Тегеранская чайная «Хадж Али Дарвиш» как кейс

В 1918 году на большом тегеранском базаре в одном из переходов от торговых рядов к мечети, которая сейчас называется мечетью Имама Хомейни, открылась чайная, которая сейчас называется «Хадж Али Дарвиш». Я заходил в эту чайную два раза и был уверен, что уже рассказывал о ней — но после прямого вопроса (Денис, спасибо) о впечатлениях об этой чайной проверил все свои иранские материалы и оказалось, что специально об этом заведении я не написал ничего. А уверенность моя в том, что я о нем уже рассказывал, произошла от того, что писали и пишут о «Хадж Али Дарвиш» все, кому не лень. Начиная с CNN. У них там, кстати, и видео хорошее, доковидное еще. А то все последние ролики про эту чайную, даже самые атмосферные, с долгим проходом по большому базару, огорчают подачей чая в одноразовых стаканчиках. Которые, конечно, гробят замечательную атмосферу места процентов на семьдесят.

Пересказывать многочисленные статьи, фотографии и видео о «Хадж Али Дарвиш» я, с вашего позволения, не буду — но зато немного разберу этот проект как чайный кейс. Столетней историей доказавший свою жизнеспособность.

Итак. В 1918 году, повторюсь, в совершенно козырном месте и в совершенно козырное время открывается компактная чайная. С местом все понятно, переход между рынком и мечетью — это мечта с точки зрения проходимости. Со временем тоже все хорошо — термоса и электрочайники еще не в ходу, а горяченького хочется. Причем в первую очередь не покупателям, а продавцам. Которые проводят на рынке целый день и для которых чай — это не только согревающий энергетик, но и развлечение. Смею вас заверить, что восточная торговля состоит не только из азартных споров с покупателями и эмоциональных выкриков про самый изюмный изюм и самый шафрановый шафран. Она состоит еще и из унылого сидения на месте практически целыми днями. Так что чай на базаре — это весьма кстати.

Проект сразу взлетел — в чем, с учетом всех вышеперечисленных факторов, не было ничего удивительного. И несколько десятилетий чувствовал себя очень хорошо — но при этом особо не светился. Я понимаю, конечно, что 1918 или даже 1962 год, когда чайная сменила владельца — это еще года без инстаграма. Но и обычных старых фотографий чайной «Хадж Али Дарвиш» очень немного. Скорее всего потому, что она на протяжении практически всей своей истории была не достопримечательностью, а просто элементом инфраструктуры, который фотографировать не особо интересно. И отлично себя в этой роли чувствовала.

Ситуация изменилась в последние пару десятилетий. Массовая электрификация, распространение удобных и компактных электрочайников и бутилированной воды создали ситуацию, когда практически каждый торговец на рынке может приготовить себе чай самостоятельно. А смартфоны решили проблему досуга — теперь на тегеранском базаре никто не скучает. И «Хадж Али Дарвиш» оказалась в ситуации, когда как инфраструктурный элемент она не то чтобы нафиг никому не нужна — но не нужна так сильно, как раньше.

И владельцы чайной начали делать из нее достопримечательность. Решение, безусловно, совершенно очевидное. И методы «достопримечательнизации» заведения тоже ничего особенного из себя, на первый взгляд, не представляют. Работа с соцсетями и прессой, интерактивность, сувенирка, несколько напитков в ассортименте, фотогеничность всего проекта в целом, харизматичность владельца… Ну и, конечно, прикольный маркетинговый миф про самую маленькую чайную в мире, который продвигается с восточным азартом. И который, конечно, никто в здравом уме проверять не будет — хотя любому в этом самом здравом уме понятно, что есть куча мобильных чайных покомпактнее «Хадж Али Дарвиш». Так что если она и может претендовать на статус самой маленькой чайной, то только самой маленькой стационарной чайной. Но этого, повторюсь, никто проверять не будет. А если кто решит повыступать и подоказывать иранским коллегам, что бывают чайные и поменьше, то он, конечно, зануда, который ничего не понимает в восточном марктетинговом мифотворчестве. Таким людям нужно каждое утро за завтраком переслушивать «Нет я не плачу, и не рыдаю» в исполнении Андрея Миронова…

