Чайные древности

В китайском интернете нашел статью из китайского же журнала Civilization, посвященную тому, как чай постепенно превращался из довольно непонятного по характеру употребления продукта в привычный нам напиток. 

Там, в этой статье, много интересного — но я, с вашего позволения, остановлюсь только на небольшом списке самых ранних из известных на сегодняшний день свидетельств разного чайного.

Самым ранним на сегодняшний день свидетельством использования чая, скажем так, в быту являются растительные остатки, найденные в посуде из примитивного селадона во время раскопок в Шаньдуне, в 2018 году. В 2021 году было установлено, что эти растительные остатки являются остатками чая. А захоронение, в котором они были обнаружены, датируются 453-410 годами до нашей эры.

www.bjnews.com.cn

Замечу, что остатки чайных растений находят даже в неолитических раскопах. Но там сложно определить, как эти растения использовались и использовались ли вообще. Может просто рядом валялись. А в Шаньдуне раскопали остатки чая в посуде, что как бы намекает.

Самая ранняя из известных на сегодняшний день записей о чае как о товаре, относятся к 220 году до нашей эры. Чай был упомянут в документе, обнаруженном в 2002 году при раскопках в провинции Хунань и являющимся, по сути, таможенной декларацией. Я лично считаю именно превращение чая в товар реальным началом его истории. И историю чая отсчитывал бы именно от упоминания чая в такой роли. 

Само ранней археологической чайной находкой, которая распознаются как чай в виде, близком к современному, являются чайные листья из захоронений, раскопанных в 2016 году в провинции Шэньси. Эти захоронения датируются 188-141 годами до нашей эры. И чай в них как мы любим — из почек. Я так понял, что их даже в лабораторию тащить не надо было — и так все было понятно.

Самой ранней из обнаруженных китайских чайниц является чайница времен империи Восточная Хань. Это период времени от 206 года до нашей эры до 9 года нашей эры. Чайница эта, судя по всему, была пустой — но на ней было написано слово «чай» — правда еще не тем иероглифом, которым оно пишется сейчас. По этой надписи, собственно, сосуд и идентифицируют как чайницу. 

Такая вот древняя чайная история. И да, надо понимать, что все эти «самые ранние» факты могут довольно быстро перестать быть «самыми ранними». История — она такая. Я все жду, когда наши китайские коллеги найдут книгу о чае, которая будет написана лет за триста до «Канона чая». Причем так, что сразу будет понятно, что «Канон чая» — это просто ее краткое переложение.

О чайницах и счастье

На сайте The Sunday Times, который время от времени публикует разные материалы, посвященные красивой чайной жизни, появилась заметка о чайницах японский семейной компании Kaikado.

Там, в общем, все как обычно в таких статьях. Небольшая компания из Киото, которая 150 лет делает руками металлические чайницы и разное прочее на них похожее, двадцать лет назад рискнула выйти на рынок Великобритании — и ни разу об этом не пожалела.

www.thetimes.com

Но там, среди стандартной истории успеха и рассказа о том, что для изготовления одной чайницы нужно осуществить 130 ручных операций, есть совершенно шикарный нюанс. Самой сложной операцией среди этих 130 считается подгонка крышки. На обучение тому, чтобы крышка очень плотно запечатывала чайницу, но при этом мягко, без задержек и усилий, закрывалась и открывалась, уходит 8-10 лет. Так вот. Описывая хорошо подогнанную крышку, Такахиро Яги, нынешний владелец компании, говорит, что крышка должна просто соскользнуть вниз. И добавляет, что это делает людей счастливыми.

И вот тут он, конечно, зрит в корень. Закрывать и открывать крышку хорошей металлической чайницы можно часами. Наслаждаясь плавностью и упругостью процесса и осязаемым, но легким сопротивлением воздуха. Счастьем это, конечно, назвать сложно. Но что-то волшебное в этом безусловно есть.

