Чайный пикник в пионах

Я об этом редко рассказываю, но самая основная моя работа состоит в том, чтобы развлекать людей с использованием чая. Когда-то давно, еще до ковида, я достаточно подробно расписал четыре роли, которые может отыгрывать чайный специалист, работающий в сфере потребительской чайной культуры. Это роли чайного гуру, чайного клоуна, чайного сказочника и чайного эксперта. Так уж получилось, что я могу отрабатывать каждую из этих ролей, причем на достаточно высоком уровне. В чайные гуру, правда, я не лезу, хотя технологиями построения такого рода сообществ владею. В двух амплуа — сказочника (ну или сторителлера) и эксперта — я работаю регулярно. Ну а роль чайного клоуна является для меня не только регулярной, но и любимой.

Фото от Ahmad Tea Kazakhstan

Всякие разные развлекательные элементы я включаю практически во все свои материалы — в новости, статьи, ролики, лекции и все такое прочее. Но основным развлекательным жанром, в котором я работаю, являются шоу-дегустации. Формат у них бывает самым разным. Иногда это открытые городские чаепития. Иногда — камерные встречи за чаем. Иногда — стенды на выставках. Иногда — презентации. Иногда — кейтеринг на разных мероприятиях. Иногда — обучающие семинары и мастер-классы. Всякое бывает.

У всей моей чайной клоунады есть даже характерный подход, который во времена работы в бизнес-образовании я бы, наверное, назвал миссией. Состоит этот подход в том, что развлекая людей с использованием чая, я стараюсь передать им легкое отношение к этому напитку в частности и к необязательному потреблению вообще. Выбор чая и потребление чая — это не выбор друзей, работы, жилья или лекарства. Это выбор недорогой, чаще всего, роскоши, в потреблении которой нет никакой необходимости. Чай просто делает нашу жизнь немного вкуснее и интереснее — поэтому пить его нужно легко и весело, а рассказывать о нем — увлекательно.

Я не настаиваю на таком подходе и ни в коем случае не считаю, что он является единственно возможным. Есть люди, которым в жизни не хватает солидности, драмы или ощущения того, что они — не лохи. И есть чайные специалисты, которые работают для таких людей. Но я больше люблю делать чайные праздники…

Я, собственно, все это рассказываю исключительно для того, чтобы похвастаться чайным пикником на цветочной ферме Daisy Flower Farm, который организовала Марина Гяурова из команды Ahmad Tea Kazakhstan. Изначально этот пикник, эклектично соединивший в себе элементы казахского тоя, английского деревенского чаепития и русского чайного застолья, планировался на 21 мая, на Международный день чая. Но 21 мая пионы на ферме еще не зацвели — и пикник был перенесен. Ну а когда пионы зацвели, мы выехали в пионовые поля, напоили всех чаем и развлекли всякими околочайными разговорами.

Видео от Ahmad Tea Kazakhstan

Уважаемые гости, Марина, Наталья, Дмитрий и все, кто помогал делать чайный пикник — спасибо! Получилось круто.

Черно-чайная китайская статистика

Китайские коллеги опубликовали отчет о состоянии мирового и китайского рынков черного чая. Того, который хун ча. Из этого отчета можно узнать, в частности, следующее.

В настоящее время черный чай является основным чаем в мире, но при этом его доминирование не является тотальным. В 2021 году в мире было произведено 3,5 миллиона тонн черного чая, это 55% от общего чайного производства. Мировое производство черного чая стабильно растет, примерно на 5-15% в год — тут все от года зависит.

Мировое производство черного чая. www.puercn.com

Ведущими производителями черного чая являются Индия, Кения, Китай, Шри-Ланка, Турция, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Уганда и Аргентина. Ведущий мировой черночайный производитель — Индия — в 2021 году произвел 1,3 миллиона тонн черного чая. Китай в 2022 году произвел 483000 тонн черного чая. Чисто для ориентировки — этого достаточно, чтобы поить черным чаем всю Россию примерно четыре года. Больше всего черного чая в Китае производится в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Фуцзянь, Хунань и Гуанси. Производство черного чая в Китае тоже стабильно растет и тоже приличными темпами. За последние десять лет оно выросло в четыре с лишним раза.

