Вопросы сертификации

Когда-то я написал цикл материалов о том, как стать чайным сказочником, экспертом, клоуном и гуру. И там, в тексте про гуру, я, среди прочего, отметил, что у чайного гуру должна быть своя точка истерики. Ну то есть такая тема или слово, от которого у гуру резко меняется эмоциональный настрой и он начинает вещать и верещать. Начинающие гуру очень любят терминологический нацизм, перевозбуждаясь от неправильных ударений, неправильного произнесения китайских или японских слов или смешивания понятий «окисление» и «ферментация» — но это, конечно, детский сад, штаны на лямках. Уважающий себя гуру оперирует истериками серьезными.

Я, конечно, не настоящий гуру — но элементы гуру-подхода к чаю мне не чужды. И  свой гуру-жупел у меня тоже есть. Даже два: стандартизация и сертификация. О том, какая это все фигня и шляпа, я готов рассказывать без конца. Вполне допуская при этом, что все мои выступления носят исключительно компенсаторный характер. Ну то есть если бы сертификацией и стандартизацией занимался бы я лично, то это, конечно, были бы правильные стандарты и сертификаты. А все их критики были бы дураками и завистниками… Размечтался, извините.

Кенийское правительство рекомендовало кенийским чайным фермерам не связываться больше с сертификацией Rainforest Alliance, потому что, если все сильно упрощать, это дорого, а толку никакого.

Я позволю себе напомнить, что парадная идея Rainforest Alliance состоит в том, чтобы разного рода продукция проходила сертификацию, подтверждающую, что эта продукция — например чай — производится так, что всем хорошо. В первую очередь — окружающей среде. Именно поэтому сертифицирующая организация и называется Rainforest Alliance, и на логотипе у нее зеленая лягушка. Все это как бы намекает, что если у чая есть такой сертификат, то при его производстве и тропические леса не пострадали, и все лягушки остались довольны. И еще вчера квакали.

За тем, чтобы хорошо было не только лесам и лягушкам, но и производителям продукции, следит другая организация — Fair Trade. У нее, вроде как, еще и аналоги есть — но тут я уже не очень компетентен. За безопасность продукции отвечают органические сертификаты. За соблюдение конфессиональных правил тоже есть кому следить — короче говоря, при желании чайную пачку можно обвесить сертификационными лейбаками как новогоднюю елку фантиками.

Вся эта сертификация, конечно, сугубо добровольная. И, обычно, платная. Но в рамках парадной концепции предполагается, что дополнительные расходы на сертификацию, которые несет производитель, например, чая, этот самый производитель компенсирует за счет потребителей. Которые, конечно, с радостью переплатят за чай с сертификатами. Ибо этика.

На презентационном уровне идея эффектная. Но вот в реальности с ее реализацией возникли некоторые сложности.

Довольно быстро выяснилось, что потребители, в том числе и в самых развитых странах, действительно предпочитают сертифицированные разными этическими организациями продукты несертифицированным — но только до тех пор, пока они не становятся дороже. Или пока потребители занимаются демонстративным потреблением. Когда сертифицированные товары становятся дороже обычных, начинаются разные нюансы. Не, за них переплачивают, в итоге — но не так охотно, как в концептуальных презентациях. И когда никто не видит, дома, например, люди совершенно спокойно заменяют этичный и транспарентный кофе на «три в одном» и без всяких сертификатов. А органический чай без кофеина — на дешевые чайные пакетики. Переплачивать за которые никто не собирается — потому что на то они и дешевые.

Таким образом, схема, при которой фермеры сначала вкладываются в сертификацию, потом продают свой чай дороже, потому что на него спрос выше, оказалась не очень выгодной. Вернее выгодной — но не для фермеров.

