Сегодня в «Чайных параферналиях»: аукцион грузинского чая; книжка о чайном туризме; Парк и Тиикс; грозовой пуэр; антиалкогольный чайный комплекс; чай, кофе и потеря зубов в Иране. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас материально можно вот по этой ссылке.

Аукцион грузинского чая

Как я уже пару раз писал ранее, в рамках чайного фестиваля Imagine Tea Fest Georgia 2022, который собирается случиться этим летов в Озургети, пройдет первый онлайн-аукцион грузинского чая. Чай на этот аукцион попадет не просто так, а после оценки группой чайных специалистов из разных стран — ну то есть при выборе лота можно будет ориентироваться не только на его формальное описание и фотографии, но и на оценку нескольких специалистов. Кроме того, есть шанс, что аукционные лоты будут снабжены TeaID — паспортом чая с результатами его лабораторного исследования.

Тестовая страница аукциона

Сайт аукциона сейчас работает в тестовом режиме — собственно, до официального старта аукциона ему никак иначе работать и не надо. Но на нем уже можно зарегистрироваться и потыкаться в разные пункты меню. Когда аукцион будет объявлен, в нем можно будет принять равноправное участие всем потенциальным покупателям, независимо от того, кем они являются — представителями чайных проектов или индивидуальными ценителями чая.

Книжка о чайном туризме

В конце 2022 года в издательстве Routledge выйдет в свет книга Routledge Handbook of Tea Tourism, посвященная, как несложно догадаться, разным аспектам чайного туризма. По сути своей это сборник статей на разные чайно-туристические темы, написанных разными авторами, большая часть которых мне, к сожалению, не знакома. Впрочем, с учетом того что составителями и редакторами сборника являются специалисты по туризму, а не по чаю, в этом нет ничего удивительного.

Будущая Routledge Handbook of Tea Tourism. За нее 190 фунтов хотят, кстати

Статьи сборника сгруппированы в разделы «Основы чайного туризма», «Устойчивое развитие в чайному туризме», «Менеджмент и маркетинг чайного туризма», «Инновации и практика чайного туризма», «Устойчивость в чайном туризме». Честно говоря, по каким причинам часть статей попала в «Устойчивость», а часть — в «Устойчивое развитие», по названиям статей я понять не смог.

Надо сказать, что в 2021 году мы с Ольгой получили предложение от одного из авторов сборника написать что-либо про чайное образование и самовары как компоненты чайного туризма. Но отказались, так как попытка выдать эпизодические чайные курсы, самоварные чаепития и разрозненные и, чаще всего, неинтересные самоварные коллекции, разбросанные по всей России, за готовый турпродукт напомнила нам натягивание совы на глобус. Не, мы бы справились, конечно. И для человека, который никогда сам не поедет проверять, что написано в книжке (а всякие туристические книжки читают, чаще всего, именно такие люди), смогли бы представить Россию как страну, в которой на каждом шагу блестящие самовары и авторские чайные школы. Но что-то нас остановило. Может быть собственный опыт участия в организации туров для зарубежных ценителей самоваров. А может просто лень было.

Что же касается книжки, то оценить ее качество по названиям статей и знакомым именам авторам не представляется возможным. Там, правда, есть статья Teaics as a knowledge resource for tea tourism Брайена Парка (Brian Park). Это настораживает, но ненаказуемо.

Кстати, о Парке.

Парк и Тиикс

За последние две недели давно знакомое мне имя — Бьюнгун (Брайен) Парк (Пак) — встретилось сразу в двух источниках. Сначала в отчете о мировой чайной индустрии за 2021 год (о нем шла речь в прошлых «Параферналиях»), а потом в упомянутой выше будущей книжке про чайный туризм. И в сборнике про индустрию, и в сборнике про туризм, Парк не только высказался по теме сборника, но и рассказал о своей давней и масштабной идее — полноценной и всеобъемлющей чайной науке.

Брайен парк слева, FB

Еще в 2004 году в сборнике материалов японского фестиваля О-СНА была опубликована статья Парка и Ли «Структура и категории Тиикса» (Byunggun Park, Eonsook Lee, Structure and Categories of Teaics), в которой авторы прикинули содержание и предложили название для специальной чайной науки — Teaics. В этом причудливом названии Tea — это, понятное дело, чай, а ics — это солидный научный суффикс, сразу дающий понять, что речь идет о некотором своде знаний, умений и навыков. Ну типа как в английском слове Economics. Честно говоря, мне не оценить, как звучит Teaics в английском языке, но в русском «тиикс» звучит еще хуже, чем «экономикс». Так что если вы решите использовать этот термин, то лучше его русифицировать. Либо по типу экономики и математики в страшную «чаику», либо в более адекватное «чаеведение».

