Классификация чая в розничной торговле часто отличается от классификации чая технологической, по грейдам или какой-либо еще, привязанной к производству или торговле оптовой. В некоторых случаях, конечно, та же грейдовая классификация переносится и на коммуникации между розничным продавцом и конечным потребителем. Но далеко не всегда. Во-первых, у грейдовой классификации невысокий маркетинговый потенциал — приступов потребительского счастья при виде английских аббревиатур потребитель обычно не испытывает. Во-вторых, эта классификация (как и любая классификация, впрочем) практически никак не связана не только с качеством чая, но и со значительной частью его потребительских свойств. Ceylon Orange Pekoe Tea достоверно сообщает потребителю только о том, что чай в пачке — листовой, цейлонский и с чаинками специфической формы, размера и цвета. Но почти ничего не сообщает о том, насколько он вкусный и чем он может быть интересен. 

Розничному продавцу, который работает с определенным ассортиментом чая — хоть в супермаркете, хоть в проекте клубного или бутикового типа — нужна такая классификация чая, которая поможет ему этот чай продавать. И на основе которой он сможет сделать качественную выкладку чая на полках и выстроить эффективную коммуникацию с клиентом. Фактически, розничному продавцу нужна своя классификация, основанная, скорее, на запросах потребителей, а не на технологиях производства чая… И вот тут самое время отвлечься от чая и обратить внимание на торговлю вином и прочим алкоголем. В супермаркете, например.

Обычно супермаркетовский ассортимент алкоголя организован следующим образом. Пиво на отдельной полке, чаще всего без особого внутреннего структурирования, но, возможно, с выкладкой по брендам. Тихие вина или разделены на красное и белое, а затем структурированы (ну то есть классифицированы) по странам. Или наоборот — сначала по странам, а там: внутри страны, уже по цветам. Крепленое вино — хересы, портвейны и прочие вермуты — могут оказать внутри соответствующих стран, а могут стоять на отдельной полке. Игристое чаще всего стоит отдельно, с последующим разделением на страны. Крепкий алкоголь почти всегда разделен по типам: виски, коньяки и бренди, водка и и т.п., с частым последующим разделением на страны.

Фактически, структурирование алкоголя на полках магазина чаще всего адаптировано под потребительское поведение, а не под какие-либо принципы классификации вина и прочих алкогольных напитков. Человек, как правило, более или менее представляет, чего он хочет выпить — и расположение полок и выкладка на них товаров позволяют ему достаточно быстро отыскать нужную бутылку.

Хочу заметить, что при этом почти всегда напрочь игнорируется такой важный момент, как сорт винограда, из которого сделано вино. И нюансы технологии его производства тоже игнорируются. Все эти вопросы являются для винной культуры крайне важными — однако я с трудом представляю себе не только супермаркет, но и специализированный винный магазин, в котором будут полки «Вина из Пино Нуар», «Вина, выдержанные на осадке» или «Вина, выдержанные в бочках более 18 месяцев».

Все это происходит потому, что в розничной торговле коммерческая классификация вина гораздо ближе к потребительским запросам, чем к специфике производства вина или к многочисленным документам и решениям, регулирующим производство, именование и продажу алкогольных напитков. С классификацией чая в розничной торговле дела обстоят ровно также. Она также далека от технологической чайной реальности, как выкладка алкоголя в супермаркете от технологической реальности алкогольной.

В зависимости от характера розничной чайной торговли чай может быть разделен на чистый и ароматизированный с последующим делением чистого чая по видам или регионам. Чай может быть разделен на пакетированный и листовой. Чай может быть разделен по брендам, как в супермаркетах. Или даже по функциональности (успокаивающий, для потенции и все такое прочее) — в проектах соответствующей торговли. В некоторых супермаркетах часть чайного ассортимента вообще уходит на полки продуктов для здорового питания — и вполне нормально на них стоит.

С дорогой чайной торговлей дело обстоит похожим образом, только принципы структурирования-классификация чая там другие. Чаще всего дорогие чайные магазины структурируют свой ассортимент по видам чая и регионам производства, часто пересекая эти элементы структуры. Магазин, в ассортименте которого будут выделены блоки типа «зеленый чай — белый чай — улуны — красный чай — пуэр — индийский чай» в дорогой чайной торговле обычное дело.

К цельной картине всего чайного рынка и всей чайной культуры расстановка чаев на полке магазина или их группировка в интернет-магазине имеет отношение только в единичных проектах. Которые, с одной стороны, могут позволить себе обширный ассортимент чая, включающий в себя чаи разных видов из разных регионов. И которые, с другой стороны, ведутся ответственными людьми с обширной чайной эрудицией. Всем чаем в мире, понятно дело, ни один проект все равно не торгует — но проекты, более или менее закрывающие основные чайные стили, на чайном рынке встречаются.

Ну а большая часть чайных проектов при коммерческой классификации чая просто-напросто структурирует свой ассортимент. Аккуратно или не очень привлекая при этом внимание к чаям, на который в данный момент наблюдается повышенный спрос. Именно благодаря таким проектам некоторые потребители полагают, что чай бывает черным, зеленым, молочным улуном, от боли в горле, каркаде, матчей и ромашковым.

Я немного преувеличиваю, конечно — но совсем немного. И, в общем, исключительно для того, чтобы сообщить простую и, надеюсь, понятную мысль. Розничная торговля для большинства потребителей является основным источником как самого чая, так и информации о чае. К тому, что чай в магазине может продаваться не очень хороший, потребители, вроде как, морально готовы. А вот по поводу приоритетных задач продавцов потребители часто испытывают странные иллюзии. Ошибочно полагая, что основная задача розничного чайного проекта — это задача просветительская. Что, конечно, не так. Среднестатистический розничный чайный проект создается для того, чтобы торговать чаем, а не для того, чтобы обучать чаю.

Поэтому, получая любую новую информацию о чае от продавцов, нужно понимать, что эта информация может быть неполной и/или искаженной. Продавец чая запросто может придумывать свои названия для своих чаев и по совершенно фантазийным принципам структурировать свой ассортимент. Он имеет на это полное право. Ни хуже, ни лучше его чай от этих фантазий не становится.