Чайный набор за 6000 фунтов

На сайте Fortnum & Mason, лондонского магазина пижонской еды и гастрономических сувениров, есть дивный раздел Tea & Afternoon Tea Hampers, в котором продаются разные варианты наборов для чаепитий, чаще всего собранные вокруг сумки или корзины для пикника. Такая корзина с крышкой как раз hamper и называется — отсюда, собственно, и название раздела.

Так вот. В этом разделе среди прочих и часто совершенно рациональных наборов, многие из которых могут стать вполне симпатичным подарком, есть одна совершенно хтоническая хрень. Называется The Imperial Hamper. «Императорская корзина для пикника» — это уже даже на уровне названия прекрасно, это практически юмор абсурда. До «Охоты на Снарка», конечно, не дотягивает — но близко к тому.

Ну и содержимое этой императорской корзины для пикника завораживает — там есть все, чтобы протянуть несколько дней на выезде небольшой компанией и без кухни, имея доступ только к чайнику для кипячения воды. Чайная посуда, несколько бутылок вина, чай и кофе разного уровня и формата, многочисленные закуски, мыло, лосьон для кожи, косметичка и маска на глаза для сна… Весь этот свальный грех отлично вписался бы в атмосферу «Спецзаказа золотоискателя» Роберта Шекли. С таким набором для чайного пикничка хорошо оказаться зимой где-либо в строительной бытовке в компании суровых лесорубов, которые по достоинству оценят и песочные часы на три минуты, и перламутровую посуду для сервировки икры.

Шесть тысяч фунтов за все. Обожаю такие вещи. Если немного перефразировать Остапа Бендера, то без них не так смешно жить.  

Чайные в Чикаго и в Нью-Йорке

Сразу два материала с обзором чайных заведений вышли в течение последних двух недель в американской прессе. Первый материал — это обзор 26-ти чайных заведений Чикаго. Там, большей частью, баблтишные — с редкими вкраплениями зожных проектов и заведений, работающих в индийском чайном стиле. Ну и классический чай некоторые чайные продают и подают — так что совсем без ассамчика наши чикагские чайные братья не сидят.

Что-то околочайное в Чикаго. blockclubchicago.org

Второй материал — это обзор чайных заведений Нью-Йорка с намекающим названием «Оттопырь мизинчик! Это время чая». В нем описаны более или менее претенциозные — в лучшем смысле этого слова, конечно — нью-йоркские чайные проекты. 

Можно не сомневаться в том, что эти обзоры не полные. Но интересные и полезные с точки зрения изучения возможных форматов подачи чая. 

«Чай — ключ к истории и культуре Китая»  

1 февраля 2024 года на платформе Arzroom, которая является частью образовательного проекта Arzamas, стартует авторский курс Юлии Дрейзис «Чай — ключ к истории и культуре Китая». В курсе три лекции и один семинар, стоимость курса — 6000 рублей, под ссылкой есть все подробности и детали.

Юлия Дрейзис, напомню, — это филолог, китаист и переводчик, в нашей чайной теме известная своим многолетним и последовательным интересом к старым китайским чайным текстам. Когда-то давно при активном участии Юлии вышел первый профессиональный перевод «Канона чая» на русский язык. А в 2021 году вышла ее книга «Трактаты о чае эпох Тан и Сун», о которой вы, скорее всего, слышали.

Там, кстати, на Arzamas, есть смысл в поиске по слову «чай». По результатам которого можно не только прочитать материал Ивана Соколова по истории чая в России, но и отыскать некоторое количество околочайных материалов, типа истории Поповых или описаний кулинарных традиций народов России.

Гринвичское чаепитие и забег поджигателей чая

Прошедший в середине декабря 250-летний юбилей Бостонского чаепития традиционно подогрел интерес к разным аналогичным чайным активностям, сопровождавшим обретение Американскими колониями независимости в конце XVIII века. Вообще считается, что таких чайных мероприятий на заре США было семнадцать.

