Трендовая чайная миксология

За последнюю неделю мне на глаза попалось сразу несколько статей, которые рассказывали о том, что в американских барах наметился новый тренд — приготовление коктейлей с использованием свежеприготовленного чая. В широком и американском смысле слова «чай», конечно. Сначала я эти статьи игнорировал, а потом про чайные коктейли написал Forbes — теперь, стало быть, и мне о них можно рассказать. Сделав сначала пару оговорок.

Во-первых, не нужно глобализировать наметившееся явление. Тот факт, что в американских барах возникала мода на чайные коктейли, вовсе не означает, что завтра в ваш чайный клуб прибежит толпа перевозбужденных людей с требованием вмешать вашу матчу в их мохито. Не так давно в США наблюдалось обострение интереса к Hard Tea, алкогольным и газированным чайным напиткам. И в статьях про этот самый Hard Tea тоже постоянно употреблялось слово «тренд» — однако триумфального мирового шествия у этого напитка не случилось. Несмотря на то, что сварганить его в состоянии любая пивоварня. 

Во-вторых, не стоит переоценивать и усилия журналистов по выявлению и описанию «тренда». На самом деле, журналисты просто среагировали на хэштэг teacocktail, который набрал в тиктоке полтора миллиона просмотров. Реальную популярность чайных коктейлей в американских барах, увы, никто не оценивал. Тем более в динамике. А это было бы особенно интересно — посмотреть, как развивается спрос на чайные коктейли на протяжении последних нескольких лет. Например, еще в 2019 году я судил турнир по чайной миксологии в Лас-Вегасе — и участвовавшие в нем бартендеры работали с чаем очень уверенно. Как, кстати, и бартендеры из России, Италии, Латвии, Белоруссии, Ирана и ряда других стран, работу которых на аналогичных турнирах я судил или наблюдал несколько доковидных лет.

Ну и не стоит забывать, конечно, о целой линейке разных чайных ликеров, биттеров и прочих напитков, созданных энтузиастами из Чехии, Италии, Нидерландов и других стран тоже за последние годы. Короче говоря, обострение интереса к чайным коктейлям именно сейчас выглядит немного странно. Оставлю его на совести журналистов, но зафиксирую. И упрощенно, просто на уровне компонентов, перескажу несколько рецептов из статьи в Forbes. Для считывания идеи такого пересказа достаточно — а если вам захочется воспроизвести рецепты в точности, то под ссылкой есть и дозировки, и способ приготовления. Итак.

Джин, черносмородиновый чай, сахарный сироп, лимонный сок, гранатовый сок, белый перец. Forbes.

Джин, черносмородиновый чай, сахарный сироп, лимонный сок, гранатовый сок, белый перец для украшения. Если заменить черносмородиновый чай черносмородиновым соком, то ничего принципиально измениться не должно.

Спейсайдовский виски, дольки лайма, крепкий мятный чай, мед. Forbes.

Спейсайдовский виски, дольки лайма, крепкий мятный чай, мед. Должно быть неплохо, но это вообще не про чай. Тем более, что мятный чай можно легко заменить мятным сиропом.

Белый ром, кокосовый сироп, холодный зеленый чай, лимонный сок, листья периллы, содовая. Forbes.

Белый ром, кокосовый сироп, холодный зеленый чай, лимонный сок, листья периллы, содовая. Не знаю, каким должен быть зеленый чай, чтобы не потеряться в таком наборе.

Grand Marnier Cordon Rouge и каркаде. А вот это может быть любопытно. Особенно если употреблять такой коктейль по схеме адмиральского чая. Забористо может получиться.

Виски, холодный черный чай, мед и содовая. Это, фактически, холодный грог. Что, на мой взгляд, несколько противоестественно, потому что одна из основных фишек настоящего грога — это его роскошный, плотный и, обязательно, теплый аромат.

Текила, масала-чай и молоко с каким-либо сиропом. Forbes.

Текила, масала-чай и молоко с каким-либо сиропом. Очевидная попытка сделать алкогольную вариацию на тему индийского молочного чая. Оценить вкус по описанию мне не хватает фантазии, воздержусь от комментариев.

Виски, зеленочайный сироп, ананасовый сок, кокосовая вода. Ну, может быть. Если сироп достаточно терпкий, а не просто сладкий и зеленого цвета.

