Сегодня в «Чайных параферналиях»: «эффект чайника» во всех его аспектах — теоретическом, практическом и компенсаторном; ройбос и восстановление исторической справедливости; черный чай с личи и купуасу. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас рублем можно вот по этой ссылке.

Инерция, вязкость и поверхностное натяжение

Оказывается, еще в сентябре 2021 года в кембриджском «Журнале механики жидкости» (Journal of Fluid Mechanics) была опубликована статья, в очередной раз описывающая «эффект чайника». Известный в простонародье как «Эффект Коанда». Так называется свойство струи жидкости при вытекании из сопла отклоняться в направлении стенки, а в некоторых случаях и прилипать к ней. В случаях с чайниками этот эффект проявляется в огорчительном и неаккуратном стекании части чая по нижней части носика при разливании чая по чашкам.

Несмотря на то, что и внимательные создатели чайников, и внимательные чайные специалисты интуитивным и опытным путем давно уже научились купировать эту проблему, ее теоретическое описание оказалось неожиданно сложным. Просто потому, что на поведение струи жидкости влияет множество факторов, начиная от гравитации и заканчивая свойствами материала, из которого изготовлено сопло. Ну или носик чайника, если говорить о конкретных и чайных ситуациях. Поэтому научное обоснование эффекта чайника происходило постепенно и не без ошибок. Несоответствие простого явления и сложной механики радовало и самих ученых, и журналистов — в 1999 году за очередную теоретическую модель эффекта чайника очередная группа исследователей даже получила Шнобелевскую премию.

В 2019 году нидерландские специалисты опубликовали работу, в которой объяснили зависимость эффекта чайника от скорости течения жидкости. Ну а в той работе, с которой начался этот рассказ, к скорости течения жидкости, которая зависит от ее вязкости и, в случае с чайником, от его формы, добавлен еще один фактор — сила поверхностного натяжения. Которая, как известно, действует по касательной к поверхности жидкости. И, если все объяснять на пальцах, то при определенных условиях — при неудачной форме среза носика чайника и невысокой скорости истечения жидкости — «загибает» струю чая к нижней внешней стенке носика. Кроме этого, на поведение струи чая влияют свойства материала, из которого сделан чайник — чем он гидрофобнее, тем лучше, при прочих равных, будет лить чайник.

Невозможно не опубликовать такую картинку. www.cambridge.org

И тут, конечно, ирония в стиле «еще один все понял» и «ученые, оказывается, не такие дураки» будет совсем неуместна, хоть и напрашивается. Одно дело наблюдать эффект и опытным путем определить способы воздействия на него. И совсем другое дело — понимать, как и почему этот эффект возникает. Тот совершенно нечитаемый для простого человека набор формул, который можно найти в статье из кэмбриджского журнала, возможно в конце концов превратится в системы расчета параметров чайников для печати последних на каком-либо хитром принтере.

Эффект чайника: от теории к практике

Если переводить теоретические знания в практическую плоскость, то эффектом чайника можно управлять на трех уровнях. Которые можно назвать конструктивным, операционным и компенсаторным.

Конструктивный уровень — это когда вы выбираете чайник удачной конструкции. То есть такой, который обеспечивает высокую скорость струи и который не дает силе поверхностного натяжения заметно влиять на ее направление при низких скоростях слива, неизбежных в начале и в конце наливания чая из чайника. Высокая скорость струи может быть обеспечена, например, достаточным соотношением между объемом чайника и диаметром носика, а также формой носика. Грубо говоря, нужен чайник, конструкция которого будет «ускорять» чай и у которого срез носика будет иметь клиновидную форму, а нижняя «губа» носика на срезе будет настолько тонкой, насколько это возможно. Ну чтобы силам поверхностного натяжения было не на что натягивать жидкость, извините за безграмотный комментарий. В идеале, носик чайника должен быть еще и из гидрофобного материала — например, нижнюю часть носика чайника можно смазать чайным маслом. Но это уже перверсии, конечно.

Таких чайников, на самом деле, на рынке вагон. По такой схеме изготавливаются и хорошие глиняные заварочные чайники, и современные пижонские чайники для кипятка с «гусиным носиком». Впрочем, возрастные металлические чайники с тонким, кривым и клиновидным носиком тоже иногда попадаются.

Клиновидный срез носика и тонкая нижняя «губа». guernseydonkey.com

Любопытно, что качество чайника с точки зрения эффекта чайника в первом приближении почти не зависит от материала. Но зависит от качества материала. Вот глина, например, бывает хорошей — и тогда из нее можно сделать и аккуратный носик клинышком, и тонкую нижнюю «губу» этому носику. Но глина бывает и такой, что из нее носик можно сделать только здоровый и рубленый — и вот такой чайник будет сопливить по полной программе. Загадкой остаются фарфоровые чайники. Они бывают просто отличными, а бывают очень неаккуратными с точки зрения эффекта чайника. Поэтому иногда возникают сложности с покупкой повседневного фарфорового чайника домой или с чайниковым обеспечением общепита. Ну и когда привыкаешь к хорошим чайникам, знакомство с ассортиментом среднестатистической посудной лавки обескураживает, конечно. Особенно если эта лавка расположена где-либо в Лондоне. Впрочем, сейчас не об этом.

