Графеновый хунбэй

В научных новостях наткнулся на работу, в которой описано исследование прогрева улунов и темных чаев с использованием графеновой нагревательной пленки. Там, к сожалению, не сравнивался прогрев на графеновой пленке с другими способами прогрева. Впрочем, скорее всего особой разницы и не было бы. Так что ученые просто взяли Пуэр с Жоугуем, разделили каждый образец на три части, одну часть вообще не прогревали, вторую прогревали в боксе с нагревательной пленкой при температура 65 градусов, а третью — при 75 градусах. Ну и потом смотрели, что получится.

Получилось все немного предсказуемо. При прогреве содержание кофеина в чае никак не поменялось. Но изменился баланс разных типов катехинов и ароматический профиль — в прогретом чае, как и положено, усилились цветочные, древесные и фруктовые ноты.

Но самое прикольное во всем этом, конечно, это сам бокс с графеновой нагревательной пленкой, который использовался для хунбэя. Тут и наследование классического хунбэя на углях красивое. И есть некоторое поле для любопытных технологических решений. Можно, например, купить пленку для теплого пола, закатать ее под лист нержавейки — и сделать небольшой хунбэйный стенд для чайной. Чтобы высыпать на него чай время от времени, и для прогрева, и для ароматизации помещения. 

Тарифы и тайваньско-американская чайная торговля

Война пошлин, которая намедни поставила на уши многих международных торговцев, вызвала прилив сдержанного бизнес-оптимизма среди тайваньских производителей и продавцов чая. Ну потому что пошлины на китайский импорт в США стали намного больше пошлин на тайваньский импорт в США. Мало того, сейчас ведутся разговоры о полной отмене пошлин на тайваньский импорт в Америку. Так что хотя бы теоретические основания для упомянутого выше оптимизма у наших тайваньских чайных коллег есть. Впрочем, куда-то бежать и что-то делать они не спешат — потому что реальность немного сложнее простого расклада «Америка повысила тарифы Китаю, теперь заживем!»  

В настоящее время ситуация с тайваньским чайных экспортом вообще и в США в частности выглядит примерно следующим образом. Тайвань экспортирует чая примерно на 92 миллиона американских долларов в год. Треть от этой экспортной выручки приносит продажа чая в США. Причем это вовсе не означает, что США покупает треть всего экспортируемого тайваньского чая в килограммах. В случае с США килограммы и деньги могут соотноситься весьма странно, просто потому, что американские импортеры выгребают достаточно много дорогого чая.

Если смотреть на чайную торговлю со стороны США, то доля тайваньского чая в американском чайном импорте составляет 3%, а доля материкового китайского — 12%. Ну то есть если прикидывать на пальцах, то можно рассчитывать, что из-за новых тарифов импорт чая в США из Китая снизится, а тайваньский чай ловко займет освободившуюся нишу. Потому что после применения всех тарифов тайваньский чай может сравняться по цене с китайским.

Реальность же, как уже отмечалось выше, немного сложнее. Тайваньский и китайский чай, понятное дело, не являются взаимозаменяемыми, причем совсем. Ну то есть если какой-то американский чайный проект закупал в Китае условные Лунцзин и Дахунпао с Даньцуном, то вот просто так, по щелчку пальцев, найти их полные аналоги на Тайване не получится. Кроме того, выход новых тайваньских проектов на американский рынок требует больших вложений в сертификацию и прочую бюрократию — и тайваньские производители чая вписываться в этот блудняк не спешат. Потому что сегодня одни тарифы, а завтра — другие. Никаких гарантий. Вот если б все сопутствующие расходы по выходу на американский рынок взяло на себя правительство, говорят тайваньские фермеры, тогда конечно. А так — посмотрим.

При этом тайваньские продавцы чая отмечают, что многие потребители китайский и тайваньский чай не различают — так что при большей ценовой привлекательности шансы тайваньского чая немного подвинуть чай материковый на американском рынке есть.

Это было солидное сообщение на тему международных отношений.

Выставка в Москве и урожаи в Сочи

Эта неделя выдалась приятно богатой на российские чайные новости. Даже без двух основных событий — выставки в Москве и полностью раскочегарившегося сезона в Краснодарском крае — чайных событий в нашей стране хватало. Ну а упомянутые главные события в моих новостях можно было бы и проигнорировать, о них и без меня разговоров предостаточно. Но молчать не могу. Ритуал такой.