Виски, лимонный сок, коричный сироп, шоколадный биттер, холодный Эрл Грей, содовая. Эрл Грей, как мне кажется, легко можно заменить бергамотовым сиропом или ликером.

На мой взгляд, практически во всех перечисленных коктейлях чай играет не вкусовую, а декоративную функцию. Его можно заварить на глазах у изумленной публики или упомянуть в названии, добавив коктейлю модного шарма. Но легко можно исключить из рецепта или заменить чем-то другим. Впрочем, если чай банально дешевле аналогичного ликера, сиропа или фрукта, то все перечисленные рецепты имеют, как минимум, экономический смысл.

А вот Гранд Марнье с каркаде надо будет попробовать.

Чайный бодибилдинг

В ленте у одного из индийских коллег наткнулся на шикарный коллаж, фантазирующий, так сказать, на тему традиционного соединения двух культур — силовой и чайной — только в новой эстетике. Раньше две эти культуры пересекались в самураях на чайной церемонии, а на этой картинке атлетического вида и смуглокожий молодой человек переливает «саблей» чай из одной посудины в другую. Такое эффектное переливание чая перед его подачей распространено во многих потребительских культурах, его основной фишкой является большое расстояние между источником и приемником чая. Что позволяет, во-первых, сделать из струи чая эффектную «саблю» и, во-вторых, при необходимости подать чай с пеной. Пену любят делать в Марокко, сабли — в Юго-Восточной Азии, при подаче чая с молоком. 

Так вот, молодой человек делает, как раз, «саблю» из молочного чая. Только делает он это, будучи обнаженным по пояс и весьма атлетично. Такие позы обычно принимают бодибилдеры на соревнованиях. Молодой человек, конечно, молодец. И идея богатая. Бодибилдеры по подиуму все равно без толку хотят и ручками-ножками непродуктивно двигают. А вот если им предложить чай разливать, то соревнования по атлетической гимнастике сразу обретут порядок и смысл. В обязательную программу можно включить переливание чая по-маррокански, переливание молочного чая и работу с сычуаньским чайником. А в произвольной можно будет поработать, например, с сифоном, из которого тоже неплохо чай «саблей» переливается.

Премиальный чай из Трипуры

Трипура, индийский штат, который в 2018 году заполучил свой чайный логотип и прочие чайно-региональные атрибуты, анонсировал вывод на рынок премиального черного чая. До этого весь черный чай, производимый в регионе, продавался под названием Tripureshwari Tea, а теперь на рынке появится еще и чай Tripureshwari Premium Tea.

Премиальный чай из Трипуры выглядит пока скромененько. indianexpress.com

Надо сказать, что у Трипуры любопытная чайная история. Дело в том, что примерно начиная с 100 года и до 1947 года Трипура была отдельным княжеством со своим махараджей. До прихода в Индию англичан это княжество было более менее самостоятельным, через некоторое время после прихода англичан княжество Трипура перешло под британский протекторат, ну а потом вошло в состав уже независимой Индии. Так вот, инициатором выращивания и производства чая в Трипуре стал предпоследний махараджа княжества Биренда Кишоре Маникья Деббарма Бахадур, который в 1916 году пригласил предпринимателей из Бенгалии для того, чтобы они обустроили в Трипуре все по-чайному. Причем не просто пригласил, а можно сказать заманил. Разными экономическими ништяками и идеями Махатмы Ганди, заключавшимися в отказе от сотрудничества с колониальными британскими властями. Этот отказ от сотрудничества заключался, прежде всего, в отказе платить налоги. Так что от арендной платы на три года будущих производителей чая махараджа освобождал от себя, а при посылании подальше англичан предлагал валить все на Ганди. Это красиво, на самом деле.

Некоторому количеству бенгальских студентов такой подход понравится — они-то и стали отцами-основателями чайной индустрии в Трипуре. Любопытно, что, инициируя запуск чайной индустрии, махараджа, кроме всего прочего, издал закон, согласно которому завести чайное хозяйство в княжестве можно было только с княжеского разрешение. И такое разрешение, насколько я смог разобраться, ни разу не выдавалась европейцам. Чем трипурцы теперь немного, но гордятся.

