БИК-спектрометрия при фиксации чая

Китайские ученые опубликовали работу, которая описывает методику оценки влажности зеленого чая в процессе фиксации с помощью компактного спектрометра, работающего в ближней инфракрасной области (БИК-спектрометра). Это небольшой такой приборчик, который подсоединяется к смартфону со специальным приложением, потом просто кладется на чайные листья и БИК-спектрометрит их. Ну и пищит еще наверняка. После чего приложение на смартфоне выдает раскладу по текущему содержанию влаги в чайных листья и прогноз по его изменению. Собственно, вся фишка опубликованной работы состоит как раз в том, что исследователи подобрали и испытали математическую модель оценки изменения влажности и получили блок предварительных данных, которые вдобавок к этой математической модели немного подучили систему.

Компактный БИК-спекрометр в чайной работе. www.mdpi.com

На самом деле, БИК-спектрометрия — это не единственный способ получения данных о состоянии чайных листьев в процессе их фиксации. Существуют, например, методики получения аналогичной информации, в которых в качестве первичного сенсора используется оптический датчик. И состояние фиксируемых чайных листьев оценивается, грубо говоря, по их цвету. И насколько я понимаю, инфракрасная спектрометрия не имеет принципиальных преимуществ перед оптическими датчиками с точки зрения методики — и в том, и в другом случае первичные данные можно превратить в пригодную для принятия решений информацию. И конкурируют этим методы между собой исключительно ценой и удобством оборудования. А в перспективе и вовсе могут быть объединены в рамках какой-либо автоматизированной линии, которая будет производить фиксацию чая на основании объективных данных о его влажности, получаемых в реальном времени.

Вообще, конечно, когда читаешь такие новости, то сразу понимаешь, что производство чая в значительной степени повторяет в своем развитии производство вина. Которое, в хорошем исполнении, давно уже является продуктом высоких технологий и развитой инфраструктуры. Интересно будет посмотреть, во что все это дело в конце-концов разовьется.

Портрет польского потребителя чая

Варшавские и гдыньские специалисты, обработав данные 1700 респондентов, построили примерный профиль польских потребителей чая. Картинка получилась следующая.

Жители Польши предпочитают черный чай, который они пьют в основном дома, несколько раз в неделю, во время завтрака и между приемами пищи. Выбор конкретного чая зависит от его качества, основными критериями качества чая поляки полагают его вкус и аромат. Самым популярным брендом среди респондентов оказался Lipton, также популярны бренды Dilmah, Tetley, Saga, Teekanne и Twinings. 

Большинство респондентов не запариваются на условия заваривания и чаще всего заваривают чай кипятком, настаивают его от трех до пяти минут. Самыми популярными способами заваривания являются заваривание чайного пакетика в чашке и заваривание листового или пакетированного чая в прозрачном чайнике. К воде поляки относятся достаточно внимательно, только 55% респондентов используют водопроводную воду, а 45% используют воду фильтрованную — это довольно много, на самом деле. Популярными добавками в чай являются мед и лимон, при этом многие поляки пьют чай без каких-либо добавок.

Польские мужчины чаще, чем польские женщины, потребляют белый чай и традиционные виды чая, заваривают их дольше и чаще заявляют о том, что пьют чай, потому что он полезный. Молодые люди и жители крупных городов потребляют чая больше, чем пожилые люди и жители деревень, больше пьют белого чая и мате и чаще запариваются на функциональность напитка. 

Чем лучше финансовое положение респондентов, тем они осознаннее относятся к чаю — и он у них переходит из разряда повседневного дешевого напитка в разряд напитка гастрономического и/или функционального. А те, кто победнее, пьют чай просто так, без закидонов.

У поляков все не очень просто, конечно. www.mdpi.com

Исследователи невысоко оценили уровень чайной информированности польских потребителей — но тут они, на мой взгляд, сами лопухнулись. Вопросы, с помощью которых исследователи пытались получить срез общепольских чайных знаний, мне кажутся несколько неуместными для простых потребителей, в реальной жизни способных оценить и запомнить только оперативное влияние чая на самочувствие. Ну типа «выпил чаю — и теперь заснуть не могу». Такой вопрос тоже был в опроснике — но еще ученые спрашивали обычных потребителей чая про остеопороз, уровень липидов в крови и камни в почках. Самоутвердились, на маленьких, короче говоря.