Но это все только на первый взгляд. На самом деле соцсети и все остальное только что перечисленное — это вторичная мишура. Потому что главное, что сделали владельцы «Хадж Али Дарвиш» за последние несколько десятилетий — это убедили всех в локальной тусовке в том, что их чайная — это одна из главных достопримечательностей как минимум тегеранского большого базара и как максимум — Тегерана вообще. И вот именно этим — толково выстроенной работой с местным сообществом — мне больше всего импонирует этот проект.

В таких небольших проектах, не имеющих ресурсов на тотальное маркетинговое воздействие, все рекламные усилия должны строиться по принципу расходящихся кругов. Больше всего усилий нужно тратить на тех людей, которые к тебе ближе всего. На друзей, родственников, соседей. Разбиться в лепешку, но сделать так, чтобы местное сообщество гордилось тобой. Потому что твой проект открытый и прикольный. Потому что к тебе дети могут забежать. Потому что тебе не влом в свободную минутку просто обойти соседей и предложить им чаю. Короче говоря, нужно работать так, чтобы на вопрос «что тут у вас есть интересного» все соседи сразу хватали вопрошающего за шкирку и тащили к тебе. И не были разочарованы результатом.

А на всех остальных рекламные усилия есть смысл тратить по остаточному принципу. И таким образом, чтобы они все равно воздействовали на ближний круг. Грубо говоря, статья в CNN таким проектам нужна не для того, чтобы привлекать туристов из Америки — надо быть полным идиотом, чтобы верить в то, что такая схема сработает. А для того, чтобы у соседей появился дополнительный повод для гордости. Ну типа «У нас тут есть такая классная и знаменитая чайная — про нее даже CNN писало».

Выстраивание продуктивных отношений с местным сообществом интересно еще и тем, что это самое сообщество начинает не просто вовлекаться в продвижение проекта, а начинает делать это творчески, в том числе и на уровне маркетинговых мифов. Например, мне попадались ролики, где «Хадж Али Дарвиш» называется уже не только самым маленьким, но и самым старым заведением. И я уверен, что придумали это не в чайной…

Я очень люблю маленькие чайные проекты, интегрированные в локальные сообщества. Для меня идеал чайной — это демократичное заведение с недорогой выпечкой в студенческом кампусе. С бесплатным базовым чаем. Но и иранская чайная на тегеранском базаре — это тоже хорошо.

И, кстати, одна из основных причин, по которым я с изрядным предубеждением отношусь к чайным проектам клубного типа состоит в том, что они чаще всего как раз дистанцируются от локальных сообществ, причем иногда довольно категорично. В том числе поэтому они долго и не живут.

Пацаны шли к успеху, а пришли в чайваллу

Помните, некоторое время назад я рассказывал об индийских молодых людях, которые катаются по Мумбаи на Audi A6, останавливаются время от времени, достают из багажника чайный стол и прочие чайные причиндалы — и устраивают этакую чайваллу. Индийскую чайную с чаем с молоком и специями. И дают посидеть всем клиентам в салоне своего автомобиля — за что их особенно ценят.

Так вот, в рассказах об этих парнях проскакивала информация о том, что они приехали в Мумбаи для того, чтобы стать актерами. А когда актерами стать не получилось, встали за чайный прилавок. Я тогда на эту информацию особого внимания не обратил — ну мало ли, какие жизненные коллизии бывают.

Оказалось, однако, что у этого эпизода есть, скажем так, социокультурные корни.