Китайское производство черного чая. www.puercn.com

Потребление черного чая в Китае в 2022 году составило 381000 тонн — это на 12,5% больше, чем в 2021 году. Черно-чайный сегмент, пожалуй, является самым быстрорастущим сегментом китайского внутреннего чайного рынка. И именно черный чай стабильно отъедает долю потребителей у зеленого чая — самого массового в Китае — потребление которого в последние годы по чуть-чуть, но снижается.

Халтура и статистика

Забавный рейтинг стран по потреблению чая на душу населения опубликовал сайт Yahoo Finance. Тамошние ребята регулярно пишут что-либо о чае, причем часто разбивают свои дайджесты на несколько частей, чтобы их сильнее грузили и чаще на них кликали. Практически каждый их чайный материал — типичная халтура с предметной точки зрения, но при этом халтура очень интересная как раз своей типичностью. По таким материалам можно изучать, скажем так, информационные стереотипы — причем, в отличие от разных опросов потребителей, которые время от времени и ни с того, ни с сего проводят разные журналисты, стереотипы глобальные и инерционные. Смотрите.

Вот как, в изложении специалистов Yahoo Finance выглядит список из двадцати самых потребляющих чай на душу населения в год стран. Задом наперед, для саспенса.

  • Украина — 580 грамм;
  • Гонконг — 650 грамм;
  • Германия — 690 грамм;
  • ОАЭ — 720 грамм;
  • Австралия — 650 грамм;
  • Нидерланды — 780 грамм;
  • ЮАР (с ройбосом) — 800 грамм;
  • Саудовская Аравия — 900 грамм;
  • Япония — 970 грамм;
  • Польша — почти килограмм;
  • Египет — чуть больше килограмма;
  • Чили и Новая Зеландия — по 1190 грамм;
  • Марокко — 1220 грамм;
  • Россия — 1380 грамм;
  • Иран и Пакистан — по полтора килограмма;
  • Великобритания — 1930 грамм;
  • Ирландия — 2190 грамм;
  • И, наконец, Турция — 3150 грамм.

Оставим сейчас без внимания тот факт, что в статистику попала страна, потребляющая ройбос, но не попали страны, потребляющие мате — хотя, конечно, если учитывать еще и их, то лидеры в рейтинге будут совсем необычными. Проигнорируем и некоторую неточность в данных по конкретным странам, включенным в рейтинг — в Турции, например, потребление чая на душу населения уже ближе к четырем килограммам, нежели к трем. И обратим внимание на страновой состав рейтинга.

Например, на отсутствие в нем Китая. В котором живет 1,4 миллиарда человек. Которые в 2022 году потребили 2,4 миллиарда килограмм чая. Элементарнейшее деление 2,4 на 1,4 дает 1,7 — именно столько килограммов чая в год потребляет сейчас среднестатистический китаец. Ну то есть в рейтинге стран, построенном по потреблению чая на душу населения, Китай должен не просто присутствовать — он должен входить в пятерку лидеров.

Очень похожим образом обстоит ситуация с Индией, которая потребляет сейчас примерно 850 граммов чая в год на человека. И которой тоже нет в списке. И ни одной страны из Средней Азии в списке тоже нет — хотя один только Казахстан пьет чай как не в себя — потребление чая в этой стране составляет примерно полтора килограмма на человека в год.

Турецкий чай в турецких горах. © Ольга Никандрова
Турецкий чай в турецких горах. © Ольга Никандрова

Хотите знать, почему у Yahoo Finance такие странные расклады? Да вот из этой статьи в Википедии! Которая, на минуточку, оперирует статистическими данными 2016 года. Я не могу сейчас проверить актуальность данных из Википедии по состоянию на 2016 год. Подозреваю, что их достоверность была сильно неравномерной. Ну потому что представить себе Казахстан, в котором пьют чая меньше, чем на Украине, в Польше или в Германии, я просто не могу. 

Но если для 2016 года актуальность приведенных данных сомнительна, то для 2023 года она просто никакая. Тем не менее именно эти данные плотно загадили интернет. Если погуглить про потребление чая на душу населения в разных странах, то статистика 2016 года в выдаче обязательно будет присутствовать, причем довольно часто — безальтернативно. Так что какой-либо школьник, студент или даже преподаватель чайной школы, решивший нагуглить немного солидных данных для своей презентации, скорее всего добавит в эту презентации не солидности, а фуфла.