В Чарльстоне в первый раз горожане просто арестовали груз чая, но в этот город корабли с чаем приходили еще дважды, и какой-то из чаев был, в конце-концов, утоплен. В Лексингтоне груз чая сожгли — авианосец, названный в честь этого города, тоже кстати, сгорел. В Бостоне чай утопили, причем неоднократно, в декабре 1773 года и в марте 1774. В Филадельфии груз чая отказались принимать в порту, уничтожения чая не произошло. В Провинстауне небольшой груз чая (три ящика), снятый с севшего на мель корабля, был сожжен. В Принстоне студенты разграбили склад колледжа и сожгли запасы чая вместе с чучелом губернатора. В Сэнди-Хуке корабль с чаем завернули в Нью-Йорк, где местные патриоты обнаружили на корабле чай и ссыпали его в Гудзон. А ящики из-под чая сожгли на улицах города. Очень рачительно, я считаю.

Граждане Честертона и вовсе вышли в море со своим чаем и утопили его — причем, возможно, не по настоящему. Потому что первые упоминания об этом мероприятии относятся к 1889 году — впрочем, честертонцам это не мешает устраивать праздники по поводу. В Уилмингтоне патриотически настроенные дамы сожгли чай из собственных запасов. В Йорке чай после снятия с корабля исчез — предположительно его просто выпили, что, конечно, разумно. В Аннаполисе горожане вынудили владельца привезенного чая — который, понятно дело, был из местных — снять его с корабля и сжечь. Чтобы понимал важность момента, скотина.

В Эдентоне женщины написали коллективное письмо в Лондон, в котором выражали свой протест своевольному изменению пошлин на чай. В английской прессе над этим письмом довольно злобно стебались в стиле «перед тем, как подписать петицию, эти американские клуши сделали запасы чая». В Йорктауне груз чая утопили.

Ну а последним чаепитием, самым маленьким и незаметным, было Гринвичское чаепитие, Greenwich Tea Party. Речь, понятное дело, идет не о том Гринвиче, который под Лондоном и в котором нулевой меридиан и музеефицированный «Катти Сарк». А о городе Гринвич в США, в штате Нью-Джерси.

Гринвичское чаепитие случилось 22 декабря 1774 года, то есть через год после чаепития Бостонского. Событие развивалось по очевидной схеме. В Гринвиче разгрузился корабль, пришедший в Америку с грузом чая и убоявшийся заходить в те города, которые уже отметились своим отношением к международной чайной торговле. Чай был разгружен на склад одного из местных лоялистов, прознашие об этом патриотически настроенные горожане переоделись в индейцев и склад подпалили. Некоторых из них даже собирались судить, но времена поменялись и осуждение заменили на почести.

Памятный знак в честь гринвичского чаепития. By Smallbones. Own work, Public Domain.

Своевременное сожжение чая является предметом гордости жителей Гринвича. В 1903 году в честь этого события в городе был установлен памятный знак, а в 2008 году в честь огненного мероприятия был проведен торжественный забег, который назывался Tea Burner Race. Забег стал было ежегодным, но последний раз проводился в 2021 году. 

Чай во время забега, насколько я понимаю, никто не сжигал. Это зря, конечно. Огненная составляющая пошла бы мероприятию на пользу. И да, тот чай, что сожгли в Гринвиче в 1774 году, был не официальным, а контрабандным. Ну то есть совершенно чистым и благородным с точки зрения разгорающейся войны за независимость. Но это, понятное дело, уже никого не волновало.

Бесплатный чай на индийских дорогах

Правительство индийского штата Одиша обязало придорожные рестораны — они в тех краях называются дхаба — бесплатно поить водителей чаем ночью на хайвеях и предлагать им немного отдохнуть. Эта затея будет проверена (или уже была проверена, я подзапутался в датах) в рамках недели безопасности движения. И если инициатива приведет к снижению количества ДТП, ее продлят во времени и, скорее всего, пространстве.

