Когда мы затевали цикл опросов «Чайная пыль русского чаепития», то намеревались, в первую очередь, выяснить, как в современной чайной жизни чувствуют себя основные маркеры традиционного русского чаепития. Результаты получились предсказуемыми — из нашего чайного обихода ушли самовары, разбавление заварки кипятком и питье чая из блюдца, кроме того, в повседневных чаепитиях кружки вытеснили чайные пары и стаканы.

Среди читателей нашего блога (и участников опросов) по понятным причинам преобладают люди, в той или иной степени погруженные в чай. И чтобы сбалансировать этот чайный перекос, мы запустили эти же опросы в нейчайных сообществах — с помощью друзей раскидали ссылку на опрос по группам жилых комплексов, родительским чатикам, студенческим и преподавательским сообществам, сообществам туристов-походников. И получили еще один набор результатов, полученных от обычных потребителей чая разного пола, возраста и рода деятельности.

Таким образом, в наших руках оказалось два блока ответов на одни и те же вопросы. Один блок был собран в сообществе с преобладанием «чайников». Другой — среди «нечайников». Первое, что мы сделали с этими блоками данных — это сбацали специальный тест, который (используя все те же старые вопросы про русские чайные маркеры) позволяет оценить степень персональной чайной деформации. Проще говоря, он сравнивает ваши ответы с ответами «нечайников» — и пока средний по больничке уровень совпадения «чайников» с «нечайниками» составляет 36%. Надо признать, коллеги, что мы довольно далеки от народа.

Ну и второе, что мы сделали — это сравнили ответы «чайников» с ответами «нечайников». Ну просто для того, чтобы разница между этими двумя достойнейшими ветвями человеческого древа была наглядной. И вот что у нас получилось.

«Чайники» гораздо реже разбавляют заварку кипятком — и это, в принципе, понятно. Приготовление чая, готового к употреблению без каких-либо дополнительных манипуляций — одно из первых «сокровенных знаний» начинающего «чайника».

Еще одним таким «сокровенным чайным знанием» является осознанный отказ от сахара — и в этом вопросе «чайники» тоже предсказуемо отличаются от «нечайников». Треть «чайников» категорически неприемлет сахара, ну и в оставшихся двух третях осознанными потребителями сахара можно считать только 13% — тех, кто добавляет его в завтраковый чай.

«Чайники» заметно чаще взаимодействуют с самоваром, причем их взаимодействие носит не только более регулярный, но и более естественный характер. «Нечайники» чаще используют самовар как предмет интерьера, коллекционирования, ремонта или изучения. А «чайники» просто их топят.

«Чайники» активнее, чем «нечайники» взаимодействуют с блюдцем. Среди «чайников», например, оказалось больше людей, который пили чай из блюдца когда-то давно. И даже есть люди, которые пьют чай из блюдца регулярно, хоть их и совсем мало. Но среди «нечайников» таких вообще не оказалось.

Лимон оказался «нечайниковской» фишкой. Нет, «чайники» тоже пьют чай с лимоном, но им для этого чаще всего нужны какие-либо дополнительные условия. Чай плохой, лимон хороший или простуда. А «нечайники» просто берут и пьют.

Зато «чайники» отыгрываются на варенье. Варенье оказалось одним из наших главных профессиональных маркеров. 15% чайников регулярно употребляют варенье с чаем в том или ином виде, 60% делают это время от времени. И только 16% «чайников» отрицают варенье. Среди «нечайников» таких отрицателей — почти четверть.

Совершенно предсказуемо «чайники» чаще «нечайников» практикуют особенные чаепития, а не повседневные. И очень сильно отличаются от «нечайников» характером этих повседневных чаепитий. Во-первых, для повседневных чаепитий «чайники» в почти 60% случаев выбирают черные чаи (их основной повседневный чай — какой-либо хороший черный из специализированного чайного магазина). Среди «нечайников» любителей черного чая только 40%, при этом почти 25% «нечайников» в качестве повседневного пьют зеленый чай. Вот что маркетинг животворящий делает.

Во-вторых, основной повседневной чайной посудой «нечайников» являются кружки — их используют 80% опрошенных. Среди «чайников» любителей кружек чуть меньше половины, при этом «чайники» охотно используют для повседневных чаепитий стаканы и пиалы. Ну и, наконец, для «чайников» повседневный чай — это чай «без ничего». А «нечайникам» непременно нужно что-то добавить в чай — чаще всего это сахар и/или лимон.

Чайный стол «чайников» и «нечайников» различается не то чтобы кардинально, но отличая между закусками к чаю двух описываемых групп граждан забавные. «Нечайники» больше всего любят конфеты. А «чайники» — варенье (мы там выше же писали, что варенье — это наше чайное всё). При этом варенье является самой нелюбимой закуской «нечайников» (если не считать свежие фрукты, конечно, культуру чайного потребления которых можно считать утраченной). Ну а «чайники» меньше всего любят сушки и баранки, что вполне объяснимо — заедать несладкий чай несладкой сушкой — это удовольствие уже для самых законченных эстетов.

Ну и самый неожиданный результат, конечно. Более 40% «нечайников» категорически отказываются совмещать чай и алкоголь. Среди «чайников» явных трезвенников всего 15%. Ну и «чайники», конечно, заметно разнообразнее в выборе вариантов совместного употребления чая и алкоголя — они чаще пьют чайно-алкогольные коктейли, чаще употребляют чайно-алкогольные гастрономические композиции и любят пить чай после употребления алкоголя. Опыт и эрудиция, чего уж там.

Итоговая картинка получилось такой. Среднестатистический «нечайник» избегает алкоголя, пьет чай из кружки, с сахаром и лимоном и заедает его конфеткой. А среднестатистический «чайник» пьет чай без добавок, ест варенье, топит самовар и охотно выпивает — и это даже круче медведя с балалайкой, если честно. При этом, если возвращаться к тому, с чего начиналась вся эта история с опросом, то есть к основным маркерам традиционного русского чаепития, то нельзя сказать, кто является их основным хранителем. «Нечайники» берегут традицию употребления чая с сахаром и лимоном. «Чайники» отвечают за самовары, черный чай, варенье и алкоголь. Мы все молодцы, короче.

Спасибо вам еще раз за ваше участие в опросах, коллеги. И хороших нам всем чаепитий!