Матча для хорошего сна

Компания Ito En — один из лидеров японского чайного рынка — и фармацевтический стартап MCBI изучили влияние употребления матчи на качества сна и когнитивные функции пожилых людей. Исследование проводилось на 99 добровольцах в возрасте от 60 до 85 лет, у которых были диагностированы легкие когнитивные нарушения или которые сами сообщали о снижение когнитивных функций или потере памяти. Подопытные были разделены на две группы, одна из групп ежедневно в течение года принимала капсулу с двумя граммами матчи — это эквивалент одной чашки напитка. Вторая группа, понятное дело, получала плацебо.

Матча без капсул. Nikkei Asia

Через год выяснилось, что добровольцы из группы, получавшей капсулы с порошковым зеленым чаем, стали лучше спать. А также лучше распознавать эмоции других людей по выражению их лиц — это исследователи сочли признаком улучшения когнитивных функций. Чайная компания и фармацевтический стартап радуются полученным результатам и надеются теперь, что им будет позволено сообщать об обнаруженной функциональности матчи на этикетках.

Тут, конечно, можно много по какому поводу иронизировать, но в этой новости есть два любопытных момента. Во-первых, мне очень нравится идея фасовать матчу в капсулы. На мой взгляд, если говорить о массовом рынке и рассматривать матчу как функциональный, а не как вкусовой продукт, то капсулы — это самый удобный и самый рациональный вариант ее употребления. Во-вторых, несмотря на резко негативное отношение к чайному маркетингу на здоровье, я буду искренне рад, если найдется простое средство, хоть немного облегчающее жизнь пожилых людей. Это мне, здоровому и пышущему молодым задором пятидесятилетнему лосю, вольно посмеиваться над пользой чая. А для стариков даже короткое или вымышленное улучшение самочувствия — это надежда и утешение. И пусть они лучше будут связано с более или менее изученным и безопасным чаем, нежели с какой-либо неведомой фигней.

Матча и снижение веса

Ну и раз уж зашла речь о матче и высокой науке. Иорданские ученые изучили влияние потребления матчи на снижение веса. Для чего они опять же набрали добровольцев с избыточным весом и разделили их на две группы. Обе группы были посажены на диету для снижения веса, однако одной из групп в еду добавляли матчу, а другой — не добавляли. Через двенадцать недель диетического питания обе группы продемонстрировали заметное снижение веса, но при этом никакого различия между группой с матчой и группой без матчи в кондициях тела не было. У тех добровольцев, которым в еду добавляли матчу, был зафиксирован, если сильно упрощать, относительно лучший обмен веществ, но на потере веса он не сказался.

Сало с матчей. © Ольга Никандрова
Сало с матчей. © Ольга Никандрова

Короче говоря, с точки зрения снижения веса матча — штука немножко полезная, но совсем незаметная.

Чайные фестивали в Польше и в Сибири

Сразу два чайных фестиваля пройдут в ближайшее время в Польше, в Кракове и в Познани. Краковский фестиваль будет фестивалить 27 и 28 августа, он называется Czaisz. Познаньский фестиваль состоится 10 и 11 сентября и будет называться Zaparzaj. С учетом чайных фестивалей, которые уже прошли в Чешине и Вроцлаве, Польша в этом году пока может смело претендовать на звание чайно-фестивальной столицы Европы. Если учитывать именно количество мероприятий, конечно, а не количество гостей и участников.

Сибирский фестиваль чая был там. Фотография Никитиной Кристины

Ну а сибирские коллеги, тем временем, начали публиковать фотографии с XIV Сибирского фестиваля чая, который завершился на днях на Алтае, в Чачжаевке. Вот фотографии, можно посмотреть и проникнуться. 

Чайный музей в Ассаме

В первой половине 2023 года в индийском штате Ассам, в городе Дибругарх, с большой степенью вероятности откроется первый в тех краях чайный музей. Решение о его создании было принято еще в 2016 году, в 2018 году началось строительство, на сегодняшний день большая часть работ уже завершена. В музее, как и положено, будет экспозиция, посвященная истории ассамского чая, модель чайной фабрики и прочие увлекательные штуки.