С краснодарским чаем все очень просто. За последние несколько лет в окрестностях Сочи оформилось несколько чайных проектов, которые самыми разными способами и на самом разном уровне отрабатывают тему свежего черноморского чая. Можно выбирать на свой вкус — что приятно, конечно.

Основная ценность этих проектов, на мой взгляд, состоит в том, что их чай можно вписать в чайное колесо года — если использовать языческие термины. Ну то есть если для вас важно попробовать свежий китайский зеленый чай, дарджилинг первого сбора текущего сезона, Пэн Фэн, приготовленный для летнего конкурса и все такое прочее, то и свежий российский чай вам совершенно необходимо включить в свой чайный календарь. 

Многие некраснодарские чайные проекты, кстати, с российским чаем нового урожая активно работают. В Москве его уже точно можно попробовать без особых проблем. Но и самостоятельному ценителю чая разжиться хорошим краснодарским чаем при нынешнем развитии коммерческих коммуникаций — дело совершенно плевое. Даже если речь идет о таких камерных проектах, как Colhida Tea. И да, свежий черноморский чай, особенно в хорошем исполнении, достаточно дорог. Но при этом совсем не выходит за ценовой контекст интересного чая. Ну то есть для ценителей его цена адекватна.

Что же касается выставки — речь, конечно, о Coffee Tea Cacao Russian Expo, завершившейся в Москве 18 апреля — то с ней все еще проще. Все адекватные чайники давно уже воспринимают эту выставку не как площадку для прямых коммерческих коммуникаций (хотя они там тоже, безусловно, случаются), а как возможность для предметной тусовки, место встречи со старыми знакомыми, повод похвастаться и попить чая во время и после мероприятия. Все это, конечно, тоже время от времени приводит к каким-то деловым контактом, но они явно вторичны. Главное — романтизм и закуска.

Если на этой выставке вам скучно и кажется, что чая мало, значит вы просто не в теме или вы поели перед выходом слишком много серьезных и кислых щей. И не очень пока просекли, что основная фишка чая — это развлечение и удовольствие. Посмотрите, как отрывался на выставке и после нее Сергей Хорольский — и берите пример с представителей старой школы.

Онегинские чаепития

Московский ресторан «Кафе Пушкинъ» в честь двухсотлетия выхода первой главы романа «Евгений Онегин» запускает совместно с Яндекс.Книгами онегинские чаепития.

Я позволю себе напомнить, что «Евгений Онегин» — это источник одного из самых известных русских чайных литературных эпизодов.

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;

Там, позволю себе еще раз напомнить, дальше идет ничуть не менее известный фрагмент про заветный вензель О да Е — но он нечайный. Поэтому томление юной девы сейчас проигнорируем со всем подобающим случаю старческим цинизмом, построенным на неизбежно приближающимся доминировании еды и напитков над роматическими переживаниям.

antennadaily.ru

Занятно, кстати, что в описании онегинского чаепития в «Кафе Пушкинъ» сливки — бывшие, как мне кажется, для пушкинских мест и времен главным маркером чаепития высокого уровня — не упомянуты вообще. Но я коллег, в принципе, понимаю — русские чайные вкусы с пушкинских времен изменились. Так что в «Кафе Пушкинъ» гостям онегинских чаепитий предлагают три вида чая: черный на мандариновых корках, который подается с ромом, улун с сиренью и травяной чай с белой мятой. Этажерку с бисквитами мадлен, клюквой в сахаре, яблочной пастилой с малиновой пудрой, несколькими видами печенья, слоеными конвертиками и мини-круассанами. А еще варенье — яблочное, малиновое и морошковое — и посуду от «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках».

Звучит вкусно. Чаепитие на двоих обойдется в 4000-4500 рублей в зависимости от места подачи. Адекватная цена за чаепитие такого уровня и в симпатичном месте. Я там давно не бывал, правда — но в прошлом, пока основным местом моих московских утренних прогулок не стал парк «Зарядье», с удовольствием в «Кафе Пушкинъ» завтракал, коротая время между рано приходящим в Москву псковским поездом и началом рабочего дня.