Бодрящий пшик. indiatimes.com

Вообще сама идея с чаем на хайвеях не нова — тут достаточно вспомнить аналогичную австралийскую инициативу. Бодрящий чай и короткий отдых, по идее, должны снизить аварийность на дорогах. Хотя что получится из индийской затеи, пока совсем не ясно. В тех же придорожных ресторанах, которые должны будут наливать водителям чай, можно и выпивку купить. Так что, возможно, старая индийская фишка с полицейскими, которые распыляют водителям воду в лицо из пульверизатора для бодрости, с точки зрения безопасности движения более эффективна.

Чай для чайников. Производство чая как функция рациональности

Производство чая — простите за такую банальность — это процесс переработки сырья, собранного с чайных кустов. С сырьем мы более или менее разобрались в предыдущих материалах — им являются листья камелии китайской на всех стадиях развития. А о процессе переработки в общих чертах, на уровне принципов, поговорим сейчас. Смоделировав предварительно очень простую ситуацию.

Представьте себя на минутку китайским крестьянином XVII, предположим, века. Который знает — и опираясь на опыт поколений, и по собственным наблюдениям — что, во-первых, чайные листья после сбора меняются и, во-вторых, этими изменениями можно управлять. Биологическое окисление как процесс еще не открыто. О том, что ему нужны катализаторы-ферменты, никто тем более не знает. Но это не мешает вам изготавливать чай и понимать, что результат этого изготовления сильно зависит от того, что и в каких условиях вы делаете с чайным листом.

Реальный арсенал методов воздействия на чайный лист у вас не очень велик. Вы можете его собрать. Вы можете его сложить в кучу на землю (возможно, подложив рогожку). Вы можете его разложить ровным слоем на достаточно большой площади — Китай большой. Вы можете его нагреть — на солнце или на дровах, на какой-либо жарочной поверхности. Или, наоборот, защитить от нагрева. Вы можете его намочить. И как-либо массово деформировать. Ну и высушить — хотя сушку, в принципе, можно считать частным случаем нагрева.

Нет, чисто теоретически вы можете сделать с чайными листьями что-либо еще. Например, отнести их высоко в горы и там заморозить. Или аккуратно, золотой иголочкой сделать в каждом конкретном листочке 108 проколов. Или растолочь чайные листья с киноварью и нефритом. Или выжать из них сок и выпарить его на солнце. Все эти действия чисто технически были доступны китайским производителям чая XVII века. И китайским производителям чая VII века они тоже были доступны. А уж какие методы воздействия на чайный лист доступны китайским (и не только) производителям сейчас — вообще любо дорого посмотреть.

На чайные листья можно воздействовать высокотемпературной плазмой. Можно отправлять их в космос. Можно помещать их под чудовищное давление. Обрабатывать невероятным количеством химических реактивов. Ну и так далее — у меня тут уже не хватает фантазии, фантазируйте сами.

Однако и в VII, и в XVII, и в XXI веке производственное воздействие на чайный лист состоит почти исключительно в выборе сырья, в управлении температурой и влажностью той среды, в которой чайные листья находятся, в деформации листьев и в выборе интенсивности и длительности всех производимых над листьями процедур. Не так давно арсенал массово доступных методов воздействия на чайные листья расширился — к перечисленным действиям добавились заморозка, изменение атмосферы, в которой находятся листья, и всякое такое. Но все это пока перенбрежимые перверсии, их можно игнорировать.

Как вы думаете, почему арсенал воздействия на чайные листья такой ограниченный и простой? Почему не космос и не проколы золотыми иголочками, а выбор сырья, температура, влажность, деформация, длительность и интенсивность?