Операционное управление эффектом чайника — это умение работать с чайником так, чтобы его эффект не возникал. Металлические чайники с длинным носом никаких особенных навыков не требуют — у них большой конструктивный потенциал для компенсации эффекта чайника. А вот маленькие глиняные чайники требуют определенной сноровки, которая, впрочем, приходит очень быстро и не требует особого внимания. Основной смысл этой сноровки, как известно, состоит в том, чтобы быстро начинать и резко заканчивать слив — тогда все будет хорошо и аккуратно. Если в чашки попадать, конечно.

При этом надо понимать, что на рынке существует огромное количество чайников, которые будут сопливить даже в самых умелых руках. Ну просто потому, что на массовом рынке чайник — это не инструмент, а самостоятельный продукт. А местами даже арт-объект. И подавляющее большинство чайников покупается без проверки и по картинке — даже если покупка происходит вживую. И когда через несколько дней использования счастливый владелец обнаруживает, что небольшая, но заметная часть чая из чайника настойчиво попадает совсем не в чашку, он начинает думать над способами компенсации эффекта чайника. Даже если не знает таких слов.

И вот тут мы вступаем в область, большинству ценителей чая почти неизвестную. И, пожалуй, ненужную. Но забавную.

Эффект чайника: накладки и впитывалки

Современный рынок предлагает два способа избавить чайник от сопливости. Первый — это специальные вставки и накладки, корректирующие форму носика. Второй — это гигиенические впитывалки проливающегося чая. Начнем, пожалуй, со вставок и накладок — они не такие безумные.

Накладки и вставки, корректирующие истечение какой-либо жидкости из какого-либо сосуда, хорошо известны и в меру распространены. Наши винные коллеги, например, время от времени пользуются специальными вставками из плотной и гибкой фольги, которые делают розлив вина из бутылки более аккуратным. У барменов есть вставки-гейзеры, которые позволяют наливать напитки медленно и печально. Работники разных хитрых лабораторий охотно используют разливные кольца — вставки в бутылки из гидрофобного материала, позволяющие аккуратно разливать разные жидкости… Короче говоря, изготовить какую-либо силиконовую нахлобучку, которую можно нацепить на носик чайника так, чтобы она придала этому носику клиновидную форму с относительно тонкой нижней «губой» совсем не сложно. И такие причудливые нахлобучки время от времени продаются. Можно гуглить по teapot spout или teapot spout pourer. Эти спауты и пуреры, кстати, еще и носики чайников защищают — хотя это и не так важно. 

Варианты насадок на носики чайников

Вставки в носики чайников нужно гуглить по teapot drip clips или изготавливать самостоятельно из использованных алюминиевых банок. Смысл таких вставок состоит в том, чтобы направлять струю чая. Всякому, кто подставлял соломинки под капли березового сока, смысл таких вставок хорошо понятен. Сами по себе они не очень интересны, но такие штуки в отрыве от контекста можно смело использовать в качестве заданий в какой-либо интеллектуальной игре на раздевание. Ну типа не угадал, что это за предмет — снимаешь сапоги.

Но вершиной развития научной мысли, стремящейся компенсировать сопливость чайников, являются, конечно, впитывающее навесное оборудование для чайников. Отметим отдельно — сами мы такие штуки считаем запредельным бредом. Как с бытовой точки зрения, так и с точки зрения вселенского разума. Однако эти штуковины существуют — и мы должны о них рассказать. 

Варианты «промокашек» для носиков чайника

Называются эти дивные приблуды teapot drip catcher — и они представляют из себя накладку из впитывающего материала, которая крепится на носике чайника просто надеваясь на него или с помощью пары резинок. Ну и впитывает все капли, которые текут не туда. Эти самые улавливатели капель — отличная тема для рукоделия и, конечно, забавный чайный сувенир, предназначенный для решения проблемы, которая тебя совершенно не парила до тех пор, пока ты не узнал о способе ее решения. Но представить себе регулярное использование таких приблуд мы не можем.

Ройбос и историческая справедливость

Канадское издание The Globe and Mail опубликовало на днях достаточно объемный материал о ройбосе, посвященный, большей частью, справедливому распределению прибыли от продажи этого напитка. 