А еще у них там все было непросто с работниками чайных плантаций. Местные жители подписывались на новое занятие крайне неохотно, мотивируя свой отказ тем, что «у меня отец лес валил, дед лес валил, я лес валю и дети мои будут лес валить». Кастовое общество, все дела. Потому большую часть работников для чайных плантаций Трипуры аккуратненько вывезли из Ассама, воспользовавшись очередным витком социальной напряженности на ассамских чайных плантациях.

Короче говоря, чайная история Трипуры пока интереснее ее чайной современности. В которой штат производит в год примерно 10 тысяч тонн чая — и это, конечно, слезы на фоне 1200 тысяч тонн общеиндийского чайного производства.

Что же касается Tripureshwari Premium Tea — премиального чая из Трипуры — то его собираются продавать и подавать в аэропортах, магазинах и использовать в качестве сувенира. На самом деле, интересно было бы попробовать.

Пицца с тапиоковыми шариками

Сеть пиццерий Domino’s запустила на Тайване Brown Sugar Pearl Milk Tea Pizza — десертную пиццу, заправленную тапиоковыми шариками и пирожными моти. Ну то есть фактически кулинары сети соединили в этой пицце традиционные компоненты среднестатистической бабл-тишной, где, как известно, обязательно подается сладкий чай с тапиоковыми шариками и довольно часто — моти. До 30 ноября новую и сладкую пиццу можно заказать во всех 155 пиццериях сети, работающих на Тайване. На рекламных картинках пицца с шариками и с чайным названием выглядит отлично, на нерекламных фотках, как водится, скромнее.

Пицца с шариками. nypost.com

Надо сказать, что это не первый случай, когда пиццу скрещивают с актуальным чайным напитком. И не первый вариант пиццы с тапиоковыми шариками. А в конце 2020 года китайская сеть бабл-тишных Lelecha, совместно с Pizza Hut и вовсе подавала чай под сырной шапкой, упакованный в тестяную тарелочку. Тот вариант подачи смотрелся страшновато, новый плод странной любви боба-чая и пиццы выглядит уже лучше, посмотрим, будет ли у этого причудливого гибрида хоть какое-либо развитие. 

Коллекции ярлычков от чайных пакетиков

«Тинькофф Журнал» опубликовал подборку описаний необычных коллекций участников сообщества журнала. В этой подборке оказалась и коллекция ярлычков от чайных пакетиков, которую собирает Сергей Дубовенко. Не конвертиков, а именно ярлычков, тех самых, которые венчают ниточку пакетика. Надо сказать, что такие ярлычки — очень удобный предмет коллекционирования. Они компактны, разнообразны и сдержанно информативны. Их даже можно коллекционировать специально, отслеживая новинки на рынке — но при современном товарном изобилии это путь в никуда. А вот если собирать коллекцию спонтанных ярлычков, например, от чая, выпитого в путешествиях, в общепите и так далее, то коллекция получится очень классная, с историей. Если старость уже близко и занять себя нечем, то такая коллекция — это отличная тема для долгих зимних вечеров.

Коллекция ярлычков от чайных пакетиков Сергея Дубовенко. journal.tinkoff.ru

Ну и тут, конечно, сразу нужно вспомнить Валентина Баюканского, который одно время коллекционировал конвертики от чайных пакетиков. Валентин собрал огромную коллекцию, но что с ней стало потом, я не знаю. Помню только, что он ее продавал. А еще одна коллекция ярлычков от чайных пакетиков зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса — ее собрал Хейди Миллер из США и в ней 9217 ярлычков. Ну и есть смысл, конечно, заглянуть в фейсбук-сообщество ярлычковых коллекционеров. Там и картинки интересно посмотреть и, между делом, можно оценить удачность хода «Липтона» с их желтым цветом. Который бросается в глаза при любом раскладе — и на полках, и в коллекциях ярлычков.  

Китайская потребительская статистика

В Китае опубликовали статистический отчет, характеризующий китайскую чайную культуру по состоянию на 2022 год. Самая интересная часть отчета — потребительская, описывающая объемы и характер потребления чая китайцами.

Ну вот, например. Ежедневно пьют чай 47,5% жителей Китая — это при том, что 90% китайцев с чаем так или иначе знакомо. 63% китайцев основным резоном употребления чая назвали его пользу для здоровья, 61% — привычку, 59% — расслабляющие свойства чаепития, а 32% — бодрящие свойства чая. Чай бодрит, чаепитие расслабляет, все дела. 