А ведь актуальная статистика потребления чая ценна не только точными данными. Но еще и тем, что она демонстрирует просто тектонический сдвиг в мировой чайной культуре и на мировом чайном рынке. Сдвиг это состоит в том, что фокус потребления чая переместился на страны, его производящие. В первую очередь — на Китай и Индию. Кения, кстати, тоже подтягивается. Ну то есть прямо сейчас, на наших глазах, довольно долго доминировавшая на чайном рынке колониальная парадигма, при которой производители чая очень сильно (а иногда — и полностью) зависят от потребителей в других и, часто, очень далеких странах, уходит в прошлое. А на смену ей — в глобальном масштабе — постепенно приходит парадигма, при которой производитель чая в большей степени зависит от внутреннего рынка своей страны. Мне такая схема нравится гораздо больше — хотя, конечно, она делает мои персональные профессиональные перспективы несколько туманными. Ну да ладно, так даже интереснее.

Замечу, кстати, что среднее глобальное смещение фокуса потребления чая на производящие чай страны не исключает обратных локальных процессов. Японская чайная индустрия, например, в последнее время все больше и больше ориентируется на неяпонские рынки. С учетом того опыта, который накопили японцы в экспорте культурных продуктов, у такого подхода есть определенные тактические перспективы.

Пермь и ароматизированные симпатии

Ну и на закуску. Пермская телекомпания BETTA24 провела опрос зрителей на предмет их чайных предпочтений. Пермь, замечу, не последний в России чайный город, там работают любопытные и сильные чайные проекты. Ну и логику репортажа надо понимать — совсем не обязательно те мнения, которые озвучили попавшие в сюжет пермяки, отражают полную картинку. Но все равно интересно. И освежает.

https://youtu.be/retzrz44yKY

Обратите внимание на то, что из всех брендов в сюжете прозвучал только TESS. Это упоминание, конечно, запросто может быть щедро оплачено. Но при этом является объективной реальностью. Если вы не следите за массовым рынком, то я открою сейчас вам страшную тайну. Среди молодых офисных потребителей чая, причем в разных странах, ароматизированные пакетики брендов, принадлежащих питерской компании «Орими» — это, в первую очередь, Greenfield и TESS — очень популярны. Я предполагаю, что благодаря удачно найденному балансу между большим ассортиментом ароматов, динамикой этого ассортимента и деликатной, по сравнению с другими ароматизированными чаями на масс-маркете, ароматизацией. Так что если вы хотите узнать, что действительно нравится людям, вы знаете, что пробовать.

Ортодоксы и инноваторы Дарджилинга

Сайт World Tea News опубликовал небольшой рассказ о двух индийских чайных плантаторах, работающих в том числе и в Дарджилинге. Интрига повествования построена на том, что один из героев типа ортодокс, который работает в старом дарджилинговском стиле. А второй — типа инноватор. Герои никак не противопоставляются, просто две истории о том, как бывает.

Мне в этих историях понравилось то, что основным отличием между ортодоксом и инноватором выведена не личная история, образование или трендовость — ортодокс там, например, вполне нормально работает с органическим чаем. А ассортимент.

Ортодоксы и инноватор. www.worldteanews.com

Чайный плантатор старой школы производит только традиционный черный дарджилинг. А инноватор и улунами балуется, и зеленый чай производит, и белый себе иногда позволяет… Короче, я повспоминал дарджи

линги, которые попробовал за последние лет десять, наверное… Ну что я могу сказать. Интересные черные дарджилинги до сих пор встречаются. Интересных улунов или зеленых чаев из того региона я вспомнить не смог. Белые ничего такие случались иногда — но они всегда вызывали вопрос «а нафига». Ничего особого дарджилинговского в них не было, просто усредненный белый чай. 

Так что в данном случае я на стороне ортодокса. 

Стоимость китайских чайных брендов

Китайские специалисты оценили разными способами 118 китайских чайных брендов и подготовили по результатам этой оценки подробный отчет с указание стоимости чайных брендов, доверия к ним и прочих важных брендовых характеристик. Отчет под ссылкой, данные там, скажем так, на специалиста — так что я ограничусь буквально парой денежных ремарок. О больших деньгах всегда приятно поговорить.