Ну а вообще, конечно, исследование интересное чисто технически, но бестолковое с самого начала, на уровне предварительного структурирования потребительской чайной культуры. По уму, перед выходом на 1700 респондентов исследователям надо было провести десяток глубинных интервью, поработать в нескольких фокус-группах и связаться с чаеторговыми компаниями — ну чисто чтобы опросник нормальный составить. А потом уже на относительно крупную выборку выходить.

Всему этих ученых учить надо. Я это еще на алкогольной социологии понял, лет десять назад. Хорошие методики, применяемые без знания предмета исследования, приводят к получению убедительных, но бессмысленных результатов.

Экологический и этический рейтинг чайных пакетиков

Ирландский сайт Irish Examiner опубликовал рейтинг пакетированных чаев, составленный с учетом требований современной потребительской этики. Я не буду ничего особенного об этом рейтинге рассказывать, просто приведу описание первого чая в этом списке, получившего 10 из 10 баллов. Немного сокращенное, но ничего существенного я убирать не буду.

Самые этические чайные пакетики. www.mdpi.com

«Все позиции этой линейки являются купажами, составленными из чаев, произведенных в Руанде и Индии, хозяйствами, сертифицированными Rainforest Alliance. У чая полный, округлый и чистый вкус и сложный аромат. Чайные пакетики полностью биоразлагаемы».

Еще, пожалуй, нельзя сказать, что большая часть характеристик чая не имеет никакого отношения к его органолептике. Но в том, что времена, когда биоразлагаемость пакетиков будет важнее их содержимого, уже не за горами, можно не сомневаться. 

Добропорядочный чайный сатанизм

Я в своих новостях очень люблю использовать формулировку «чайный сотонизм» — у которой в моей личной чайной истории очень забавное происхождение. Почти двадцать лет назад чайным сатанистом назвали Сергея Хорольского за то, что он начал активно и успешно продвигать заваривание и подачу тайваньского чая в прозрачной посуде. Некоторым клубным чайникам подход Сергея к ресторанным чаепитиям вообще и стекло на греющей свече в частности показались даже не грехом, а ересью — вот его сатанистом и объявили. Я, как это было принято в недалеком прошлом и в определенных кругах, заменил в слове «сатанизм» первую букву «а» на букву «о» — и называю теперь «чайным сотонизмом» разные чайные и околочайные явления, которые вызывают лично у меня опасливое изумление.

Ну вот как-то так. Satanic Tea Co

Так вот, пока я опасливо изумлялся, какие-то американские придурки запустили проект Satanic Tea Co, в рамках которого продают небольшой ассортимент совершенно стандартного чая в частично сатанинском антураже. Ну там все эти агрессивные буквы, много черного, типа страшные девочки и все такое прочее. Больше всего в их ассортименте подрубает, конечно, то, что чай с названием Devil’s Blood English Breakfast соседствует с чаем с названием Vanilla Earl Grey — хотя, если поразмыслить, ванильный Эрл Грей — та еще ересь.

Забавно, конечно, что создатели проекта, названного Satanic Tea Co, судя по всему, слабо разбираются как в чае, так и в сатанизме. И в коммерции, похоже, тоже. 50 грамм того же Devil’s Blood English Breakfast стоят у них 13 долларов — это запредельная цена для малавийского черного чая. Впрочем, на рынке, как известно, два дурака — один продает, другой покупает — так что, возможно, какие-то продажи у них и есть.

Книга об азербайджанском-таки чае

Международная ассоциация Израиль-Азербайджан «АзИз» при содействии Международного благотворительного фонда СТМЭГИ анонсировала выход книги Леонида Лифлянда «Не жалейте заварки!». Леонид Лифлянд –- это коллекционер, многолетний автор журнала «Тара и упаковка» и ряда исторических книг, в том числе книги «Чай Высоцкого. Полтора века истории». Вышедшей в 2018 году и посвященной истории чайной компании Высоцкого, которую в Израиле не так давно предварительно объявили монополистом. Так книжка, про Высоцкого, в российских чайных кругах прошла почти незамеченной — однако на нее обратили внимание специалисты по истории и дизайну упаковки, потому что в ней много иллюстраций со старинными чайными упаковками из коллекции автора.