Так вот. Teaics или чаеведение задумывалась как наука, изучающая социальные, гуманитарные, естественнонаучные и художественные аспекты чая. В 2004 году авторы концепции Teaics предполагали, что изучающий эту науку специалист должен освоить 189 учебных дисциплин. Среди которых есть, например, такие как социология чая (не представляю, что это за зверь), обучение чайным манерам, педагогическое применение чайной культуры, образовательная теория чайных манер для заключенных, педагогическое применение чая для глухонемых, теория чайной музыки, теория чайной живописи, теория цветочных декораций, дзен-теология и так далее. Это помимо очевидных чайных ботаник, историй и прочих философий.

Часть структуры дисциплин Teaics. Structure and Categories of Teaics

Как человек, придумавший в разное время некоторое количество мощных и нежизнеспособных чайных концепций, должен признать, что в ихней Южной Корее трава позабористее чаёк понаваристее, чем в нашей России. И добавить, что подготовка чайных специалистов по 189 дисциплинам (среди которых попадаются вымышленные) реальна только во вселенной, где власть захватил Черный Чайный Властелин. И по программе Teaics он ведет подготовку своих последователей. И, наверняка, еще заставляет наизусть книжку ван Дрима учить. Ну а в привычной нам вселенной все это нафиг не нужно.

В тех местах, где чай производят, специалистов нужно готовить по локальным сельскохозяйственным и производственным программам. В тех странах, где чаем торгуют, системное чайное образование вообще не нужно — нормальному маркетологу все равно, чем торговать, а титестеров и купажистов проще готовить внутри компаний и сразу под конкретный ассортимент и задачи. В потребительской чайной культуре более всего востребовано развлекательное образование — и Teaics можно, при желании, к нему свести, но, судя по всему, авторы концепции убийственно серьезны. Отдельно следует отметить, что такие социально одобряемые вещи, как работа с заключенными или глухонемыми (равно как и реабилитация наркозависимых, в которой чай иногда использовался на самом деле) — это компетенция специалистов, которые работают с заключенными или глухонемыми, а не чайных спецов шибко широкого профиля. Учить чайников работе с заключенными или глухонемыми на основании того, что в такой работе может быть использован чай — это все равно, что учить компьтерщиков гинекологии на основании того, в аппаратах УЗИ используется микропроцессорная техника.

Ну а Брайен Парк, не потерявший с 2004 года бодрости духа и настойчивости, вызывает искреннее уважение. Если однажды он получит финансирование под создание учебного заведения, где можно будет реализовать обучение чаеведению, я за него порадуюсь. Хотя, возможно, жить в мире, которым правит Черный Чайный Властелин, будет и не очень комфортно.

Грозовой пуэр

Бесподобное по своей красоте исследование провели китайские ученые в Сишуанбаньна, в Юньнани. Исходили они из того, что Сишуанбаньна — это не только один из пуэрных центов, но и, если можно так выразиться, грозовая столица Китая. В среднем в тех краях грозы гремят 110 дней в году — и, соответственно, там в ходу разнообразные методы молниезащиты. Стандартный молниеотвод, как известно, отводит молнию в землю. В которой может что-либо расти. Вот китайские ученые и озадачились, как близость к молниеотводу влияет на состояние почвы и на компоненты, содержащиеся в чайных листьях тех чайных кустов, которые растут рядом с молниеотводами.

В качестве площадки для исследований был выбран чайный сад, на котором растут кусты, из листьев которых изготавливается пуэр. В этом чайном саду на расстоянии 50 метров друг от друга установлены три молниеотвода высотой 20 метров каждый. Ближайшие чайные кусты растут на расстоянии 10 метров от молниеотводов. Среднее количество грозовых дней именно в этом саду на протяжении шести лет наблюдений составило 115, то есть чуть больше, чем в среднем по региону. Ну и все эти шесть лет ученые забирали и исследовали образцы почвы и чайных листьев рядом с молниеотводами и сравнивали их с образцами почвы и чайными листьями, собранными в полутора километрах от молниеотводов.

