Чайный вендинг на Кумбха Мела

Некоторое время назад я писал о том, что на прошедшем недавно в Индии празднике Кумбха Мела индийская же компания Chai Point планировала продать десять миллионов порций чая. В основном — черного, сладкого, с молоком и специями, как это принято в Индии. Так вот, судя по отрывочным данным наши индийские чайные браться свои планы выполнили и перевыполнили. Там, правда, и паломников на мероприятии оказалось в полтора раза больше чем планировалось — за 600 миллионов. Ну и чая им там продали не десять миллионов порций, а десятки миллионов порций.

www.worldteanews.com

Самое интересное во всем этом — это техническая реализация массовой продажи чая. Оказалось, что основой столь массового обслуживания паломнического населения стали вендинговые автоматы Brewing Bots. Про них пишут, что они работают на искусственном интеллекте — но я в описаниях ничего особенно искусственно-интеллектуального не нашел. Так что AI туда, возможно, просто для красного словца притянули. И да, управляли этими автоматами живые люди — на сегодняшний день система, в которой автоматизированы приготовление напитка и прием оплаты, а к приему заказа при необходимости подключается живой оператор, является, пожалуй, оптимальной.

Все вендинговые автоматы работали с рецептами, которые хранились в централизованном облачном хранилище. И могли оперативно обновляется. И это, конечно, шаг в правильном направлении. В самом по себе в хранении рецептов в облаке ничего принципиально революционного, конечно, нет. А вот в создании прототипа системы, в которой технически возможен обмен данными между автоматами и центром управления — есть. Это, конечно, тоже тема не очень новая. Но революционная.

Чайные автоматы, работающие в единой сети — это самая естественная перспектива автоматизации приготовления чая. И основной бонус такой сети будет не в том, что автоматы будут чай заваривать — с автоматизацией этого процесса никаких принципиальных проблем нет уже давно. А в том, что операторы такой системы смогут в реальном времени работать с большим количеством информации, представляющей большую ценность не только для оперативного управления (куда какие расходники подвезти и как рецепты поменять), но и для разнообразных маркетинговых решений. Причем чем больше будет такая система, тем интереснее могут быть решения. Начиная от простой информации о том, что сейчас все пьют напиток N, не хотите ли его попробовать. И заканчивая хтоническими акциями «Давайте перепьем в прямом эфире соседний город!»  

Гайвани и молочный чай

Вчера почти одновременно наткнулся на два примера использования гайваней при сервировке актуальных и молочных чайных напитков. Сначала коллеги из тг-канала «ПроЧай» опубликовали фотографии с подачей молочного чая, при которой чайно-молочная база напитка подается в пластиковом прозрачном стакане, как обычно. А начинка — кусочки фруктов, желе и прочей фигни — отдельно и в гайвани. И ты, значит, сам можешь их добавлять в молочный чай в любом количестве и пропорциях. 

И практически сразу после этого в китайских новостях, в материале о комплексе мероприятий по продвижению сычуаньского чая, увидел фотографию, на которой запечатлен молочный чай в прозрачной гайвани. В которой, следует отметить, он смотрится намного привлекательнее, нежели в прозрачном пластиковом стакане.

Ничего удивительного в таком найчашном использовании гайваней, конечно, нет. Широкое распространение этой утвари делает ее взаимодействие со всеми аспектами чайной культуры неизбежным. Ба Бао Ча в гайвани как бы намекает. Но мне лично фотографии с гайванями и молочным чаем попались на глаза впервые.

Ну и надо сказать, конечно, что от молочного чая в прозрачной гайвани всего один шаг до чайных десертов в гайванях. Их можно даже вместе с чаем подавать. Одна гайвань — фарфоровая — с чаем. А рядом такая же по размеру, но только стеклянная и с многослойным десертом. И ложечкой. Красиво может получиться.

Страшные чайные новости

Вчера новостная чайная лента как специально подсовывала мне новости, в которых фигурировало слово «чай» — но сами новости были совсем нечайными и драматическими. Все американские новости рассказывали о том, как один мужчина, обварившийся горячим чаем из трех больших стаканов, отсудил у Starbucks 50 миллионов долларов. Там реально нелепая и печальная история, я когда все это прочел, то сразу решил, что ну его нафиг, ни за что не буду об этом рассказывать в своих новостях.