Иллюстрация из книги «Чай Высоцкого. Полтора века истории». narodknigi.ru

Ну а теперь, стало быть у Леонида Лифлянда вышла новая и снова, во многом, чайная книжка. В анонсе пишут, что книга содержит разнообразную информацию о Баку, Азербайджане и Кавказском регионе в целом, в ней прослеживается процесс создания на Кавказе сырьевой базы чайной промышленности, рассматриваются различные аспекты культуры его потребления. И добавляют, что от других публикаций такого рода книгу отличает пристальный интерес автора к особенностям истории проживающей в Азербайджане еврейской общины.

К сожалению, раздобыть оглавление книги или хотя бы ее обложку мне пока не удалось — издатели молчат, как партизаны. Если ответят и информация окажется интересной, сделаю еще одну новость. Пини, спасибо за ссылку! 

Узбекский чай японских сортов

Пресс-служба Минсельхоза Узбекистана рассказало о результатах экспериментов по выращиванию местного чая, которые начались в 2018 году. Тогда до новостных лент добралось некоторое количество будоражащих воображение сообщений о том, что Узбекистан намерен стать заметным игроком на чайном рынке и что в нескольких областях страны будут созданы индустриальные чайные плантации общей площадью в 283 гектара, на которых к 2025 году будет ежегодно производиться 189 тонн чая. 

Тогда, в 2018 году, чайные новости из Узбекистана прекратили поступать также резко, как и начали — и я решил было, что проект сдулся. Однако нет — просто люди работали на земле и с кустами, а не в медийном пространстве.

Оказывается, прямо сейчас идет активная работа по адаптации японских сортов чайных растений к климату и почве горных и предгорных районов Узбекистана, на высотах от 600 до 1500 метров над уровнем моря. Несколько лет назад специалисты кафедры земледелия и мелиорации Ташкентского государственного сельскохозяйственного университета совместно с коллегами из Токийского сельскохозяйственно-технологического университета выбрали пять японских культиваров чайного куста, завезли их в Узбекистан и для начала постарались добиться успешного размножения растений в тех самых горных и предгорных районах страны. После чего приступили к созданию первых опытных плантаций, которые сейчас располагаются в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Джизакской, Ташкентской и Ферганской областях Узбекистана. 

Просто красивая картинка. Photo by Pritindra Das on Unsplash

Отмечу, кстати, что к выращиванию чая в Узбекистане примеривались несколько раз и еще в советские времена — однако, добившись определенных успехов с выращиванием растений, от затеи отказались в силу высокой себестоимости полного цикла производства чая в этом регионе. Так что когда современные и, безусловно, интересные опыты по выращиванию узбекского чая обосновывают желанием вывести на внутренний рынок Узбекистана недорогой и качественный местный чай, начинаешь испытывать некоторое недоумение.

Узбекистан ежегодно импортирует порядка 30000 тонн чая, в основном из Китая и, в основном, зеленого. Перешибить этот чай ценой будет невероятно сложно. Ну и 189 тонн потенциального локального производства на фоне 30000 тонн импорта оставляют местному узбекскому чаю только три жизнеспособных варианта развития. Первый — это уход в дорогие специалитеты. Второй — это раскручивание локальной торговой марки и продажа под ней купажей, составленных из местного и импортного чая. Третий вариант — это комбинация двух первых — использование дорогих и качественных локальных специалитетов для продвижение локальных марок чая и последующее продажа под этими марками дешевых купажей на основе импортного сырья.

Ну а я буду следить теперь за узбекским чаем. Мне теперь недалеко, опять же. И да, кстати! В любом разговоре о чайной индустрии Узбекистана обязательно нужно вспомнить Самаркандскую чаеразвесочную фабрику. Которая, на минуточку, работает с XIX века. И которая производила неплохо известный советским любителям зеленый чай №95 — он изготавливался из китайского сырья и неплохо вписывался в среднеазиатскую потребительскую чайную культуру. Эта фабрика работает до сих пор и продолжает разными способами фасовать китайский, главным образом, чай. 