Микроорганизы в почве в полутора километрах (Control) и в десяти метрах (Lightning) от молниеотводов. Effects of Lightning on Rhizosphere Soil Properties, Bacterial Communities, and Active Components of Camellia sinensis var. assamica

В ходу исследований выяснилось, что в образцах почвы, собранных рядом с молниеотводами, было больше некоторых усваиваемых растениями элементов — калия, меди и кальция. Также в «громовой» почве больше органических веществ и большее бактериальное разнообразие по сравнению с «негромовой» почвой. А в чайных листьях, собранных с кустов, растущих рядом с молниеотводами, оказалось больше аминокислот, полифенолов вообще и растворимых сахаров. А антоцианов и катехинов в частности — меньше по сравнению с листьями чайных кустов, растущих далеко от молниеотводов.

Компоненты негрозовых чайных листьев (CK) в сравнении с компонентами грозовых чайных листьев (Lightning). Effects of Lightning on Rhizosphere Soil Properties, Bacterial Communities, and Active Components of Camellia sinensis var. assamica

Готовый чай, изготовленный из «громовых» листьев, ученые пока не проверяли — но обнаруженные компонентные особенности таких листьев как бы намекают, что и чай из листьев, собранных рядом с молниеотводами, будет отличаться от обычного чая. Ну а дальше можно пофантазировать.

Если соседство с молниеотводом так заметно влияет на состав почвы и качество чайных листьев, то нужно просто навтыкать межды чайных кустов металлических штырей, подвести к ним электричество и время от времени подавать разряд на всю эту систему. Ну и, если следовать сложившейся пуэрной маркетинговой логике, весь «электрический» пуэр немедленно разделится на две части. На тот, который производится из листьев, собранных с плантаций с принудительной электрификацией — он будет дешевле. И на тот, который производится из листьев, собранных в садах с обычными молниеотводами, в которые попадают дикие молнии. Этот пуэр будет для реальных пацанов и дорогим.

Замечу, кстати, что в мировой чайной культуре уже есть чай, который можно считать грозовым — это индийский Дарджилинг. Слово «дарджилинг» обычно переводят с местных языков как «земля молний», хотя, вроде как, правильнее будет «земля дордже». Дордже — это такая многофункциональная палица-жезл бога Индры, из которой, если надо, он мог и молнией пульнуть.

Антиалкогольный чайный комплекс

Ну и еще немного науки из Китая. Исследования, связанные с влиянием чая на всякие негативные эффекты, вызванные употреблением алкоголя, проводились неоднократно и почти всегда выдавали приятный с чайной точки зрения результат. Чаще всего эти исследования были связаны с каким-либо конкретным чаем, ну а тут вот недавно китайские ученые решили комплексно изучить антиалкогольный потенциал разных видов чая. На мышах. И выяснили следующее.

Черный и темный чай оказывают выраженное отрезвляющее действие и сокращают время потери выпрямительного рефлекса — то есть, грубо говоря, способности восстанавливать потерянное равновесие. Зеленый чай и улун «откладывают» опьянение и также сокращают время утраты выпрямительного рефлекса. Белый чай также замедляет наступление опьянения, причем сильнее, чем зеленые чаи и улуны, но не оказывает заметного отрезвляющего действия. Черный чай, темный чай, белый чай и улун ускоряют метаболизм этанола, снижают окислительный стресс и подавляют воспалительные процессы. Ну и зеленый чай снижает окислительный стресс, конечно.

Состояние печени мышей-алкоголиков в результате воздействия разных видов чая. Six Types of Tea Reduce Acute Alcoholism in Mice by Enhancing Ethanol Metabolism, Suppressing Oxidative Stress and Inflammation

В принципе, исходя из всего вышесказанного, можно выстроить схему чайного сопровождения употребления алкоголя. Перед употребление алкоголя нужно пить белый чай, во время употребления — зеленый чай или улун, после употребления — черный чай или пуэр. Ну или какую другую хэйчу… Проще вообще не пить, честно говоря.

Чай, кофе и потеря зубов в Иране

Ну и последняя научная новость на сегодня, короткая и пугающая. Изучив состояние полости рта и напитковый рацион примерно 15000 взрослых, иранские ученые установили, что у лиц, ежедневно употребляющих черный чай и/или кофе, на 14% больше отсутствующих, разрушенных и запломбированных зубов, чем у лиц, употребляющих чай и кофе еженедельно. Ничего не скажу за иранский кофе, но результаты по иранскому чаю меня нисколько не удивляют. Черный чай с изрядным количеством сахара в сопровождении очень сладких закусок — явно не самый полезный для зубов напиток.

Просто зубы. Photo by Kev Bation on Unsplash

Пишите письма и помогайте материально

На прошлой неделе я наткнулся на замечательную и очень простую фразу — «Чай бодрит, чаепитие — успокаивает» — и написал по этому поводу небольшой текст. На этой неделе еще что-нибудь напишу. 

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!