Но как только я это решил, индийские новости начали мне подсовывать историю о том, как где-то на дороге чайного торговца — такого, наверное, которые торгует чаем в стаканчиках на улице — зарезали бутылочной розочкой. Я напрягся, но тоже решил, что ее нафиг, такую чайно-криминальную Индию. И полез разбирать новости на китайском языке. Первой из которых оказалась новость о том, как в тайваньском Тайнане осудили женщину за кражу семнадцати чайных пакетиков из отеля.

Фотография, хоть и с пакетиками, к тексту отношения не имеет

И тут я понял, что все это не просто так, и что если вселенский разум подсовывает мне криминальные новости, то кто я такой, чтобы с ним спорить. И если я ничего не расскажу про разные происшествия с участием чая, то поток таких новостей не иссякнет. Так что про чайные пакетики расскажу. Потерпите, пожалуйста. Не я такой, жизнь такая… Тем более, что новость про семнадцать склептоманенных чайных пакетиков по сравнению с новостями про промежность, ошпаренную чаем, который еще и назывался Medicine Ball, и про чайного торговца, убитого разбитой бутылкой, можно считать развлекательной.

На самом деле там все просто. Как пять копеек. Включая ту даму, которая стырила чайные пакетики. Она просто зашла с улицы в отель и забрала оттуда с собой 17 чайных пакетиков, из тех, которые бесплатно предоставляются гостям отеля вместе с бесплатным же кипяточком. Отель, которому как-то поднадоело, что из него тащат все, что можно, обратился в полицию. И простую даму обвинили в воровстве. На суде дама сказала, что пакетики все равно раздаются бесплатно и нигде не написано, что их брать нельзя, вот она и взяла. И вообще она — кандидат наук. Ну то есть PhD. На что ей возразили, что бесплатные пакетики только для постояльцев и в ресторане тоже не написано, что еду просто так брать нельзя — но тем не менее. И добавили, что приличные люди, если хотят чего-то взять, спрашивают. Даже если они — кандидаты наук. Ну то есть PhD. И вкатили простой даме двадцать суток. 

Очень, очень поучительная история… Я, кстати, в отелях тоже частенько чайные пакетики по карманам рассовываю. Во время завтрака. Потому что пакетированный чай на отельных завтраках обычно уровнем повыше, чем в чайных наборах в номерах. Так уж повелось, что в номерах отели обычно оптимизируют чай по цене — лишь бы был. А на завтраках стараются хоть немного соблюсти чайные приличия. Поэтому я чай с завтраков в номер и таскаю. Но не больше двух пакетиков. И вообще я постоялец и чайный эксперт, мне можно.

Чай как основа ночных перекусов

Ну и раз уж сегодня день таких новостей, как будто я не про чай рассказываю, а традиционный медийный проект веду… Газета.ру опубликовала результаты исследования ночных дожоров, проведенного «Х5 Клуб». Цитирую: 

«Почти половина (45%) россиян не отказывают себе в ночных перекусах… Чаще всего ночные трапезы сопровождаются чаем (50%), водой (36,1%), а реже всего к ночному приему пищи добавляют кофе (14,8%), газированные напитки (13%) или алкоголь (7,4%, был возможен выбор нескольких вариантов)».

Баскский чизкейк с шэн-пуэром © Таира Шумакова, Ольга Никандрова
Баскский чизкейк с шэн-пуэром © Таира Шумакова, Ольга Никандрова

Ничего удивительного в ночном и дожорном доминировании чая нет — сложно представить себе другой напиток, который настолько же хорош в этой роли. Вода — это вроде как и не дожор вовсе, а чисто так, прошлепать на кухню водички попить. Скорее физиологично, чем уютно. Кофе излишне бодрит, от пузыриков газа тоже всякое бывает. Алкоголь, после которого почти сразу идешь спать, сразу лишается половины очарования. Чай безальтернативен, короче говоря.

Ну и да. Нужно подумать над тем, чтобы продвигать чая именно как напиток для ночных перекусов. Не вот это вот все функциональное, типа слипинг тайма ромашкового. А нормальный такой пуэрчик или там ассам какой-либо. Который будет сопровождаться надписью на пачке о том, что он идеально подходит для запивания ночного тортика или бутерброда с пошехонским сыром.