Буквально на днях я наткнулся на небольшую заметку о том, что в Ченнаи (многим из нас этот город на юго-востоке Индии более известен под прошлым названием Мадрас) есть старый и периодически реинкарнируемый мем о том, что когда Армстронг высадился на Луну, то его там сразу напоили чаем с молоком. Ну, мем и мем, чай с молоком ничуть не хуже и не лучше пачки «Беломора», которая фигурирует иногда в аналогичном отечественном фольклоре. Но есть нюанс.

www.news18.com

В этой заметке, среди прочего, сообщается о том, что чайных в Ченнаи много еще и потому, что город этот является одним из центров индийской киноиндустрии. И туда косяками приезжают молодые люди в надежде в этой самой киноиндустрии засветиться. А когда засветиться не получатся, пытаются зацепиться за большой город и найти в нем работу. Самым простым вариантом такой работы является чайная. Причем тут нужно понимать, что чаще всего речь идет не о найме на работу в чайную, а об открытии собственной чайной. Вложения в которую (в случае с уличным и мобильным вариантом) копеечные, а зарабатывать, если все хорошо сложится, можно начать практически сразу… Любопытно, кстати, какова структура этого бизнеса. Где они закупаются расходниками, кто их крышует, как распределяются локации и все такое прочее… Короче говоря, схема, при которой большие и светлые надежды на кино заканчиваются чайваллой в Индии, похоже, является стандартной.

Ну и замечу, кстати, что Ченнаи связан с чаем не только чайными. Во-первых, это столица штата Тамилнад, на самом западном краю которого, практически на другом конце южной Индии от самого Ченнаи, расположен округ Нилгири. Где выращивается и производится одноименный чай. Ну и во-вторых (и как следствие из «во-первых») Ченнаи является одним из важных центров индийской чайной торговли и индийской чайной логистики. Крупный порт, как никак.

На сапе с самоваром

Ну и раз уж у нас сегодня речь зашла о месте чая в культуре. В сентябре в Якутии состоятся выборы главы республики. И те люди, которые собираются за это место побороться, уже начали предвыборную агитацию. Одним из таких кандидатов является Нургуяна Заморщикова. Которая поставила на сап-доску дымящий самовар, села на эту сапу, вышла на ней в открытую воду, и сняла пятисекундный ролик, в котором самовар дымит, сапа плывет, а героиня сидит и пьет чай собственного изготовления.

sakhalife.ru

Самовар на лодке я топил. И даже чай водой из него заваривал. А вот на сапе не решился бы. Одно дело ролик записать — и совсем другое дело на этой шаткой доске реальное чаепитие устроить. Рисковые они там, в Якутии.

Подборки британских послеобеденных интересностей

Прошедшая в середине августа в Великобритании и Ирландии неделя послеобеденного чая оставила после себя яркий информационный след. И, заодно, привлекла внимания к давно опубликованным обзорам чайных проектов в английском стиле.

Я неоднократно пытался следить за этими публикациями на регулярной основе — но быстро утомлялся однообразием новостей и фотографий. Это на человека голодного или неискушенного картинки с английским чайным столом — да и сам английский чайный стол, пожалуй, — производят яркое и благоприятное впечатление. А у человека во всех смыслах пресыщенного и понимающего, что основной смысл английских закусок на послеобеденном чаепитии чаще всего состоит в том, чтобы плотно забить пищевод, а основной смысл чая состоит в том, что все, чем забит пищевод, лучше перемешалось и надежнее схватилось, очередные фотографии сконов и сэндвичей вызывают, скажем так, сложные чувства. Но если делать перерывы в несколько месяцев, то ничего. Смотреть можно. И даже нужно. Потому что в чайной торговле и институализации чайных традиций англичане, безусловно, мастера — и за ними есть смысл наблюдать.

Так вот!