Структура потребления чая в Китае по видам чая. puercn.com

64% всего потреблямого в Китае чая — зеленый. Доля черного чая в общем объеме китайского чайного потребления составляет 15%. Темного — так в Китае, напомню, сейчас часто называют пуэр и другую хэйчу — 10%, улунов — 8%, белого чая — 3% и желтого — 0,4%.

Очень любопытная картинка получилась с приоритетными интересами при приобретении чая для самостоятельного употребления и в подарок. При приобретении чая для себя китайцев больше больше всего интересуют зеленый и черный чай (зеленый чуть больше, на доли процента). На третьем месте — пуэр. А вот дарить китайцы предпочитают, причем со значительным отрывом, пуэр. Вторым по популярности подарком является черный чай. При покупке чая для себя китайцы ориентируются, первую очередь, на его аромат (возможно и на вкус тоже, тут могут быть нюансы перевода), при покупке чая в подарок — на его формальные характеристики, в первую очередь, на происхождение. Тот же пуэр, напомню, это тоже, во многом, происхождение. Упаковка чая относительно перечисленных характеристик кажется китайцам не особенно важной — как фактор, влияющий на покупку для себя ее отметили 13% опрошенных, как фактор, влияющий на покупку в подарок — 30%. Мало того, исследователи отмечают снижение доверия к упаковке из-за все более частого появления на рынке плохого чая в хороших коробочках. Причем несоответствие коробочки и чая, похоже, является тревожащим китайцев вопросом. В своих ожиданиях от чайного рынка 61% опрошенных признался, что надеется на улучшение качества чая в красивых баночках.

Основные чайные бренды Китая. puercn.com

При покупке для себя китайцы тратят на чай 100-200 юаней. В подарок — в два-три раза больше. В отчете не очень просто найти, о каком количестве чая идет речь, но, вероятнее всего, о китайском цзине — 500 граммах. Если это так, то повседневный чай китайцы покупают по цене 185-370 рублей за сто грамм.

А еще в Китае все растет. Растет производство чая — оно уверенно перевалило за три миллиона тонн в год. Растут площади чайных плантаций. Растет потребление — причем растет и общий объем продаж, и доля онлайн продаж чая, и потребление каждого конкретного из шести видов чая. И прогнозы на будущее у составителей отчета оптимистические — они предполагают даже, что вырастет доля жителей Китая, регулярно пьющих чай. И пусть она, на самом деле, вырастет.

Зеленый чай и измельчание самцов

Группа словацких ученых поставила эксперимент, призванный определить, как влияет потребление зеленого чая на набор веса и репродуктивные функции самцов кроликов. Подопытных животных разбили на три группы. Первая группа кроликов была контрольный и сидела на обычной диете, а двум другим группам в корм добавляли порошок зеленого чая, причем дозировка порошка в одной чайной группе была в четыре раза больше, чем в другой. Ну то есть категоричный такой эксперимент получился, без полутонов.

По результатам эксперимента выяснилось, что в обеих чайных группах кролики-самцы набрали меньший вес, чем в контрольной группе. Кроме того, у тех кроликов, которым подсыпали в корм немного чая, снизилась концентрация сперматозоидов в сперме и их подвижность. А вот у тех кроликов, которым подсыпали в корм много чая, качество спермы было таким же, как в контрольной группе.

Результат гистологического исследования тестикул подопытных кроликов, подробности вот здесь

Переносить эти результаты с лабораторных самцов кроликов на мужчин, находящихся в естественной среде обитания, конечно, крайне безответственно. Но так и хочется сказать, что от небольших доз зеленого чая мужики мельчают и перестают размножаться, а от больших доз становятся мелкими, но бойкими. Очень жизненное исследование.

Цвет света и укоренение черенков

Китайских ученых тоже волнуют чай и размножение, но совершенно в другом аспекте. Они тут недавно проверили, как влияет на укоренение черенков чайного куста освещение разного цвета. Для чего подсвечивали разные группы черенков синими, красными и белыми светодиодами. Оказалось, что при облучении синим светом черенки приживаются лучше всего, а при облучении красным светом — хуже всего. Изучение механизма этого, безусловно, примечательного эффекта позволило выяснить, что свет синего цвета (а цвет, напомню, определяется длиной волны светового излучения) стимулирует экспрессию генов, отвечающих за выработку фитогормонов, которые, в свою очередь, стимулируют образование корней.