Роллеры Aleant доступны для заказа

Минутка дружеской рекламы, если позволите. Некоторое время назад я рассказывал о том, что Александр Жиряков и Антон Бехтер сконструировали хитрый роллер. Который называется Aleant DA30-M. В котором можно программировать режимы работы (ну то есть задавать и менять скорость и продолжительность скручивания чайных листьев), у которого прозрачный бак из кварцевого стекла и сменные столы. Так вот, эти роллеры теперь доступны для заказа. По всем вопросам можно писать непосредственно Александру Жирякову на alex@tea4b.com.

Александр Жиряков, Антон Бехтер и роллер Aleant DA30-M

От себя лично добавлю, что еще минимум два раза я об этом роллере напишу. Первый раз ориентировочно в мае, когда новый роллер будет активно использоваться при производстве свежего чая этого сезона — тогда и фотографий и видео с ним явно больше будет, и реального опыта его использования станет больше, и результаты можно будет оценить. Второй раз — когда коллеги закончат испытания нового сменного стола, позволяющего подавать в бак роллера какой-либо газ. Для начала — кислород или просто воздух. По задумке, такое проветривание партии скручиваемых листьев пойдет на пользу будущему чаю. Но все это надо будет, конечно, проверять. 

Замечу также, что роллер с прозрачным баком и программируемыми режимами работы мне кажется удачным решением для небольших чайных проектов в новых чайных регионах. Которые обычно должны решать сразу несколько задач: и чай производить, и пытаться собственные стиль выработать, и разной непрофильной движухой заниматься — туристической, например. Программирование роллера — удобная штука для системных экспериментов по подбору интересных режимов обработки чайных листьев. Без которых работа над собственным стилем затруднительна. Ну а прозрачный бак — это визуально привлекательно. Его можно смело туристам показывать. А если сделать стол с подсветкой, то по вечерам на чайной плантации можно будет устраивать опен-эйры.

Александр, Антон, удачи!

Сезон цветения вишни

Сейчас в тех местах, где уже более или менее тепло, начинается сезон цветения всех тех деревьев, которые обобщенно называют вишнями. В Китае, говорят, в этом году в полную силу раскочегарился самый крупный вишневый сад в мире. Так что теперь масштабно наблюдать за опадающими лепестками и не менее масштабно думать о тщете всего сущего можно не только в Японии.

Интересно, что цветение вишен не является чисто восточной фишкой. Пышный и яркий цветочно-вишневый сезон прямо сейчас, например, случается в Вашингтоне. Небольшом городе в США, известном многим по хоккейному клубу, в котором играет Александр Овечкин.

И там, в Вашингтоне, тоже есть своя чайная традиция, привязанная к цветению вишен. Она, правда, почти не связана с чаепитиями на свежем воздухе, как в Японии или в Китае — но по-своему тоже очаровательна.

Вашингтонские отели прямо сейчас всячески обыгрывают в своих послеобеденных чаепитиях тему цветения вишен. В одном отеле можно выпить чаю в зале с искусственным цветущим вишневым деревом — причем столики непосредственно под деревом стоят дороже. В другом отеле этажерка под закуски выполнена в форме дерева. В третьем чай можно пить, любуясь на настоящие вишневые деревья за окном. Но большая часть чаепитий просто отыгрывают вишневую тему декором стола и закусок и чайными ароматами в чае. Получается довольно мило. И розово.

Тема цветущей вишни в вашингтонских послеобеденных чаепитиях. www.washingtonian.com

И да, по Вашингтону тоже ездит чайный автобус. И за возможность порассекать по розовому городу на розовом автобусе ему можно простить даже чай в стаканчиках с крышками. Тем более, что они тоже розовые.

Чай в ресторанах. Мемы против энтропии

Я вернусь, с вашего позволения, к теме подаче хорошего и, большей частью, чистого чая в ресторанах, поднятой примерно с месяц назад. Заметив только, что все, о чем я рассказываю сейчас — это предварительные рассуждения. Сумбурные, многословные и повторяющиеся. Возможно, когда я вдоволь намногословлюсь, то соберу все эти рассуждения в компактный и структурированный текст. А пока потерпите, пожалуйста.