Здание будущего музея. www.indiatoday.in

Следует отметить, что региональные чайные музеи, часто совмещенные с деловыми и торговыми центрами — совершенно стандартная тема для Китая, Кореи и, наверное, Японии — в ней я не был, но что-то такое слышал. И даже в Турции теперь есть чайный центр с чайным музеем. А в странах с постколониальной чайной культурой такие музеи редкость. В Ассаме вот такого музея не было. И это при том, что там производится более половины всего индийского чая, непосредственно на чайных плантациях работает более миллиона человек (примерно каждый тридцатый ассамец) и куча народа работает в смежных индустриях.

Теперь эта вопиющая ассамская несправедливость будет исправлена!

Чай, тривиализированный Англией

Нина Грунтковски, владелица и руководитель португальского проекта Chá Camélia, одна из самых ярких персон в европейской чайной фермерской тусовке и вообще молодец, дала большое интервью изданию Must. В котором рассказала о своем дочайном и чайном пути. Автоматические переводчики отлично справляются с португальским, так что если вам интересно, как выходцы из Германии становится португальскими чайными фермерами, прочтите это интервью обязательно.

Нина Грунтковски с чайником. www.must.jornaldenegocios.pt

Я же остановлюсь только на его финале, в котором Нина сетует на восприятие чая португальцами в частности и европейцами вообще и выдает блестящую сентенцию, которую можно перевести примерно так.

«В Европе чай тривиализируется английской культурой. Мы считаем, что у англичан единственная великая культура в Европе. А на самом деле они создали индустриальную субкультуру, основанную на чае гораздо более низкого качества, чем чай, который пьют на Востоке».

Формулировку «чай, тривиализированный Англией» надо, конечно, запомнить, она исключительно точна. Но при этом необходимо отметить, что у английской чайной культуры есть одна важная особенность, которая удерживает, например, меня от того, чтобы стать последовательным и убежденным чайным англофобом. И эта особенность — в массовости английской чайной культуры и в количестве чая, выпиваемого на душу населения в Великобритании.

Массовость и объем создают болото, на котором, в итоге, расцветают лотосы. Потому что массовость и объем — это деньги, маркетинговая инфраструктура, постоянный интерес потребителей к чаю и прочие нюансы, которых нет в той же Португалии и которые вынуждают Нину Грунтковски заниматься не только выращиванием и производством чая, но и кучей сопутствующих задач, связанных с его популяризацией и продажей. А английских чайных фермеров, чай которых, скорее всего, по всем статьям проигрывает чаю из Португалии, без проблем ставят на полки лучших лондонских магазинов и всячески пиарят в благоприятной среде.

Да, чай англичане, безусловно, тривиализируют. Но чайная культура у них все равно великая.

Странные и зимостойкие сорта

«Кубанские новости» сообщили на днях, что в Субтропическом научном центре Российской академии наук ученые работают над устойчивыми к заморозкам сортам чая с целью расширить территории чайных плантаций в более северные районы. Новость, вроде как, хорошая, но вызывает некоторые вопросы. Причем не к ученым, а к тем, кто ставит им задачи.

Картинка с чайным кустом от пресс-службы администрации Сочи. kubnews.ru

Я не очень понимаю, зачем сейчас расширять территории чайных плантаций в более северные районы. На мой взгляд, такая задача может ставиться только в том случае, если в традиционных для российского чаеводства регионах закончилась земля. Но она не закончилась. И пригодных к выращиванию чая земель в том же Краснодарском крае используется под чай от силы половина. Причем для всех этих земель, и для используемых, и для неиспользуемых, отлично подходят сорта советской селекции, в том числе и не введенные толком в оборот Колхида, Каратум и другие. Оптимизированные уже не только по способности расти и плодоносить под Сочи, но по качеству чайного листа.

Мало того, перед российским чаеводством прямо сейчас стоит куча актуальных задач, на фоне которых расширение на север зоны хозяйственного выращивания чая выглядит какой-то странной фантазией. И тут даже популярная сейчас тема с импортозамещением не сработает — едва ли кто-то всерьез рассчитывает удовлетворить потребности России в чае за счет выращенного в России же чая.

Короче говоря, зимостойкие сорта — это всегда хорошо, пусть ученые работает. А вот расширение чайных плантаций на север — это ерунда какая-то. Сначала бы существующие плантации ввести в полноценный оборот.