Сейчас таких чайниц много, кстати. И они не такие дорогие, как чайницы ручной работы Kaikado. Современные технологии металлообработки вообще творят чудеса.

Планы на чай в Приморье

Любопытнейшую новость сообщил «Интерфакс». Ассоциация «Субтропики России» заключила соглашение с Омской областью о совместных экспериментах по оранжерейному выращиванию субтропических и тропических культур в Омской области. В первую очередь речь идет о лимонах, тепличное выращивание которых дело довольно обычное и много где применяемое. Я, увы, не смог до конца разобраться с таким феноменом, как ташкентские (или узбекские) лимоны — но, судя по всему, в том же Ташкенте они выращиваются, в основном, в тепличных лимонариях. Так что омские лимоны вполне могут стать реальностью — тут все уже будет больше от рациональности затеи зависеть, а не от ее технической реализуемости.

Меня эта новость привлекла сопутствующим заявлением Андрея Платонова, гендиректора «Субтропиков России». Цитирую.

«Серьезные переговоры у нас проходят сегодня с Приморским краем на уровне Минсельхоза края. (…) Помимо закладки и испытаний теплиц с тропическими и субтропическими культурами, мы еще планируем заложить порядка 1 га краснодарского чая, посмотреть, как он будет там расти. И попытаемся срастить его с иван-чаем, который там возделывается, и сделать полезный для здоровья напиток».

В самой затее посмотреть, как в Приморском крае будет расти чай, нет ничего странного. Южная часть Приморья расположена на широте Сочи. Широта — это, конечно, не единственный значимый для выращивания чая фактор, но серьезная зацепка. Пробовать точно можно — и это очень интересно. Чтобы потом, если получится, постепенно продвигаясь плантациями на юг, соединиться с китайским чаем, который давно уже забирается на север. Это будет красивое воссоединение… Отвлекся, извините.

Белый краснодарский чай
Белый краснодарский чай. © Ольга Никандрова

Короче, за чай в Приморье я обеими руками «за». Это крутая затея. Немного авантюрная и бредовая, конечно — но так и должно быть, чего уж там.

А вот на сращивании чая с иван-чаем я подзавис. И обратился к инсайдерским источникам — чтобы не фантазировать зря про приморскую химеризацию и интеркопинг с фитомелиорацией.

Оказалось, что сращивание в данном случае — это просто фигура речи. За которой скрывается желание одного приморского проекта, занимающегося иван-чаем, попробовать выращивать чай.

Искренне надеюсь, что эксперимент коллег будет реализован.

Чай British Airways

Авиакомпания British Airways объявила о смене поставщика чая. Долгое время на самолетах и в лаунжах главной британской авиакомпании подавали чай Twinings. И это, безотносительно качества чая, было понятно. Старейший британский чайный бренд на самолетах парадной британской авиакомпании — это логично. Ну а теперь там будет чай Birchall. В рознице чаи Birchall чутка подороже, чем чаи Twinings — но при этом не выходят за ценовые рамки массмаркета. А с учетом разного масштаба брендов эта разница в цене с качеством чая может вообще никак не соотноситься.

britishairways.com

Короче говоря, никаких рациональных причин замены знаменитого — и это не преувеличение — чайного бренда на бренд, мало кому известный, не просматривается. Значит договорились. Сделка-то большая, в год в самолетах и лаунжах British Airways выпивается примерно 40 миллионов чашек чая. При таких раскладах качество чая — это просто маленький второстепенный агрументик в большой торговле.

Раскладка по чаям, которые будут подаваться в разных классах обслуживания, есть под ссылкой, если кто интересуется чаем в самолетах, полюбопытствуйте самостоятельно.