Итак. Разработку собственного формата подачи хорошего чая в ресторане нужно начинать с разработки концепции. Ну или основного чайного мема, если угодно. Который просто и понятно позволит объяснять гостям ресторана и его персоналу всю реализуемую рестораном суету вокруг чая. Чайный мем должен просто формулироваться, легко запоминаться и без проблем трансформироваться в рекламный клейм.

Если ресторан решает работать с чаем в рамках какой-либо чайной традиции, то он может оперировать готовыми мемами типа «Мы подаем чая в авторском русском стиле», «Мы подаем настоящее английское послеобеденное чаепитие» или «Мы готовим чай с алтайскими травами и по алтайским традициям». Тут все просто. А вот если ресторан придумывает подачу чая сам, то и мем-концепт ему придется разрабатывать самостоятельно. 

И здесь, конечно, сразу встает вопрос «А нафига?» Нафига уподобляться унылым бизнес-тренерам и создавать дополнительные смыслы там, где, казалось бы, можно просто взять хороший чай и хорошую посуду, научить персонал со всем этим работать — и все, и поить людей классным чаем. Тем более, что ни с хорошим чаем, ни с хорошей посудой, ни с толковыми специалистами, готовыми учить ресторанный персонал, сейчас особых проблем нет. В России, по меньшей мере. 

Для того, чтобы ответить на это «А нафига», достаточно посмотреть вокруг. Проектов, которые «просто хорошо работают с хорошим чаем» в сфере общественного питания исчезающе мало. При том что идея поить людей в ресторане хорошим чаем появилась отнюдь не вчера. И даже не позавчера. Не мы первые такие умные, проще говоря. И хороший чай, вполне пригодный для нормального заваривания в ресторанах, тоже есть. И посуда. И специалисты. Все есть. И все — без толку. Причем во всем мире.

Все это потому, что качество чая в ресторане — как, впрочем, и качество всего остального — штука энтропийная. И со временем рассеивается. По мелочам. Отобранный однажды чай закончился, срочно подобрали аналог из того, что было проще добыть. Закуски оптимизировали для более длительного хранения и по цене. Официант, который тащился от чая, ушел — а новым чай по сараю. Проточный кипятильник, подключенный к фильтру, вышел из строя, на новый денег жалко, теперь кипяток берем из кофемашины. Чай фасовать на заварочные порции не успеваем, стали сыпать на глазок. Чайные чашки побились, заменили их на кофейные, они почти такие же. С таймером влом суетиться, время заваривания тоже от балды засекаем. Крутой чай, который рекомендовал поставщик, никто не берет, кассу делает условный облепиховый. И так далее, и тому подобное. Это вообще рутина, на самом деле.

Закуски к чаю в современном иранском стиле.
Подача закусок к чаю в одном из тегеранских ресторанов

И если в знаковых для ресторана темах энтропию стараются компенсировать постоянными усилиями по поддержанию качества, то чайной энтропии ресторан решается противостоять чрезвычайно редко. Потому что по сравнению с другими ресторанными темами на чай, как правило, всем плевать. И гостям, кстати, в первую очередь. Не, не, я знаю, что бывают исключения. И дураки-выпендрежники, которые именно на чае решают самоутвердиться, тоже бывают. Но ими можно пренебречь. В подавляющем большинстве случаев хороший чай самостоятельной ценностью для ресторана не является.

А вот в рамках какого-либо мем-концепта он такую ценность может приобрести. Фактически, мем может помочь бороться с описанной выше энтропией. Не, он не является гарантированной защитой от снижения качества подачи чая. Потому что пофигизм официанта или поломка проточного кипятильника никак от наличия у ресторана чайного мема не зависят. Мало того, в моей личной практике рекорд скорости падения уровня чаепитий случился в заведении с чайной концепцией. И составлял один день. Ну то есть в день презентации, когда гостям представлялись новые форматы чаепитий, все было хорошо. А когда я на следующий день пришел в ресторан проверить подачу чая не в презентационном, а в рабочем формате, все было уже заметно хуже.

Но даже в том печальном случае новый формат чаепитий на какое-то время в заведении задержался. До тех пор, пока все завсегдатаи его не проверили. И, хотя качество подачи чая и отличалось от исходного, совсем уж ниже плинтуса оно не рухнуло. Потому что мем-концепт создал рациональную основу для того, чтобы за качеством чая в ресторане хоть немного, да приглядывали.