Наши английские коллеги опубликовали среди прочего два тематических обзора английских послеобеденных чаепитий. Один посвящен предложениям, в которых совмещаются SPA-услуги и чаепития. Ну то есть это когда ты сначала в баню сходил, а потом чаю попил — но только в Англии. Я, когда смотрел на красивые фотографии с дамами в халатиках за чайным столом, подумал было сначала о тонком гендерном различии между чаем в бане и чаепитием в SPA-комплексе. В том смысле, что чай в бане пьют нормальные мужики, а чаепития в SPA устраивают разные расфуфыренные фифы. Но потом вспомнил, как отмокал в бассейне с зеленым чаем в Корее. И как пил чай в SPA-комплексе в гольф-отеле под Вильнюсом, потому что гольф-поле неожиданно сняло греческое посольство для банкета — это недорого и газон там хороший. И еще о том, что очень люблю топить самовар на террасе на высоком берегу Великой с видом на монастырь с домонгольскими фресками, причем непременно в октябре — и понял, что я тоже, в принципе, расфуфыренная фифа. Хоть и мужик… Извините. Отвлекся. Посмотрите, короче, на SPA-чаепития, вдруг кому пригодится.

Второй обзор посвящен детским послеобеденным чаепитиям. Видимо у меня сегодня какой-то постный день, потому что когда я все эти картинки с кораблями на столах и клетчатыми клоунами увидел, то тоже сначала поймал себя на смутной мысли, что нам активно навязывают вот это все, а дети без Штирлица дураками растут. Но потом, как водится, присмотрелся — и отпустило. Среди действительно пошлых и безвкусных — как это почти всегда бывает с инфантилизированными версиями культурных феноменов — детских послеобеденных чайных столов оказалось как минимум два, на которые я бы с удовольствием отвел собственных детей.

Во-первых, это автобусный чайный тур по Лондону в стиле свинки Пеппы. Ну то есть они взяли обычный лондонский чайный красный и двухэтажный автобус, налепили ему на борт мультяшных поросят вместо опостылевших королевских гвардейцев — и вуаля! Получился добротный такой чайный кич, который мне лично было бы сложно проигнорировать.  

Во-вторых, это чаепитие в стиле фильма про Чарли и шоколадную фабрику в отеле One Aldwych — на фотографиях красивое и изящное. Как я понял, это чаепитие не создавалось как специальное детское, но там есть детское меню. Для желающих. А нежелающие могут попить чаю традиционно, с шампанским. И все это — типа в стилистике фильма. Получилось хорошо. Замечу при этом, что любительские видео с этого чаепития получаются не таким аппетитными, как постановочные профессиональные фотографии — но их ведь можно не смотреть, эти видео.

Любопытно, кстати, что в подборке детских чаепитий нет ни намека на Алису. Никак не могу этот факт прокомментировать — никогда нельзя забывать еще и о том, что такие подборки довольно часто составляются на отвали и к реальности имеют слабое отношение.

Ну и последняя из лондонских причуд на сегодня. Там, в Лондоне, есть такой симпатичный сервис — Veluba. Это велорикши на двух пассажиров, которые катают этих самых пассажиров по лондонским достопримечательностям. Так вот, у них можно заказать велорикшу с чаепитием. Оно, конечно, будет в картонных коробочках и не менее картонных стаканчиках — но формально можно устроить послеобеденное английское чаепитие на велосипеде и где-либо посреди Лондона. Это прикольно.

Чайные покемоны

Не так давно — осенью 2022 года — для платформы Nintendo Switch вышли игры Pokemon Scarlet и Pokemon Violet. Ролевухи с покемонами, японские-японские. А потом, время от времени, к ним стали выходить дополнения с разными новыми покемонами. Среди которых было и два чайных покемона — Sinistea и Polteageist. Это два покемона-призрака, первый из которых, Sinistea, имеет форму чайной чашки и может эволюционировать во второго, Polteageist, имеющего форму чайника. У этих чайных покемонов есть еще разные покемоновские нюансы, типа истинной и фальшивой форм, которые отличаются клеймом на донышке.