Сто иероглифов 茶

В Шанхае проходит сейчас выставка, посвященная храму Хуэймин в Цзиннине, в провинции Чжэцзян. Храм этот был основан монахом по имени Хуэймин, который пришел в те края в IX веке как миссионер и просветитель. И, кроме всего прочего, научил людей проживающего там народа Шэ выращивать и производить чай. И пить, возможно, тоже. Так что теперь и монастырь называется Хуэйминсы, и местный зеленый чай называется Цзиннин Хуэйминча (景宁惠明茶). 

www.thepaper.cn

Так вот. В рамках означенной выставки, среди прочих экспозиций, есть экспозиция ста иероглифов 茶, написанных разными современными китайскими знаменитостями. Иероглифы оформлены в хорошо известном нам каллиграфическом стиле. В рамочке, с паспарту, черной тушью, крупно, с написанным рядом небольшими иероглифами именем автора и его красной печатью. И развешаны по стенам вместе с табличками, на которых рассказывается о том, кто их написал. Получилось красиво. 

Рост цен на чай в России

Все об этом говорят — и я об этом поговорю. На днях сразу в двух источниках наткнулся на комментарии российских специалистов — разных причем — по вопросу изменения цен на чай. 

Один комментарий дал Рамаз Чантурия, гендиректор ассоциации «Росчайкофе», второй — Ирина Бабина, директор компании LAST WISH, занимающейся кофе и мне совершенно неизвестной. Оба эксперта прогнозируют рост цен на чай в России до конца 2025 года, причем в одном случае он просто называется «существенным», а в другом оценивается в 20-30%.

Чайный сифон (Самовар Хорольского) и старый самовар на фоне Мирожского монастыря.

Самое интересное в этих комментариях — это, на мой взгляд, озвученные причины прогнозируемого роста. Рамаз Чантурия ссылается на рост доллара, который сейчас, вроде как, немного упал — но ожидается, что летом снова подрастет. А Ирина Бабина говорит о дефиците чая для трудящихся всех стран, проблемах в Индии, тарифных войнах и росте цен на кофе, который тянет за собой и остальной рынок горячих напитков.

Короче. Если вас кто-либо спросит о том, чего ожидать от цен на чай в ближайшее время, то можно смело выдавать скомпилированный из мнений двух экспертов комментарий вот такого исключительно солидного содержания.

Специалисты ожидают, что цены на чай в России заметно вырастут. Они связывают это с валютной нестабильностью, характерной не только для России, но и для чаепроизводящих стран. А также с дефицитом ходовых позиций массового чая на мировом рынке, вызванного, среди прочего, объективными сложностями в чайной индустрии Индии. Вносят свой вклад в рост цен и политическая нестабильность, и уже случившийся рост цен на кофе, подорожание которого тянет за собой цены на другие горячие напитки.

И обязательно нужно будет увеличить проценты прогнозируемого роста. Во-первых, это драматично. Эксперт не должен жалеть своих слушателей. Во-вторых, это абсолютно научно. Если один эксперт прогнозирует рост цен на 20-30%, а другой говорит, что он будет существенным, то нужно просто все сложить. 20% плюс 30% плюс «существенно», которое для недорогого черного чая равно 48%. Проще говоря, цены на чай к концу 2025 года вырастут на 98%. Чистая арифметика.

Ну и потом наслаждаться волной публикаций про то, что чаем нужно запасаться уже сейчас, потом поздно будет. И да, можно еще в экспертный комментарий пару слов добавить про потребительские тренды, которые тоже явно не на удешевление чая работают — но тогда комментарий будет слишком экспертным и чересчур прекрасным.

Московское чаепитие в «Шоколадницах»

Сеть кофеен «Шоколадница» вписалась в проект «Московское чаепитие», о котором я неоднократно рассказывал и который на разных людей производит очень разное впечатление. Мне большей частью этот проект нравится, потому что в его рамках предпринимается попытка создать чайный дизайн-код города. Независимо от того, насколько эта попытка будет удачной, сам подход — зачетный. Ну и дулёвская посудка у них там получилась очень приятной на вид.