IPO Mixue Ice Cream & Tea

Совсем недавно я рассказывал о китайской сети дешевых чайных Mixue Ice Cream & Tea, у которой, более 20000 точек по всему Китаю и средний чек в которой составляет 10 юаней. Так вот, эта компания подала заявку на первичное размещение акций (IPO) на Шэньчжэньской фондовой бирже. Mixue Ice Cream & Tea рассчитывает привлечь более 900 миллионов долларов, которые намерена вложить в развитие производства и логистики.

Чайная Mixue Ice Cream & Tea. www.caixinglobal.com

Вот честное слово, даже из хулиганских соображений прикупил бы их акций. Быть акционером демократичной баблтишной — это красиво и контркультурно.

«Краснодарскому чаю» — 50 лет

Краснодарская пресса сообщила на днях о том, что «Краснодарскому чаю» исполнилось 50 лет. Не тому чаю, конечно, который выращивается и производится в Краснодарском крае России, а торговой марке «Краснодарский чай». С которой, на самом деле, все не очень просто.

Начать, конечно, нужно с того, что юбилей торговой марки «Краснодарский чай» привязан не к конкретной дате, а к 1972 году. Именно в 1972 году было создано производственное объединение «Краснодарский чай», в которое входили все чайные совхозы Краснодарского края. Возглавил это объединение Устим Генрихович Штейман, личность в отечественной чайной культуре совершенно легендарная. Во многом благодаря его усилиям чай, произведенный в Краснодарском крае, оформился в советской чайной культуре в отдельное явление и приобрел некоторую известность за пределами Советского Союза.

Устим Генрихович Штейман (второй слева) с коллегами. rg.ru

При этом, конечно, на официальную регистрацию торговой марки «Краснодарский чай» никто не запарился — в этом не было особой необходимости. И, насколько я понимаю, официального документа, который можно было бы считать формальным подтверждением появления на свет торговой марки «Краснодарский чай», не существует. Возможно, если порыться в архивах производственного объединения, то можно будет найти какой-либо внутренний приказ или распоряжение, но я о таких документах ничего не знаю. И никто, похоже, не знает. Так что дня рождения у торговой марки нет, но есть год рождения. Что тоже неплохо.

В настоящее время с торговой маркой «Краснодарский чай» тоже все сложно. Насколько я понимаю, единственным документом, который хоть как-то регулирует использование слов «Краснодарский чай», является ГОСТ Р 59700-2021, который начал действовать 1 января 2022 года. Этот документ, естественно, к такому понятию как торговая марка не имеет вообще никакого отношения — у ГОСТа другие задачи. Так что, фактически, на сегодняшний день торговая марка «Краснодарский чай» — это фантазийное понятие с элементами карго-культа. Обладая некоторыми внешними признаками торговой марки, «Краснодарский чай» лишен ее сути: набора потребительских характеристики, которые будут отличать краснодарский чай от любого другого чая, легко запоминаться, просто формализоваться и хорошо узнаваться. 

Упомянутый ГОСТ, кстати, немного пытается влезать в эту тему, но совершенно беспомощно. Вот как там описаны свойства черного краснодарского чая. Внешний вид настоя: яркий, прозрачный, чистый, цвет от темно-красного до темно-коричневого. Аромат: нежный и приятный. Вкус: терпкий. Над этим даже стебаться не хочется — ну, потому что, повторюсь, задача ГОСТ состоит не в том, чтобы создать региональный бренд.

Короче говоря, в настоящее время краснодарский чай — это чай без чайного лица. Отсутствие такого лица, конечно, никак не помешает зарабатывать на краснодарском чае деньги, как собственно на чае, так и, например, на чайном туризме. Но рассчитывать на рациональный чайный интерес к этому чаю только потому, что он из России и когда-то был самым северным, не стоит.

