Сегодня в «Чайных параферналиях»: четыре турецких килограмма; национальный конкурс японского чая; самая свежесмолотая матча; TRES и актуальные чайные напитки; галисийский чай и другие камелии; горький яблоневый цвет. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас рублем можно вот по этой ссылке.

Четыре турецких килограмма

Турецкая пресса, ссылаясь на отсутствующие в открытом доступе отчеты International Tea Committee, сообщила о том, что потребление чая на душу населения в Турции увеличилось примерно на 500 грамм в год и достигло четырех килограмм или 1300 чашек. Турция, и без того потребляющая чая на душу населения больше всех в мире, ушла в какой-то невероятный чайный отрыв. Просто для сравнения — ирландцы, занимающие второе место в мировом рейтинге любителей сухой заварки, потребляют в год всего два килограмма чая на душу населения. А жители России — 1300-1400 грамм.

Если немного позаниматься арифметикой, то окажется, что турецкие четыре килограмма и 1300 чашек в год — это примерно 11 грамм и три с половиной чашки в день. Турецкие чашки, напомним, это стаканчики-бардаки объемом примерно 90 миллилитров. Ну то есть три с половиной чашки — это примерно 320 миллилитров (или примерно 450, если считать не турецкими, а европейскими чашками). Совсем немного, на самом деле, примерно две офисных кружки. Вот только для их приготовления используется 11 грамм чая.

Приготовление и подача чая в горной турецкой чайной. © Ольга Никандрова

Собственно, в этом и секрет рекордного потребления чая в Турции. Жители которой просто не жалеют заварки в три раза сильнее, чем жители России, например. Основная причина высокого потребления чая в Ирландии, кстати, точно такая же — они заваривают его крепче, чем мы.

Что же касается резкого роста потребления чая в Турции, то турецкие специалисты, к которым мы обратились с вопросом «а что там у вас такое случилось», объяснили его резким ростом домашнего потребления чая. А домашнее заваривание листового чая, который в Турции доминирует, сопровождается большим расходом заварки по сравнению с завариванием чая в общепите. Так что даже не сильно увеличив потребление чая в литрах, жители Турции при переносе чаепитий из общепита в дом просто могли увеличить потребление сухого чая. Хасан, спасибо за консультации.

Национальный конкурс японского чая

С 16 по 19 ноября в японский Сидзуоке прошел 75-й национальный конкурс чая. Японского, естественно. Конкурс в этом году проводился в восьми категориях: фукамушича, кабусеча, гёкуро, тенча, тамариокуча, камаирича и две категории для сенчи, которые в спецификации конкурса обозначены как «сенча 10 кг» и «сенча 4 кг». И это, на самом деле, очень интересный нюанс. 

Радостная фотография с конкурса. www.at-s.com

10 кг и 4 кг — это примерный объем партии свежих чайных листьев, которая может быть обработана за один раз при механизированном и ручном изготовлении сенчи. Ну то есть, фактически, «сенча 10 кг» — это сенча, произведенная механизированным способом, а «сенча 4 кг» — это сенча, произведенная вручную. Интересно также отметить, что в японском национальном конкурсе чая нет категории «матча» — оценивается не готовый порошковый чай, а тенча, тот чай, который потом будет в порошок перемолот. Вполне возможно, что при его оценке его как раз и перемалывают, но сам тот факт, что готовую матчу японцы не оценивают, любопытен.

В этом году в национальном конкурсе японского чая соревновалось более 800 чаев, примерно по сотне в каждой категории. Список победителей — под ссылкой. 

Самая свежесмолотая матча

Кстати, о матче. Тот факт, что на японском национальном чайном конкурсе не меряются готовой матчей, очень прозрачно намекает на шикарное поле для нового типа порошковых понтов. Особенно с учетом того, что матча, в основном, заходит на рынок через кофейни, а наши кофейные коллеги штуки такого рода очень любят.

В случае с матчей нужно хвастаться не тем, что умеешь правильно произносить название этого чая и не тем, что он у тебя прямиком от японского фермера — это все детский сад и штаны на лямках. Реальные матчевые пацаны хвастаются самостоятельно свежесмолотой матчей. Причем матчу можно молоть вручную, это запредельно высокий уровень. Можно купить специальную машину — это, конечно, не так крафтово, но для кофейни сойдет. Но круче всего брать свежесмолотую матчу у специальных сертифицированных профессионалов. Свежесмолотая матча от знаменитого матчевого молотчика — это в сто раз круче, чем кофе от обжарщика-чемпиона.