Первая тридцатка китайских чайных брендов. По стоимости. www.puercn.com

Все 118 изученных брендов вместе оценены в 312 миллиардов юаней. Это примерно 48 миллиардов долларов США по текущему курсу. Самые дорогие китайские чайные бренды — это Сиху Лунцзин и Пуэр, стоимость каждого из них оценена более чем в 8 миллиардов юаней, это более миллиарда долларов. Интересно, что бренды-лидеры, хоть и являются, безусловно, дорогими, не очень сильно доминируют над остальными брендами, попавшими в список. Ну то есть сила китайского чая не в паре-тройке безусловных бестселлеров, а в массовости и разнообразии. Что, в общем, и так понятно — но с цифрами становится еще понятнее.

Слоеный бирьяни чай

Наткнулся в совершенно проходной статье о том, какой чай готовится и подается в дубайских чайных, на незнакомое мне ранее названием «бирьяни чай» (Biryani chai). Чай — это, понятное дело, чай в индийском смысле, черный, с молоком, сахаром и специями. А вот слово «бирьяни» в чайном контексте меня несколько озадачило. Дело в том, что бирьяни — это, вообще-то, многокомпонентное блюдо из риса, существующее во множестве вариантов и локальных стилей. И что значит «бирьяни чай», который, забегая вперед, представляет собой просто напиток, собранный слоями, я могу только гадать. Допускаю, что в случае с напитком бирьяни — это намек на выраженную многокомпонентность. Ну типа и в традиционном рисовом бирьяни сразу видно, что блюдо составное,в нем куски мяса валяются, и одного взгляда на бирьяни чай тоже достаточно, чтобы понять сложность напитка.

Ну а по сути бирьяни чай прост, как любой слоеный коктейль или кофейный напиток. Его собирают в прозрачной посуде из разных и плохо смешивающихся жидкостей с непременным участием чая и молочной пены. Самый простой вариант бирьяни чая — это черный чай с сахаром и специями под шапкой из взбитого кипяченого и горячего молока. Более сложные варианты могут быть трехслойными — например, сгущенка на дне стакана, потом чай, потом молочная пена. И сверху на все это дело еще можно топпинг пристроить. Например, порошком из специй посыпать.

При определенных обстоятельствах на границе чая и молочной пены может возникнуть заметное движение. Ну там пузырьки будут образоваться и лопаться. В этом случае напиток может называться не только «бирьяни чай» или «слоеный чай», но и «танцующий чай» — dancing tea… Употребляют бирьяни чай произвольным образом. Можно так слоями и пить, а можно перемешать.

Ну и добавлю, конечно, что сам для себя самым интересным вариантом слоеного чая я считаю чай, собранный из обычного чая и чайной пены, взбитой из этого же, но крепко заваренного чая.

Железнодорожный кофе

14 июня, отвечая на вопросы гостей Петербургского международного экономического форума, гендиректор «Федеральной пассажирской компании», которая осуществляет почти все пассажирские железнодорожные перевозки по России, объявил, что впервые за всю историю наблюдений пассажиры российских поездов дальнего следования заказали кофе больше, чем чая. На триста тысяч порций больше.

Это, конечно, естественно и немного предсказуемо. Потенциал кофе как железнодорожного напитка существенно превосходит аналогичный потенциал чая. Кофе ярче и вкуснее с попсовой точки зрения, в настоящее время его приготовление, подача и потребление стандартизированы и автоматизированы, его вкус лучше маскирует потерю свежести, типичную для поездов, его подача в походных условиях отлично отработана — и, самое главное, он более стадный. Ну потому что сильно и очень привлекательно пахнет. На все купе при закрытых дверях. На три купе — при открытых. И на половину вагона в плацкарте. Как минимум. 

Старый воронцовский самовар на берегу Псковского озера
Старый воронцовский самовар на берегу Псковского озера. Почти поезд.

У железнодорожного чая, который сам по себе значительно деликатнее и сложнее, который весьма затруднительно системно нормально готовить в дорожных условиях и у которого в побуждающем к заказу арсенале есть только внешний вид, звяканье ложечки о стакан и культурный бэкграунд, при прочих равных нет против железнодорожного кофе никаких шансов. Длительная доминанта чая в российской железнодорожной культуре была обусловлена исключительно неравенством стартовых позиций. Чай дешевле и до появления компактных автоматизированных кофемашин его было намного проще готовить. А теперь все.

Ну а если вам хочется драмы, то можете считать, что в снижении популярности железнодорожного чая виноваты те чайники, который морщат носик в сторону чая в подстаканниках и садятся в поезд со своей гайванью и своим чаем. А некоторые — еще и со своей водой.

Доморщились, коллеги. Кстати, о чае и кофе.