«Просто хороший чай» такой основы не дает, потому что «хороший чай» — сложно формализуемое понятие, особенно в общепите. А мем-концепт — дает, хотя бы на уровне «ответа за базар». Есть ресторан объявил о том, что у него самая большая чайная карта в городе или только грузинские чаи в меню, то за соблюдением этих принципов ему придется следить.

А это уже хоть что-то. Так что я предлагаю немного пофантазировать над тем, какие авторские мем-концепты можно положить в основу подачи в ресторане хорошего чая. Но уже в другой раз.

Ролик о восточно-фризском чае

Deutsche Welle опубликовала симпатичный и информативный ролик о восточно-фризском чаепитии. С правильным акцентом на двух его основных фишках — щелкающем при заливании горячим чаем кристаллическом сахаре и эффектно и динамично всплывающими при добавлении в напиток сливками.

www.dw.com

Я напомню, что Восточная Фризия — это область в Германии с одной из самых рафинированных чайных традиций в мире. При этом традиция эта проста, как швабра — но глубоко интегрирована в повседневную и праздничную культуру региона. А сами жители Восточной Фризии относятся к ней со всей серьезностью и систематически ее продвигают. Так что в итоге восточно-фризское чаепитие выглядит убедительно и даже местами солидно. И легко стилизуется — чем я с удовольствием пользуюсь. Когда мне удается найти крупный и белый кристаллический сахар, конечно — это не всегда просто.

А еще напомню, что наши немецкие коллеги утверждают, что Восточная Фризия — самый чаепьющий регион в мире. Потому что в год среднестатистический житель региона выпивает примерно 300 литров чая. На втором месте и по немецкой же статистике — Турция с 273 литрами чая на душу населения в год. Я не имею представления о методике подсчета, поэтому как-то адекватно прокомментировать эти данные не могу. Замечу только, что считаю немного притянутым за уши рейтинг, в котором отдельный регион сравнивает с целыми крупными странами.

Но в том, что восточные фризы чая пьют много, я ни капельки не сомневаюсь.

Немецкая чайная статистика за 2024 год

Ну и раз уж речь пошла о чайной Германии. The German Tea Association опубликовала отчет о состоянии немецкого чайного рынка за 2024 год. Из которого, в частности, можно узнать, что в среднем по Германии потребление чая составляет 68,2 литра на душу населения в год. Причем большую часть этих литров — 40,5 — составляют не классические чаи, а травяные и фруктовые чайные напитки.

При этом травяных и фруктовых смесей немцы пьют примерно в два раза больше, чем чистых травяных чаев. Но если дело доходит именно до чистых трав, то самой популярной травкой является мята, за которой, в порядке убывания популярности, следуют ромашка, фенхель, ройбос и матча — которую наши немецкие коллеги тоже почему-то отнесли к травам. Если вспомнить о функциональности мяты, ромашки и фенхеля, то можно сделать несколько смелых предположений о характере повседневных проблем немцев с самочувствием. И да, 88% всех травяных и фруктовых чаев — в пакетиках. Что, в общем, оправдано для данного сегмента. Особенно если речь идет о смесях.

То, что матча попала в травяные чаи для меня, кстати, реальная загадка. Я, конечно, допускаю, что подготовкой отчета мог заниматься человек, который совершенно не сечет в чае — в разных официальных чайных структурах это обычное дело. Но если думать о немецких коллегах хорошо и предположить, что они знают-таки, что матча — это зеленый чай, то ее попаданию в один ряд с ромашкой и фенхелем сложно найти объяснение. Возможно, характер потребления матчи в Германии настолько выходит за традиционные чайные рамки, что матчистов решили записать в общую компанию нетрадиционных чайных потребителей. По тому же принципу, по которому к аббревиатуре LGBT новые символы добавляют.

www.teeverband.de

Если же говорить о традиционном чае, то черного чая немцы выпивают примерно в три раза больше, чем зеленого. И очень любят чай с разными добавками. Рейтинг популярных вкусовых чайных категорий для Германии 2024 года выглядит так. На первом месте — черные чаи с цитрусовой ароматизацией, в том числе Эрл Грей. На втором месте — тонкие чистые чаи типа дарджилингов или улунов. На третьем месте — насыщенные купажи черного чая, в первую очередь English Breakfast и Ostfriesentee, традиционная восточно-фризская смесь. На четвертом месте — японские зеленые чаи. На пятом месте — жасминовый чай. 54% всего выпиваемого в Германии традиционного чая — это чай листовой. 46%, соответственно, — чай в пакетиках.