Потребительская классификация матчи

Нью-йоркский The Strategist — сайт, ведущий разные рейтинги и обзоры типа «Десять лучших мусорных корзин» или «Девять лучших велосипедных шлемов» — опубликовал список восьми лучших матчей. Или восьми лучших матч — с этим современный русский язык еще не определился. Сам по себе этот рейтинг, как мне кажется, особого интереса не представляет. Во-первых, едва ли обозреватели сайта действительно изучили весь рынок. Во-вторых, за каждую покупку, совершенную при переходе с их сайта, они получают комиссию, так что им разумнее выстраивать списки товаров, исходя из информации о своих читателях, а не на основе потребительских свойств этих самых товаров. 

Тем не менее, рейтинг заслуживает некоторого внимания, потому что в нем те виды порошкового чая, до которых дотянулись обозревателили, достаточно сложно структурированы. Обычно матча разделяется на группы самыми примитивными способами: по происхождению или условному качеству. По происхождению матча обычно делится на настоящую дорогую японскую и не очень настоящую недорогую китайскую. В региональнуе дебри никто не лезет, подавляющему большинству потребителей это не важно. По условному качеству матча делится на питьевую и кулинарную. Иногда — на церемониальную, питьевую и кулинарную. Ну типа церемониальную пьют на чайных церемониях, она самая крутая; питьевую пьют просто так, она повседневная; а кулинарную в суп добавляют, она самая простенькая, ей все равно.

Понятное дело, что деление матчи на церемониальную, питьевую и кулинарную, на самом деле, является делением по цене. И что граница между церемониальной и питьевой матчей, равно как и граница между матчей питьевой и кулинарной проходят только в голове продавца. Ну и, конечно, никто не мешает добавлять в суп матчу церемониальную и пить матчу кулинарную… Я вообще один раз часен — бамбуковый венчик для взбивания матчи — в кастрюлю со щами уронил. Но это так, к слову.

Иногда матчу делят на сорта — так часто делают ее оптовые поставщики, предлагая, например, семь разных позиций по разной цене. Но для большинства потребителей понятие «матча третьего сорта» является настолько же пустым в информационном плане, как и понятие «купаж сырья пятого и седьмого сорта» применительно к пуэрам.

Так вот. Обозреватели из The Strategist разделили всю матчу на дешевую, для начинающих, дорогую, кулинарную, дешевую кулинарную, питьевую, и матчу для латте. Ну то есть они добавили к очевидной ценовой, качественной и функциональной классификации пару позиций — матча для латте и матча для начинающих. С порошком для латте все понятно, кофейная культура приняла матчу как родную, из нее охотно делают кофеподобные напитки с молоком и прочими добавками. Порошковый зеленый чай для этого отлично подходит — он понятен по вкусу, технологичен как швабра, отлично запоминается и узнается потребителями и тянет за собой богатый маркетинговый шлейф.

Breakaway Matcha the Intro Flight. Лучшая матча для начинающих по версии The Strategist

Ну а матча для начинающих — это вообще не про качество зеленого порошка, а про формат продажи. Матча для начинающих — это наборы порошкового чая из разных мест или разного качества, например. Это действительно удобно — можно сразу познакомиться с основными аспектами модного напитка. Я подозреваю, правда, что набор «матча для начинающих» в большинстве случаев сработает и как набор «матча для заканчивающих» — но это уже неважные мелочи и детали.

Забавная классификация получилась, короче говоря — можно брать на вооружение.

Реакция маркетплейсов на мнение лидера мнений 

Российский Forbes опубликовал статью, посвященную как реакции рынка иван-чая на известный диалог Александра Хлынова и Владимира Путина о ботанической классификации этого растения, так и рынку иван-чая вообще. Рыночные реалии я пересказывать не буду, их лучше читать самостоятельно. Прокомментирую только  информацию о росте продаж иван-чая. Который у разных его продавцов и на разных площадках составил от 3% до 1000%, причем практически весь этот рост обеспечили розничные покупатели. В десять раз, понятное дело, выросли продажи того иван-чая, который производит и продает Александр Хлынов — но и другим производителям грех жаловаться.

Картинка с иван-чаем от Forbes

Но интереснее всего оказался расклад по двум основным маркетплейсам. По разным данным на Wildberries продажи иван-чая после судьбоносного диалога или не изменились, или выросли незначительно, процента на три. А на Ozon выросли на 30-50%. Откуда такая разница, мне не просто непонятно, у меня даже ни одной гипотезы нет. Если вдруг у кого есть какие-либо мысли по поводу того, почему один маркетплейс вписался в тренд, а другой — нет, дайте знать, пожалуйста.

