Сегодня в «Чайных параферналиях»: держалки для гайвани, корейский фестиваль чайных кочевников, ломоносовский фарфор и современные художники, валлийский чай в компанию к шотландскому, пурпурный чай в бутылочках, колорадская чайхана, рынки комбучи и органического чая и Белый Пион с белым пионом.

Держалки для гайвани

Самым прикольным событием минувшей недели стали, конечно, фотографии двух моделей держалок для гайвани, утащенные откуда-то с просторов Tao Bao. Одна модель фиксирует гайвань в простом захвате, причем так, чтобы ее крышка оказывается правильно сдвинутой. А вторая не только фиксирует гайвань, но еще и процеживает сливаемый чай через ситечко. Вот эта модель с ситечком выглядит особенно причудливо, конечно.

Держалки для гайвани. whatsapcook

Мы сильно сомневаемся в том, что с использованием таких держалок оперировать гайванью удобнее, чем просто руками. Да и выглядят они, честно говоря, так себе. Но вот в обсуждении этих фотографий, среди стебных и остроумных комментариев в стиле «у меня руки пока не отсохли» и «не легче было бы взять японский чайник-сбоку-ручка» попалась, например, реплика человека, у которого после аварии ограничена подвижность рук и который использовать гайвань обычным способом не может. А с такой приблудой — может. В жизни так всегда бывает — что одних веселит, то другим реально помогает. 

Колорадская чайхана

В Колорадо, в США, есть небольшой город Боулдер. В нем около ста тысяч жителей, и почти треть из них — студенты, потому что в Боулдере находится головной кампус Колорадского университета. В самом конце 1980-х годов Боулдер побратался с Душанбе — и Максуд Икрамов, руководивший тогда столицей Таджикистана, объявил во время своего визита в Боулдер в 1987 году о том, что в американском городе будет построена настоящая таджикская чайхана. В качестве подарка и в знак дружбы между городами. В 1988 году проект чайханы, разработанный Ладо Шанидзе, был согласован с архитекторами Боулдера — и в Таджикистане начались работы по созданию чайханы. 

Интерьер колорадской чайханы Boulder Dushanbe Teahouse

Задумка состояла в том, чтобы построить чайхану в Таджикистане, разобрать ее, переправить в Колорадо и там собрать. До момента сборки все шло по плану. В 1990 году готовая и разобранная чайхана была доставлена из Душанбе в Питер, а оттуда отправилась в Боулдер. К сожалению, быстро собрать ее не удалось. Куча советских ящиков непонятного назначения вызывала подозрения у американцев — вдруг они их откроют, а там окажется что-либо неведомое и коммунистическое. В СССР к тому времени начался откровенный бардак, проект на некоторое время выпустили из виду. И чайхана в разобранном виде пролежала на складе до 1997 года. К счастью, и сделана она была на совесть, и хранилась хорошо — поэтому когда в 1997 году Душанбе и Боулдер получили грант на приезд и работу в США таджикских специалистов, способных собрать чайхану, все дело не только сдвинулось с мертвой точки, но и достаточно быстро было реализовано в соответствии с первоначальной задумкой.

Интерьер колорадской чайханы Boulder Dushanbe Teahouse

Чайхана с немудреным названием Boulder Dushanbe Teahouse открылась в 1998 году. Сейчас она работает как ресторан эклектичной кухни, в меню которого творится форменный свальный гастрономический грех с участием блюд многих национальных кухонь. Интерьерами, по словам очевидцев, колорадская чайхана напоминает душанбинскую чайхану «Рохат» и, конечно, там подают чай. Чайное меню там просто огромное, одних пуэров восемь штук. А еще там сервируют Afternoon Tea и делают свой аналог масала-чая. От таджикских чайных корней колорадская чайхана оторвалась, конечно, достаточно сильно — но осталась при этом чайханой.

В 2018 году, через 20 лет после открытия, в Boulder Dushanbe Teahouse прошли реставрационные работы, которыми руководил Маруф Мирахматов, внук одного из тех мастеров, которые собирали чайхану в Боулдере в конце 1990-х. И все это, конечно, одна из самых удивительных чайных историй, что нам приходилось слышать.