Подношение петуха чайному дереву, Нам Ти (Nậm Ty), Хазянг, Вьетнам. © Ольга Никандрова
Подношение петуха чайному дереву, Нам Ти (Nậm Ty), Хазянг, Вьетнам. © Ольга Никандрова

Правильно! Потому что так проще и дешевле. Производитель чая работает не для того, чтобы удовлетворять свое любопытство. Или даже высокий научный интерес. А для того, чтобы прокормиться и заработать. И использует в своей работе те методы, которые не только доступны ему в силу развития технологий, но и рациональны. Перебрать сырье, нагреть или увлажнить его, равно как и проветрить и помять руками или покоцать какой-либо калабахой он может сам. И дочь его может. И даже тот хмырь, за которого она замуж вышла, тоже может, хоть и тупой. А золотыми иголочками в каждый листик — это очень сложно и очень дорого. Хотя, возможно, получилось бы и интересно…

Тот факт, что современная наука неплохо, в принципе, изучила самые разные процессы, происходящие в чайных листьях в процессе их переработки, не сильно повлиял на ситуацию. Основные методы воздействия на чайные листья в процессе производства чая остаются простейшими, такими же, как условную тысячу лет назад. Да, с небольшими принципиальными новшествами. Да, с кардинальными техническими и технологическими отличиями. Но это все равно почти исключительно нагрев, деформация, управление влажностью, интенсивностью и длительностью процессов. Все это — наиболее рациональные способы управления окислительными процессами, происходящими в чайных листьях. А именно в этом управлении окислением, как я уже говорил ранее, и состоит в значительной степени смысл производства чая. И все виды чая, которые, напомню, могут быть изготовлены из одного сырья, можно рассматривать как результат применения разных способов управления окислительными процессами, происходящими в чайных листьях.

При производстве белого, зеленого и желтого чая окислительные процессы управляются, в основном, через изменение температуры сырья. При производстве черного чая и улуна к изменению температуры добавляется активная деформация чайных листьев. При производстве темного чая к опциональной деформации листьев и обязательному управлению температурой добавляется еще и управление влажностью, чаще всего реализуемое банальнейшим увлаждением сырья. Ну и все это еще реализуется в разном темпе и с кучей нюансов, часть из которых мы непременно рассмотрим в будущем.

Ну а этот материал я хочу завершить очень существенной оговоркой. При производстве чая смысл технологических процедур зависит не только от их содержания, но и от того, в какой последовательности они выполняются. Например, нагрев свежих чайных листьев и нагрев почти готового чая могут производиться на одинаковом оборудовании — но смысл и задачи двух этих процедур будут совершенно разными. Точно так же на одном оборудовании, но с разной целью чайные листья могут деформироваться.

Но прежде чем разбираться с этими деталями, хорошо бы изучить классификацию чая. Займемся этим в следующий раз.

Чайная праджня эмэйских снежных почек

13 декабря в Китае, в городском уезде Эмэйшань, что в провинции Сычуань, были определены самое красивое чаепитие, самый креативный чайный мастер и самый красивый чайный сад. Всему этому предшествовали соответствующие конкурсы, собранные в одно яркое мероприятия. И все это было, конечно, неспроста.

Эмэйшань — это не просто городской уезд в Сычуани. Это городской уезд в Сычуани, названный в честь горы Эмэйшань, которая является одной из четырех священных гор китайских буддистов. Именно на Эмэйшане в первом веке нашей эры был построен первый буддийский храм в Китае. В хорошие для китайского буддизма времена на горе было более сотни храмов, сейчас их там пара десятков. В 1996 году гора Эмэйшань была внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время гора привлекает не только буддистов, но и туристов, Эмэйшань — популярный туристический район.

С чаем там тоже все хорошо. Слова «Эмэй» и «Эмей» в названиях чаев встречаются регулярно, особенно в названиях зеленых чаев. В наших краях, пожалуй, лучше всего известен Эмэй Чжу Е Цин — но и другие эмэйшаньские чаи тоже продаются в наших магазинах.