Сертификация, если нужно, легко превращается в шикарную кормушку и в циничную систему выкручиванию рук мелким фермерам. Которые, если речь идет о чае, очень часто жестко привязаны к крупным покупателям чайного листа. И эти закупщики, например, могут упереться рогом и требовать либо сертифицировать чай, либо снизить закупочную цену на него. Вынуждая фермера или платить сертификационной конторе, или продавать чайный лист дешевле. При любом раскладе фермер несет убытки, а с прибылью остаются или крупные закупщики, или разные общественные организации. И все это — под очень благовидной шапкой заботы об окружающей среде или еще о чем-то таком безусловно важном.

Ну вот, собственно, примерно с таким раскладом и столкнулись кенийские фермеры. Сертификация того же Rainforest Alliance довольно дорогая — для небольшого хозяйства она может составлять 3000 долларов США. И ежегодная. И бонусов, как оказалось, не дает. Вот кенийское правительство и рекомендует фермерам от нее отказаться.

Скорее всего, все эти рекомендации, равно как и доведенная до прессы информация о них, являются частью какого-то большого торга. В котором чайным фермерам отведена роль статистов и кормовой базы. На это указывает, например, сообщение о том, что кенийское правительство не только порекомендовало фермерам отказаться от сотрудничества с Rainforest Alliance, но и объявило о намерении создать свой собственный сертификационный орган.

Стандартизация и сертификация, которые ты можешь прицепить к солидным товарным и денежным потокам — это очень выгодно.

Графеновый прогрев

Китайские ученые поставили серию экспериментов по прогреву улунов и темных чаев на графеновой пленке. У них там все, как водится, получилось — при прогреве в боксе из графеновой пленке в чае усиливаются цветочные, древесные и фруктовые ароматы — и я не уверен, что в этом смысле графеновый прогрев сильно отличается от какого-либо другого. 

pmc.ncbi.nlm.nih.gov

Но сам прогрев на графеновой пленке — это красиво, конечно. Графеновая пленка, напомню, часто используется для того, чтобы сделать теплый пол или что-то в этом роде. Так что если ее закатать под лист нержавейки, то можно получить многофункциональную поверхность для чайного бара. Которую можно использовать и как простой стол из нержавейки, и как поверхность для обжарки чая на глазах у изумленной публики. Это будет гораздо эффектнее, как мне кажется, чем использование компактной электрохунбэйницы.

Приличная девушка и два чая

Так как у меня китайские новости отбираются тупо по наличию в них иероглифа 茶, мне в эти подборки часто попадают новости совсем не чайные. Ну потому что чай в китайскую культуру интегрирован давно и надежно — и, конечно, давно и не менее надежно обосновался в разных идиомах.

Ну и вот, стало быть, на днях мне в ленту пучком упали новости, в которых позиция каких-то властей по какому-то вопросу была описана фразой «пытаются выпить сразу два чая». По смыслу материалов было понятно, что фраза эта является полным аналогом нашего «усидеть на двух стульях» и прочим елкам и поцарапанным задницам — но захотелось разобраться.

Нефритовая роса. Зеленый чай из Эньши (Хубэй, Китай). © Ольга Никандрова
Нефритовая роса. Зеленый чай из Эньши (Хубэй, Китай). © Ольга Никандрова

Насколько я смог понять, эталонной китайской формулировки про попытку выпить сразу два чая не существует. Но есть как минимум два более или менее устойчивых выражения. 吃两家茶礼 (Чи Лян Цзя Ча Ли, пить чай на двух чаепитиях) и 一女不喝两家茶 (И Ню Бу Хэ Лян Цзя Ча, одной женщине не следует пить чай в двух домах).

Оба они связаны с чайными традициями, сопровождающими сватовство. Таких традиций, на самом деле, вагон и маленькая тележка. И не только в Китае. Но так или иначе в этих традициях присутствуют семейные визиты. Иногда — обоюдные. Ну и вот значит ежели семья невесты пришла посмотреть на семью жениха, то потенциальной невесте во время такого визита подают чай. И если она его принимает и пьет, под испуганным взглядом жениха из-за занавески, то это согласие и конец холостой жизни.

Таким образом, если девушка пьет чай в двух семьях, то это означает, что она отвечает согласием на предложение сразу двух семей и готова осчастливить сразу двух мужчин. Чего, конечно, приличной девушке делать не следуют, ибо счастье неделимо — отсюда и пословицы.

Ну и надо понимать, конечно, что если одной девушке не следует пить чай в двух домах, то двум девушкам не следует пить чае в четырех домах, а трем — в шести. Чистая арифметика, все дела.

А еще интересно, что если бы эти устойчивые выражения были бы не китайскими, а, например, азербайджанскими, то они переводились бы примерно как «одной девушке не стоит подавать чай с сахаром двум мужчинам» или что-то типа того. В Азербайджане чайные сватовские традиции построены на том, что если семье потенциального жениха, пришедшей с серьезными намерениями к семье потенциальной невесты, подали чай с сахаром, то все сладится. А если без сахара, то никаких шансов. 

Потому что нечего сахар впустую переводить. Калории должны оставаться в семье.

Гид как защитник от туристов

Коллеги из Global Japanese Tea Association подготовили обзор японских чайных новостей за прошедший май. И там, среди стандартных вестей с японских полей, фабрик и аукционов, есть две чудесных новости общего культурного плана.

В Сидзуоке объявили набор гидов для проведения чайных экскурсий. С бесплатной и разноплановой программой подготовки. Обычное, вроде, дело — туристы на чайные плантации едут, надо их организованно и качественно развлекать, все, как обычно. С одним небольшим нюансом. В презентации программы подготовки гидов сообщается, что эти гиды нужны, кроме всего прочего, еще и для того, чтобы туристы чайных фермеров не отвлекали. У фермеров на плантациях и так забот выше головы, а тут еще и туристы с дурацкими вопросами. Ну а теперь вот принимать на себя первый туристический удар будут специально подготовленные люди.

Я думаю, фермеры очень быстро без туристов заскучают. Так всегда бывает — сначал ты изнемогаешь от интенсивного и несвоевременного общения. А потом, когда от него избавляешься, тебе начинает его не хватать.

Защита видов на Фудзияму

В японском городе Фудзи, название которого как бы намекает на близость к Фудзияме, как оказалось, есть добровольное общество защиты шикарных видов на гору.

Там, значит, вот какая история. В городе Фудзи есть чайные плантации с особенно привлекательным видом на Фудзияму. Вид этот ценится, во-первых, потому что гора и чай — это прикольное сочетание. А во-вторых, потому что на чайных плантациях нет никаких проводов — и гору можно красиво фотографировать, в первозданной, так сказать, красоте.

В прошлом за этими чайными плантациями ухаживали владельцы, но в какой-то момент посадки чая оказались бесхозными. И тогда, чтобы красивый вид не был утрачен, за этими плантациями начали присматривать местные волонтеры. Не из чайных, а из чисто эстетических соображений. Чтобы можно было продолжать делать красивые фоточки с Фудзиямой.

Следом за волонтерами к сохранению парадного вида подключились власти и бизнесы — и сейчас там все хорошо и красиво. В год чайные плантации с видом на Фудзияму посещает около 60 тысяч туристов, весной там проводится чайный фестиваль…

Я, кстати, никогда не слышал о чае с этих плантаций. Не сомневаюсь, что он есть — просто на глаза не попадался.

Чайникландия

Я уже несколько раз рассказывал в новостях о разных коллекциях причудливых чайников. Ну то есть таких чайников, которые скорее декоративны, нежели практичны — как в британском музее Teapot Island. Или даже чайников с расширенной функциональностью, как у вейёз-тейеров. Я специально за такими проектами не слежу — к декоративным чайникам я, большей частью, равнодушен. Но время от времени они просто попадаются на глаза — и тогда я, конечно, не прохожу мимо…

В Москве, оказывается, с 2021 года работает музей «Чайникландия». В нем полторы тысячи заварников — и акцент в экспозиции сделан на чайниках причудливых форм и расцветок. Там есть, например, чайник с семью носиками, при взгляде на который сразу хочется спросить «Валико, что она хочет?»  И чайник в форме кофемашины. И чайник с куполами. И с покушением на Ленина… Хорошая коллекция, короче.

«Чайникландия»

А еще в «Чайникландии» проводят разные мероприятия, в том числе и для школьников. И дегустации чая. И чаем там вовсю торгуют — явно от какого-то добротного немецкого поставщика. Короче говоря, для знакомства с чаем и чайниками в диснейленд-стиле место просто отличное.

Дядя Лёша, спасибо за наводку.

Микропрививка и зимостойкость чайных кустов

В научных новостях наткнулся на работу китайских ученых, в которой они отчитываются о своих экспериментах по улучшению морозостойкости саженцев чая посредством микропрививки сортовых привоев на разные подвои. Микропрививка — это обычная прививка, только маленькая. Ну то есть не полноценная веточка прививается к такому же по диаметру подвою или вообще пара привоев в расщеп прививаются к небольшому пеньку или обрезанной скелетной ветви. А верхушка или фрагмент молодого и, возможно, неодревеневшего побега чая прививается к совсем молодому подвою — буквально недавно проросшему из семечка.

bmcplantbiol.biomedcentral.com

Я напомню, что основным способом размножения сортовых чайных растений является черенкование. Которое позволяет сохранить сортовые признаки материнского растения. При половом размножении — семенами — эти признаки частично утрачиваются. У черенкования при этом есть и недостатки — полученные таким способом растения менее жизнеспособны, чем растения, выросшие из семян.

bmcplantbiol.biomedcentral.com

Прививка сортовых привоев на подвои, выращенные из семян, является компромиссным решением. Жизеспособный подвой делает составленное из двух частей растение более устойчивым к разным напастям. А сортовой привой обеспечивает растению нужные характеристики. Если вдаваться в детали, то, конечно, подвой немного влияет на привой — но в первом приближении этим влиянием можно пренебречь.

Прививка сотовых привоев на устойчивые к филлоксере подвои в своем время спасла европейское виноделие. В плодовом садоводстве прививка используется сплошь и рядом. Причем я еще помню те времена, когда этим занимались садоводы-любители, а не только питомники. Мы вот, например, в лесу дички яблонь присматривали, пересаживали их в сад и потом, после надежного укоренения, спиливали до пенька, потом два черенка в расщеп… впрочем, я об этом рассказывал уже.

Чай тоже можно прививать — однако широкого распространения такой способ размножения сортовых растений не получил. В принципе, и с черенкованием тоже все неплохо выходит — чего напрягаться-то. Я как-то лет двадцать назад интересовался у тайваньских коллег, прививают ли они чай. И они мне ответили что-то типа «так-то можем, а нафига».

bmcplantbiol.biomedcentral.com

Впрочем, это было давно. Сейчас прививка чая, хоть и не используется широко в реальном хозяйстве, но достаточно внимательно и последовательно изучается. Вопрос «а нафига» уже не стоит. Для того же повышения зимостойкости прививка — вполне рабочий метод. Вот китайские ученые его и изучали. Ну а то, что они исследовали именно микропрививку, объясняется, как мне кажется, банальной рациональностью. Прививка на ранних стадиях развития подвоя и привоя должна сокращать продолжительность работы с саженцем.

У них там все получилось. Они и связь между диаметром семян и приживаемостью привоев выявили (к подвоям, пророщенным из крупных семян, привои приживаются лучше), и холодоустойчивость привитых растений подтвердили. Там под ссылкой еще куча деталей и картинок, если кому интересно, милости прошу.

Ну а мне уже месяц не дает покоя вот какой вопрос. Если взять взрослый зеленый чайный куст и привить не некоторые из его ветвей альбиносные и антоциановые побеги с соответствующих чайных кустов, что получится? Сохранят ли привои свой незеленый цвет? Существуют же бесхлорофильные формы кактусов, которые растут как раз привитыми на зеленые подвои. Может, такое и с чаем сработает?