Невообразимой красоты и силы картинка. pubmed.ncbi.nlm.nih.gov

Что тут у нас получается в итоге? На эффективность укоренения черенков, безусловно, влияет вкус субстрата, в котором они укореняются — ну то есть его состав. Также на эту эффективность влияет состав атмосферы, в которой происходит укоренение — это можно считать ароматом. С осязанием тоже все понятно, рыхлая почва приятнее черенкам, чем твердая — хотя, возможно, есть смысл отдельно изучить эффективность поглаживания. Теперь вот выяснилось, что на укореняемость черенков влияет цвет света, что можно условно соотнести со зрением. Осталось проверить, как на укореняемость черенков влияют разные звуки — и тогда в процессе прогрессивного черенкования будут задействованы все сенсорные переживания.

И в питомники будут набирать людей, готовых целый день задушевно разговаривать с черенками, петь им хорошие песни и иногда ласково поглаживать их. 

Вкалывают бобаты

Ну и еще пара слов про технический прогресс. В одной из арканзасских чайных для доставки заказанного боба-чая к столикам начали использовать специального робота. Выглядит он как этажерка на колесиках с сенсорным экраном сверху, стилизованным под кошачью голову. Функциональность у этого робота так себе, он, повторюсь, работает только на развоз заказов, даже не смешивает ничего. Но зато он разговаривает и его можно погладить.

Вот такой там бобат катается. www.foodandwine.com

Самое прекрасное в этой новости — это название, которое дал этой передвижной этажерке один из посетителей чайной. Но назвал ее «бобатом». Очевидное, вроде, название — но уж очень удачное. И «восстание бобатов» звучит в разы круче, чем «восстание роботов». Не говоря уже о трех законах бобатотехники.   

А это такой же робот, только в суши-баре

Ценностные приоритеты чайных специалистов

Американская компания Firsd Tea, являющаяся дочерней компанией китайской Zhejiang Tea Group и занимающаяся экспортом китайского чая в США, и Tea & Coffee Trade Journal провели опрос чайных специалистов, призванный выяснить, насколько этих самых чайных специалистов волнуют вопросы устойчивого развития. Ну там изменение климата, права рабочих, устойчивость сообществ, гендерное равенство, борьба с бедностью, органическая и другие виды сертификаций, карбоновый след и прочие штуки. Причем, что важно, чайных специалистов (а их опросили 95 человек) просили высказаться по поводу всех этих вещей не просто так, а оценить их влияние на принятие бизнес-решений. И это, конечно, было коварно.

Все известные мне опросы, связанные с потребительской этикой, показывают достаточно четкую картинку. Вопросы устойчивого развития и прочие аналогичные штуки волнуют потребителей ровно до тех пор, пока не вступают в конфликт с ценой и качеством продукта. Ну то есть при равной цене и качестве потребитель охотно выбирает этичный продукт, при производстве которого не пострадала ни одна лягушка, а все работники в Кении получили достойное вознаграждение. Но как только у потребителя появляется возможность сэкономить или получить неэтичный, но более качественный продукт, ему резко становится плевать и на лягушек, и на работников в Кении.

Ну а тут, стало быть, опросили не потребителей, а чайных спецов. Если не выходить за рамки концепта устойчивого развития, то картинка получилась благостная. Очень сильно волнует чайных специалистов устойчивое развитие. 79% респондентов отметили его, как важный фактор, влияющий на выбор чая для его дальнейшей продажи. Особенно в этом устойчивом развитии чайных спецов волнует карбоновый след — его отметили как важный фактор аж 84% респондентов. И я сильно подозреваю, что они сделали это просто потому, что такой выбор наиболее безопасен с точки зрения ответственности. А то ляпнешь, что тебя бедность рабочих чайных плантаций волнует, а на тебя сразу начнут смотреть с подозрением, типа «Кто это тут у нас такой чистенький и лицемерненький из кондиционированного офиса за чумазых рабочих переживает и одновременно вовсю пользуются благами колониальной чайной индустрии? Неувязочка…» Короче говоря, за карбоновый след беспокоиться безопаснее.

Все верят в важность органической сертификации. Firsd Tea, и Tea & Coffee Trade Journal

Но вот если сравнивать устойчивое развитие с другими факторами, влияющими на выбор чая, то сразу становится понятно, что чайные спецы, хоть и слышали все положенные слова и, если надо, могут даже речь толкнуть за все хорошее и против всего плохого, на самом деле действуют рационально.