Чайный туризм

Развитие американского и европейского чайного фермерства, которое, несмотря на скромные результаты, все равно можно смело назвать бурным, с большой степенью вероятности может привести к появлению такого феномена, как европейский и американский чайный плантационный туризм. До недавнего времени для посещения чайных плантаций нужно было лететь в Китай, Индию, Индонезию или другие традиционные чайные страны. Такие путешествия, кроме безусловных достоинств, имели два очень существенных недостатка.

Во-первых, визиты на чайные плантации почти невозможно было совершать мимоходом, по принципу «ехал на пляж, зарулил на винодельню». Во-вторых, посещение плантаций в традиционных чайных странах практически невозможно без посредников — а это далеко не всем нравится. Проще говоря, лететь на чайные плантации нужно специально, далеко и дорого. И, прилетев, крайне сложно просто взять и приехать на эти плантации, чтобы погулять по ним и прикупить чаю. Исключения, конечно, бывают, например, на Азорских островах — но это именно исключения. Ну и они тоже далеко и дорого. Так что нет ничего удивительного в том, что чайный плантационный туризм, несмотря шикарные виды, часто неплохую инфраструктуру и прочую привлекательность, так и не стал массовым явлением.

Ситуация начала менять буквально в последние предковидные годы. Пандемия, конечно, все немного притормозила, но именно притормозила, а не угробила. Явно оживились в туристическом плане чайные регионы Грузии и Турции, которые заметно доступнее и удобнее для нас, чем условные Индия и Китай. Там классно и очень по-разному — мало того, чайную Турцию и чайную Грузию можно и даже лучше посетить в рамках одного визита, прилетев, например, в Батуми или в Ризе. Недельный чайный тур можно устроить себе не то чтобы совсем просто, но явно проще, чем в традиционной чайной Азии. В принципе, доступен и очень интересен в туристическом плане чайный Иран — хотя там, конечно, обязательно будет нужен местный проводник. Ну и совсем скоро, судя по всему, и по Западной Европе и США можно будет чайные туры устраивать.

В принципе, многие европейские чайные проекты давно являются туристическими объектами. Достаточно вспомнить чайный сад Tregothnan в Англии или ботанические сады с небольшими чайными плантациями, существующие во многих странах. Но до недавнего времени очень немногие из европейских чайных локаций производили чай — ну то есть визит туда имел, чаще всего, чисто ботанический смысл. Но самое главное, все эти локации существовали сами по себе.

А совсем недавно европейские и американские чайные проекты начали объединяться в ассоциации. Внутри себя все эти ассоциации, конечно, решают важные задачи, связанные с выращивание и производством чая в нетипичных местах. Обучаются, решают проблемы с посадочным материалом, пытаются лоббировать свои интересы на государственном и межгосударственном уровне и так далее. Это все очень круто, на самом деле, но для человека, просто и праздно интересующегося чаем, каждая такая ассоциация (вернее, ее сайт) — это готовый туристический справочник. Как сайт Ассоциации европейских чайных фермеров. Ну и иногда магазин локальных чаев, как в случае с Ассоциацией чайных фермеров США.

Чайная плантация на острове Джерси уже выглядит чрезвычайного гостеприимно. Jersey Fine Tea

Для того, чтобы превратить опубликованные на этих сайтах списки чайных проектов в готовые туристические продукты, нужно просто продумать маршруты и договориться с владельцами чайных проектов. Подозреваю, что очень скоро это будет сделано. И отправляться в холостяцкое путешествие перед свадьбой можно будет не только по калифорнийским винодельням, но и по окситанским чайным плантациям или чайным садам Швейцарии. Это тоже красиво, только выпивку придется с собой брать.

Чайно-туристический конфликт интересов

Ну и замечу, кстати, что если для Европы и США чайный туризм может стать одним из основных направлений развития чайных проектов, то для традиционных чайных стран развитие туризма в чайных регионах далеко не всегда является благоприятным для чайной индустрии. Просто потому, что объекты туристической инфраструктуры часто конкурируют с объектами чайной инфраструктуры. Причем иногда конкурируют курьезно. 