Все чайные покемоны по состоянию на август 2023 года. twitter.com

Ну и вот, значит, на днях вышло очередное обновление, в котором изумленной публике был представлен еще один чайный покемон — Poltchageist. Который самозародился из чайницы с матчей, принадлежавшей чайному мастеру, стремившемуся к совершенству и через это приобревшего дурной характер. 

gamingintel.com

Насколько я понял, проявляет себя новый покемон двумя замечательными способами. Во-первых, он может починять старую чайную утварь, используя при этом технику кинцуге, только не золотого, а зеленого цвета. Потому что использует вместо золото матчу. Восстановленная таким способом посуда выглядит кислотно и зловеще.

Во-вторых, он может насылать на всех облако матчи, которое сначала всех радует, потому что разглаживает кожу и возвращает немного молодости, а потом огорчает. Потому что ловкий покемон умеет призывать облако матчи обратно — и оно выходит из жертвы вместе с жизненными силами. А еще этот покемон использует в качестве оружия японскую церемониальную ложечку для порошкового чая — тясаку. Что вообще прекрасно.

Очень жизненный персонаж получился. И заставил меня вспомнить книжку Шеридана ле Фаню «Зеленый чай», в которой один из героев перепивает зеленого чая и начинает видеть обезьянку. Которая дает герою дельные советы. Самовыпилиться, например — что этот персонаж, в итоге, и проделывает.

Зеленый чай — хоть порошком, хоть листьями — вообще забористая штука.

Трехмерная реклама чая в Индии

Индийская чайная компания Tata Tea, которая в последнее время является одним из основных источников разной яркой и масштабной рекламной чайной движухи, установила в Гуруграме — это такой город в Индии — здоровую такую… ну пусть будет хреновину, на которой трехмерно рекламируется чай Tata Tea Premium. Подобного рода штуки обычно устанавливают на перекрестках, на углах зданий — а потом туда запускается трехмерное видео, ну чтобы там рыбы плавали или чудики всякие очень натурально из стены вылезали. А тут, стало быть, просто посреди города поставили штуковину, которая показывает всякое.

Tata Tea Premium активно работает с региональным брендингом. Ну то есть для каждого штата они выпускают свой чай, оформленный с использованием локальных образов и орнаментов. Такой подход позволяет получать эффектные визуальные продукты простым соединением в один видеоряд нескольких региональных сюжетов. Вот они и соединили. Получилось ярко и радостно, особенно в темноте.

Самоварфест в саду «Эрмитаж»

Вдогонку ко вчерашней подборке фестивальных новостей. 26 августа в Москве, в саду «Эрмитаж» состоится фестиваль гостеприимства «Самоварфест». В программе фестиваля — самовары, чай и чайные напитки, музыка, танцы и разнообразная уличная движуха. Причем с активным участием фольклорных проектов из разных регионов России — и с ярким региональным колоритом.

fond-culture.ru

Со своими самоварами из Тулы на «Самоварфест» приедет завод «Штамп». Основанный в 1880 году и до сих пор серийно производящий самовары. «Штамп» привезет музейные самовары, демонстрирующие развитие этих приборов на протяжении двух столетий. Для меня лично это самая интересная часть программы.

Вот ролик с прошлогоднего фестиваля. Самоваров в нем, правда, очень мало — все больше танцев. Оставим это на совести монтажера, которому, видимо, хотелось показать, насколько интересно девки пляшут.