Самым значимым фактором при выборе чая чайные спецы назвали его вкусо-ароматические характеристики. На втором месте — формальную сортность. На третьем — терруар. На четвертом — спрос на конкретный чай на конкретном рынке. На пятом — удобство работы с поставщиком. На шестом — цену. И только на седьмом — связь конкретного чая с концептом устойчивого развития. Оставим сейчас без внимание шестое место цены на чай — такое иногда тоже бывает. Но вот то, что чайные спецы, фактически, не рассматривают «устойчивость» чая в качестве его значимой ценности, опрос показал по всей ясностью.

И это, на самом деле, радует. Опрошенные чайные спецы показали себя адекватными предметными профессионалами, способными пока еще разделять значимые потребительские характеристики чая и всякую вторичную ерунду. Искренне надеюсь, что в ближайшее годы принципиальным образом ситуация не изменится.

У меня, честно говоря, вообще есть зуб на потребительскую и бизнес-этику транслируемую из потребительских и торговых чайных культур в производственные. Мне кажется, что этот процесс должен идти в обратном направлении. Примерно как в Китае. Но это — тема для отдельного разговора.

Фестиваль грузинского чая в Гурии

Ну и еще одна короткая событийная чайная новость, на закуску. Фестиваль грузинского чая пройдет в курортном поселке Шекветили 29 июля. В 14.00 в Парке музыкантов. В программе — выставка-продажа грузинского чая, ярмарка местных продуктов, чайные шоу, фотовыставка, воркшопы, детские мероприятия и гурийские танцы. Ну то есть по сути это будет небольшая поселковая ярмарка, но в Грузии, как известно, больше всего князей на душу населения, поэтому там и любая ярмарка — фестиваль. Ну и да, на момент публикации новости на сайте фестиваль уже состоялся, можно гуглить фотографии.

Чайный фестиваль в Шекветили. Фото Дмитрия Зосимова

Фестиваль Čajomír в Праге

Чайные тусовки и фестивали, судя по всему, совсем оправились от пандемии. О фестивалях и ярмарках в Москве, Санкт-Петербурге, Чачжаевке и Берлине я уже рассказывал, теперь вот очередь Праги. 20 и 21 августа там пройдет традиционный Čajomír — фестиваль чая и разных околочайных активностей: керамики, духовных практик на свежем воздухе, кальянов, этнической культуры, кухни и музыки и так далее. Как и многие другие европейские чайные встречи, Čajomír — это удивительный гибрид современного городского праздника, выставки, хиппи-коммуны и образовательного мероприятия.

Вот так примерно выглядит Čajomír. FB фестиваля

Если будете в Праге в это время — не проходите мимо. Да, и следить за новостями фестиваля лучше в соцсетях, а не на их сайте.

Ролики о чае в Пакистане

Карл Рок, видеоблогер и путешественник по Индии и Пакистану, опубликовал пару роликов из пакистански чайных. Первый ролик — это ликбез по посещению чайной, второй — рассказ о приготовлении традиционного пакистанского чая. В роликах — куча любопытных деталей.

Во-первых, большие, литров на 20, самовары с длинными носиками, концептуально близкие сычуаньским чайникам, только стационарные. Не очень понятно, используются они по непосредственному назначению или носят уже чисто декоративный характер — но они шикарны. Я теперь еще хочу и пакистанский самовар, не такой огромный, может быть — но непременно с длинным полуметровым носиком.

Во-вторых, металлические чайники. В самих этих чайниках нет ничего удивительного, аналогичная посуда очень часто используется в уличных чайных. Но пакистанские чайники порадовали строгим зеленым цветом, который, судя по всему, является стандартом, независимо от размера и функциональности чайника. Зеленой эмалью покрывают и сервировочные чайники, в которых чай подается гостям на стол. И в таком же цвете исполнены емкости для приготовления чая, в которых чай заваривается с молоком и сахаром. Носиков у этих посудин, правда, нет, но по функциональности это все равно чайники. И да, пакистанские коллеги оперируют горячими металлическими чайниками голыми руками. Суровые сталевары, наверное. А еще чайник у них называется «чайник». А самовар, наверняка, «самовар» — но про самовар в роликах не говорят, почему-то.

