаж.
Бывают, однако, ситуации, при которых добавление традиционного для травяных смесей черного или зеленого чая неуместно. Ну, например, вы подобрали тонкий баланс между бархатцами и эстрагоном. Аромат — бомба. А тела напитку не хватает. Если добавить в этот купаж черный или зеленый чай, все разрушится к чертовой бабушке. Причем пострадает не только аромат, но и внешний вид напитка в чайнике. Очень приятный, кстати. А вот если добавить белый чай, то тела, фактуры и вкуса он в напиток добавит, а на ароматическую композицию практически не повлияет. Ну и внешне все это дело будет отлично.
Мы это все к тому, что белый чай оказался шикарным «наполнителем» для тонких и деликатных травяных купажей. Упомянутая уже смесь белого чая, эстрагона и бархатцев, например, радует тонким свежим вкусом и приятным пряно-цветочным ароматом. Очень аппетитная штучка.
Новая статья, поддержка рублем и обратная связь
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… И да, мы, кстати, опубликовали новую статью на нашем блоге. Она называется «Стилизованное турецкое чаепитие» и посвящена, ясное дело, тому, как из подручных материалов соорудить чаепитие в турецком стиле. И тому, где и когда такое чаепитие будет уместно. Наш новый «Чайный кругозор» рассказывает о вьетнамском зеленом Сноу Шане, а в рубрике «Чай +» мы опубликовали рецепт меланхоличного холодного черного чая с сахаром и лимоном. Спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий