Одним из самых ярких явлений современной массовой культуры являются фэндомы — то есть субкультуры, формируемые фанатами чего-либо или кого-либо. Группы BTS, московского «Спартака», книжек про Гарри Поттера, хорошей игры Starcraft (погуглите Sarah Kerrigan Fan Art, например, сразу все поймете) или еще чего-нибуть настолько сильно нравящегося людям, что оно будоражит фантазию и побуждает результатами этого будораживания активно делиться с другими фанатами.

Отдельные элементы фэндома существовали задолго до того, как фэндом оформился в самостоятельный социокультурный феномен. Массовое дворовое фехтование прутьями, романтические фантазии об Алисе Селезневой или придумывание альтернативных приключений героев «Затерянного мира» являлись, фактически, прототипами косплея, тематического ролевого порно и фанфиков. Которые не развились в полноценные элементы фэндома только из-за невысокого уровня информатизации общества. Как только у людей появилась возможность публиковать фотографии своих костюмов и тексты со своими фантазиями, фэндомы расцвели бурным цветом.

Безусловно, большая часть фанатов любого явления — малолетние идиоты. А большая часть продуктов, создаваемых в рамках фэндома — откровенный шлак. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно зависнуть на денек на fanfics.me или ficbook.net и настроить выдачу фанфиков не по количеству положительных отзывов, а по какому-либо пэйрингу (Гермиона Грейнджер и Драко Малфой, например). И офигеть… Но всю эту бездну безграмотности, глупости и влажных фантазий полностью перевешивают две вещи.

Во-первых, принцип «когда б вы знали, из какого сора» отлично работает и в фэндомах. Если вести речь о том же Гарри Поттере, то достаточно вспомнить трехтомник «Гарри Поттер и основы рационального мышления», являющийся, по сути, добротным научпопом. Если рассматривать не такие свежие примеры, то можно вспомнить Хайнлайна, который в одной из своих книг подарил доблестную смерть Сирано де Бержераку. Или Рэя Бредбери с Умбрето Эко, значительная часть художественного творчества которых — это бережный возврат долгов всем тем, кто очаровывал их в детстве, от Эдгара По до безымянных авторов дешевых комиксов.

Во-вторых, фэндом — это отличная питательная среда не только для творчества, но и для потребительской культуры в целом. Это среда, которая позволяет зарабатывать очень многим — и продавцам шарфиков, и фан-арт-авторам, и создателям канона.

Так вот. Потребительская чайная культура — это стопроцентный, классический фэндом. В котором сам чай и сопровождающая его предметная информация — это канон (в фэндомном смысле этого слова, конечно). Разнообразные мифы, которые самостоятельно сочиняют чайные фанаты — это фанфики. Чаепития и прочие виды иммерсивного творчества — косплей. А фотографии, рисунки и прочие художества — фан-арт.

Как и в любом другом фэндоме, большая часть чайных фанатов — малолетние идиоты (это вневозрастная категория, как вы понимаете). А большая часть чайных мифов и прочего фан-арта — откровенный шлак. Но в чайном фэндоме, как и в любом другом фэндоме, работают описанные выше «во-первых» и «во-вторых». Среди всего этого шлака довольно часто встречаются интересные решения и находки. И этот же шлак является питательной средой для всей потребительской чайной культуры. Можно даже сказать, что чайные мифы, например, являются необходимым условием существования тех проектов и работы тех людей, которые эти мифы развенчивают.

Это, конечно, не значит, что мифы не нужно развенчивать, или что все сейчас должны начать срочно сочинять новые. И по каждому балбесу, убежденному в том, что молочный улун поливают молоком девственниц, а ГАБА-чай делат его расслабленным гением, есть смысл долго и с удовольствием морально ходить ногами. Но делать это, конечно, следует любя и деликатно.

Так, чтобы знакомство с чаем, даже мимолетное, не ассоциировалось у этого балбеса с разочарованием и моральными травмами. А вспоминалось как легкое, теплое и наивное увлечение.

Потому что только в этом случае мы сможем заработать на этих балбесах свою кучу денег.