В 2024 году Германия импортировала чуть больше 46000 чая и экспортировала почти 20000 тонн чая. В цитируемом отчете данных по страновой структуре немецкого чайного экспорта нет, но раньше основным покупателем немецкого чая была Франция. Ну а основными экспортерами чая в Германию остались Индия и Шри-Ланка.

В общем и целом немецкий чайный рынок производит очень адекватное впечатление. Ровный, понятный и с яркими закидонами — все, как и должно быть на приличном чайном рынке.

Жу Чэн Бай Мао Ча

Наткнулся в научных новостях на статью, в которой описываются источники специфического мятного аромата черного чая Жучэн Бай Мао Ча. О котором я никогда не слышал и которого никогда, наверное, не пробовал. Полез разбираться и обнаружил следующее. 

Жучэн — это уезд городского округа Чэньчжоу китайской провинции Хунань. Бай Мао Ча — это, как водится, чай с белыми ворсинками. Ну а Жучэн Бай Мао Ча (汝城白毛茶) — это, если все переводить вместе, чай с белыми ворсинками из уезда Жучэн.

Только это не совсем готовый чай, а культивар чайного куста, который в ряде источников четко соотносят с растением вида Camellia pubescens, эндемичного для провинции Хунань. А в некоторых источниках добавляют, что Camellia pubescens — это синоним Camellia ptilophylla, нашумевшего недавно вида чайных камелий, в листьях которого совсем мало кофеина, а ареал распространения которого включает в себя еще и провинцию Гуандун. Черт ногу сломит, короче говоря — как это часто бывает с видовой принадлежностью чайных камелий.

Camellia pubescens. 汝城白毛茶

Впрочем, если оперировать названием Жучэн Бай Мао Ча, но все становится немного проще. Во-первых, Жучэн Бай Мао Ча привязан к определенной локации — к уже упомянутому уезду Жучэн в Хунани. Где растения Жучэн Бай Мао Ча растут как в диком виде, так и на плантациях. Во-вторых, с 2021 года Жучэн Бай Мао Ча является защищенным по происхождению наименованием национального уровня. Причем, насколько я понял, защищены по названию не конкретные чаи, произведенные из листьев Жучэн Бай Мао Ча, а, скажем так, сами листья Жучэн Бай Мао Ча. Что мне немного непонятно, я попробую с этим разобраться, но потом.

Белый чай Жучэн Бай Мао Ча. www.coop168.com

Что же касается именно чая, то из листьев, собранных с Жучэн Бай Мао Ча, делают зеленые, белые и черные чаи. Ну и, говорят, что чаи получаются сильно ворсистыми, что у белого чая заметны ноты персика и орхидеи, а у черного в аромате есть уже упомянутый специфический мятный оттенок.

Не могу не подтвердить, не опровергнуть. Но чай запомню. Надо будет попробовать, при оказии.

Пешеходный чайный фестиваль в Венгрии

Новость в чайно-фестивальную копилку. В октябре 2025 года в Венгрии состоится фестиваль, которые официально называется Tea Hiking Festival Budapest-Szentendre — Чайно-походный фестиваль в Будапеште и Сентендре.

Японский сад в Сентендре. japankert.com

Сентендре — это такой артистический пригород Будапешта, в котором множество пешеходных маршрутов, есть музей марципанов (потому что Сентендре является одной из возможных родин этого лакомства), музей вина, этнографический музей под открытом небом, куча кондитерских, ремесленных и художественных лавок и японский чайный сад. Который, собственно, и станет центральной базой фестиваля. 