Чайные фестивали. Лето-осень 2023

Пражский чайный фестиваль, не так давно отгулявший, что характерно, в Праге, и традиционно порадовавший большим количеством знакомых лиц, открыл парад чайных фестивалей конца лета — осени 2023 года. К моему большому сожалению, закрылся проект Сибирских чайных фестивалей, которые проводили братья Никитины. Для меня эти фестивали был последним мостиком между чайной движухой начала двухтысячных и чайными мероприятиями 2020-х. Как человек, активно проводивший чайные мероприятия с 2004 по 2020 год, я очень хорошо понимаю и эволюцию таких активностей, и то, что вернуть ЛетоЧай и Сибирский чайный фестиваль уже не получится. Изменились и люди, и времена — и это нормально. Остается только вспоминать все эти встречи с удовольствием — что, кстати, очень органично чаю. Который мне иногда вообще кажется напитком тех людей, которым есть что вспомнить.

А вот другой и уже ставший традиционным российский чайный фестиваль — «НеобЧАЙный сад» — в этом году состоится. 23 и 24 сентября в ботаническом саду Санкт-Петербурга. Это мероприятие камерное и заметно отличается от других чайных фестивалей трогательной атмосферой наивной академичности. Если ничего не изменится, я приму в этом фестивале заочное участие — буду с экрана вещать о чае в Казахстане, это как раз в тему мероприятия. Оно в этом году посвящено Шелковому пути.

С 26 по 28 августа в Польше, в Познани, будет работать тоже уже традиционный фестиваль Zaparzaj. 23-24 сентября пройдет чайный фестиваль в Киеве. 17-19 ноября — в Берлине. Ну то есть нам, чайникам, по-прежнему всегда есть куда пойти и есть чем заняться.

Замечу также, что чайная движуха не ограничивается фестивалями клубного формата, для успешного проведения которых важно, чтобы значительная часть гостей была в теме. Бывают еще и чайные праздники для всех. Самым заметным таким мероприятий из уже состоявшихся была, конечно, британская Afternoon Tea Week, которая прошла в середине августа. Самым заметным предстоящим мероприятием такого типа обещает быть московский фестиваль «Чашка», который пройдет 21-22 октября. Ну а разные чайные мероприятия поменьше вообще проходят постоянно.

Я все лето игнорировал постоянно проскакивающие в новостях сообщения о чайных мероприятиях ярмарочного типа. Ну это когда в каком-то небольшом населенном пункте люди на выходных устраивают гулянку с чайным акцентом. Таких мероприятий особенно много в этом году проходит в России и США. В США все больше со сладким и холодным чаем, у нас — с самоварами и, довольно часто, иван-чаем. Ну и с разными сопутствующими вкусняшками и там, и там.

Я, повторюсь, все новости о таких чайных фестивалях игнорировал — потому что все они одинаковые. А вот чайный фестиваль в Согратле смог меня приятно удивить.

Чайный фестиваль в Согратле

Согратль — это село в Дагестане. В нем две с половиной тысячи жителей и вот уже четвертый раз проводится чайный фестиваль. Тоже, вроде, обычный — просто с кавказским колоритом. Но как минимум с двумя интересными деталями.

welcomedagestan.ru

Во-первых, в Согратле чай появился не просто так, а с красивой историей. Во время войны одна из жительниц села отправилась в Азербайджан, где продала корову и на все вырученные деньги купила чай. Который стал и отличной инвестицией в непростое время, и существенно повлиял на гастрономические пристрастия жителей села, и стал элементом локального космогонического мифа, который, конечно, должен быть в каждом кавказском селе. В ролике с прошлогоднего фестиваля эта история изложена полностью.

Во-вторых, фестиваль в Согратле — это не просто праздник, самовары, плов и прочая веселуха. Это еще и конкурс на «кто больше выпьет». Организованный совершенно замечательны образом. Все участники конкурса садятся за длинный стол, на котором уже стоят разные вкусняшки и добавки в чай: сахар, лимон, конфеты и все такое прочее. По мере необходимости участникам конкурса подносят стаканчики с чаем. Ну и побеждает в конкурсе тот участник, который за 15 минут выпьет таких стаканчиков больше всех.

В этом году победитель выпил восемь стаканчиков. Достойный результат.