Так вот. В «Шоколадницах» теперь можно будет заказать московское чаепитие. Которое, судя по всему, будет состоять из фирменного московского чая, который был выбран из пяти вариантов минувшей зимой. И тортика в цветах московского чаепития. В красной глазури и с условно белым декором. Подаваться все это будет в той самой фирменной посуде. 

Следует отметить, что это первая проверка нового формата московского чаепития в естественных условиях. Не в рамках фестиваля, а живьем, как обычной ассортиментной новинки. Интерес к которой будет зависеть не только от маркетинга, с которым в данном случае все в порядке, но и от содержания чаепития. Грубо говоря от того, насколько все это дело будет вкусным.

Если московское чаепитие в «Шоколадницах» взлетит, то это может стать первым реальным шагом к формированию московского чайного стиля. Ну потому что пока у московского чаепития есть только элементы стиля: фирменный чайный напиток и парадная посуда. А самого стиля нет. 

Ну а если не взлетит, то потребуются новые итерации. Быстро такие вещи не делаются. Тут главное — не останавливаться.

Кстати. 

Moscow Tea Time в Дубаи

Московские чаепития запускаются не только в «Шоколаднице», но и в Дубаи. 20 апреля там началась и до 3 мая продлится движуха с названием Moscow Tea Time. В пятнадцати дубайских ресторанах (список есть под ссылкой) каждый день 16.00 до 18.00 будет тоже будут сервировать московское чаепитие. В той же самой посуде и с тем же самым чаем, что в «Шоколаднице». И еще обещают баранки и шоколадные московские сладости. Баранки, говорят, это такие небольшие и немного сухие бублики. Вдруг кто не в курсе.

На сайтах и в соцсетях тех ресторанов, что приведены в списке, упоминания московских чаепитий единичны и носят скажем там, баннерный характер. Самого интересного — фотографий и видео чаепитий — нет.

Вообще, надо сказать, что заход с московским чайным форматом в Дубаи — город, в котором хорошо отработана тема торжественных чаепитий в английском стиле — выглядит довольно борзым. Тем более, что пока московские чаепития до английского Afternoon Tea не дотягивают совершенно и выглядят рядом с послеобеденным чаепитием где-либо в Raffles как довольно жалкое и унылое эпигонство. Так что без нормальной шоу-поддержки все это «Московское чайное время» пройдет совершенно невнятно и незаметно.

Но сам заход тоже хороший. Начинать с чего-то надо. Свой формат торжественного чаепития — штука, повторюсь, долгая и сложная. Формату Afternoon Tea, на минуточку, скоро двести лет. И большую часть этого времени он продвигался по всему белому свету в условиях доминирования британского подхода к красивой жизни и при скромной поддержке британских броненосцев и других кораблей сравнимой функциональности.

Еще раз о чае и кофе в Великобритании

Из Великобритании пришла новость с ярким заголовком «Чай совершает камбэк как любимый британский напиток». В которой, среди прочего, сообщается о том, что опрос, проведенный среди сотрудников британского Amazon в возрасте до 28 лет, показал, что более половины опрошенных предпочитают чай любым кофейным напиткам. 

Я напомню, что в 2023 году по результатам другого опроса, в котором приняло участие 2400 британцев, выяснилось, что 63% респондентов регулярно пьют кофе и только 59% — чай. Тогда сначала по британской, а потом и по всей остальной прессе пробежала волна публикации в стиле «конец традиции» и с рассуждениями о том, почему британцы пересаживаются с чая на кофе. Убедительного и специфического для Великобритании варианта ответа на этот вопрос я, кстати, тогда так и не услышал. Все, как и везде — премиумизация потребления городской бедноты, склонность этой же группы граждан к потреблению демонстративному, большая сенсорная яркость и более выраженное физиологическое действие кофе, его бытовая предсказуемость и простота по сравнению с чаем. Ну и аромат из условного «Старбакса», куда же без него.  