Новая чайная школа в Москве

Некоторое время назад в соцсетях чайного проекта «Нитка» прошла информация о чайных занятиях на базе чайной, которые проводила Елена Иванова — в недавнем прошлом главный судья российского турнира Tea Masters Cup, в актуальном настоящем — организатор турнира Tea Skills, большой энтузиаст чайного просвещения и обучения и вообще молодец. Я тогда эту образовательную информацию проигнорировал, ибо в случае с чайными школами первый раз не считается.

Но вот буквально на днях появились анонсы следующего цикла занятий — а это уже совсем другой разговор. На конец апреля в чайной школе «Нитки» запланировано четыре занятия по теме «Введение в чай» в исполнении двух разных преподавателей, Елены Ивановой и Ольги Смирновой. Формат — интерактивная лекция-чаепитие, с разными чаями и с бубликами. В планах у коллег — еще три степени погружения в чайные знания. Ну то есть начать можно будет с упомянутого уже введения в чай, это практически развлекательный уровень, как я понял. А потому будут уровни базовый, продвинутый и профессиональный.

Пока предложение актуально только для Москвы, ну а там — как пойдет. Если школа взлетит — чего я коллегам искренне желаю — то растиражировать ее при наработанной методике будет делом техники.

И да. Я бы обязательно сделал так, чтобы на каждом уровне была своя закуска. На введении — бублики. На базовом — пряники. На продвинутом — блины. А на профессиональном — кулебяка и что-то сладенькое алкогольное. Потому что профессионально изучать чай можно только в помещении, в котором пахнет мясными пирогами и вишневой наливкой.

ЧайНаУтро

Алексей Чураков — хорошо знакомый многим чайным старожилам чайный негоциант — запустил намедни телеграм-канал «ЧайНаУтро». В котором намерен ежедневно и по утрам публиковать небольшие видео с выразительным и колоритным чтением небольших отрывков из самой разной литературы, связанной с Китаем. Начиная со старых китайских авторов и заканчивая авторами не очень старыми и европейскими. Причем писавшими как серьезную и научную литературу, так и литературу развлекательную. Этакое добропорядочное чтение под утренний чай.

Об этом, наверное, мало кто знает, но Алексей Чураков тихонько, но очень много и существенно помогал самым разным информационным чайным проектам. Серия коротких и, местами, очень наивных передач о чае, записанная с моим участием на телеканале «Еда» в 2013 году, например, была бы невозможна без участия Алексея. Приложил он руку и к развитию нескольких чайных сообществ, чайным фестивалям и заметным коммерческим проектам типа «Китайского чая на русский вкус». И это только то, о чем я знаю.

Это мы с Алексеем Чураковым судим в полумраке чайный турнир

Ну а теперь вот будет книжки по утрам вслух читать. Про Китай и под чай. И на проект Geotea.ru всех заманивать, без этого никак.

Удачи тебе, дядя Лёша. Найди там чего-нибудь про юных китайских дев, вдруг чго новое узнать доведется на старости лет.

Снижение продаж чая в России

«Коммерсантъ» опубликовал материал об изменениях в продажах чая в России за последний год. Чай немного предсказуемо оказался единственным из горячих напитков, спрос на который стабильно и заметно падает. Продажи кофе, как зернового, так и растворимого, и какао растут разными темпами, а чая — падают. И за последний год упали на 3%. Причем сильнее всего — на 6% — упали продажи зеленого чая. 

Я напомню, что падение это продолжается уже давно. И на сегодняшний день доля чая в общих продажах горячих напитков в России составляет всего 31%. Доля кофе — 66%, причем большей частью это растворимый кофе. Ну и какао занимает еще 2-3%. И еще напомню, что применительно к чаю и кофе не нужно путать понятия «продажи», «потребление» и «выпивание». Я полагаю, что несмотря на такие расклады по продажам, чай продолжает оставаться самым популярным напитком в России.

www.kommersant.ru

Что же касается именно продаж чая и кофе, то с точки зрения массового потребителя картинка более чем понятная и хорошо знакомая по практически всем развитым рынкам. Растворимый кофе, который и в России стал главным горячим напитком, удобен, штырит, по-простому вкусен, достаточно демонстративен, существует в приемлемо широком диапазоне качественных и ценовых решений и является базовой ступенькой двухчастной потребительской системы. Ну это типа когда есть повседневный стиль потребления (растворимый) и высокий стиль потребления (зерновой кофе) — но оба этих стиля не выходят за рамки продукта с названием «кофе» и тянут вперед оба сегмента рынка.