С учетом сезонности проявления альбиносности и антоциановости шансы на получение разноцветного чайного куста невелики. Но если бы у меня была возможность, я бы такой прививкой непременно занялся бы.

Рис с генами чая

Китайские ученые озадачились выведением сорта риса с высоким содержанием катехинов. Они сделали к этой задаче подводку в стиле «катехины полезные, они есть в чае, но в чае есть еще и кофеин, от него побочные эффекты, давайте сделаем рис с катехинами, он будет без кофеина, его едят много — и всем будет катехиновое счастье». Все это, конечно, немножко странно. Но научных работ без обоснования не бывает, формат такой. А рис как источник катехинов без кофеина — обоснование не хуже прочих.

Впрочем, это все не важно по сравнению с тем, что при выведении сорта катехинового риса китайские ученые использовали геннные технологии. И, грубо говоря, ввели несколько чайных генов, ответственных за синтез катехинов, в рис. И таки получили рис с высоким содержанием катехинов. Причем накапливаются эти катехины в самом зерне, а не в оболочке — ну то есть после шлифовки такой рис сохраняет свою катехиновую привлекательность.

onlinelibrary.wiley.com

Он, этот генно-модифицированный в чайно-катехиновом направлении рис, правда, мелким получился. Но это, как вы понимаете, уже не очень важно. Вот ссылка на английскую статью об этом исследовании, а вот — на русскую. 

Ледяной московский чай

В Москве с 1 июня по 14 сентября будет работать фестиваль «Ледяной московский чай». Тут так и хочется сказать «опять» — потому что чайные фестивали в Москве идут практически без перерыва. Это, на самом деле, хорошо — но я, наверное, перестану рассказывать о каждом мероприятии, проходящем под зонтичным брендом «Московское чаепитие». Если только там не учудят что-то экстраординарное. Там сейчас все развивается более или менее предсказуемо — у московского чаепития уже появился свой дизайн-код и формальный фирменный чайный напиток. 

Пока это достаточно искусственные явления. Для того, чтобы на их основе были созданы живые форматы, являющиеся, на мой взгляд, высшим уровнем развития потребительской чайной традиции, необходимо активное творчество московского общепита, довольно много времени и последовательных усилий со стороны организаторов всей этой движухи. Если все сложится удачно, лет через пять-десять московское чаепитие из явление декларативного и фестивального разовьется в самостоятельную и постоянно развивающуюся традицию.

Ну а сегодня — анонс «на посошок». В «Ледяной московский чай» впишутся более 500 московских заведений. Основой всей этой движухи будут, конечно, холодные чайные напитки. Которым уже сочинили маркетинговую легенду. На сайте фестиваля пишут, что летом именно холодные чайные напитки были основой московской питьевой культуры.

Никогда не задумывался о том, был ли в дореволюционной России популярен ледяной чай. Немного сомневаюсь. При оказии уточню. 

100 лет индийскому чаю на Тайване

Ну и еще одна новость короткой строкой. На Тайване на днях отметили столетие появления на острове индийского чая. Которое, говорят, случилось в 1923 году — немного больше, чем сто лет назад. Но такие мелочи как два года, конечно, никого не волнуют. И да, под появлением индийского чая понимается появление чайных растений, а не готового индийского чая.

www.cna.com.tw

Я напомню, что тайваньские специалисты на основе завезенного из Индии материала селекционировали сорт чайного куста TTES#8. Этот культивар не так известен, как тайваньские культивары-флагманы. У него даже коммерческого названия считай что и нет — если его хотят как-то красиво назвать, то просто называют Assam. Однако в ассортименте тайваньских чайных компаний черный чай из TTES#8 встречается. И часто бывает гораздо более ассамистым, чем многие индийские ассамы. Я уже как-то говорил недавно, что лучший Ассам, который я пил за последние несколько лет, был тайваньским.