Ну а теперь вот новый опрос. Не очень убедительный по своим масштабам и выводам — так что рассказывать всем о том, что Великобритания возвращается к чайной традиции, я бы не спешил. Не стоит так быстро переводить частности в тенденции. Хотя, конечно, частности в этом опросе любопытные. Потому что там людей просили обосновать свой выбор. Ну то есть объяснить, почему они предпочитают один напиток другому.

Закуски для мужского чаепития в английском стиле.
Закуски для мужского чаепития в английском стиле. © Ольга Никандрова

Большая часть аргументов там проста и понятна. Примерно восьмая часть респондентов назвала кофе слишком дорогим. Кого-то он делает тревожным до трясучки. Кто-то считает его слишком сильным по своему действию и слишком ярким по вкусу. Чай же выбирают из-за его оздоровительного имиджа, потому что он успокаивает и расслабляет, потому что его можно выпить много и в него можно макать печеньки — что сначала шокирует, а потом втягиваешься. Ну и травки еще говорят разные появились, это вкусно. Тоже все как обычно, короче.

Но среди привычных аргументов нашлось два, которые мне показались интересными. Один из респондентов пожаловался на то, что после кофе у него очень уж несвежее кофейное дыхание. Я сначала было подумал о том, что у бедолаги личная физиологическая особенность — но он отметил, что с этим кофейным дыханием сейчас вообще эпидемия. Все пьют кофе и потом пахнут кофе — да так, что никакими жвачками от отжеваться.

Я, конечно, понимаю, что повседневный ароматической контекст очень быстро меняется. Я, на минуточку, еще помню духи, основное назначение которых состояло в том, чтобы заглушать ароматы человека, бывшие в прошлом естественными. Ну или трансформировать их во что-то не такое убойное. Но отказываться от кофе потому что после него пахнешь кофе — это уже какой-то перебор, конечно. Это примерно как отказываться от секса из брезгливости. Потому что… Как там Дастин Хоффман говорил в «Человеке дождя»? Влажно!.. Последние времена настают, теперь уж точно.

К счастью, среди всей этой маркетинговой шаблонности и гигиенической стерильности нашелся один человек, который сказал о чае просто, но так, что хоть на стену вешай. 

«Когда я жила в общаге, чайник был главным центром общения. Ты заходил на кухню, и там всегда кто-нибудь спрашивал: «Хочешь чаю?». И вот вы уже сидите, травите байки — а потом бац, и три часа прошло».

Сразу видно, человек и в чае толк понимает, и в жизни что-то смыслит.

Немного тайваньской чайной кулинарии

Наткнулся в тайваньских новостях на ролик о ресторане, который работает в Новом Тайбэе вот уже тридцать лет и все это время подает гостям разные блюда, приготовленные с использованием Баочжуна.

Баочжун (он же Пушонг), напомню, –- это продольно скрученный и слабоокисленный тайваньский улун, в канонической форме производимый в районе Вэньшань, а в расширенной реальности — еще и в других регионах северного Тайваня. Зелененький такой — потому что его обычно еще и не прогревают особо. Баочжун — это один из знаковых чаев на Тайване, в недавно разработанном наборе сенсорных колес для тайваньского чая под него отведено отдельное колесо. Ну то есть наши ученые тайваньские коллеги считают Баочжун не только чаем, но и одним из уникальных стилей тайваньского чая.

Ресторан, о котором идет речь в новости, находится как раз в тех краях, где выращивают и производят Баочжун. Так что включение местного чая в гастрономический контекст заведения получается совершенно правильным и естественным. В новости упоминаются три чайных блюда. Куриный суп с чаем,  корневищами лотоса и чем-то еще, традиционным для тамошних супов. Свинина, маринованная с чайными листьями. И гусь, отваренный или тушеный в чае — его грудка потом подается со свежими чайными листьями.