Кстати. Если кому-то интересно, как можно развивать региональные бренды, то посмотрите сайт Sherry.wine. Большая часть регулирующих документов там, правда, на испанском — но, как известно, любой образованный человек по-испански хоть что-то, да поймет.

НеобыЧАЙный сад 2022

В эти выходные, 24 и 25 сентября, в Санкт-Петербурге, в Ботаническом саду,  проходил традиционный фестиваль «НеобыЧАЙный сад 2022». На фестивале, как и положено, была программа развлекательная и программа познавательная, они были распределены по десяти площадкам и, естественно, частично вписаны в инфраструктуру Ботанического сада. Ну то есть Японский сад, оранжерея и прочие интересные сами по себе локации в рамках фестиваля стали базой для разных околочайных активностей и были открыты для посещения на протяжении всего времени работы фестиваля.

Я принял в фестивале заочное участие, 24 сентября прошла видеоконференция, на которой я буду рассказывать о чайных мини-пьесах Антона Дмитращука. Вот, кстати, ссылка на их не совсем полный, но архив мини-пьес. Там не только они, но читать старые сказки удобнее по ссылке.

Берлинский фестиваль чая

Ну а в следующие выходные, с 30 сентября по 2 октября, состоится Берлинский фестиваль чая. Каждый день на фестивале будет отрабатываться специализированная программа. В первый день там будут тусить поставщики и специалисты, работающие в B2B сегменте, то есть это будет что-то вроде специализированной выставки. Второй день будет рассчитан на ценителей чая: богатая дегустационная программа, знакомство с разными необычными чаями и все такое прочее. А третий день будет днем чайной и околочайной культуры: танцы, шоу-дегустации, работа с керамикой и все такое прочее и костюмированное.

Баннер Берлинского чайного фестиваля

Звучит все это крайне привлекательно, прошлые берлинские чайные фестивали получались очень приятными, так что если вам недалеко — не пропустите.

Колбаса с чаем

Научная новость короткой строкой, так сказать. Бразильские ученые изучили свойство съедобной оболочки для колбасных изделий, изготовленной из желатина, глицерина и экстракта зеленого чая. И пришли к выводу, что добавление в эту пленку экстракта зеленого чая препятствует развитию некоторых видов бактерий и предотвращает окисление упакованного в пленку продукта, тем самым повышая срок его хранения.

Чудесная чайная картинка. www.sciencedirect.com

Следует отметить, что консервирующие свойства экстрактов зеленого чая изучаются уже довольно давно, с помощью зеленого чая только на моей памяти пробовали хранить рыбу и куриное мясо. И да, они хранились лучше. Но об использовании таких технологий в реальной жизни я ничего не слышал. Впрочем, я слабо себе представляю колбасу, на которой будет написано, что она затянута в пленку с зеленым чаем. Даже если ее в такую пленку реально затянут, потребителям об этом. скорее всего не сообщат.

Израильская монополия чая ​​Wissotzky

20 сентября Антимонопольное управление Израиля сообщило чайной компании ​​Wissotzky о том, что приняло предварительное решение объявить фирму монополией. Антимонопольная служба выяснила, что ​​Wissotzky контролируют практически половину розничных продаж зеленого чая, травяных чаев и ароматизированного черного чая в стране. Кроме того, у ведомства есть доказательства, что компания обладает значительным влиянием и на рынке обычного черного чая. А Википедия вообще считает, что ​​Wissotzky контролирует 76% израильского чайного рынка. Так или иначе, но на израильском рынке компания действительно доминирует, что, по мнению Антимонопольного управления дает ей возможность навязывать свои условия партнерам. Если решение о признании компании монополистом будет подтверждено, то на работу компании будут наложены какие-либо ограничения — например, ей могут запретить вмешиваться в размещение товара на полках в супермаркетах или в определение цены для конечного потребителя.

Одна из коллекций чая Wissotzky

Сложно оценить действенность таких санкций по отношению к компании — но интересно в этой ситуации, конечно, совсем другое. Например, тот факт, что за последние десять лет ни одна компания в Израиле не объявлялась монополистом, а компания, занимающаяся производством и продажей продуктов питания, последний раз объявлялась монополистом и вовсе в 2004 году. И я даже испытываю некоторую иррациональную гордость за то, что первым израильским монополистом за последние десять лет стала именно чайная компания. Коллеги, это красиво!