Корейский фестиваль чайных кочевников

В середине июля состоится Nomad Tea Festival — чайный онлайн-фестиваль на корейскую тему. 16 июля пройдет короткая приветственная двухчасовая сессия на корейском и английском языках. 17 июля — большая сессия на корейском языке, рассчитанная на корейских потребителей и бизнесменов. Так что если у вас есть что предложить корейскому чайному рынку — милости просим. А 18 июля — обратная сессия, на английском языке и рассчитанная на любителей чая и бизнесменов по всему миру, интересующихся корейской чайной культурой. Эта часть, конечно, обещает быть самой интересной.

Ломоносовский фарфор и современные художники

Императорский фарфоровый завод, тот самый, который мы привыкли называть Ломоносовским, но который до Ломоносовского все-таки был Императорским, чайникам известен, прежде всего, как производитель чайной посуды, декорированной «Кобальтовой сеткой». «Кобальтовая сетка» — это фирменный узор завода, созданный в 1946 году Анной Яцкевич и ставший главным декором русского чайного фарфора.

Декор «Кобальтовая сетка». Обратите внимание на объемность, созданную за счет размытого синего узора и контрастного золотого. Живьем — вообще бомба, нужно только знать, куда смотреть. Императорский фарфоровый завод

Причем декором парадным — в реальной чайной жизни «Кобальтовая сетка» используется редко. И дело тут не только в дороговизне хорошего фарфора или в изменившейся чайной эстетике, но и в том, что «Кобальтовая сетка» — это, если можно так выразиться, ансамблевый узор. Она лучше всего работает в «сервизных» чаепитиях, ну то есть таких чаепитиях, когда вся чайная утварь работает комплектом, и утилитарно, и эстетически. А сейчас такие чаепития случаются не очень часто. В обычном современном чаепитии каждый предмет чайной утвари работает как самостоятельный утилитарный и художественный объект — а при таком раскладе «Кобальтовая сетка» проигрывает как более лаконичному, так и более вычурному дизайну.

Чайник «Авиасалон» на форме Малевича. Автор росписи — Афанасьева Т.В. Императорский фарфоровый завод

Самое любопытное, что чайная утварь и с более лаконичным, и с более ярким дизайном у Императорского фарфорового завода есть. Про лаконичный дизайн мы расскажем как-нибудь в другой раз, а сейчас — о ярком. У завода есть давняя традиция выпускать посуду, оформленную в коллаборации с современными художниками. Самым известным примером такого сотрудничества является, конечно, выпускаемая до сих пор посуда, к оформлению которой приложил руку Казимир Малевич. Но Малевич был давно, а интересные художники есть и сейчас.

Сюжеты и образы Екатерины Чекалиной. Центральная аквалангистка была замечена на эскизах новой коллекции фарфора

Буквально на днях проскочила информация о том, что при оформлении новой серии императорского-ломоносовского фарфора будут использованы сюжеты и образы Екатерины Чекалиной. Определить стиль ее работ нам не хватает знаний, но они похожи на яркие и приятно замороченные иллюстрации к хорошим сказкам. Судя по эскизам, должно получиться симпатично.

Рынки комбучи и органического чая

Агентство Fortune Business Insights опубликовало анонсы новых чайных исследований — рынка комбучи и рынка органического чая. Исследования эти, конечно, платные, но и их анонсы, как это всегда бывает у Fortune Business Insights (FBI), содержат много любопытной информации.

Рынок комбучи в 2019 и 2027 (прогноз) году. Fortune Business Insights

Итак. В 2019 году объем мирового рынка комбучи составил почти 2 миллиарда долларов, а объем мирового рынка органического чая — 820 миллионов долларов. Просто для сравнения, в этом же 2019 году объем мирового рынка зеленого чая составил почти 13 миллиардов долларов. Ну то есть даже на зеленом чайном фоне комбуча и органик смотрятся пока скромно. Но это — пока. По прогнозам к 2027 году стремительно растущий рынок комбучи вырастет до 11 миллиардов долларов, а рынок зеленого чая — до 24 миллиардов, и это будут уже вполне сопоставимые объемы. Основными драйверами комбучевого рынка считаются ее постепенное проникновение в розничную торговлю, широкие возможности для использования комбучи в качестве альтернативы алкоголю, всякие функционально-оздоровительные штуки и, что особенно интересно, постоянно расширяющийся ассортимент напитков, на основе которых может быть приготовлен чайный гриб. Комбучей на основе зеленого чая или ройбоса уже давно никого не удивишь, а вот комбуча на конопляном чае на рынке появилась относительно недавно. И страшно даже подумать, на что способен чайный гриб, выращенный на такой основе.

Рынок органического чая в 2019 и 2027 (прогноз) году. Fortune Business Insights

Что же касается рынка органического чая, то его объем к 2027 году по прогнозам специалистов FBI вырастет чуть больше чем в два раза и составит примерно 2 миллиарда долларов. На этом рынке все как-то без огонька, если честно. Доминирует там черный чай, что нисколько не удивительно, органик-рынок во многом повторяет весь чайный рынок, только в меньших объемах. Из четырех основных причин, которые тянут органический чай вверх, только одна — стремление потреблять чистые продукты — является специфической для данной группы товаров. Все остальные драйверы рынка органического чая являются стандартными для всего чайного рынка в целом: это запрос на функциональные чаи, насыщенные антиоксидантами и прочими полезными сказками. Короче говоря, по сравнению с рынком комбучи, рынок органического чая выглядит скучно, бледно и без пузырьков.

Валлийский чай в компанию к шотландскому

Некоторое время назад мы рассказывали о том, что чай, выращенный и произведенный в Шотландии, начал продаваться в Fortnum & Mason — лондонском магазине, который правильнее всего было бы назвать магазином продуктовых сувениров. Так вот, руководство этого самого Fortnum & Mason, судя по всему, решило собрать коллекцию чаев, выращенных на территории Великобритании. И добавило в комплект к шотландскому чаю чай валлийский, от проекта Peterson Tea Estate. Чая этот проект производит совсем немного и продает его маленькими симпатичными баночками по 12 грамм. Но даже при такой мелкой фасовке валлийского чая на всех не хватает — на сайте самого проекта его уже не купить, теперь одна надежда на Fortnum & Mason.

Чай от Peterston Tea Estate (Image: Nick Treharne). www.business-live.co.uk

Вообще, конечно, сотрудничество небольших британских чайных проектов с одним из самых пижонских лондонских магазинов получается очень органичным. Крошечные объемы британского чая не позволяют продавать его хоть сколько-либо заметно и проекты типа Peterson Tea фактически обречены на неширокую известность в узких кругах чайных специалистов. Да и в этих узких кругах все не очень просто. Едва ли многие чайные специалисты после первой покупки валлийского, шотландского или еще какого-либо европейского чая согласятся на покупку повторную — гештальт-то закрыт. Ну а рассчитывать на то, что люди будут покупать европейские чаи потому, что они вкусные, пока преждевременно.

Вот и получается, что основная бизнес-ниша таких чаев — сувенирная. Реализоваться в ней, конечно, можно и непосредственно на плантациях, но они, как правило, располагаются далеко от основных маршрутов любителей сувениров. И сотрудничество с Fortnum & Mason для таких проектов очень выгодно, потому что сразу выводит малюсенькие чайные проекты на уровень красивой и понтовой торговли. Ну и Fortnum & Mason не в накладе — инфоповод, поддержка местных проектов, актуализация ассортимента и все такое прочее. Короче говоря, все счастливы, никто не виноват.

Пурпурный чай в бутылочках

Американский проект Purpose Purple Tea выпустил на рынок линейку готовых к употреблению напитков, приготовленных из собранных в Кении пурпурных чайных листьев. Тех самых, которые богаты антоцианами, из которых (только уже не в Кении, а в Китае) иногда делают пуэры, которые в традиционном чаеводстве считались браком и чай из которых кенийцы одно время пытались продвигать как совершенно особый вид чая — пурпурный. И из которых японцы наблатыкались делать фунциональный чай с красивым названием Sun Rouge Tea.

Честно говоря, большинство чаев, изготовленных из пурпурных чайных листьев, ничем, кроме пурпурности сырья и способности менять цвет настоя при добавлении в него кислоты, не интересны. Бывают, конечно, вкусные пурпурные исключения, мы о паре таких чаев, наверное, скоро даже ролики сделаем для «Чайного кругозора». Но, в общем и целом, пурпурные чаи с точки зрения вкуса совсем не стоят того внимания, которое к ним пытаются привлечь.

