Здравствуйте. Это «Чайные параферналии» — новостной и немного развлекательный проект сайта teatips.ru. Если вам больше нравится смотреть и слушать, чем читать, то вот видео-версия выпуска. Ну а если вы не против читать, то листайте!

Нечайный неклипер из Гонолулу

Дэн Болтон (Dan Bolton) — известный чайный журналист — опубликовал материал о красивом шотландском проекте, в котором пересеклись чай и парусники. Задумка у шотландских энтузиастов такая. Они реставрируют парусник Falls of Clyde, превращают его в образец экологичности и наглядное пособие, в 2025 году запускают его по классическому чайному маршруту из какого-либо исторического китайского порта в Лондон, возрождают гонки чайных клиперов, это мероприятие всем нравится и становится массовым, все это дело привлекает внимание к потреблению чая и чайные компании обретают счастье. Для того, чтобы это счастье наступило, нужно просто вложиться в ремонт парусника (там нужны копейки, миллионов тридцать долларов) и организацию гонок. Ну и еще, понятное дело, будут небольшие расходы на телеграммы — ну или на что там брал деньги у васюкинцев Бендер.

Falls of Clyde в Гонолулу. Wikipedia

Забавно, что возрождение гонок чайных клиперов предполагается начать с парусника, который не является ни чайным, ни клипером. Винджаммер (а это несколько другой класс судов) Falls of Clyde был построен в Глазго в 1878 году, возил разные грузы по всему белому свету, но при этом неизвестно, возил ли он чай. А в 1907 году парусник и вовсе был переделан в танкер. В 1968 году он стал судном-музеем, постепенно пришел в аварийное состояние и сейчас медленно разрушается в Гонолулу. Впрочем, неклиперность и нечайность Falls of Clyde — это не беда. В конце концов, самый знаменитый чайный парусник — Cutty Sark — на чайных маршрутах и в чайных гонках проявил себя не очень. Но все равно стал одним из символов чайно-парусной торговли, будоражил умы нескольких поколений мальчишек всех возрастов, изображен на этикетке виски, его именем одно время называлась регата больших парусников, он успел сгореть и восстановиться и вообще красавец.

Что же касается шотландского проекта, то ему, конечно, можно пожелать всяческих успехов. И обратиться пока к реальным парусным гонкам.

Чайный парусный маршрут

Чайный маршрут (Tea Route) — это морской маршрут из Гонконга в Лондон вокруг Африки. Он немного короче знаменитого чайного гоночного маршрута из Фучжоу в Лондон, но парусных гонщиков это особо не волнует. Время от времени очередная команда на очередном скоростном паруснике берет и ставит рекорд прохождения этого маршрута. С небольшой командой (5-6 человек) и без груза чая, конечно, — хотя чай на борту парусников, наверняка, присутствует.

Азиатский тур тримарана IDEC Sport

В 2018 году команда тримарана Maserati Multi 70 под руководством Джованни Сольдини (Giovanni Soldini) прошла чайный маршрут за 36 дней. В февраля 2020 года этот рекорд был побит командой тримарана IDEC Sport под руководством Франсиса Жуайёна (Francis Joyon), они прошли маршрут за 32 дня. Интересно, что современные парусники проходят чайный маршрут в три раза быстрее чайных клиперов — хотя, конечно, такое сравнение совершенно некорректно. И маршрут немного короче, и груза нет, и современные парусники совсем другие, чисто спортивные. Но они тоже, конечно, очень красивые.

Boba Hot Pot

Когда мы собирали информацию о разных вариантах молочного чая (Bubble Tea, Boba Tea), то совершенно упустили из виду такое странное явление как Boba Hot Pot. Это такая вариация на тему хого, сябу-сябу или фондю, только готовятся прямо на столе не овощи или что-то там в расплавленном сыре, а молочный чай со всякими добавками. В каноническом варианте Boba Hot Pot готовится в хого, трепанированном китайском самоваре, куда вываливаются всякие разные наполнители — желе, кусочки фруктов, тапиоковые шарики — и все это дело заливается чаем с молоком. Ну а потом каждый участник застолья специальным черпачком набирает себе в миску «чайного супчика» с предпочитаемыми наполнителями. Выглядит страшновато, конечно, но если к миске с таким Boba Hot Pot добавить овершейк в качестве десерта, то чаепитие получится стилистически безупречным.