Я понимаю, конечно, что оценивать блюда по картинкам — последнее дело. Но фокус в том, что я такие вещи пробовал, причем как раз на Тайване. Нас как-то с Сергеем Хорольским пригласили на дегустацию разных продуктов, приготовленных с чаем. Это было почти двадцать лет назад — но чайная кулинария до сих пор у меня не вызывает особого аппетита. У чая есть, конечно, своя кулинарная ниша — это десерты. Но если говорить об основных блюдах, то самые вкусные чайные блюда, на мой взгляд — это те, в которые чай добавлен так, что никак не влияет на вкус. 

Так что из тех блюд, которыми хвастается ресторан, разве что супчик было бы интересно попробовать. Хотя наличие в нем уже при подаче большого количества кусков, состоящих из одних только костей, жил и шкуры, традиционно расстраивает. Зачем все это нужно при приготовлении бульона, понятно. Но зачем все это дело переносить в парадную ресторанную подачу, я никогда не пойму. Впрочем, к чаю это уже не относится.

Искусственно-интеллектуальный чайный ролик

Ну и раз уж сегодня день видеоновостей. В китайском интернете наткнулся на ролик, созданный, как я понял, с использованием какой-то системы генеративного искусственного интеллекта. В нем герой под музыку, которая вполне подошла бы и фильму про русскую деревенскую пастораль с самоварами и элементами ностальгии, пьет чай в футуристическом антураже, странно держит чайники и чашки бионической рукой. И на него накатывают картинки из прошлого, с меланхоличными девушками и мужчинами разного возраста, пьющими чай и читающими стихи. 

www.jfdaily.com

Девушки, что характерно, чай не пьют — они просто для красоты. Ну то есть автор ролика понимает толк в пожилых удовольствиях. Это когда чай пьешь, на симпатичных девушек смотришь, а делать уже ничего не надо — и от этого так спокойно-спокойно.

Ерунда, короче. Но наблюдать за тем, как развиваются технологии, одним из первых символов которых стал чайник из Юты —  простая, округлая, сплошная и частично вогнутая математическая модель заварочного чайника, созданная в 1975 году — очень интересно.

Ловушка интересной задачи

Если вы хоть немного следите за рынком готового к употреблению чая, того, что обычно продается в банках и бутылках и шифруется термином RTD (Ready to Drink) Tea, то наверняка знаете, что большая часть таких напитков — это напитки сладкие, снабженные разными вкусовыми присадками и консервированные. Ну то есть пригодные к многомесячному хранению. Вся эта совокупность факторов — сахар, вкусовые и ароматические добавки и консерванты — заставляют классического любителя чая относиться к таким напиткам, мягко говоря, пренебрежительно.

При этом, если вы следите за рынком таких напитков чуть более тщательно, то, наверняка, замечали, что на протяжении нескольких последних лет самые разные компании, персоны и проекты пытаются сделать хороший RTD-чай. Ну то есть такой, который, в идеале, будет приготовлен из более или менее приличного чая, относительно традиционным способом (холодное настаивание в танках из нержавейки подойдет), и не будет содержать никаких добавок — ни сахара, ни консервантов, ни ароматизаторов.

Принципиальных технологических проблем в производстве такого идеального RTD-чая нет. Заварить или настоять в больших объемах и в контролируемых условиях чай можно на пивоваренном оборудовании. Там же можно осуществить водоподготовку и фильтрацию готового напитка. Проблему хранения можно решить асептическим розливом — это довольно дорого, конечно, но вполне возможно… Я все, безусловно, немного упрощаю — но не особо. Теоретически изготовить чистый RTD-чай не проблема. И практически тоже — периодически появляющиеся стартапы такого рода как бы намекают. И не только стартапы — любимый мною японский проект Royal Blue Tea разливает свой чай по винным бутылкам уже точно больше пяти лет только на моей памяти. А работает и вовсе с 2001 года.