Матча-мололка и матча-мешалка

Так что пока ниша на рынке свободна, можно ее столбить и открывать авторские матчевые молольни. Хватит молоть зеленый чай по подворотням, пора выходить на свет! Ну а там уже все по накатанной. Дорогое специальное оборудование, мини-лоты тенчи, обучение матчевых молотчиков за большие деньги, конкурсы, интервью, поклонницы… Золотое дно, короче говоря.

TRES и актуальные чайные напитки

Тайваньская станция по исследованию и развитию чая (Tea Research and Extension Station, TRES), за пределами Тайваня известная, в первую очередь, созданием новых сортов чайного куста, начнет заниматься разработками, связанными с чайными напитками.

В случае с этими самыми чайными напитками TRES, конечно, оказалась в не совсем привычной ситуации. Все-таки в случае с обычным чаем Станция является одним из паровозов тайваньской чайной индустрии — достаточно вспомнить ее роль в истории Рубинового чая. Тайваньская чайная станция вывела сорт чайного куста TTES-18, приложила руку к разработке технологии производства чая из сырья, собранного с этих кустов, всячески исследовала Тайваньский Рубиновый и активно продвигала этот сорт по Острову. Ну то есть можно совершенно спокойно сказать, что TRES стояла у истоков современной тайваньской культуры черного чая.

В случае же с чайными напитками и в первую очередь — в случае с бабл-ти, TRES оказалась в стороне от главного удара. Появившийся 35 лет назад на Тайване чай с тапиоковыми шариками стал основой целого сегмента современного чайного рынка, а Станция в этом практически никак не поучаствовала. Ну а теперь вот они решили попробовать вписаться в процесс.

Чайные напитки на семинаре TRES

Новое подразделение Станции, судя по всему, сосредоточится на решении технологических проблем, связанных с производством и хранением чайных напитков. И просто чайных смесей — например, для разработанного недавно на Станции чая с имбирем специалисты нового подразделения TRES подобрали такую фракцию корня имбиря, которая при смешивании с чаем и последующем заваривании давала бы наилучший результат. Так что с бабл-ти на Станции точно справятся.

Молодые тайваньские чайные фермеры изучают чайные напитки на семинаре TRES

Кроме этого, TRES, у которой давно и хорошо налажено образовательное взаимодействие с тайваньскими чайными фермерами, начала проводить разные обучающие мероприятия по приготовлению бабл-ти и прочих чайных напитков. Говорят, что фермерам все это дело очень нравится. Любопытно, что когда десять с лишним лет назад мы с Сергеем Хорольским заезжали на Станцию, слово «бабл-ти» вызывало у ее руководство не очень сдержанную и не очень позитивную реакцию. Времена, однако меняются, да и принципа «не можешь предотвратить — возглавь» никто не отменял.

Галисийский чай и другие камелии

Компания Orballo, работающая в испанской Галисии, объявила недавно о том, что Галисия собирается стать лидером по выращиванию чая в Европе. Само это заявление лучше оставить без комментариев — время покажет. А вот и на Галисию, и на компанию Orballo с чайной точки зрения посмотреть интересно.

Начать нужно с того, что в Галисии очень любят камелии вообще. Отдавая, естественно, предпочтение декоративным. Этот регион можно назвать камелиевой столицей Испании — там работает испанское общество любителей камелий и собрано несколько коллекций этих растений, в том числе и одна из крупнейших и старейших в Европе.

Цветущая камелия из сада Pazo Quinteiro da Cruz

А еще там работает эклектичный и очень красивый проект Pazo Quinteiro da Cruz. Это усадьба, на территории которой, помимо всего, что должно быть в усадьбе, есть виноградники, винодельня, ботанический сад, коллекция камелий и чайная плантация. И который производит три вина из альбариньо и зеленый чай. Ну и еще всякое по мелочи время от времени — уксус, дистилляты, косметику и все такое прочее. Проект этот, понятное дело, в первую очередь развлекательный, а не чайный — но развлекает он, судя по фотографиям, просто отлично. Там, например, любят разные гастрономические эксперименты и могут чайные цветы в тарелку подложить. Это приятно. 

Зеленый чай от Pazo Quinteiro da Cruz

Короче говоря, в Галисии есть и камелиевый и даже чайный бэкграунд, так что появление в этом испанском регионе амбициозного чайного проекта было вопросом времени…

Компания Orballo, с которой, собственно, начался этот рассказ, изначально совсем не чайная. Она занимается выращиванием, производством и продажей разных растительных компонентов, в том числе травяных чаев и пряностей. Ну и чаем тоже немножко торгует, почему нет.