Ну а раз есть чай, значит его нужно продвигать. По возможности, системно. И наши эмэйшаньские чайные братья подошли к этому продвижению очень грамотно.  Устроив конкурс на амбассадора регионального чайного бренда и на два визуальных маркетинговых маркера эмэйшаньского чая. На специфическое эмэйшаньское чаепитие и на ландшафтный объект, который можно использовать и как символ региона, и как туристическую локацию. Ну и из самого отбора еще сделали событие — что, конечно, тоже правильно.

Органический чайный сад на горе Эмэйшань

Имя самого мастерского чайного мастера нам ничего не скажет — но она, безусловно, молодец. Самым красивым стал единственный пока в тех краях органический чайный сад, активно вписанный во все происходящие на Эмэйшане чайно-фестивальные активности с песнями, плясками и барабанами. Но самым любопытным во всей этой движухе мне показался конкурс на самое красивое чаепитие. В отличие от конкурса на самого креативного чайного мастера, где можно было делать с чаем все, что заблагорассудится (победительница работала в сунском стиле, с пеной, и, наверняка, рисованием по ней), в конкуре чаепитий нужно было сделать 峨眉雪芽般若茶会, Эмэй сюэ я бо ра ча хуэй. Наверное именно так произносится название этой формы чаепития.

Переводится это название примерно как «Чайная праджня эмэйских снежных почек». Праджня — далее я цитирую Википедию — это буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость, в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества. В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа. 

Насколько я понял, «Чайная праджня эмэйских снежных почек» — это молодой формат чаепития, позиционируемый именно как фирменный эмэйский. С учетом мощного буддийского контекста Эмэйшаня, присуствие в таком формате явного буддийского компонента уже на уровне названия совершенно не удивительно.

«Чайная праджня эмэйских снежных почек». Варианты

Из ограниченного набора иллюстраций заметить какие-либо технические или визуальные нюансы «Чайной праджни эмэйских снежных почек» сложно. Но бросается в глаза тот факт, что на всех фотографиях чай готовят женщины — это может быть связано с тем, что праджня часто выражается через женское божество. Но может быть и не связано — на китайских чайных шоу и без этого доминируют женщины. Также во время «Чайной праджни эмэйских снежных почек» используются длинные узкие скатерти, выходящие далеко за пределы чайного столика. И свитки с каллиграфией. Причем часто свитки с каллиграфией используются как длинные и узкие скатерти, выходящие далеко за пределы чайного столика. Смотрится эффектно…

Следует отметить, что сама идея создания собственного стиля чаепитий для региональных чаев очень продуктивна. Так что с учетом резко возросшего интереса к локальным китайским чайным феноменам в ближайшее время можно ожидать появления еще каких-либо региональных стилей чаепитий с выраженной шоу-функциональностью.

«Самый прекрасный чайный художник»

Кстати, о конкурсах. Буквально пару слов, в качестве наводки. Конкурсы, название которых буквально переводится как «самый прекрасный чайный художник» и которые, по сути, являются конкурсами шоу-чаепитий, в Китае проводятся регулярно. Совершенно точно на региональных уровнях и, возможно, у них есть и какая-то общекитайская структура, я не разбирался. Эти конкурсы весьма популярны, в том числе и как телевизионные шоу. А их победители становятся медийными персонами. Они, конечно, не так популярны, как кинозвезды — но тем не менее.

С флейтой, с зонтиком и за чайным столом

С удовольствием отмечу, что на этих конкурсах вовсю царит олдскульная восточная актуализация. Поэтому люди там, особенно победительницы, большей частью симпатичные. Иногда — до кукольности. Полная услада для глаз, так сказать. Вот иероглифы, чтобы гуглить чайных красавиц: 最美茶艺师.

Китайский чайный рынок в общих чертах

В китайских новостях наткнулся на итоговый статистический материал, описывающий в общих чертах состояние китайской чайной индустрии в 2022 году. Именно в 2022 — такая статистика всегда инерционна, подводить окончательные и уточненные итоги за 2023 год в Китае будут в середине, а то и в конце года 2024.

