Вчера, 15 декабря 2021 года, русскоязычное чайное информационное пространство с заметным энтузиазмом отмечало Международный день чая. Да и не только чайное. Этот день традиционно любят журналисты, причем как центральные, так и провинциальные. Так что и «Коммерсантъ» отметился подборкой фотографий с чаепитиями власть имущих (Андрей, спасибо за ссылку), и «Псковское Агентство Информации» выяснило, зачем буряты добавляют в чай соль и масло (а то этого никто не знал, ага). Ну и так далее.

Любопытно, что Индия и Шри-Ланка, в свое время продвигавшие этот декабрьский праздник и создававшие вокруг него разную информационную движуху, сейчас его совершенно игнорируют. Как и практически все чайники, проживающие в странах, исторически и культурно не связанных с Россией. По очевидной причине — вот уже два года официальный Международный день чая отмечается 21 мая. И, если не произойдет ничего экстраординарного, 21 мая 2022 года международное чайное сообщество будет стоять на ушах. В хорошем смысле слова. Русскоязычное чайное сообщество, кстати, не отстанет — нам не жалко отпраздновать два раза.

Причин, по которым нам всем так вдруг запала в душу старая версия Международного дня чая, можно придумать несколько. Можно, например, решить, что все русскоязычные чайники — невежественные тормоза, совершенно не следящие за предметной информацией и банально проморгавшие перемену дат. Или счесть нас всех провокаторами и манипуляторами, которые постят уязвимые для комментариев посты чисто для флуда. Можно даже объяснить все национальным культурным колоритом. Есть же у нас, в самом деле, Старый Новый год! Так почему бы не быть и Старому Международному дню чая — это красиво. Ну и банальное «был бы повод» со счетов тоже списывать не нужно. 

Но сегодня, на следующий день после Старого международного дня чая (МДЧ), мы хотели бы обратить внимание на очень существенно отличие между тем МДЧ, который отмечался 15 декабря, и тем МДЧ, который празднуется 21 мая.

Новый Международный день чая — это, фактически, праздник урожая. В его описании, конечно, присутствуют все правильные слова про этику, устойчивость, честное вознаграждение и прочую социальную ответственность — но изначальный посыл майского дня чая все равно очень оптимистический. Задача майского праздника состоит в том, чтобы привлечь внимание к чаю. Ну и, заодно, ко всему остальному, что с чаем связано. Возможно, такой оптимистический посыл связан с тем, что инициатива о праздновании Международного дня чая именно 21 мая исходила из Китая, страны с развитым внутренним чайным рынком и с неколониальной чайной индустрией. Там тоже, конечно, всякое бывает — но до тотальных социальных и экономических проблем работников чайных плантаций Ассама или Бангладеш самым чумазым работникам китайских чайных плантаций очень далеко.

Старый Международный день чая был четко привязан к постколониальным чайным культурам и основной своей задачей имел привлечение внимания к проблемам работников чайных плантаций. Это был, фактически, день международной солидарности чайных трудящихся, этакое узкоспециальное Первое мая.

А проблемы работников чайных плантаций в постколониальных чайных странах связаны отнюдь не с гендерным разнообразием или охраной окружающей среды. И для благополучного современного и, большей частью, европейского горожанина эти проблемы выглядят как полный и хтонический трындец.

Вот, например, 7 декабря 2021 года были опубликованы результаты исследования 1279 детей в возрасте до пяти лет из семей работников трех чайных плантаций Шри-Ланки. И в этих результатах оптимистически сообщается, что если маленьких детей кормить в середине дня, то они получаются более упитанными и высокими. А если детей днем не кормить, то у них наблюдается недостаток веса и они хуже растут.

Регулярно появляется информация о сексуальном насилии по отношению к работницам чайных плантаций в Африке. Вот цепочка недавних новостей-расследований из Малави, а вот материал об аналогичных проблемах на чайных плантациях Кении 10 лет назад. Регулярно появляется информация о проблемах со здоровьем у работников чайных плантаций, которые, на минуточку, часто работают по 10-12 часов в день и таскают за спиной мешок, вес которого может достигать 20 килограмм. Это бодрит, как известно, особенно если по 10-15 лет так работать.

Ну и так далее. И нет, мы не призываем всех чайников ходить 15 декабря со скорбными лицами и пить чай без сахара, потому что на Шри-Ланке дети голодают. От такого однодневного лицемерия все равно ничего не изменится, хотя оно, безусловно, успокаивает.

Но понимать, что чайная культура — это не только ровные кустики на фоне Фудзиямы, конечно, необходимо.