Чай, как массовый продукт, может противопоставить всему этому только невнятное блеяние про пользу для здоровья. Этот аргумент, кстати, работает — хоть и немного странно. Единственной категорией продуктов из чайного сегмента, спрос на которую вырос, являются нечайные чаи. Которые оказываются в потребительской тележке в том числе и благодаря своему оздоровительному имиджу.

www.kommersant.ru

Так-то, конечно, такому раскладу можно радоваться. Кофе на массовом рынке — более дорогой напиток. И рост его потребления можно считать одним из признаков роста благосостояния. Опять же, в деньгах, несмотря на падение натуральных продаж, продажи чая даже немного подросли. Кроме того, значительную долю массового кофейного рынка занимают бренды компаний, которые занимаются и чаем, и кофе — типа «ОРИМИ». И в их случае успех кофе косвенно влияет и на чайные проекты. Ну и сегмент дорогого и хорошего чая в такой статистике обычно не отображается никак, и что там на нем происходит, совершенно не понятно. Кроме того, общий объем чайного рынка России как бы намекает на то, что падать он может еще очень долго. Короче говоря, все как бы и в порядке и на наш век хватит.

Но повод для огорчения все рано есть. Чайный рынок по сравнению с тем же рынком кофейным даже в деньгах можно смело называть стагнирующим. А в натуральном выражении и вовсе падающим. Наибольшее влияние эти стагнация и падение оказывают на маркетинг. Ну потому что маркетинг на растущем рынке и маркетинг на рынке стагнирующем-падающем — это два сильно разных маркетинга. Если все очень сильно упрощать, маркетинг растущего рынка более склонен к красивым и ярким имиджевым решениям. А маркетинг стагнирующего и падающего — к тому, чтобы топить конкурентов.

Короче говоря, в ближайшее время разных красивых чайных решений типа спонсируемых чайными компаниями джазовых фестивалей ожидать не стоит.

Чай в увлажнителе для лица

Где-то около месяца назад Ольга оказалась в московской «Чайной Высоте», где ей, помимо традиционных чая и мороженого, предложили познакомиться с ароматом чая, распыленного портативным ультразвуковым увлажнителем.

Идея заливать в ультразвуковые и всякие прочие увлажнители чай приходит в голову сразу же после знакомства с этими занимательными приборами. Мало того, значительная часть таких устройств изначально предполагает добавление в воду разных ароматизаторов — к коим, безусловно, можно отнести и чай. Так что нет ничего удивительного в том, что мы попробовали ультразвуковое распыление чая давным давно, практически сразу же после покупки первого увлажнителя. И несколько раз возвращались к таким экспериментам, причем с использованием не только бытовых увлажнителей воздуха разных моделей, но и небулайзеров.

Естественно, распылять чай получалось. И, конечно, полученное ультразвуковое или паровое облако было ароматным и, чаще всего, приятно ароматным. Но все это было крайне неудобно. Достаточно крупные, стационарные и требующие подключения к электросети приборы не очень хорошо подходят для использования в чисто развлекательных целях. Им непринужденности не хватает. Так что мы на все эти мелкодисперсные эксперименты забили и к теме увлажняющей чайной ароматизации не возвращались последние лет десять, наверное.

За которые, как оказалось, бытовой ультразвуковой увлажнительный прогресс ушел очень далеко — и пришел к компактным, практически карманным приборам. Их много разных видов, есть, например, декоративные, маленькие и с подсветкой. Но вот те, которые используют в «Чайной Высоте», самые, пожалуй, толковые.

Они обычно называются увлажнителями для лица или Mist Sprayer, в дешевом исполнении стоят что-то около двухсот рублей за штуку и чрезвычайно удобны в использовании. Хотя бы потому, что подносить источник ароматического облака к носу естественнее и удобнее, чем засовывать нос в струю, выходящую из стоящего на столе стационарного увлажнителя.

Короче говоря, мы несколько таких приборчиков заказали и с удовольствием с ними некоторое время поигрались. По результатам этих ультразвуковых забав я могу сказать следующее.