Чайный плантации в Дарджилинге. www.telegraphindia.com

В Ханое, например, есть знаменитые лотосовые пруды, которые традиционно являются источником сырья для знаменитых вьетнамских лотосовых чаев. Так вот, несколько последних лет эти лотосовые пруды выгоднее сдавать в аренду фотографам, которые устраивают на них фотосессии, чем собирать на них цветки лотоса. Впрочем, эта проблема, скорее всего, временная — лотосы в качестве фончика в конце концов выйдут из моды. А вот тот факт, что в Дарджилинге в местах традиционной локации чайных садов отельный в частности и туристический вообще бизнес выгоднее чайного, ставит перед регионом вполне себе системные проблемы. Вынуждающие, например, вводить законодательные ограничения на использование плантационных земель в туристических целях. В Западной Бенгалии под объекты гостеприимства разрешено использовать не более 15% и не более 150 акров земель, официально считающихся чайными садами. Иначе ушлые арендаторы плантаций застроят все отелями, постригут оставшиеся чайные кусты красиво или в форме слона и будут продавать виды на гималайские закаты, а не чай.

Конопля и боба

31 марта 2017 года веселые ребята из американского проекта Boba Guys опубликовали видео, в котором анонсировали появление первого в мире боба-чая с коноплей. Они назвали этот напиток Cannaboba и сообщали, что он изготовлен из отборных локальных шишек, органической матчи и домашнего сиропа. Практически сразу после публикации ролика коллеги из Boba Guys признались, что все это — первоапрельский прикол, однако приколом все это дело совсем не выглядело. Ну просто потому, что если на рынке есть CBD-чай и существует техническая возможность приготовить из него напиток с тапиоковыми шариками, это будет сделано. Собственно, именно так все и случилось — некоторые бабл-тишные в США начали предлагать гостям CBD Bubble Tea (стихи), а в интернете появилось довольно много рецептов бабл-ти с коноплей.

Вымышленная Cannaboba

Новым этапом в развитии конопляной бобы стал легалайз, случившийся в июне в Таиланде. Я не очень слежу за этой темой, информацию не проверял, но, говорят, что Таиланд — это первая азиатская страна, в которой разрешили использование марихуаны в медицинских целях. Если наложить этот факт на массовый и устойчивый спрос на молочные чайные напитки в Таиланде, а также на специфический рекреационный имидж этой страны, то можно предположить, что через некоторое время именно Таиланд станет мировой столицей чая, в котором одновременно присутствуют и тапиоковые шарики, и конопля.

Канал South China Morning Post буквально вчера опубликовал ролик, в котором рассказывается про разные варианты гастрономического и гигиенического использования конопли в Таиланде. Ну то есть про блинчики с коноплей, пирожные с коноплей, зубную пасту с коноплей и мыло с коноплей. Ну и про чай с коноплей, конечно — на примере чайной Dek Cha, в которой примерно четверть напитков помечена характерным таким зелененьким значком.

Ассортимент там богатый. Классический тайваньский молочный чай с коноплей и тапиоковыми шариками, кокосовый чай с коноплей, конопляной чай с персиковым ароматом, чистый конопляной чай, черный кофе с коноплей, конопляной чай с медовым лаймом, клубничная газировка с коноплей и юдзовая газировка с коноплей. Не хватает только чая с коноплей и сырной шапкой — но это, как вы понимаете, вопрос времени. 

Все — и продавцы конопляных продуктов и напитков, и их потребители — настолько единодушно и расслабленно рассказывают об их пользе («покушала блинчиков и стала лучше спать»), отличном вкусе («прямо как обычный чай, да») и беспонтовости («там психоактивных веществ мало-мало, почти совсем нет»), что в голову невольно приходит мысль о коллективном характере тех изменений в сознании, которые в пору моей не очень бурной, но все-таки молодости было принято называть приходом.