Пакистанская чайная с посудой характерного цвета. blog.karlrock.com

В-третьих, очень любопытны две базовые опции черного чая с молоком и сахаром. Он бывает крепким и нормальным. В любом случае при приготовлении чая сначала в заварочной емкости нагревается молоко, потом в него добавляются чай и сахар и все это дело аккуратно кипятится. Вот только если нужен крепкий чай, то в прогретое молоко сначала добавляется чай, а потом сахар. А если нужен нормальный чай, то сначала сахар, а потом чай. Очень технологично, на самом деле.

Ну и так, по мелочи там много интересного. Про топпинги, про приготовление чайных смесей, про важность чистоты чайника и одновременное совершенно спокойное использование одного черпака вообще для всех манипуляций — размешивания молока, насыпания заварки, сахара и т.п. Красота, короче, обязательно посмотрите.

Останки насекомых и журналисты-идиоты

Некоторое время назад я рассказывал о разработанной недавно методике обнаружения ДНК всех животных, включая насекомых, контактировавших с чайными листьями, по готовому чаю. Я тогда еще сетовал, что журналисты непременно оттопчутся по этой теме, превратив интереснейшее и очень перспективное исследование в тупую пугалку. Ну так вот. Процесс пошел. Вот только несколько заголовков, оцените: «В пакетиках с чаем обнаружены останки сотен насекомых», «Мы любим чай, а там останки насекомых», «Ученые изучили чай из магазинов и обнаружили в нем останки насекомых» — ну и так далее. Причем, что характерно, содержание большинства таких статей более или менее корректное, кое-где даже пытаются компенсировать явно чернушный заголовок подзаголовками типа «это значит, что в чае нет пестицидов». Это, конечно, еще одна глупость, потому что ничего это не значит. И ничего не компенсирует, потому что большая часть современной новостной информации потребляеется через заголовки. В которых совершается безграмотная замена обнаруженных следов насекомых на обнаруженные останки. Между этими понятиями даже на бытовом уровне есть разница. Одно дело, когда у тебя на полу следы собаки и совсем другое дело… Кхм, да.

Живые насекомые на чайных листьях. www.teafauna.com

Я это все рассказываю, на самом деле, не для того, чтобы пожаловаться на современное искусство составление заголовков и на журналистов. У них работа такая, их специально такому учат. Я это все рассказываю для того, чтобы было понятно, почему реальные специалисты крайне осторожно дают комментарии. Я вот знаю, например, об интересных деталях обработки растительного сырья. Совершенно безопасных с потребительской точки зрения. Но озвучивать в публичном пространстве их, возможно, не решусь. Потому что один раз уже написал шутливый текст про девственниц, а его потом на полном серьезе перепечатала белорусская пресса.

Справедливости ради надо сказать, что не все издания перевели тему с ДНК насекомых на останки. «Марийская правда», например, выступила абсолютно корректно, сообщив, что Генетики Трирского университета нашли в чайных пакетиках ДНК сотен насекомых. Впасть в панику, конечно, можно и от такого заголовка — но за незамутненную тупость в глазах читающего журналисты из Йошкар-Олы ответственности уже не несут.

Чай «Титаник»

В Техасе работает небольшой и забавный чайный проект — Tea Dog. Этот проект торгует обычным супермаркетовским чаем, причем как самым массовым, так и не очень известных брендов. А его главной фишкой является группировка всех чаев по странам, где они производятся. И это не Китай-Индия-Кения-Шри-Ланка, а Англия, Уэльс, Канада, Ирландия, Северная Ирландия и Шотландия. Ну то есть страны, в которых представленные в проекте бренды купажируют и пакуют чай. Визуально просмотр ассортимента проекта Tea Dog может частично заменить визит в английский или канадский супермаркет. Сейчас это особенно ценно.

И вот в этом забавном проекте я откопал не менее забавный чай. От северо-ирландского бренда Thompson’s. Чай этот называется Titanic, Он, естественно, пакетированный, на его упаковке изображен всем хорошо известный лайнер, причем еще до встречи с айсбергом. Ну а рекламный подзаголовок, тоже размещенный на пачке, можно перевести примерно так: «Титаник-чай. Построен в Белфасте и смешан в Белфасте». Лайнер действительно был построен в Белфасте и, с учетом результата его первого и последнего рейса, а также с учетом того, что чай в этой пачке пакетированный, между рекламных строк читается что-то совсем другое. Что-то типа «Титаник утонул и пакетики утонут». И это очень круто, на самом деле.