Работа с формой чашки

Очередные кофейные коллеги решили поэкспериментировать с восприятием напитка, употребляемого из посуды разной формы.

Периодически такого рода проекты появляются и в кофе, и в чае — не говоря уже о вине, где дегустация одного вина из бокалов разной формы является одним из традиционных развлечений. Кажется, эту фишку довели до полноценного презентационного формата в Riedel — но тут я не уверен. В чае мне навскидку вспомнилась коллекция из трех чашек Tea Passion от Villeroy & Boch — там были отдельные чашки под зеленый, черный и белый чай. Сейчас этой коллекции в продаже уже нет, что немного огорчает, потому что чашки там были симпатичными. И фарфоровыми.

За кофе я давно специально не слежу, но когда следил, то тема влияния формы, размера и материала чашки на впечатления от напитка проходила по разряду мультисенсорного восприятия. И периодически появлялись проекты, которые предлагали чашки, изготовленные в соответствии с этой мультисенсорной концепцией. Как правило таких проектов хватало на одну-две выставки, после этого они благополучно уходили со сцены. Ибо всем пофиг. Ну в том смысле, что специалистов, которые реально интересуются такими нюансами восприятия, ничтожно мало. И они сами себе подберут чашки, банальным перебором. А для массового рынка любая специализация — это усложнение. Которое современного потребителя обычно пугает.

Упомянутый же новый проект — он называется 2-WayCup — интересен как раз попыткой совместить специализацию с простотой. Они делают асимметричные относительно центра чашки. Как бы склеенные из двух половинок. И еще красят эти половинки разными цветами, чтобы не перепутать. Разная форма различных краев чашки как бы закидывает напиток на разные участки языка, меняя, таким образом, восприятие кофе. Или чая — о нем они тоже в своих презентациях говорят. 

2-WayCup

Проект работает с 2022 года. Рынок он, конечно, не порвал. Но и не схлопнулся, вроде. Так что может в таких двухцветных асимметричных чашках что-то и есть, кроме презентационного потенциала. Который, конечно, очень высок.

Чайная делянка в Индийском ботаническом саду

Из Индии пришла новость о восстановлении чайной делянки в ботаническом саду имени ачарьи Джагдиша Чандры Боса. Этот ботанический сад был основан в 1787 году британцами и раньше назывался просто Индийский ботанический сад или Ботанический сад Калькутты.

Индийский ботанический сад задумывался, в первую очередь, как опытная площадка для оценки перспектив выращивания в Индии разных полезных растений. Там экспериментировали с корицей, опунцией, финиками, табаком, кофе и, конечно, чаем. Говорят, что эксперименты с чаем начались в ботаническом саду в 1823 году, были удачными и сыграли существенную роль в запуске индийского чайного проекта. 

Впоследствие чайные посадки в ботаническом саду были утрачены. А теперь вот их возродили — на основе кустов из Дарджилинга и Дуары. Завезли 500 саженцев, три четверти из них прижились — и теперь чайные кустики радуют ботанический глаз на небольшом склоне недалеко от большущего баньяна.

timesofindia.indiatimes.com

Любопытно, кстати, что самая известная персона в ранней истории индийского чая — Роберт Форчун, тот самый, который предпринял несколько экспедиций в Китай за посадочным материалом чая и чайными технологиями — отнюдь не являлся пионером индийского чаеводства. Он посещал Китай в период с 1846 по 1862 год. А эксперименты с чаем в том же Ассаме начались на двадцать лет раньше. Что, впрочем, никак не умаляет заслуг Форчуна. Такие большие проекты, как индийский чайный, складываются из усилий множества людей, большей частью не очень заметных. Ну а кто-то становится персоной-символом. Иногда совершенно заслуженно, иногда — случайно. Но чаще всего — заслуженно, но случайно.