На самовар при оценке размеров не ориентируйтесь, он совсем мелкий

Штука очень удобная. Заряжается, как любой гаджет, через USB. Специального приготовления чая не требует, можно просто во время чаепития в нее немного чая залить. Резервуары у портативных увлажнителей маленькие, они и чая много не выпьют, и надоесть не успеют. Чистится легко.

Чайные ароматы эта штука вытаскивает хорошо и, чаще всего, приятно. К характерной для ультразвуковых распылителей холодной сухой теме, конечно, надо привыкнуть. И в некоторых чаях она становится неприятно нарочитой — в шу-пуэрах, например. И если направить струю распыленного чая прямо в рот, то будет раздражительно. Но все эти казусы отсекаешь в течение первой минуты  использования увлажнителя — и потом работа с такой пепякой дискомфорта уже не доставялет.

Самовар в комплект не входит

Аромат чая из ультразвукового увлажнителя отличается от аромата из чашки — он концентрированнее и холоднее. И это добавляет еще один аспект к общему ароматическому восприятию чая, что прикольно. Разные чаи, естественно, пахнут по-разному, что открывает богатое поле для сравнения напитков. Тем более, что компактность и дешевизна приборов позволяют использовать их одновременно и в изрядном количестве, хоть десятками. Ну то есть если взять несколько таких увлажнителей и заправить их разным чаем, то можно ароматические уроки проводить. И не только ароматические. Если направить струю распыленного чая на губы, то вкус чая будет ощущаться просто отлично. 

Для коммерческих чаепитий это тоже забавная игрушка — и «Чайная Высота» использует такие девайсы совершенно рационально. Вот вам чай, дорогие гости, вот он в чайнике, вот в чашке, а вот облаком — попробуете его разными способами. А если его распылить на кожу, то кожа и после высыхания будут некоторое время очень приятно пахнуть.

Ну то есть это такая игрушка для чайного стола, которую можно попытаться использовать в профессиональных целях (при разном обучении, например) и которая, что тоже очень важно, компактна, удобна и стоит копейки.

А в тех, что мы заказали, еще и фигурки забавные внутри. Мне с зайчиком нравится.

Околачивание чайных листьев цикадками

В научных новостях наткнулся на отчет китайских ученых об исследовании влияния физических характеристик чайных листьев на эффективность передачи вибрационных сигналов, посылаемых самцами цикадок Empoasca onukii самкам цикадок Empoasca onukii. Я напомню, что Empoasca onukii — это одно из названий тех самых насекомых, в результате поражения которыми чайных кустов с этих кустов собирают специфическое сырье. Из которого потом делают разные «покусанные» чаи, самым известным из которых является, безусловно, тайваньская Восточная красавица. 

Так вот. Оказалось, что, кроме всего прочего, эти мелкие насекомые передают друг дружке через чайные листья вибрационные сигналы. Ну то есть, сидя на чайных листьях они эти листья чем-то околачивают, тем самым сообщая свои сородичам разное. Например, одним сигналом самцы просто сообщают о своем присутствии, в ответ на него самки отправляют свой присутственный сигнал, после чего от самцов поступает сигнал-ухаживание — и все завертелось. Сигналы, повторюсь, передаются через вибрацию чайных листьев — и эффективность их передачи зависит от характеристик листьев. Вот эту эффективность ученые и изучали, имитируя вибрации самцов и наблюдая за поведением самок.

www.mdpi.com

Оказалось, что по взрослым и развитым чайным листьям вибрационные сигналы проходят лучше. Что объяснило давно замеченный за цикадками поведенческий феномен. Который состоит в том, что питаться они предпочитают молодыми листочками, а размножаться предпочитают на старых. Потому что, как оказалось, на взрослых чайных листьях им просто легче договориться.

Я, собственно, зацепился за это исследование, прямого отношения к чаю не имеющее, вот почему.

Покусанные чаи вообще и Восточная красавица в частности сейчас, как мне кажется, являются интересными не только благодаря своим специфическим потребительским свойствам, но и историей изучения и объяснения этих свойств. Из которой давно уже можно сделать отдельный и увлекательный рассказ.

Я позволю себе напомнить, что базовая легенда Восточной красавицы состоит в том, что в конце XIX века (дата может плавать) чайный фермер из Бэйпу (это на Тайване) изготовил из побитых цикадками листьев чай, который оказался очень вкусным и быстро завоевал заметное место на рынке и в маркетинговом легендариуме.