Royal Blue Tea

При этом ни один из этих стартапов не взлетел. И на Royal Blue Tea тут кивать не нужно. Это нишевой феномен, жестко привязанный к кластерам дорогой торговли Токио, Гонконга и Сингапура. Практически все проекты более или менее естественного RTD-чая проходят один и тот же путь. Яркий выход — причем скорее даже не на рынок, а в специализированное информационное пространство — живейшее внимание и полная поддержка коллег — коллаборация с каким-либо премиум-проектом (ибо продукты получаются дорогими) — опциональная засветка на каких-либо мероприятиях — и тишина.

Причина такой тишины, однозначно свидетельствующей о полном крушении всех планов и надежд из шести букв (вторая — и) не только в высокой цене за бутылку. И уж точно не в том, что потребители — идиоты с испорченным сахаром вкусом (потребители скорее шизофреники — но это тема для отдельного разговора). А прежде всего в том, что инициаторы проектов по созданию «хорошего бутилированного чая» попадают в классическую ловушку интересной задачи.

Чтобы объяснить смысл этой ловушки, я, с вашего позволения, предамся воспоминаниям. Я по образованию инженер-системотехник. И достаточно долго разными способами крутил хвосты компьютерам. Профессионально — примерно с 1991 года. Настоящим компьютерным старожилом меня назвать нельзя, я принадлежу к тому поколению IT-специалистов, на которое пришлось превращение компьютеров из инструмента профессионального в инструмент массовый и повседневный. Но я успел погонять клингонов на ДВК. И застал компьютерщиков ранних поколений, в том числе и романтического приваловского типа. Для которых программирование было даже не ремеслом, а искусством. И которые понимали красоту алгоритмов, не хуже чем Снейп — красоту кипящего котла. 

Короче говоря, для меня переходы с монохромного текстового дисплея сначала на четырехцветных графический, а потом на EGA и так далее были реальными шагами в будущее. А когда я распаковал мультимедийный Gateway с хорошей звуковухой, акустикой с вынесенными басами и плоским экраном и увидел, как он воспроизводит какой-то видеоклип с компакт-диска, то вообще впал в благоговейный ступор. Вместе со своими коллегами-компьютерщиками.

А вот присутствовавшие при этом студентки в благоговейный восторг не впали. И посматривали на нас в недоумении. Во-первых потому, конечно, что много дали воли ихней сестре при Советской власти. А во-вторых потому, что на дворе стоял 1994, кажется, год. Терминаторов и Робокопов уже все видели. MTV на самом пике. Видеомагнитофоны давно перестали привлекать внимание. Мир, конечно, еще не стал цифровым, но видеоконтентом был уже перенасыщен. И тут вдруг по непонятным причинам нормальные, в общем-то, парни смотрят клип на экране и прыгают от восторга.

Мы прыгали потому, что находились внутри индустрии — и для нас нормальное видео на компе было реальным прорывом. А для стороннего наблюдателя это видео ничем не отличалось от видео из телевизора. И этот сторонний наблюдатель оценивал видео не с точки зрения технической возможности его воспроизведения и профессиональных перспектив, а по содержанию. А клип там был так себе. На MTV клипы были гораздо круче. В 1994 года вышли крэнбиревские Zombie, Crazy от Aerosmith, Элтон Джон для «Короля Льва» разного напел. Да и вообще богатый был год — и ничего особенного и интересного в каком-то проходном клипе мудрые девушки не видели. Что вы говорите? Весь прикол в том, что он с компьютера? А какая разница?

Вот и с хорошим RTD-чаем примерно такой же расклад. Для человека, находящегося внутри индустрии, разработка такого чая — это вызов и интересная задача. Ее относительная сложность, приличный вкус полученного напитка и практически полное отсутствие таких чаев на рынке создают иллюзию того, что хороший RTD-чай и коммерчески будет успешным.

А для обычного потребителя такой продукт — это просто холодный чай. Что вы говорите? Он в бутылках и в нем совсем нет сахара и консервантов и у него вкус, как у обычного чая?

Ну и что?

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».