В общем и целом в китайской чайной индустрии все стабильно. Нет ни резкого роста чего-либо, ни резкого падения. Даже увеличение площадей чайных плантаций, до недавнего времени достаточно динамичное, замедлилось — и китайские коллеги считают, что это хорошо.

Все более заметную роль в китайской чайной индустрии играют актуальные чайные напитки, чайный туризм и зеленая повестка — ну, в смысле, экологическая. И если зеленая повестка и чайный туризм заметны пока больше в информационном плане, нежели в денежном, то чайные напитки уже можно спокойно считать заметным рыночным явлением. В денежном исчислении этот рынок оценивается примерно в 34 миллиарда юаней. А весь рынок производства классического чая — в 320 миллиардов юаней. Уже можно сравнивать.

Следует отметить, что рост рынка актуальных чайных напитков наших китайских коллег чрезвычайно радует. Во-первых, сети баблтишных и аналогичные им проекты создают устойчивый спрос на чай, скажем так, инструментального качества. Который может производиться в больших объемах и с использованием всяческих технологических инноваций. В последнее время мне на глаза неоднократно попадались новости об открытии в Китае масштабных и комплексных чайных производств, оборудованных разным необычным оборудованием, включая автоматизированные линии для производства чая, цифровизированные склады и все такое прочее. Так вот, во все этих новостях, помимо фотографий с блестящими, как у кота глазки, машинами и лабораторной чистотой, обязательно была ремарка о том, что одними из основных покупателей чая, произведенного на всей этой красоте, будут сети бабалтишных.

Во-вторых, сети баблишных — это отличная тема для бизнес-интервенции за пределы Китая. Которая, понятное дело, уже вовсю идет. Недавно, вот, Heytea свою первую точку в Нью-Йорке открыла. Конечно, актуальными чайными напитками торгуют не только китайские проекты. В тех же США и тайваньцы давно в этой нише работают, и своих проектов хватает. Но на стороне китайских коллег в данном случае несуетливая сила. Велика вероятность того, что они, как в известном анекдоте, просто спокойно спустятся и неторопливо употребят весь рынок…

Структура производства чая в Китае по видам чая в тоннах (сверху) и деньгах (снизу) в 2021 и 2022 годах

Тенденция к снижению доли зеленого чая в структуре китайского чайного рынка, наметившаяся несколько лет назад, сохранилась. В 2021 году доля зеленого чая на китайском рынке составляла 60,4%, а в 2022 — 58,3%. Доля все остальных чаев, кроме желтого, с которым все стабильно, соответственно, выросла. Черного чая (в международном смысле этого слова) на китайском рынке примерно 15%, темного — 13%, улуна — 10%, белого чая — 3% и желтого — примерно 0,4%. Это, кстати, что-то около 13000 тонн.

Вот такие вот они, китайский чайный рынок и китайская чайная индустрия, в общих статистических чертах.

Чаепитие у Достоевских

Ну и пара слов о Достоевском. Потому что невозможно рассказывать о чем-либо на русском языке — и не упомянуть Достоевского.

В Новгородской области есть такой небольшой город — Старая Русса. Я его неоднократно проезжал, потому что через него идет поезд из Пскова в Москву, но ни разу в нем не был. Так бывает.

Так вот. Там, в Старой Руссе, есть Дом-музей Достоевского. В котором, как оказалось, по средам, субботам и воскресеньям проводится театрализованная гастрономическая программа «Чаепитие у Достоевских». С чаем из самовара и разными вкусняшками. Выглядит приятно, если кому до Старой Руссы недалеко, есть смысл съездить.

Чай и снижение смертности в Британии

На сайте BBC на днях появилась замечательная статья о том, что чай, возможно, стал причиной существенного снижения смертности в Британии в конце XVIII века. BBC в своем материале ссылается на недавно опубликованную статью Франциска Антмана, но эта статья подзамочная, поэтому буду пересказывать BBC.