Ну и вот несколько лет назад эта компания разбила чайную плантацию. Сейчас на этой плантации растет около десяти тысяч чайных кустов, в материалах Orballo эта плантация называется крупнейшей в Европе — но для такого заявления нужно лукаво сделать вид, что существует только материковая Европа и закрыть глаза на существование Азорских островов. Но это все не очень важно.

Важно, что чайные кусты на плантации Orballo действительно растут, сама эта плантация, если что, прошла органическую сертификацию и чайные листья на этой плантации собирают. А вот что с ними происходит дальше, пока не понятно. Тот чай, который продает компания, выращен и произведен явно не в Галисии. Возможно, наши галисийские коллеги пока просто не освоили технологию обработки чайного листа. В общем, будем ждать. Климат в тех местах, похоже, чайным кустам подходит. Так что может нам всем еще и будет небо в галисийском чае.

Кстати. От Галисии совсем не далеко до португальского Порту, где работает еще один крупный европейский чайный проект Chá Camélia. Так что в Европе уже намечаются первые чайные туристические маршруты, привлекательные еще и тем, что при их прохождении можно сильно не париться по поводу качества чая и усугублять впечатления портвейном с какой-либо соленой рыбкой или альбариньо с бандерильяс.

Шу-пуэр в яблоневом цвету

Один из самых огорчительных видов растительного сырья с точки зрения его добавления в чай — это цветы яблонь и груш. Особенно яблонь — с цветами груши как-то быстро все становится понятно, еще «на корню». А вот яблони манят очень соблазнительной иллюзией. Уж очень хорошо представляется их аромат в сочетании с ароматом чая, особенно белого. Впрочем, мысленные эксперименты с черным и зелеными чаями, равно как и с улунами, тоже дают хороший результат.

При этом «донести» аромат яблоневых цветов до чашки у нас не получилось ни разу. Ни свежие, ни сушеные цветы яблони не дают при заваривании сколько-либо явного намека на свой естественный аромат. Свежие или сушеные цветы могут доставить эстетическое удовольствие, они отлично смотрятся в прозрачном чайнике и при заваривании выдают несильный и приятный аромат — но не более того. В конце концов мы смирились с невозможность воспроизвести в чашке аромат цветущих яблонь. На самих цветов и бутонов насушили — вдруг пригодятся.

Сушеные цветы и листья яблони. © Ольга Никандрова

Пригодились. Потому что у яблони кроме цветов, есть еще и листья. В отличие от цветов яблони листья яблони — это хорошо изученное и достаточно популярное чайное сырье. Просто высушить и добавить в чай их, правда, не получится — будет очень горько. Но если их деформировать, ферментировать, высушить (пошаговых инструкций этого процесса в интернет куча), а потом заварить, то получится отличный напиток, приятного цвета и с мягким тоном сушеных яблок.

Ферментированный лист яблони после заваривания с шу-пуэром. © Ольга Никандрова

Ну а дальше все просто. Собираем в мае-июне яблоневые цветы-бутоны и яблоневые флеши. Цветы-бутоны просто сушим, флеши немного сминает руками и ферментируем, после чего тоже сушим. А в декабре, когда выпадает снег и организм начинает испытывать острый недостаток природных запахов, добавляем сушеные цветы и ферментированные сушеные листья яблони в чай. В зеленый или в шу-пуэр. Если смесь из пуэра и яблоневых цветов и листьев заваривать не очень крепко или проливами, то получится считать в напитке и легкие фруктово-древесные ноты, и намеки на цветочный аромат. Ну и цветы яблони в этом купаже очень красиво распускаются и тоже добавляют очарования композиции.

Шу-пуэр с цветами и листьями яблони. © Ольга Никандрова

На аромат яблоневого цвета в таком напитке, конечно, есть только визуальные намеки — но в декабре и этого достаточно.

Новая статья, поддержка рублем и обратная связь

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… И да, мы, кстати, опубликовали новую статью на нашем блоге. Она называется «Стилизованное турецкое чаепитие» и посвящена, ясное дело, тому, как из подручных материалов соорудить чаепитие в иранском стиле. И тому, где и когда такое чаепитие будет уместно. Наш новый «Чайный кругозор» рассказывает об эталонном грузинском чае 1960 года, а в рубрике «Чай +» мы поделились своим опытом работы с австралийским лимонным миртом. Спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!