Роскошная пачка, конечно. Tea Dog

Короче говоря, Tea Dog — это небольшой и любопытный проект «на посмотреть». Тем более, что там есть неплохая подборка чайной телевизионной рекламы. Кстати, о рекламе.  

Рекламные ролики как ритуал и социокультурное явление

Sostav — проект, посвященный рекламе и маркетингу — опубликовал подборку российских телевизионных рекламных роликов чая и кофе с их оценкой и подробным разбором лучшего, по этим оценкам, ролика. С покадровыми тепловыми картами внимания и всей прочей убедительной красотой.

Рейтинг чайных и кофейных роликов по эмоциональной вовлеченности. Sostav.Ru

Чайные ролики унылы до невозможности. Но тут есть нюанс. Для крупных брендов реклама, особенно телевизионная, давно уже не является инструментом прямого повышения продаж. Ну если только речь не идет о выводе на рынок новых товаров — там потребители информируются о новинках, там все нормально. А вот все эти имиджевые запилы с натуральностью, природой, созданием шедевров и прочей гармонией — это чистый ритуал. Основной смысл которого состоит в том, чтобы отправить рынку, извините, мессидж. Типа у нас все в порядке, мы в рынке, мы все также круты и успешны и можем позволить себе дорогую, красивую и бессмысленную рекламу на телевидении. В вставках, кстати, крупные компании участвуют, в основном по этим же соображения.

Так вот, такой ритуальной рекламе совсем не нужно быть эффективной в классическом рекламном смысле. Ей достаточно быть дорогой и богатой — чтобы все — и партнеры, и конкуренты — четко понимали, что этот медведь еще ходит по лесу.

В такой ситуации, когда всем, на самом деле, пофиг на качество и лобовую эффективность рекламных роликов, эти самые ролики могут строиться по трем принципам. Чаще всего они делаются «на отвали» — сняли что-то с чайными листьями и меланхоличной красавицей, ну и ладно. Крайне редко и, чаще всего, по лотерейному принципу, из ролика получается мем, как было в России с «Золотой чашей» и Басковым. Специально ролики-мемы делают или редко или для конкурсов рекламы, потому что мем — штука опасная и непредсказуемая.

Но самый интересный и, пожалуй, разумный способ отработки ритуального рекламного ролика состоит в том, чтобы нагрузить его параллельным смыслом и привлечь к нему внимание как к культурному или социальному событию. Самый свежий пример такого подхода — это недавний ролик британского Yorkshire Tea с Патриком Стюартом, тем самым, который из «Звездного пути» и «Людей Икс». Ролик приятный, но совершенно банальный. И при этом он поднял небольшую, но заметную волну обсуждений. Были взяты и опубликованы интервью всех причастных, в ролике снимались реальные сотрудники компании, в полной мере был использован естественный интерес к известному актеру — короче говоря, из дежурного ритуального ролика получилось хоть и маленькое, но медийное и культурное событие.

В российской ритуальной чайной рекламе такой подход встречается крайне редко, я на вскидку даже ни одного примера не могу привести. До стереотипного приглашения знаменитостей рекламные агентства еще додумываются, а вот врубить на полную их харизму пополам с культурным присоединением у них как-то не получается.

А настоящими мастерами дополнительных смыслов в ритуальной чайной рекламе являются, на мой взгляд, индийские рекламщики. Понятное дело, что на них работает эстетика динамичной и яркой драмы, которой пропитана вся индийская культура. Поэтому они могут позволить себе четырехминутный ролик про историю любви и чая — такая длительность рвет все шаблоны, а в Индии прокатывает. Но и помимо этого они молодцы. Достаточно вспомнить серию чайных роликов про разные регионы Индии.

А еще они активно используют чайную рекламу как основу социальной рекламы. И через один нагружают ритуальные чайные рекламные ролики актуальными темами. Вот подборка индийской чайной рекламы для примера, полюбопытствуйте. Там сразу и чай, и межконфессиональное взаимодействие, и гендерное равенство, и участие отцов в воспитании детей, и отношение к старикам, и прочие важные смыслы. Индийские чайные рекламщики — молодцы. И песни у них хорошие.

Анонсы, фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!