Чай, кофе и мозговые аневризмы

Сравнение чая и кофе — это вообще довольно странная затея. Сравнивать два этих напитка — это примерно как сравнивать книги и фильмы. Пересечений — куча. Но явления, по сути, очень разные. Впрочем, странность что одного, что другого сравнения никому особо не мешает. Их — и книги с фильмами, и чай с кофе — все равно постоянно сравнивают.

Вот, например, китайские ученые, изучив рацион и состояние здоровья примерно трехсот пятидесяти тысяч человек, обнаружили, что употребление кофе может увеличивать риск возникновения аневризм — ну то есть деформаций и истончений стенок кровеносных сосудов — головного мозга. А потребление чая на риск развития мозговых аневризм никак не влияет.

Иранский самовар в естественной среде обитания
Иранский самовар в естественной среде обитания. К тексту отношения не имеет.

Очень люблю собирать такие исследования. Исключительно из хулиганских соображений. Проецировать их на реальную жизнь и превращать в заполошные рекомендации отказаться от кофе или в коварные советы готовить неприятным коллегам кофе покрепче, а самому пить чай, конечно, не следует. Такие статистические и масштабные результаты вообще крайне безответственно превращать в рекомендации для каждого конкретного человека. 

Но я их все равно собираю. Без них не так смешно читать кофейщиков.

Читая ISO. Зачем нужен стандарт на чай

Ну что, настало, пожалуй, время сказать несколько заключительных слов о стандарте ISO 20715:2023. Который был не так давно принят и опубликован, который регламентирует классификацию чая по видам и по которому я долго и с удовольствием ходил ногами. Виктор, спасибо за возможность изучить стандарт и сделать с ним все остальное… Я, в общем, мог бы искать в тексте стандарта блох и дальше — но в этом нет рационального смысла. 

Дело в том, что, несмотря на очевидную нелогичность и — чего уж там миндальничать — предметную бестолковость, стандарт ISO 20715:2023 абсолютно адекватен тем задачам, при решении которых он будет использоваться.

Тут ведь вот какое дело. Этот стандарт — не «последнее слово в чайной классификации», не закон, не учебник, не справочник и не инструкция по изготовлению разных видов чая. Стандарт ISO 20715:2023 — это документ, на основании которого в некоторых случаях будут приниматься некоторые решения. Дурацкая формулировка? Согласен — но поделать ничего не могу. Не я такой, жизнь такая.

Корейский чай на тайваньских весах.
Корейский чай на тайваньских весах. © Любовь Волкова

Вот представьте себе, что вы — таможенный чиновник. Через вас ежедневно проходят таможенные декларации на самые разные товары — причем составитель каждой из этих деклараций по каким-то неизвестным причинам уверен, что вы разбираетесь во всех предметных тонкостях, связанных с его товаром. И вот вы сидите, никого не трогаете — и вдруг в ваши руки попадает документ на груз чая, в котором перечислены пуэр, белый чай, желтый чай и пучок улунов. И еще черный чай с зеленым чаем, хоть как-то вам знакомые. А про пуэр и белый чай вы слышите впервые в жизни. Вы вообще в Калабрии выросли, вместо чая там ндуя. Так что вы смотрите во все это дело как в афиша коза — и не знаете, что со всем этим делать.

И тут распахивается дверь и в ваш кабинет с радостным возгласом «Джузеппе, они приняли этот чертов стандарт» врывается молодая коллега с чуть растрепанными волосами. Останавливается, смущается, застегивает пуговицу на блузке и протягивает вам несколько листков бумаги, на первом из которых написано ISO 20715, Tea — Classification of tea types. И ваш тесный и сумрачный кабинет вдруг становится солнечным и просторным. Потому что теперь вы знаете, что пуэр, белый чай, желтый чай и улуны действительно существуют. Вам совершенно наплевать, что это такое на самом деле. Для этого есть другие люди. Ваше дело — убедится в том, что указанные в документах на груз вещи не являются плодом больного воображения торговца, попыткой ввести таможню в заблуждение или тайным китайским планом. И вы со спокойной душой запускаете таможенные колесики вертеться дальше… Вот, собственно, для таких и подобных случаев этот стандарт и создавался. Требовать от него большего просто глупо.