Мешки с ройбосом. sarooibos.co.za

Ройбос, как известно, производится из листьев Аспалатуса линейного (Aspalathus linearis), эндемичного растения для Седерберга, горного массива, расположенного примерно в двухстах километрах на север от Кейптауна. Это в ЮАР, если что. Ройбоса в год производится примерно 15000-20000 тонн — по сравнению с чаем, кофе или даже мате это ничтожно мало, конечно. Но на рынке чаеподобных напитков ройбос давно и хорошо заметен, он без кофеина, у него ненапряжный вкус, он узнаваем, обладает четкой привязкой к терруару (потому что нигде больше не производится), легко ароматизируется — короче говоря, это идеальный специалитет. А еще у ройбоса есть регулирующий совет, его сайт не особенно информативен, но там есть картинки и рецепты — а больше ничего и не надо.

Аспалатус линейный на фоне Седерберга. sarooibos.co.za

Так вот. Официальная история ройбоса начинается с XVIII века, когда настои и отвары ройбоса вошли в быт голландских переселенцев в Южную Африку в качестве местной альтернативы традиционному, но дорогому чаю. Экспорт ройбоса начался в 1904 году и его пионером стал иммигрант из России Бенджамин Гинзберг. Ну а индустриальное производство ройбоса началось совсем недавно, в 1930-х годах.

Но есть во всей этой истории один нюанс. Голландские и разные другие переселенцы в Южную Африку пришли не на пустое место. Как раз в тех местах, где растет Аспалатус линейный, и тогда жили и сейчас живут готтентотские племена. И представители племен кхой и сан добились в 2018 году признания того, что ройбос является их традиционным напитком, с которым они познакомили белых людей. Которые потом начали зарабатывать на ройбосе, а доходами делиться не стали. И теперь настало время восстановить историческую справедливость — поэтому с 2019 года все компании, производящие ройбос, отчисляют полтора процента отпускной цены с фабрики в фонд местных племен. По глобальным рыночным меркам денег получается не очень много, чуть больше миллиона долларов. Но все равно приятно.

Аспалатус линейный на фоне Седерберга. sarooibos.co.za

Любопытно, что современные представители ройбосных племен валят все именно на Гинзберга. Говорят, что это они ему все рассказали и показали по доброте душевной, щедро поделились с ним знанием, не понимая, чего они лишаются. И теперь, стало быть, пришло время делиться. Нам, в общем, не жалко, деньги не наши — но мы не можем не отметить, что между началом официальной истории ройбоса и работой в Южной Африке бывшего российского подданного Бенджамина Гинзберга — больше века. Мало того, вполне можно допустить ситуацию, при которой в более менее массовый обиход ройбос в конце XVIII века ввели именно белые переселенцы, уже готовые к приготовлению горячих напитков как культурно, так и технически, и искавшие локальную замену привычным чаю и кофе. А вот были ли горячие напитки в культуре готтентотов в XVIII веке, мы не знаем. Если среди наших читателей и слушателей есть специалисты по южноафриканской истории, напишите, пожалуйста.

Заваренный ройбос. sarooibos.co.za

Что же касается канадской статьи, то в ней есть еще одна любопытная ремарка. Оказывается, в 1980-х годах производимый индустриальным способом ройбос начали обрабатывать паром. Из санитарных соображений. Говорят, что после этого напиток стал более безопасным, но у него изменился вкус. Он стал мягче и деликатнее и утратил некоторые характерные ройбосные черты. О которых сейчас помнят только старожилы.

Это новая и немного грустная для нас информация. Мы-то, оказывается, ортодоксального ройбоса и не пробовали.

Непальский черный чай с личи и купуасу

Давно что-то мы не делали никаких пижонских чайных композиций. Исправляемся. 

Смотрите. Завариваем непальский черный чай или любой другой красный чай с высокой сахаристостью. Берем пиалы. В каждую пиалу добавляем два-три очищенных личи. Когда чай заварится, разливаем его по пиалам. Даем чаю постоять буквально полминутки. Пробуем. Радуемся тому, как фруктово-никотиновые ноты личи отлично ложатся на чай, у которого и так с естественной сладостью все хорошо — и усугубляем все это дело шоколадкой из купуасу. 

Черный чай с личи и купуасу (в виде плитки и в виде конфетки). © Ольга Никандрова

Купуасу, или Теоброма крупноцветковая (Theobroma grandiflorum) — это близкий родственник какао (Theobroma cacao). У купуасу тоже есть бобы и из них тоже можно сделать шоколад. Вкусный и с заметной фруктовой нотой. Которая отлично рифмуется с фруктовой же нотой чая с личи. Чай со свежими плодами личи, кстати, довольно известная штука в Китае, на Тайване и, наверняка в соседних странах. Но пьют его там, не закусывая купуаской — это уже наша придумка.

С обычным шоколадом тоже можно. Но с купуасу вкуснее. Честное слово, вкуснее — мы почти не выпендриваемся.

Пишите письма и помогайте материально

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Наш новый «Чай +» посвящен постновогодним опытам с корочками свити, а новую статью в блог мы не написали. Каникулы, было лень.

Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!