Чай Зеленая Красавица, изготовлен по технологии Восточной Красавицы и из «покусанного сырья», но с меньшей степенью ферментации. Тайвань.

Специфическую органолептику этого чая проще всего объяснить именно покусанным сырьем. Потому что технологии — это занудно и непонятно, а поврежденные цикадками листья — это романтично и немного драматично. Однако по мере развития и науки, и потребительской любознательности возникла необходимость объяснить, как именно факт поражения чайных листьев насекомыми влияет на вкус и аромат чая. Ну или хотя бы на характеристики сырья — если снова опускать скучные технологические аспекты.

Маркетинговые объяснения влияния покусанности на характеристики сырья развивались примерно следующим образом. 

Самой, наверное, ранней историей стала история ферментации пораженных чайных листьев прямо на кустах. Выглядела она вполне логично — классической чайной ферментации предшествует процесс деформации чайных листьев. Насекомые листья кусают — то есть хоть немного, но деформируют — тем самым, провоцируя начало окислительных процессов в этих самых чайных листьях.

Затем к этой истории добавилась история специфического химического воздействия цикадок на чайные листья. Ну типа того что при прокусывании листочков в эти самые листочки попадает слюна насекомых, которая содержит ферменты, катализирующие окисление чайных листьев прямо на кустах. Эти истории в маркетинговом чайном информационном пространстве распространены и сейчас, несмотря на то, что у них есть один небольшой недостаток.

Чай Восточная Красавица 2013, высокогорный, с юга Тайваня.

Покусанные чаи, если подходить к вопросу строго, изготавливаются не столько из листьев, пораженных цикадками, сколько из листьев, собранных с плантаций, пораженных цикадками. Это, на самом деле, две очень большие разницы.

Для того, чтобы изготовить чай из листьев, пораженных цикадками, нужно собрать с чайных кустов только листья с видимыми признаками такого поражения. Технически это возможно, но совершенно не рационально. Так что в сырье для производства покусанных чаев листья с явными признаками биохимических преобразований, произошедших еще до сбора и в результате поражения цикадками, просто присутствуют — но явно не преобладают. А чай все равно получается необычными (про технологии, повторюсь, ни слова — сейчас только про сырье).

Это огорчительно противоречие — когда листья покусаны не все, а чай вкусный весь — в концепцию ферментации на кустах вписывается не очень. Но оно довольно быстро разрешилось, когда в результате внимательного изучении реакции кустов на насекомых выяснилось замечательное. Когда цикадки начинают кусать чайные листья, эти листья начинает вырабатывать комплекс ароматических веществ двойного назначения. Во-первых, эти ароматические вещества должны отгонять насекомых. Во-вторых, сообщать другим кустам об атаке вредителей для того, чтобы те заранее начали выделять свой ароматный отпугиватель. Ну то есть чайному листу для того, чтобы начать специфически пахнуть (и стать привлекательных сырьем для производства чая) совсем не обязательно быть покусанным — достаточно, чтобы во время его сбора кого-то рядом кусали.

Такая концепция не противоречит концепции ферментации на кустах, а расширяет ее — что с маркетинговой точки зрения очень удобно. И сейчас обтекаемый (чтобы не попадаться на собственной предметной безграмотности) рассказ о покусанных чаях можно строить примерно так.

Этот чай производится по особой технологии из особого сырья. На чайные плантации иногда налетают вредители-цикадки, которые поражают молодые чайные листья. Часть этих листьев из-за этого заметно меняется за счет механических повреждений и биохимического воздействия насекомых. Кроме того, листья начинают вырабатывать особые ароматические вещества, которые отпугивают насекомых и сообщает другим кустам и листьям об опасности. Эти другие кусты и листья начинают вырабатывать комплекс ароматических веществ заранее, чтобы защититься от вредителей. Таким образом, целое сообщество чайных кустов начинает приятно пахнуть — тут-то с них листья, как поврежденные, так и нет, и собирают. 

Вполне годное с маркетинговой точки зрения объяснение и на сегодняшний день более или менее устоявшееся. 