Со временем стандарт ISO 20715 обрастет документальным связями — ссылки на ряд стандартов, связанных с конкретными видами чая, в нем уже есть. И вполне возможно, что и с информационной точки зрения он перестанет быть таким беспомощным, каким является сейчас. Но с практической точки зрения это не важно. Стандарт уже функционален и может использоваться по непосредственному назначению. И даже избыточно функционален. Для того, чтобы решать практически все реальные задачи стандарта, ему достаточно содержать просто список видов чая. А расшифровки и пояснения — это уже результат щедрости команды разработчиков, каждый из участников которой просто добавил в текст стандарта что-то от себя лично, чего не жалко.

И на том спасибо.

Весь разбор стандарта, включая эту часть, я, кстати, собрал в один материал и выложил на сайт. Вот ссылка.

Не больше четырех слоев

Некоторое время назад я рассказывал о том, что в Китае началась кампания по борьбе с избыточной упаковкой, которая коснулась, в том числе, и чая. Формализовалась эта кампания в стандарт GB23350-2021, который вступит в действие в Китае 1 сентября 2023 года и будет регулировать количество упаковки продуктов питания и косметики.

Ирония. www.puercn.com

В китайской прессе сейчас время от времени публикуются статьи, пересказывающие содержание этого стандарта и поясняющие формулы расчета избыточности упаковки. Я все эти пересказы, с вашего позволения, проигнорирую. Отмечу только, что в соответствии с этим стандартом чай может быть упакован не более чем в четыре слоя. И это, на самом деле, совсем немного. Представьте себе картонную подарочную коробку, в которой лежат жестяные банки, перетянутые бумажными лентами. А в этих банках — порционный чай в небольших пакетиках. Это уже четыре слоя. А если подарочную коробку еще и в бумагу завернуть или в термоусадочную пленку упаковать — что, в общем, разумно — то уже все, зашквар, пятый слой, вон из профессии.

Тяноки Ниньгё

Слышали когда-нибудь о Тяноки Ниньгё (茶の木人形)? Это такие маленькие японские фигурки, вырезанные из древесины чайного дерева, чаще всего раскрашенные и, чаще всего, изображающие сборщиц чая… Вот и я не слышал! А они есть. Я впервые узнал о Тяноки Ниньгё буквально пару недель назад, когда в подборке японских чайных новостей от коллег из Global Japanese Tea Association прочел о первой персональной выставке современного японского мастера Косё Оива, изготавливающего таких куколок.

Судя по той информации, что мне удалось отыскать, впервые фигурки из древесины чайного дерева начал вырезать мастер Камбаяси, работавший во второй половине XIX века. У него было несколько последователей, а в настоящее время вырезанием таких фигурок занимается уже упомянутый Косё Оива.

Следует отметить, что сборщиц чая вырезают не только из чайного дерева, а из чайного дерева вырезают не только сборщиц чая. Мне попадались, например, фотографии фигурок сборщиц из камфорного дерева. А самая заметная фигурка, которую вырезал из чайного дерева Косё Оива — это ловец бакланов. С бакланом. Самая заметная она потому, что вырезана из ствола векового чайного дерева и просто крупнее стандартных чайных сборщиц.

А сборщицы да, совсем небольшие. Примерно от двух до восьми сантиметров  высотой. Те, которые пониже, получаются коренастыми и изображают сборщиц постарше. Те, которые повыше — стройненькие и изображают сборщиц помоложе. Старинные Тяноки Ниньгё стилистически очень похожи между собой, даже если они изготовлены разными мастерами. Достаточно грубая резьба, яркая раскраска небольшим количеством цветов, отсутствие выступающих частей, только ручная работа, никаких токарных станков.

Современные Тяноки Ниньгё исполнены потоньше, богаче расписаны и часто имеют достаточно сложную форму. Но все равно изготовлены вручную, даже если стилистические имитирую кукол-кокеши, которых обычно вытачивают на станках. Чайных куколок иногда включают в композиции — обычно просто расставляя по кукольным чайным плантациям. Ну а куда им еще-то с такими корзинками.

Современные Тяноки Ниньгё продаются и стоят от 3000 до 35000 йен. Ну то есть от 1800 до 21000 рублей. Довольно дорого, на самом деле — с учетом того, что дешевые Тяноки Ниньгё — это как раз кокеши, а они самые неинтересные. Но, с другой стороны, это же не просто куклы, а куклы, изображающие сборщиц чая и вырезанные из чайного дерева. Крутой тематический сувенир, на самом деле.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!