Мой личный опыт знакомства с конопляным чаем и наблюдения за реакцией на него реальных и потенциальных потребителей не оставил мне никакого пространства для интерпретационного маневра. Спрос на конопляные напитки полностью основан на специфическом имидже конопли и узнаваемости ее аромата, всегда носит ажиотажный характер и никогда не бывает длительным и стабильным

Несколько лет назад одно латвийское хозяйство, занимающееся выращиванием конопли и производством самых разных продуктов из нее, в том числе и чайных напитков из ферментированных листьев, украсила одну из зон выставки Riga Food аллеей из кустов конопли. В горшочках и высоких, метра по два. Конопля, понятное дело, была технической и беспонтовой. Но в первую же ночь все листья с конопляных кустовы были ободраны и на второй день выставки конопляная аллея состояла из лаконичных зеленых палок в горшках. Это простая по сути история, на мой взгляд, очень хорошо характеризует мотивы подавляющего большинства потребителей конопляного чая.

Доходы потребителей чая и кофе

Оказывается, еще в январе в Южной Корее открылся магазин Whittard of Chelsea — английской сети чайно-кофейно-шоколадно-сувенирных магазинов. Именно в их магазине мы купили когда-то давно свой первый дарджилинг первого сбора. И их же специалист жаловался нам с женой на коварство советско-индийской чайной торговли, из-за которой заметно снизились поставки в Великобританию хорошего индийского чая и британцы пересели на Кению. Эту информацию я, кстати, так и не смог проверить. Но к Whittard of Chelsea с тех пор испытываю стабильный и немного ностальгический интерес. Надо сказать, что за последние годы проект сильно схлопнулся, но пытается развиваться — вот, например, в Корее открылся.

Корейский магазин Whittard of Chelsea. koreajoongangdaily.joins.com

В статье, рассказывающей об этом открытии, я наткнулся на неожиданную и интересную информацию. Среди прочего, интервьюируемый специалист Whittard of Chelsea заметил, что как только годовой доход потребителей превышает 30 тысяч долларов, они начинают соскакивать с кофе и переходить на чай. Не, я и сам подозреваю, что основными потребителями кофе являются представители богемы в том смысле этого слова, в котором его ввел в обиход Анри Мюрже. Ну то есть городские и бедные выпендрежники-экстраверты. А потребители чая как бы окружают этот своеобразный сегмент потребителей. Чай пьют те, кто беднее этой самой богемы — чаще всего это жители бедных стран. И те, кто богаче этой самой богемы и не нуждается в публичном выпивании пятидолларового кофе в модной кофейне для идентификации через потребление. Но я никогда не встречал исследований, которые связывали бы выбор чая или кофе с уровнем доходов, тем более в привязке к конкретному их уровню.

Если вдруг кому-либо такая информация попадалась на глаза, поделитесь, пожалуйста. Не дайте дураком помереть.

Водка, чай, ревень и крем-сода

Некоторое время назад я перечислял и комментировал рецепты чайных коктейлей, разработанные на волне интереса к использованию свежезаваренного чая как барного компонента. И как бы в довесок ко всем тем коктейлям прилетел еще один рецепт, только не из США, а из Великобритании. Меня этот рецепт подкупил своей пижонской сермяжностью, потому что в него входят черный чай, водка Absolut, ликер из ревеня, крем-сода и лепестки белой розы, для красоты. Придумали этот коктейль в одном из баров Лидса, и придумали не просто так, а в честь дня Йоркшира. Поэтому и чай в его состав входит не простой, а Yorkshire Tea — это, как известно, один из самых популярных в Великобритании чайных брендов. Впрочем, в таком коктейле можно использовать и любой другой крепкий черный чай, ничего не изменится.

Йоркширский чайный коктейль. www.yorkshireeveningpost.co.uk

Водка, чай, ревень и крем-сода… Надо запомнить и уговорить кого-либо попробовать при оказии.

Afternoon Tea в Fortnum & Mason

Канал Condé Nast Traveler опубликовал на днях пошаговую видео инструкцию по приготовлению, сервировке и использованию по непосредственном назначению традиционного английского вечернего чаепития, Afternoon Tea. Помимо безусловной информационной ценности того раздела ролика, который относится к техническим аспектам чаепития, у этой инструкции есть еще одно важное достоинство — она создана на базе Fortnum & Mason — лондонского торгово-развлекательного комплекса, в котором можно и продуктовыми сувенирами закупиться, и чаю попить.