Purpose Purple Tea

И в этом смысле пурпурный чай в бутылочках — очень толковая бизнес-идея. Весь пурпурный маркетинг в данном случае можно использовать на полную катушку. Тут тебе и красивые фотографии плантаций, и рассказы о высоком содержании антоцианов, и намек на редкость и необычность сырья. Мало того, в случае с конкретным RTD-чаем весь этот маркетинговый эффект усугубляется необычным цветом напитка, который разлит в прозрачные бутылочки. И социальными проектами, которые ведет в Кении продавец чая и которые направлены на защиту кенийских женщин. Короче говоря, с маркетингом все прекрасно. А стандартная для пурпурного чая проблема со вкусом в случае с готовым к употреблению чаем вообще проблемой не является, Апельсину, кокосу, мяте и лимонной кислоте все равно, в какой чай их добавили.

Белый Пион с белым пионом

Мы тут немного поэкспериментировали с цветками пиона древовидного. Которые, как известно, бывают разных цветов и вкусно пахнут. Мы собрали два вида сырья: лепестки и цветки целиком. С лепестками все ясно, мы их просто высушили. А вот с цветками мы поступили чуть хитрее. Несколько цветков высушили целиком, но большую часть разделили на лепестки и тычинки и высушили их по отдельности. Таким образом, после всех сушильных процедур у нас два вида сырья превратились в три: сушеные цельные цветки пиона, сушеные лепестки пиона и сушеные тычинки пиона.

Белый пион с Бай Муданем. © Ольга Никандрова

Первый же эксперимент, который мы поставили, состоял в том, чтобы заварить белый чай Бай Мудань, название которого, как известно, переводится как «Белый пион», с лепестками белого пиона. Эта красивый, романтический и поэтический купаж получился совсем невкусным. Причем настолько невкусным, что не захотелось даже играть с дозировкой или еще как-то продолжать опыты. Нет — значит нет.

Бай Мудань с лепестками пиона, мятой, эстрагоном и розмарином. © Ольга Никандрова

Но эти же самые лепестки пиона с этим же самым белым чаем отлично сработали в сложной смеси с добавлением свежих мяты, эстрагона и розмарина. Получился яркий, сладкий и немного пряный напиток, каждый день такой пить, конечно, не будешь, но иногда — очень интересно.

Тычинки пиона. © Ольга Никандрова

Потом мы добавили в белый чай тычинки пиона. Тут сама идея ароматизации опять очень красивая, и вкус неплохой получился. Но именно что неплохой. Древесно-цветочные ноты — они таки не для белого чая. Поэтому мы взяли и добавили тычинок пиона в черный чай. В обычный ассам, как обычно. И вот тут уже все стало более или менее хорошо. Черный чай приглушил настырную цветочность пиона, а пион добавил черному чаю забавных древесно-камфорно-пыльных нот. Получилось немного похоже на чай со спиртовой настойкой женьшеня. Ну и внешне вкрапления золотистых чаинок в черный чай выглядит очень симпатично. Это рабочий рецепт, если у вас есть под рукой пионовые плантации и люди, готовые срывать с них тычинки, можно начинать делать запасы на зиму. Рецепт не для всех, но своих суровых поклонников, пожалуй, найдет.

Ассам с тычинками пиона. © Ольга Никандрова

Ну и, конечно, мы заварили сушеный пионовый цветок целиком и без чая в плоской чаше — так иногда поступают с цветами в Корее, у них там, правда, с пионами не густо, поэтому в дело идут какие-либо лотосы. И тоже получилось хорошо и красиво — пион плавает, а ты черпачком из чашки черпаешь и пьешь прозрачный пионовый напиток с легким душистым ароматом.

Заваривание цветка пиона. © Ольга Никандрова

Очень достойное занятие для июньского вечера.

«Чайная пыль» и обратная связь

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

У нас тут возникла острая потребность высказаться по поводу регулярных попыток выделить в чае категорию, аналогичную категории Speciality Coffee. И мы даже нашли в себе силы не сказать ни слова по поводу того, что в чае эта концепция исчерпала себя уже лет тридцать назад. И ни слова по поводу того, что основной причиной относительной упорядоченности Speciality Coffee по сравнению с чайным бардаком, является крайне ограниченный вкусо-ароматический диапазон кофе. Шесть разных колес вкуса только для основных стилей и только тайваньского чая как бы намекают. Так что мы попробовали описать явление и дать ему определение по возможности серьезно. Получилось не очень, не прикалываться по этому поводу можно только за деньги.

Ну а в следующем посте в нашем блоге мы затронем действительно серьезную тему, связанную с начавшимся сезоном сбора самых разных трав. Да! Не забывайте про наши тесты-тренажеры. Номер третий — к вашим услугам.

Спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!