Итак. В период с 1761 по 1834 год ежегодный уровень смертности в Британии значительно снизился, с 28 до 25 смертей на 1000 человек. При этом в этот период не наблюдалось никаких существенных сдвигов в социальной или экономической жизни. Никаких тебе гигиенических революций, никакого улучшения уровня жизни, качества медицинского обслуживания и вообще ничего такого, что могло бы повлиять на снижение смертности. Мало того, в это время вовсю шел процесс урбанизации, общественному здоровью в те времена явно не способствовавший.

Феномен снижения смертности в Британии в период с 1761 по 1834 год считается демографической загадкой — и Франциск Антман выдвинул любопытную и чайную гипотезу, эту загадку объясняющую.

В 1784 году в Великобритании резко снизился налог на чай, со 119% до 12,5% — и в 1785 году в стране начался взрывной рост потребления чая. Который, как известно, заваривают кипятком. Что сразу и резко повышает уровень гигиеничности напитков. Потому что чай, приготовленный на кипятке, значительно безопаснее той сырой питьевой воды, что была доступна в Британии на стыке XVIII и XIX веков.

Гипотеза довольно убедительная — но нужны были доказательства. Хотя бы косвенные. И Франциск Антман выстроил следующую цепочку. У него были данные о смертности в разных приходах. И он, исходя из того, что его гипотеза связана даже не с чаем, а со снижением опасности воды, создал систему оценки качества воды в разных приходах. Довольно простую. Факторами, повышающими качество питьевой воды в приходе, он счел количество источников воды и относительно более высокое положение приходов по течению рек. Очень разумное предположение.

The Goring (Лондон). Вид с крокетной площадки на чайную террасу
The Goring (Лондон). Вид с крокетной площадки на чайную террасу. © Денис Шумаков

Ну а потом просто проанализировал динамику смертности в исследуемый период в приходах с хорошей водой и в приходах с плохой водой. Смертность снизилась и там, и там — но в приходах с плохой водой снизилась на 18% сильнее, чем в приходах с хорошей. Причиной такого снижения смертности могло запросто стать кипячение, которое снизило опасность зараженной всякой гадкой микробиологией воды. Ну а поводом для кипячение могло стать распространение чая.

В этой цепочке, конечно, много допущений — но в общем и целом выглядит она правдоподобно. И очень красиво, чего уж там. Сначала снижение налогов на чай делает его массовым напитком. Потом распространение чая вводит в повседневный обиход кипячение воды. И через это заметно снижается смертность. Шикарно.

Ну и мне лично вся эта история нравится еще и тем, что она про реальную пользу чая для здоровья. Которая заключается не в каких-то чудодейственных компонентах чая, а в том, что он является заметной частью повседневности, надежно интегрированной в многочисленные обыденные практики. И, будучи при этом напитком в общем и целом безопасным, повышает общую безопасность системы под названием «жизнь». 

Наборы конкурсных чаев

Вы, возможно, помните, о том, что сейчас в Европе более или менее устоялись два чайных конкурса: The Leafies в Великобритании и «Чаи Мира» во Франции. Я несколько лет об этих конкурсах регулярно писал, а в этом году решил завязать. Ну потому что там уже началась рутина.

Однако буквально вчера мне на глаза попалась новость, связанная с этими конкурсами и достойная, на мой взгляд, внимания. Потому что связана она не столько с конкурсами, сколько с грамотным их использованием.

Тайваньский проект Zen Zen Thé — весь из себя красивый и актуальный — в этом году вписался в оба конкурса, и в британский, и во французский. И в каждом из них выступил успешно, взяв золото и в Великобритании, и во Франции. Причем с разными чаями. После чего немедленно включил в свой ассортимент два набора чаев-победителей. Которые так и анонсируются: британские и французские чаи — золотые медалисты. Один набор — из двух чаев — стоит 50 долларов США, другой набор — из двух бутылок с этими чаями холодного настаивания — 30 долларов США.