Чаепития в Fortnum & Mason даже близко не являются лучшими вечерними чаепитиями в Лондоне. Но при этом, на мой взгляд, они ближе многих других к эталону. Попробую пояснить эту противоречивую мысль. Великобритания, чтобы мы там себе не думали — это страна торговой чайной культуры. Не производственной — по понятным причинам, и не потребительской (как, например, Россия), а именно торговой. Лучше всего британцы умеют продавать чай. По сравнению с тем, как они продают чай, пьют они его невероятно уныло и совсем невкусно — хотя, конечно, найти хороший чай в Великобритании не сложно. Потому что они мастерски продают чай и купить там можно практически все, что угодно.

Подарочный чайный набор от Fortnum & Mason

Соответственно, главным британским чайным знанием является чайный маркетинг. Касающийся, кстати, не только продажи чая, но и, например, продажи знаний и продажи специалистов. «Английский титестер» звучит солиднее и убедительнее, чем, например, «российский титестер» — особенно если ничего не понимаешь в работе титестера.

Так вот, если Великобритания — это страна торговой чайной культуры, то Fortnum & Mason — это место, где эта торговая чайная культура доведена до стилистической безупречности. И покупка чая в их магазине, и чаепитие в их ресторане вызывают весьма яркие эмоциональные переживания. Причем не столько за счет качества приобретаемых товаром и услуг (они там на средне-высоком уровне, пивали и получше), сколько за счет ощущения причастности к высокому искусству дорогой торговли. Дворцово-музейный антураж, снисходительно-предупредительный персонал, стильная упаковка, высокие цены, общий культурный бэкграунд — все это действует даже на таких опытных чайных циников, как я. Вот ролик посмотрел, увидел знакомые интерьеры — и снова захотел походить среди этих полок с мыслью «какие идиоты все это покупают» чтобы потом самому совершить какую-либо идиотскую покупку. Макароны — те, которые не паста, а кондитерка — в Fortnum & Mason, кстати, вкусные.

Выставка в Музее Востока

В этом году, как известно, вся прогрессивная и вся архаичная чайная общественность отмечают 500 лет со дня рождения Сэн-Но Рикю. Точная дата его рождения, в отличие от точной даты его смерти, неизвестна — поэтому и прогрессивная, и архаичная чайная общественность имеют замечательную возможность отмечать важный чайный юбилей целый год. Первые сообщения о юбилейных мероприятиях начали приходить из Японии в апреле — возможно, японцы решили, что если день рождения мастера точно не известен, то логично будет присовокупить деньрожденьские торжества к дате смерти.

Афиша выставки. Государственный Музей Востока

Ну а у нас главным мероприятием, приуроченным к юбилею самого известного японского чайного мастера, станет выставка, которая будет работать в Москве, в Государственном Музее Востока с 10 августа по 18 сентября. Вставка эта называется «Пять стихий чая», ее официальный анонс обещает более 100 музейных предметов, все основные типы чайной утвари: керамику Китая, Юго-Восточной Азии, Кореи и Японии XIII-XXI веков, изделия из лака, дерева и металла, а также живопись, которая сопровождала чайные собрания и украшала нишу токонома в комнатах и павильонах. Звучит шикарно, надо идти. Музей Востока — вообще хорошее место, в том числе и с чайной точки зрения.

Lipton уходит с российского рынка

Вчера стало известно о том, что компания Ekaterra, которая с недавнего времени управляет такими известными чайными брендами как Lipton и Brooke Bond, прекращает выпуск этих брендов в России. Равно как и бренда Saito, о которомы вы, возможно, и не слышали ни разу. Хотя на мой взгляд, именно короткая и тусклая история этого бренда отлично объясняет, почему Ekaterra уходит из России.

Начать нужно с того, что Lipton, равно как и другие бренды компании, стал жертвой медленного, но беспощадного процесса снижения спроса на дешевый черный чай на большинстве развитых чайных рынков. Этот процесс начался уже достаточно давно и в первом приближении объясняется очень просто. Дешевый черный чай — это один из самых доступных напитков и, фактически, первый напиток, который могут позволить себе люди за деньги. И, вместе с этим, простой черный чай является первым же напитком, от которого люди отказываются, чуточку забогатев. Ну потому что дешевый черный чай — это, своего рода, символ бедности.

Кроме того, дешевый черный чай, как правило, отвратителен на вкус. Если его отполировать сахаром, молоком или лимоном, то пить его вполне себе можно. Годами. Даже не подозревая особо, что за фигню ты пьешь. Но если однажды ты решишь снизить потребление жиров, углеводов и лимонной кислоты, то сразу обнаружишь, что чай, который ты все это время пил, в чистом виде является коричневой водой. И это в лучшем случае.