Ненастоящие чайные столики Teagether

В 2022 году армянская дизайн-студия Backbone выкатила концепт с названием Teagether — ну то есть Together, только не просто так вместе, а вместе с чаем. По задумке дизайнеров, Teagether — это такой набор наборов для проведения чаепитий в разных национальных стилях. В каждый набор входит чай в пакетиках и какие-либо характерные для каждой традиции вкусняшки. Печеньки, например.

Главная фишка этого концепта — это пачечки или коробочки, оформленные под миниатюрные национальные чайные столики с видом сверху. И даже с иллюзией объемности — ты как будто смотришь на кукольный столик, а там самоварчики и бублички тени отбрасывают. А сбоку на коробочках-столиках еще и стульчики разные есть — то ли рисунками, то ли наклейками… На картинках все это дело смотрится очень привлекательно, короче говоря.

В реальность, насколько я понял, концепт пока не воплощен — и в его реализации я предвижу разные и серьезные сложности. Связанные не только с тем, что исполнение задумки на должном уровне — с качественными коробочками — будет очень дорогим. Но еще и с тем, что она из основных фишек концепта — иллюзия объемности — в реальности потеряется. Потому что на картинках точка зрения на коробочки зафиксирована, а настоящие коробочки можно будет вертеть в руках и рассматривать со всех сторон.

Но картинки, повторюсь, получились интересными… Teagether, кстати, не единственный чайный проект студии. У них есть еще Teastan — концепт упаковок для армянских травяных смесей. Тоже симпатичный и тоже, как я понял, существующий только на экране.

Румия, спасибо за наводку!

Чайный Red Dot Design Award 2023

Ну и раз уж у нас сегодня речь зашла о дизайне. В списке лауреатов премии Red Dot Design Award 2023 традиционно оказалось несколько чайных проектов. Два из которых, на мой взгляд, получились весьма интересными.

Первый проект — это набор из четырех белых чайных чашек Ancient Logic. Каждая из чашек, вошедших в набор, исполнена в осовремененной стилистике какой-либо династии древнего Китая. Парадная фотография набора, на которой в разные чашки набора налиты разные чаи, очень симпатичная.

Второй проект — это стеклянная посуда, чайники Flowing Glass и стаканы Bamboo Glass. Чайники напоминают некоторые модели кувшинчиков для оливкового масла и, несмотря на наличие фотографий с типа завариванием, являются скорее чахаями, чем заварниками. И особого внимания не стоят — хоть и вдохновлены посудой династии Тан. А вот стаканчики любопытны. Он являются как бы стеклянным фрагментом бамбукового ствола с перегородкой, которая делит стакан на две неравные части — я почти уверен, что там используется золотое сечение. Такой стакан можно использовать с любой стороны, заполняя чаем или его большую часть, или его меньшую часть.

Концепты Flowing Glass и Bamboo Glass

Я сначала было решил, что все это чисто для красоты и фотографирования, а особого практического смысла в таких стаканах нет. Но потом подумал, что с несколькими такими стаканами одинаковой высоты было бы интересно поработать, используя большой объем одного стакана для заваривания чая, а маленькие объемы остальных стаканов — для подачи.

Понравились мне стаканы, короче. К сожалению, они, похоже, пока тоже являются только картинкой. Но идею надо запомнить, вдруг и реальная посуда такого типа появится.

Опять все пропало в Великобритании

Британские ученые опросили 2400 британских неученых для того, чтобы выяснить регулярность потребления последними чая и кофе. И оказалось, что 63% опрошенных регулярно пьют кофе, и только 59% — чай. А еще (и по результатам другого опроса) выяснилось, что за последний год жители Великобритании приобрели в супермаркетах 533 миллиона упаковок кофе и всего 287 миллионов упаковок чая. А еще в день все британцы вместе выпивают примерно 100 миллионов чашек чая и примерно 98 миллионов чашек кофе.