А еще не исключено, что на самом старте двух основных индийских чайных проектов — Ассама и Дарджилинга — они не воспринимались как две части цельного индийского чайного проекта. По причине отсутствия в те времена Индии в ее современном смысле. И их истории правильнее вести раздельно. Но тут я уже не уверен, настаивать не буду.

Австралийские ошибки макания

В австралийской прессе нашел статью, название которой переводится как «Чайные ошибки, которые совершают австралийцы». Я такие статьи очень люблю, потому что чай — штука очень разнообразная, в разных странах пьется разными способами и оцениваться по разным критериям. И статьи типа «главные чайные ошибки англичан» отлично расширяют чайный кругозор. Несмотря на их, и статей, и англичан, откровенную попсовость.

Статья, как оказалось, посвящена не просто чайным ошибкам австралийцев, а ошибкам, которые они могут допустить при макании в чай печенюшек. Такое макание, напомню, является фирменной фишкой массовой британской чайной культуры. Ну и австралийцы, видимо, переняли эту привычку от британцев. По естественным культурно-историческим причинам.

www.news.com.au

Так вот. Для того, чтобы трагически не ошибиться с маканием печенюшки в чай, нужно соблюсти пять мощных правил.

Во-первых, нужно выбирать широкую чашку. Потому что в нее можно макать печенюшку не только вертикально, но и под разными углами. Что делает макание более управляемым. Во-вторых, нужно выбирать вкусный чай — автор настаивает на Ассаме, я его поддерживаю. В-третьих, нужно правильно подбирать температуру чая. Если чай будет слишком горячим, макаемая печенюшка слишком быстро развалится. В-четвертых, печенька должна находиться в чае не меньше двух, но не более пяти секунд — так, чтобы достаточно размокнуть, но не развалиться. Эта рекомендация, конечно, зависит от печенья, ее можно творчески и ситуативно переосмысливать. И, наконец, в-пятых, нужно ответственно подходить к выбору печенья, прислушиваясь к мнению экспертов, собственным опыту и предпочтениям.

Совет с шириной чашки особенно прекрасен. Я когда первый раз пробежал глазами статью, то не сразу понял, что речь идет именно о макании печенек в чай и подивился было вполне себе профессиональному совету в совершенно попсовой статье. Потом, конечно, вчитался — и все встало на свои места. Но мысль о том, что в широкую чашку можно макать печеньку под разными углами, надо запомнить, конечно. И излагать ее иногда в рафинированных чайных тусовках с интонациями боксера из анекдота про «а еще я в нее ем».

Ну а вообще, конечно, во всех этих дурацких, на первый взгляд, советах есть второе и вполне серьезное дно. Оно, пожалуй, хорошо понятно и в нашей культуре, потому что разные печеньки и, особенно, сухарики мы тоже в чай макаем. Ну или макали в детстве. Просто не сделали из этого фишки.

Ловкое макание печеньки или сухарика в чай, так, чтобы печенька или сухарик размякли, но не развалились — это занятие ничуть не менее медитативное и требующее ничуть не меньшей тренировки и умения отрешиться от мирской суеты, чем любое другое чайное действо. Особенно мощным инструментом дисциплинирующего макания являются сухарики. Которые в каноническом исполнении имеют разный размер. И в русской традиции макания должны, при возможности, доставать до дна чашки. Ну то есть макание сухариков осуществляется в условиях постоянно изменяющихся размеров макаемых объектов и уровня чая в чашке — потому что чай постепенно в сухарики впитывается. Фактически, каждый новый сухарик — это новый вызов. Это очень развивает.

И да. Макание печенек или сухариков в чай с непременным их размоканием и падением в чашку время от времени — это совершенно чудесный семейный застольный ритуал. Типа боя на яйцах, разламывания куриной косточки или поедания печенья с предсказаниями. Такие ритуалы никогда не бывают сложными, их описание всегда получается смущающе глуповатым.

Но жизнь они, безусловно, украшают.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».