Ну и напомню, конечно, что ​​Wissotzky — это компания, созданная на основе компании «В. Высоцкий», которая была основана во второй половине XIX века в Москве Вульфом Высоцким и до революции занимала заметное место на российском чайном рынке. История этой компании неплохо изучена и неоднократно изложена в разных статьях и книгах — и в принципе мало чем отличается от истории других российских чайных компаний. Например, при смене поколений эта компания использовала прием, который при передаче проекта от старших родственников к младшим в истории русского чайного бизнеса показал наивысшую эффективность, независимо от того, использовался он осознанно или вынужденно. Прием этот состоит в том, чтобы передать дело не от отца к сыну, а от тестя к зятю. Сыновья основателей российских чайных династий редко удачно продолжали отцовские дела, но часто неплохо реализовывали себя в других областях — достаточно вспомнить Боткиных. А вот когда дочь приводила в дом толкового зятя, наследование дела могло произойти более успешно. У Вульфа Высоцкого и вовсе три дочери было — и их семьи в итоге влились в семейный бизнес и заметно укрепили его.

Ну и важно отметить, конечно, что компания Вульфа Высоцкого одной из первых в России сделала основную ставку на чай, поставляемый в страну не сухопутным, а морским путем. Ну то есть торговала не чаем кяхтинским, а чаем кантонским — что позволяло ей эффективно конкурировать ценой и удачно работать на быстро формирующемся в конце XIX — начале XX века российском чайном масс-маркете. И, хоть это, наверняка, и не обрадовало владельцев компании, стать после революции заметной частью «Центрочая» — структуры, которая занималась первое время торговлей чаем в Советской России.

А еще очень интересно сравнивать стилистику деятельности компании ​​Wissotzky, которая работает, напомню, в основном, на израильском рынке, со стилистикой работы еще одной современной чайной компании, существующей на обломках дореволюционного российского чайного проекта — французской Kusmi Tea. Дело в том, что обе этих компании, оказавшись за пределами России, сохранили свою, если можно так выразиться, потребительскую ориентацию. ​​Wissotzky — это повседневный чай с претензией на актуальность, а Kusmi Tea — это понты и сувенирка. Именно поэтому в продукции ​​Wissotzky сейчас нет никаких намеков на российские корни — как и положено массовой компании, она полностью вписалась в потребности и эстетику того рынка, на котором работает. А Kusmi Tea продолжает эксплуатировать тему, на которой компания поднялась в свои лучшие времена —  близость к русскому императорскому двору и русскую аристократичность, чтобы сейчас под этим не подразумевалось. И в ее ассортименте постоянно присутствуют и неплохо продаются купажи с названиями «Анастасия», «Князь Владимир», «Санкт-Петербург» и все такое прочее. Они, там, конечно, не доминируют — но присутствуют. А «Анастасия» вообще есть простая и белая — что, конечно, немного озадачивает.

#ЧАЙНЫЕБЕГА

Новостные ленты принесли информацию о новых акциях проекта «ЧайныеБега» — и я вдруг вспомнил, что ни разу об этом проекте не рассказывал. Когда в 2017 году этот проект устроил первый благотворительный забег с последующим чаепитием, я не обратил него особого внимания, потому что это мероприятие явно был не чайным, а социальным и к чаю имело примерно такое же отношение, как группа «Чай вдвоем».

«ЧайныеБега» в Воронеже

Однако за несколько лет своей деятельности проект развился в скромное, но настойчивое и последовательное общественное движение, которое собирает вполне конкретные деньги и помогает совершенно конкретным детям. И продолжает бегать и пить чай. Причем в разных города и разных странах. И если вы еще не знаете об этой движухе, то загляните по ссылке — в их деятельность можно легко вписаться, причем не обязательно деньгами, что часто бывает сложно для чайников, но и чаем, знаниями, активностью или добрым словом. Ну а ребята молодцы, конечно.