Короче говоря, практически во всем мире потребление дешевого черного чая падает. А Lipton, несмотря на яркую историю и не менее яркое присутствие на полках — это именно дешевый черный чай. Можно даже сказать, что он является современным вариантом Builder’s Tea — дешевого крепкого черного чая, употребляемого рабочими во время перерывов или вообще без отрыва от производства. Только основными потребителями классического Builder’s Tea были люди, занимавшиеся физическим трудом на свежем воздухе. А основными потребителями чая Lipton были офисные работники. Причем часто — не по своей воле. Я, конечно, со свечкой у липтоновских отчетов не стоял, но сильно подозреваю, что главными покупателями этого чая были крупные офисы в крупных городах, в первую очередь — в Москве.

Так вот. В рамках своей базовой концепции — концепции массового дешевого черного чая —  ничего противопоставить снижению спроса на дешевый черный чай Lipton не мог. Изменение концепции бренда, например, его премиумизация, была бы крайне рискованной. В сложившихся условиях коллеги сначала из Unilever, а потом из Ekaterra (это, напомню, компании владевшие и владеющие брендом Lipton) приняли наиболее адекватное решение и попытались компенсировать негативное влияние непреодолимого тренда новым брендом — Saito. Который просто не взлетел.

Чай Saito примерно вот такой. В магазинах еще продается, если что. www.timeout.ru

И если снижение спроса на черный чай — это внешняя проблема, которой владельцы Lipton пытались противостоять разными способами, включая избавление от бренда на некоторых рынках, то невзлет Saito — это уже чисто внутренний провал компании. Бренд получился невероятно невнятным. Самое прикольное, что для массового рынка чай Saito относительно неплох. Довольно деликатная ароматизация, неплохие вкусы и все такое прочее. Но выводился на рынок он на удивление убого и как-то обреченно. Дурацкое название, которое не очень понятно, как произносить, дешевая по виду упаковка, невнятное место на полках — бренд заходил на рынок так, как будто сама компания понимала его бессмысленность и надеялась только на чудо.

Короче говоря, причины ухода из России чая Lipton и чаев сопутствующих брендов очень просты. И состоят в объективном снижении спроса на дешевый черный чай и неудачных действиях компании по компенсации этого снижения. Можно не сомневаться, что если бы чай Saito в России взлетел, то никто никуда не ушел бы. Ну а сейчас еще и очень удобное время для ухода. Ты объявляешь о прекращении деятельности в России, а все сразу начинают понимающе качать головами, типа «ну да, ну да». И психологически, и с имиджевой точки зрения это очень комфортно.

На чайной культуре России уход этих брендов никак не скажется. Небольшую долю рынка, которую занимал Lipton, не напрягаясь и с радостью поделят другие бренды. Ну а для меня все эти события стали поводом вспомнить еще раз тот Lipton, который я часто пил в 1990-е. В основном это был Earl Grey в пакетиках, ядреный и отлично вписывавшийся в шальную атмосферу компьютерной лаборатории, в которой я тогда работал. Я его тогда называл «липтонским эрл греем» и после 1995 года, кажется, больше не встречал.

Раньше, как известно, и вода была мокрее, и бергамотовый ароматизатор — ядренее.

Сауна с ходжичей

Ну и маленькая новость про баню, на закуску. В Японии, в городе Эбина, что в префектура Канагава, работает проект Sauna + Tea. Который, насколько я понял из описывающих проект иероглифов и фотографий, заманивает гостей возможностью выплеснуть на каменку японский чай. У меня, конечно, есть некоторый чайно-банный опыт — и я разным в бане поддавал. Но вот японским чаем — никогда. Даже в голову такая мысль не приходила. А тут, стало быть, сауна с ходжичей. Надо будет обязательно попробовать, тем более, что для этого совсем необязательно ехать в Эбину. И с сенчой тоже надо будет попробовать. И с гёкуро, чего уж там. А вот с матчей — не надо, она будет гореть на камнях, это будет уже слишком радикальная ароматерапия.

Вот такая она, сауна с ходжичей. Sauna + Tea

Анонсы, фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!