Boba Hot Pot

Бутерброд с чаем и чайные машины

Ну и раз уж речь зашла о чайных перверсиях, грех не вспомнить проект Teabrary, который работает в Сингапуре, Китае, Мьянме, Камбодже и на Тайване. Нас этот проект привлек чайными сэндвичами — они называются Toasteas и включают в себя какой-либо чайный компонент. Горчицу с зеленым чаем, васаби с улуном или там майонез с ассамом. Но оказалось, что чайные бутерброды — не единственная любопытная фишка Teabrary. У них форматная чайная карта — ну то есть в ней представлено несколько серий чайных напитков, а каждая серия, в свою очередь, состоит из нескольких конкретных позиций. Ну так вот, у них там есть серия Teapresso и серия Specialty. Teapresso — чаи с молоком, заваренных по эспрессо-принципу в специальной рожковой чайной машине. А чаи Specialty завариваются-выжимаются в специальной центрифуге, которая делает 28500 оборотов в минуту.

Teabrary Toasteas

Любопытный, на самом деле, подход к чайной механизации. Основная проблема которой, как известно, состоит в том, что руками чай заварить легче. Если заваривать чай обычным способом. А вот если чайные машины изначально использовать не для обычного заваривания чая, а для приготовления разных чайных напитков, может получиться интересно.

Самоварная чайная пыль

Примерно треть участников опроса сахарной «Чайной пыли» категорически не приемлют сахара в чае — что вполне понятно и предсказуемо. Наш новый опрос посвящен, пожалуй, самому яркому русскому чайному символу — самовару. И мы будем признательны вам за ваше чайно-самоварное мнение. Вот ссылка.

Ранний сбор чая в Южной Корее

Установившаяся в чайной Южной Корее теплая погода позволила в этом году начать сбор чая раньше обычного. Обычно первый сбор чая в Корее (он называется у-чон, ujeon, 우전) начинается в середине апреля. В некоторых регионах, в Хадоне, например, иногда собирают чай так, чтобы успеть до 4-5 апреля, как и в некоторых областях Китая. Но в общем и целом основная чайная работа начинается в районе 20 апреля. А в этом году вот начали пораньше, и в Хадоне, и на острове Чеджу… Мы лет пять назад написали статью и сняли ролик про феномен корейского чая — и они почти не потеряли актуальности. Но и свежая корейская чайная информация нам тоже время от времени попадает в руки.

Корейские чайные тенденции и частности

Корейский журнал Hotel&Restaurant опубликовал серию материалов о состоянии чайного рынка и чайной индустрии в Южной Корее (раз, два, три). Сразу отметим, что чая в Корее, с одной стороны, потребляется достаточно много и его потребление стабильно растет — доля чая в общем потреблении напитков составляет в Корее 13% (30% — кофе, 19% — газировки). А с другой стороны, чая в Корее потребляется очень мало и его потребление постоянно падает.

Тут вот какая заковыка. Как и во многих других культурах, в Корее под чаем понимаются любые безалкогольные напитки из растительного сырья, не получившие самостоятельной идентичности. И в статистику попадают все эти напитки, включая чай в бутылочках, потребление которого растет особенно быстро и тянет вверх общую статистику. При этом в Корее разные травяные, фруктовые и прочие чаи тотально доминируют над напитками, приготовленными из камелии китайской. Потребление же классического чая (большей частью — зеленого) ничтожно, часто привязано к ритуалам и в среднем составляет одну-две чашки в неделю на человека. И еще оно постоянно снижается — за последние годы оно упало примерно в два раза.

Зеленый чай из Хадона (Корея), апрельский сбор (у-чон).
Зеленый чай из Хадона (Корея), апрельский сбор (у-чон). © Ольга Никандрова

Тотальное доминирование нечайного чая над чайным стало причиной любопытного нюанса корейского чайного потребления. Практически вся оздоровительная репутация чая проходит мимо чая из камелии и тянет вверх потребление травяных и фруктовых чаев. Что, в принципе, даже разумно — совокупное оздоровительное действие всего множества травяных чаев всегда будет более выраженным и широким, чем оздоровительное действие классического чая. Интересно также, что среди корейцев до 30 лет зеленого чая больше пьют женщины, а среди корейцев старше 30 лет — мужчины, причем с увеличением возраста разрыв в пользу мужчин увеличивается. С учетом очень небольших объемов потребления зеленого чая в Корее такой любопытный гендерно-возрастной расклад может быть связан даже с совершенно незначительными особенностями корейской жизни. Например, с тем, что среди монахов больше мужчин — а многие монастыри в Корее работают с чаем. Но это так, гипотеза, конечно.

Что касается производства чая в Корее, то там тоже есть две любопытных тенденции. Во-первых, корейское чаеводство проникает в новые регионы страны, например в Ульсан и в провинцию Кёнсан-Пукто. Во-вторых, общая площадь занятых под чайные плантации земель в Корее в последние годы постоянно снижается, снижается и количество фермерских хозяйств, занимающихся чаем. При этом производство чая постоянно растет, в 2019 году объем производства чая в Корее достиг 5000 тонн. Это много для Кореи, много по сравнению, например, с Россией (у нас в год производится примерно 400 тонн чая) — но вообще конечно, слезы. Даже меньше, чем в Зимбабве.

Проникновение корейского чая (именно чая и в виде напитка) на международный рынок носит точечный характер — но иногда эти точки бывают очень заметными. Так, например, корейские чаи были одними из флагманов проекта Teavana в тот короткий период, когда эта сеть магазинов уже принадлежала Starbucks, но еще занималась полноценной чайной торговлей, а не превратилась в бренд бутилированного чая. В настоящее время корейские чаи по-прежнему можно найти в Starbucks — но, похоже, только в самой Корее. Зато там у них все хорошо. В корейских кафешках Starbucks потребление чая растет примерно на 20% в год.

Корейский чай в корейском Starbucks. The Korea Herald

Ну и, конечно, главной фишкой корейской чайной культуры является нетрадиционное использование чая. Который добавляют в разные продукты питания, из которого делают всякую еду и необычные напитки (например, спиртные) и который активно используется в косметической индустрии. Например в ассортименте компании Osulloc, которая работает с промышленными плантациями острова Чеджу (Jeju), более двухсот разных чайных продуктов. Среди них, конечно, есть и обычный чай и всякая посуда — но и разных чайных спредов, масок, кремов для рук и прочих намазок на кожу и хлебушек тоже хватает. Кроме того, Osulloc поставляет чай куче корейских косметических компаний (продукцию некоторых и у нас можно купить), у них есть чайный музей — и вообще эта компания сделала чай одной из главных фишек острова Чеджу.

Использованием чая нетрадиционными способами очень любят заниматься небольшие корейские чайные проекты. Берем, навскидку, проект  DA’O Tea Food, который работает в Хадоне. Его владелец ведет радостный чайный инстаграм, у проекта есть ресторан «Магия чайного листа», в котором охотно подают разную чайную всячину. Ну и магазин, конечно. В котором можно купить экстракт из цветков чая, чайные мыло и шампунь, соусы, уксусы, ликеры и разные прочие съедобные жидкости из чайных листьев и чайных цветков, чай сам по себе и конечно, масло из чайных семян. Причем именно из камелии китайской, а не камелии масляничной (Camellia oleifera), масло из семян которой чаще всего продается в бутылках с надписью «чайное масло».

Короче говоря, корейский чай — эта такая замечательная штука, которой можно помыться, почистить зубы, заправить салат и немного подлечиться. Ну и как напиток он тоже вполне себе хорош. Очень жаль, что его так мало.

Двойная обжарка против запаха водорослей

Кстати, об острове Чеджу. Это вообще очень интересное с чайной точки зрения место. Сам остров небольшой и вулканический. Поэтому чайные кусты там растут на вулканических почвах и на воде, которая набирается в этих почвах разных минеральных веществ — ну то есть изначально неслабо нагружены интересной терруарностью. Так их еще и влажный морской воздух обдувает. Вода, почва, морской ветер и прочие терруарные факторы приводят к тому, что в чае с Чеджу может проявляться заметный тон водорослей. Чайные ценители и коллекционеры его ценят, а вот продуктам, рассчитанным на массового потребителя, этот тон водорослей мешает. Вот не так давно наши корейские коллеги задумали выпустить линейку зеленого бутилированного чая с Чеджу, причем высокого уровня, способного конкурировать с японскими зелеными чаями в бутылочках — и вынуждены были придумывать способ, как от этого тона водорослей избавиться. Помогла двойная обжарка чайных листьев. Тон водорослей трансформировался в пикантные вкусовые нотки, вкус продукта стал приемлемым для массового рынка, но сохранил оригинальность. «Все счастливы, никто не виноват».

Эпический чайный мюзикл

12 апреля в Китае состоялась премьера мюзикла «Чайная церемония: Вселенная одного листа» (茶道:一叶乾坤), который в китайских новостях называют «эпическим». Главный герой мюзикла видит сон, в котором переживает всю историю чая, начиная с его возникновения как растения и заканчивая распространение чая по всему белому свету. И осознает все аспекты чая, начиная от его вкуса и аромата и заканчивая той ролью, которую он уже сыграл и еще может сыграть в жизни отдельных людей и целых цивилизаций. Вот пара роликов (раз, два), в которых есть фрагменты мюзикла — получить по ним сколько-либо адекватное представление о мюзикле невозможно, но посмотреть интересно.

Фрагменты мюзикла «Чайная церемония: Вселенная одного листа». www.xinhuanet.com

В этом году, кстати, в китайском культурном и информационном пространстве чайным месяцем, судя по всему, будет не только апрель, но и май. Китайцы активно готовятся к 21 мая, к Международному дню чая, который в этом году планируют на всю катушку использовать для продвижения китайского чая и чайной культуры. Если в ходе этого продвижения появится что-то особенно интересное, мы об этом интересном обязательно расскажем.

Чайный попкорн

В генмайче — чае с рисом — как известно, иногда попадаются «взорвавшиеся» зернышки риса, этакий «поп», но не «корн». Ну, собственно, если попкорн, хоть и рисовый, может быть в чае, то почему бы не добавить чай в попкорн. Для этого, правда, попкорн нужно будет приготовить самому, во-первых потому, что готовый чаще всего продается уже с вкусовыми добавками. Во-вторых, потому что к свежему попкорну все лучше пристает.

Чайный попкорн. © Ольга Никандрова

Техника приготовления очень простая. Нужный чай смешивается с солью, смалывается в кофемолке и полученный порошок, в свою очередь, смешивается с свежеприготовленным попкорном. Просто протряхивается в стакане. Мы пробовали Лунцзин, шу-пуэр, шэн-пуэр, Сяочжун, матчу и Цзинь Цзюнь Мэй. Ключевой момент в рецепте — подбор дозировки чая, важно не переборщить, будет невкусно и пыльно. Подбирать, конечно, нужно самостоятельно, здесь все по вкусу. На фотографиях, кстати, чая перебор — это наши первые опыты. Такой «попкорн с перебором» можно просто разбавить чистым — получится и красиво, на вкус помягче.

Попкорн с матчей. © Ольга Никандрова

Получается простая и забавная штука, черные чаи нам понравились больше всего. И да, если решитесь наш опыт повторить, делайте сразу несколько видов чайной попкорна, так интереснее. Ну и надо будет с чагой попробовать, конечно.

Обратная связь

Если не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Это был двадцатый выпуск «Чайных параферналий» — подборки всякой занимательной чайной всячины. Не забывайте про наш блог «Путевые заметки чайного клоуна». В его прошлом посте мы сказали несколько слов о потребительской чайной этике. А в следующем посте речь пойдет о тизерах — формате подаче закусок к чаю, который мы начали использовать несколько лет назад.

Спасибо за внимание!