ISO-стандарт на улун

7 сентября 2022 года Международная организация по стандартизации (ISO) официально опубликовала международный стандарт ISO 20716:2022 «Чай Улун — определение и основные требования». Стандарт был разработан под руководством китайских специалистов и при участии экспертов по стандартизации чая из Великобритании, Германии, Японии, Шри-Ланки и Кении.

Можно купить. www.puercn.com

Стандарт содержит определение улуна, описывает технологию его производства, сенсорные характеристики и основные компоненты, входящие в состав этого вида чая. На нашу чайную жизнь принятие этого стандарта никак не повлияет. 

Канадские чайные фестивали

1 октября в Монреале и 15 октября в Квебеке пройдут чайные фестивали. Их основным организатором является компания DAVIDsTEA, однако она не жадничает и активно привлекает к участию другие компании — например, упоминавшуюся мною не так давно Camellia Sinensis. Программа фестивалей — и квебекского, и монреальского — состоит из двух частей, презентационной и дегустационный. Что любопытно, дегустационная программа в каждом городе будет заканчиваться дегустацией чая и саке. Наши канадские коллеги знают толк в тонких удовольствиях.

Медийных материалов с прошедших канадских чайных фестивалей не очень много, потом составить о них заочное впечатление не получается. Предположу, что каждый такой фестиваль — это нечто среднее между специализированной выставкой-конференцией и городским праздником. Чайный уровень там уже вполне приятный, но при этом само мероприятие сохраняет ярмарочную эмоциональность. Если кто сейчас в Канаде и еще на знает об этих фестивалях — не пропустите. Вход на них, кстати, платный. Но не очень дорогой. 

Монреальская программа фестиваля.

Падение инвестиционной привлекательности пуэра

В Китае опубликовали очередной индекс доверия инвесторов к вложениям в пуэр и констатировали его падение с 87% в январе до 35% в августе. Я не знаю точно, как вычислялся индекс доверия в данном случае, для его оценки используются разные методики. Но если интерпретировать опубликованные данные наиболее распространенным способом, то индекс более 50% означает, что на рынке преобладает готовность инвестировать в оцениваемую тему, а индекс меньше 50% означает, что оценивая тема перестала быть привлекательной для инвестиций. Ну то есть 37% — это негативный индекс доверия инвесторов, в среднем по рынку пуэр утратил свою инвестиционную привлекательность.

Что же касается деталей, то там есть нюансы — достаточно простые и понятные, впрочем. Инвестиции в пуэр, фактически, разделились на два направления. На инвестиции в недавно произведенный чай, рассчитанные на то, что он с возрастом подорожает. И на инвестиции в старый чай со сложившейся коллекционной репутацией. Так вот — со старым чаем все в порядке и с инвестиционной, и с коллекционной точки зрения. Пуэр условного 1950 года будет только дорожать. А вот в то, что когда-либо подорожают произведенные сейчас пуэры, инвесторы не особенно верят.

Явно падает. www.puercn.com

Обожаю такую информацию. К большинству из нас она никакого отношения не имеет, но выглядит исключительно солидно. Если встать перед зеркалом и начать хорошо поставленным голосом повторять «Индекс доверия инвесторов к пуэрам упал до 35%», то через некоторое время в зеркале начнет отражаться не хрен с бугра, а инвестиционный аналитик.

Чай матча: китайский обзор

Китайские коллеги опубликовали достаточно большой материал, посвященной развитию матча-индустрии в провинции Гуйчжоу. Ну и заодно коснулись нескольких общематчевых вопросов, довольно интересных.

Чай матча является одной из гастрономических визитных карточек провинции Гуйчжоу. Ну а Гуйчжоу, соответственно, считается столицей китайской матчи — там производится 20% всей матчи в Китае и 10% всей матчи в мире. Причем именно матчи, а не других чайных порошков — перемолотого зеленого чая или сушеных чайных листьев. Производство матчи в Китае регулируется стандартом GB/T 34778-2017, который формализует матчу как измельченных зеленый чай, произведенный из листьев, собранных на затененных плантациях, фиксация которых производилась паром или горячим воздухом. Любопытно, кстати, что в японских документах при определении матчи характер фиксации никак не регламентируется. Что, в общем, не удивительно, с учетом того, что в Японии тотально доминирует фиксация именно паром, специально прописывать ее в стандарте нет никакого смысла. А в Китае — есть. Так что в чем-то китайский стандарт на матчу является более детализированным, чем японский.