Оставим сейчас без комментариев то, что понятие регулярности в первом опросе требует уточнений и что сравнение объемов потребления и, тем более, употребления напитков по продажем пачек в супермаркетах будет очень неточным. Это все, конечно, важно — но все это мелочи и детали. Так или иначе, но потребление кофе в Великобритании растет, а потребление чая — падает.

Основной причиной этого падения британские эксперты называют большую динамичность и большее вкусовое разнообразие кофе по сравнению с чаем. Под вкусовым разнообразием в данном случае понимается тот факт, что потребителю предлагается широкий выбор разнообразных кофейных напитков — привлекательных внешне и вкусненьких внутри.

А массовая британская чайная культура вот уже несколько десятилетий оперирует чайным пакетиком с простым, как швабра, чаем, утопленным в кружке и залитым молоком. До массового распространения домашних кофе-машин и не менее массового распространения кофеен унылый повседневный британский чай оставался главным домашним напитком из-за простоты приготовления — но и в этой нише кофе активно чай в Великобритании вытесняет. Естественно, не только за счет домашних кофейных автоматов и кофеен — не нужно забывать о растворимом кофе.

Подача чая в чайной Tea (Лондон, Великобритания) в 2010 году. В настоящее время чайная закрыта
Подача чая в чайной Tea (Лондон, Великобритания) в 2010 году. В настоящее время чайная закрыта. © Ольга Никандрова

А вообще, конечно, это удивительно, что существует целые чайные культуры, в которых чай — напиток во вкусовом плане несопоставимо более разнообразный, чем кофе — сенсорно кастрирован настолько сильно, что проигрывает кофе именно во вкусовом разнообразии. Чайная культура воистину удивительна. И разнообразна…

Английская пресса, кстати, уже второй день публикует алармистские статьи о том, что все пропало, гипс снимают, клиент уезжает. Ну то есть о том, что чай перестал быть главным британским напитком. И это, конечно, забавно. Во-первых, потому что доминировние чая в британской безалкогольной напитковой культуре явление относительно свежее — еще в начале XIX века британцы кофе пили больше, чем чая. Так что возврат Великобритании к кофе — это, своего рода, возвращение к корням.

Во-вторых, меня вообще забавляет европоцентричный дешевый и черночайный алармизм. Он, этот алармизм, касается рынков и специалистов, которые перестали быть ключевыми — однако сохранили, скажем так, заметное культурное влияние. И активно масштабируют свои переживания на весь чайный рынок. Ну и пусть их.

Сова и Панда. Кредо-2023. И китайская чайная статистика

Антон Дмитращук опубликовал на странице «Совы и Панды» разбитый на две части текст с названием «Кредо-2023». Вот ссылка на первую часть, а вот — на вторую. Я, конечно, не буду его пересказывать, его лучше прочесть самостоятельно. Но у меня есть один комментарий. Который, как мне кажется, и к кредо «Совы и Панды» подойдет, в той его части, которая касается российской чайной тусовки. И к озвученным выше британским чайностраданиям.

Динамика открытия новых чайных бизнесов и организаций в Китае по годам. www.puercn.com

Наши китайские коллеги собрали и опубликовали статистику по китайским бизнесам  и организациям, так или иначе связанным с чаем. Там особенно динамика интересная. До 2020 года включительно в Китае каждый год открывалось все больше и больше чайных бизнесов. В 2021 году темпы роста количества китайских чайных бизнесов снизилось, что и понятно — пандемия, все дела. И пока эти темпы роста не выправились — чайные бизнесы, конечно, открываются, но не так интенсивно, как до ковида.

Вроде бы и банальная информация, но есть в ней одна деталь. Числа называется. В 2020 году в Китае открылось примерно 317000 новых чайных бизнесов и организаций. В 2021 — примерно 227000, в 2022 — примерно 203000. Еще раз. В 2022 году в Китае открылось 203000 новых чайных бизнесов.

И это у них снижение темпов такое.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!