Решение очевидное до банальности. Но с учетом того, что в одном наборе собраны чаи, победившие в разных конкурсах, очень эффектное.

Не только рис, но и чай

В китайской культуре есть два близких понятия: Ми Шоу (米寿) и Ча Шоу (茶寿), «долголетие риса» и «долголетие чая». Каждое из этих понятий четко связано с конкретным возрастом. Долголетие риса — это 88 лет, а долголетие чая — это 108 лет. Связаны эти значения с числовыми интерпретациями иероглифов 米 (рис) и 茶 (чай), первому из которых соответствует число 88, а второму — 108. Чайное число 108 многие ценители чая, конечно, знают — его присутствие в названии многих чайных проектов как бы намекает.

Понятия «чайное долголетие» и «рисовое долголетие» (ну или «долголетие чая» и «долголетие риса») часто, особенно в литературных и эпистолярных целях, схлопываются до понятий «чай» и «рис». Например, поздравляя человека с днем рождения, можно пожелать ему риса и чая — ну то есть пожелать ему дожить до 88 и до 108 лет. Насколько я понимаю, поэтизированное использование двух этих образов в китайской культуре штука относительно недавняя. Использование примерно в середине XX века пожелания риса и чая одним из китайских профессоров в поздравительном тексте потребовало дополнительных пояснений. 

Чуть позже, в 1983 году, двум китайским ученым и друзьям, философу и историку по имени Фэн Юлань и философу и логику по имени Цзинь Юэлинь, исполнилось по 88 лет. И Фэн Юлань послал Цзинь Юэлину поздравительное стихотворение, в котором была строчка 何止于米,相期于茶 (Хё чжи ю ми, сян ци ю ча), которую можно перевести самыми разными способами. Например очень коротко, «не только рис, но и чай». Или чуть более развернуто и поэтично — «гораздо больше чем риса хочется дождаться чая». Смысл этой фразы состоит в том, что это, конечно, классно, дожить до 88 лет, но до 108 лет дожить было бы еще лучше. Причем, насколько я понимаю, в данном случае это не только поздравительное благопожелание, но и трогательная стариковская надежда прожить еще немножко, причем не только самому по себе, но и с друзьями. К сожалению, до 108 лет ни один из философов не дожил.

Ну а рисово-чайное пожелание получило ограниченное распространение в китайской литературной и научной среде, причем не только как красивый образ, но и как приглашение к реальному дружескому чаепитию пожилых людей. А на днях я заметил формулу «не только рис, но и чай» в обзорной статье по современным трендам китайской потребительской чайной культуры, в одном ряду с рисованием по чайной пене и Вэйлу Чжуча. Не исключено, что наши китайские коллеги будут разгонять тему спокойных классических чаепитий для стариков. Но тут я пока забегать вперед не буду — не хватает данных.

Образ «не только рис, но и чай» очень красивый и трогательный, конечно. Ну и создать специальный стариковский стиль чаепитий было бы здорово. Я бы вписался.

Обзор венчиков для матчи

Маленькая новость в качестве забавного курьеза. На днях мне попалась на глаза заметка с мощным названием «10 лучших взбивалок для матчи 2023 года». Я было сначала раскатил губу, предположив, что сейчас мне выдадут набор неведомых критериев оценки качества часенов — но при изучении материала быстро закатал губу обратно. Это оказалась традиционная и беспомощная в предметном плане журналистская подборка взбивателей для порошкового чая с высоким рейтингом на Amazon.

Там, все больше, наборы. Ну типа венчик, подставка под него и все такое прочее. И один электрически взбиватель. Фигня полная, короче — не сами часены, конечно, а рейтинг — но фигня забавная. Кому интересно, посмотрите.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!