Вот только и наука-то не стоит на месте. И сейчас, например, известно, что насекомые — тоже не дураки. И что комплекс ароматических веществ, которые выделяют покусанные плантации, их может не отпугивать, а привлекать, замыкая вечное соперничество хищника и жертвы. И теперь вот еще оказалось, что у насекомых есть своя вибрационная сигнальная система и что они обычно не размножаются там, где едят.

Я не знаю пока, как из этого сокровенного знания сделать привлекательную байку. Не рассказывать же про чистоплотность цикадок, у которых все строго — на нежных листочках столовая, а на жестких — спаленка. Но за возможным проникновением результатов научных исследований в маркетинговое поле буду наблюдать с интересом. Если такое проникновение — science-marketing penetration, так сказать — произойдет, конечно.

Чай — поэма от одного до семи слов

В тайваньской прессе наткнулся на разбор чайного стихотворения-пагоды танского поэта Юань Чжэня, о котором (и о стихотворении, и о поэте) я никогда не слышал.

Стихотворение-пагода — эта малая поэтическая форма, исполняемая так, чтобы в каждой новой строке стихотворения было на два иероглифа больше, чем в предыдущей. При этом получающаяся пирамида иероглифов еще и разбивается на две части ровно посередине. И выходит, что в каждой «полупагоде» стихотворения в следующей строке на один иероглиф больше, чем в предыдущей.

Стихотворение Юань Чжэня было написано на литературной вечеринке в рамках конкурса, на котором поэтам была задана форма — та самая пагода — не не было ограничений по содержанию стихотворения. Юань Чжэнь написал про чай и назвал свое стихотворение 茶 ‧ 一言至七言詩, Ча И Янь Чжи Ци Янь Ши, «Чай — поэма от одного до семи слов». Считая при этом слова в одной из половинок пагоды. 

Вот текст стихотворения.

香葉 嫩芽

慕詩客 愛僧家

碾雕白玉 羅織紅紗

銚煎黃蕊色 碗轉麴塵花

夜後邀陪明月 晨前命對朝霞

洗盡古今人不倦 將知醉後豈堪誇

А вот это же стихотворение картинкой и в парадном виде. Как по мне, оно больше на елочку похоже, но кто я такой, чтобы указывать танским поэтам.

В тайваньских статьях пишут, что стихотворение раскрывает суть танских чаепитий, восхваляет вкус и аромат чая и сообщает ценную информацию о чайных состояниях. 

Я не буду пытаться его перевести. И даже не уверен, что термин «стихотворение-пагода» корректен, возможно для этой стихотворной формы есть устоявшееся название. Так что милости прошу под ссылки, если кому интересно. И, конечно, я буду рад любым комментариям специалистов. И переводу.

Красители в чае и красота аргументов

Рассказывая намедни об американской чайной казуистике, я обратил внимание, среди прочего, на специфическую элегантность тех отмазок, которые лепит компания Bigelow, объясняя присутствие на пачках своего чая надписи «Произведено в США». Они, напомню, объясняют такую надпись на пачке условного индийского чая тем, что пакетики производятся в США. Я целый день считал такой аргумент венцом публичного чайного мухлежа. Но потом вспомнил про крашенный чай в Казахстане, и понял, что в плане мощных шарлатанских чайных аргументов американцам ещё есть, куда расти. 

Я о казахстанском чае с красителями уже рассказывал (раз, два), повторяться не буду. Там все немного смешно и странно, включаю потужную борьбу с крашенным чаем. Но! Совсем недавно мне на глаза попался аргумент, который используют производители чая с краской в ответ на вопрос о том, как это они продают товар, торговля которым прямо запрещена Техническим регламентом Таможенного Союза.

После заваривания, говорят ловкие производители, в чашке у потребителя оказывается уже не тот чай, про который написано в Техническом Регламенте, а совсем другой напиток, о котором в регламенте ни слова. Поэтому все чисто.

Не пытайтесь найти в этой формулировке логику, ее там нет. Но сам аргумент прекрасный, конечно. С ним надо в цирке выступать или на ярмарке.

«Ты говоришь, в нашем чае краска и это запрещено? Да вообще не вопрос! Мы сейчас его заварим, добавим в него молока — и это уже не чай, а напиток. А в нем краска не запрещена! Ну то есть из запрещенного товара ты сам можешь сделать незапрещенный продукт. Ты волшебник, Гарри! Приятного чаепития!»

Очаровательно и незамутненно, я считаю.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».