Авторы китайского материала сообщают также, что матча появилась в Китае во времена династии Суй — это шестой-седьмой век — а пик ее популярности пришелся на династии Тан и Сун. Тут, конечно, сразу возникает вопрос о том, можно ли считать порошковый чай шестого-десятого века матчей в современном смысле слова. Лично я сомневаюсь. Но для красивой исторической байки и рамках одной статьи готов смириться с формулировкой «матча появилась в Китае во времена династии Суй» — тем более, что отдельные технологические процедуры, связанные с ее современным производством, тогда действительно уже существовали.

Затененка! www.puercn.com

Так вот, после появления в Китае матча попала в Японию, где стала частью меняющейся, но не прерывающейся вот уже более тысячи лет чайной традиции. С учетом того, что свою современную популярность матча начала приобретать как раз в Японии, получается любопытное историческое путешествие — зародившись в Китае, матча была доведена до стилистической безупречности в Японии — и снова вернулась в Китай. Впрочем, и в чае, и в продуктах вообще таких исторических путешествий хватает. 

Ну а самое интересное в китайской статье — это данные о питательности матчи. В ней в 8 раз больше железа, чем в шпинате, целлюлозы в 28 раз больше, чем в сельдерее, каротина и витамина B1 в разы больше, чем в лимоне, кальция — что меня особенно удивило — в три раза больше, чем в молоке, а витамина E — в 25 раз больше, чем в яйцах. Честно говоря, я не очень представляю, кто и как все это дело считал. Зато более или менее представляю, откуда растут ноги у утверждения о том, что одна чашка матчи заменяет 30 чашек обычного зеленого чая. Все-таки в случае с матчей человек поребляет не настой, а сами чайные листья — поэтому формально да, ему в организм попадает все, что в этих листьях содержится. И этого всего действительно в десятки раз больше, чем в обычном чайном настое. Проблема, правда, в том, что компоненты матчи как попадают в организм, так из его и выводится — у них тотальная проблема с усвоением. Но это уже мало кого волнует. Сказано, что матча в 30 раз круче — значит круче.

Ну и последний и уже чисто статистический нюанс. Авторы китайской статьи сообщают, что около 70% матчи на рынке используется для добавления в пищу, 20% — в качестве напитка и 10% для косметики и других отраслей промышленности. Эти данные, на самом деле, очень хорошо характеризуют матчу, как рыночную категорию. По сути, матча — это модный чай, который гораздо реже пьют, чем используют каким-либо другим способом. Это иронично, на самом деле. 

Чайные яйца

Катрина Вайлд, коллега из Риги, приложившая, кроме всего прочего, руку к отличному проекту An Shim Tea и проходящая сейчас стажировку в Японии, на Kyoto Obubu Tea Farms, наткнулась на куриные яйца, которые снесли не простые курочки, а курочки, в рацион которых добавлялись чайные листья. Говорят, что от такой добавки желтки яиц становятся более яркими — и Катрина, мужественно купившая и попробовавшая чайные куриные яйца, авторитетно эту яркость подтвердила. Не обнаружив, при этом, никаких отличий чайных яиц от нечайных по вкусу. Катрина, спасибо большое за новость и исследовательскую смелость, если там в Японии найдется еще какая-либо неведомая чайная фигня, пишите, моя маленькая трибунка всегда к вашим услугам.

У чайных яиц (справа) желток ярче. Фото: Катрина Вайлд

Замечу, кстати, что это с нашей точки зрения добавление чая в куриный рацион выглядит каким-то причудливым китчем. А для птицеводов это вполне себе стандартная практика — чай часто добавляют в куриный корм для повышения яйценоскости, существуют исследования, связывающие присутствие чая в рационе цыплят с качеством их мяса и пропорциями тела — ну и так далее. И неизвестно еще, кто больше потребляет чая в пересчете на килограмм массы тела: люди — любители чая или какие-либо особенные куры. 

Анонсы, фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!