Насколько я понял задумку, часть заведений и локаций города-пригорода просто впишется в фестиваль какой-либо профильной и околочайной активностью. Ну чтобы можно было зарулить в какую-либо кондитерскую — а там торт Добош подают не просто так, а для ради праздничка. А у керамистов в соседней лавке куча разных чайников и чашек продается. Ну и там музыканты еще в бамбуковые флейты дуют. И ты, значит, несколько часов гуляешь по всему этому околочайному — а потом приходишь в японский сад и вписываешься в интенсивную чайную движуху, тайком заедая матчу заранее прикупленными марципанами.

Формат чудесный, на самом деле. Буду следить.

Английские чайные идиомы и шоколадный чайник

Наткнулся в новостях на очередное английское устойчивое выражение, в котором есть слово tea. И которого я не знал. Это выражение what does that have to do with the price of tea in China. Переводится оно буквально: «Какое отношение это имеет к цене на чай в Китае». И используется для того, чтобы дать понять собеседнику, что он выпал из контекста. Ну то есть ты типа говоришь, что лошади едят овес. А от тебе в ответ рассказывает о том, что смерть — это конец жизни. И ты такой обалдеваешь, делаешь паузу в попытках найти связь, а потом дерзко так и протяжно: what does that have to do with the price of tea in China.

Иногда из этого устойчивого выражения выхватывают только the price of tea in China, называя «ценой на чай в Китае» что-то в данный момент совершенно не важное или не имеющее отношения к делу. Ну и в крайне редких случаях фраза «цена на чай в Китае» используется в качестве изначальной бессмыслицы, которой вернули или придали рациональный смысл. Так, например, агентство Bloomberg свой недавний рекламный ролик, в котором подчеркивает свою исключительную осведомленность и похвальное занудство, назвало именно The price of tea in China. Как бы намекая, что на самом деле разбираться в цене на чай в Китае — это вам не хухры-мухры. И что Bloomberg, если что, поможет и с этим.

Добавлю, также, что в английском языке есть еще одна чайно-ценностная идиома с отсылкой к Китаю. Она звучит как All the tea in China, «Весь чай в Китае». Используется она, как не сложно догадаться, для обозначения чего-то очень ценного. Например в оборотах типа «Этот чугунный мост стоит как весь чай в Китае» или «Я не променяю тебя на весь чай в Китае». Тут все просто.

А вообще в английском языке хватает чайных идиом — причем вполне понятных. Очень популярная сейчас фраза To spill the tea (проливать чай) означает, грубо говоря, распространение секретиков и сплетен — обычно не очень злобных. Not my cup of tea (не моя чашка чая) — это не мое дело или мне это не интересно. 

A storm in a teacup (буря в чайной чашке) или, в американском варианте, Tempest in a teapot (буря в чайнике) — это когда ты из мухи делаешь слона, то есть сильно все преувеличиваешь. Tea and sympathy (чай и сочувствие) — это когда ты хочешь кого-то поддержать. Read the tea leaves (читать по чайным листьям) — это гадать о будущем по каким-либо знакам. Немного похоже на наше гадание на кофейной гуще, но не с таким ироничным подтекстом. Tea for two (чай для двоих) — это какая-либо конфиденциальная встреча для обмена не особо афишируемой информацией, типа уже нашего тет-а-тет. Ну и Tea party (чаепитие) используется иногда для обозначение чего-то очень простого и ненапряжного, примерно как Piece of cake.

Моя же любимая английская чайная идиома — As useful as a chocolate teapot. Или As good as a chocolate teapot. Полезно (или хорошо) как шоколадный чайник. Используется в тех случаях, когда нужно иронично охарактеризовать что-то совершенно бестолковое или бесполезное. Толку, как с козла молока, короче.

Ну и было бы странно, если бы никто не обыграл идиому про бесполезность шоколадного чайника в лоб, в шоколаде. И я сейчас не о шоколаде и шоколадных конфетах в форме чайника, коих существует множество. А о реальных заварниках из шоколада.

Информацию об одном таком чайнике я нашел без труда. В 2014 году BBC подбило специалистов из технологического центра Nestlé в Йорке сделать реальный шоколадный чайник. Эксперты из Йорка во главе с шоколатье Джоном Костелло экспериментировали шесть недель. Там, насколько я понял, основная проблема была чисто техническая — сделать чайник с достаточной толщиной стенок. Когда метод изготовления чайника был разработан, испытательный образец был создан за пару часов и его выкатили пред светлы очи журналистов. Это был заварочный чайник, изготовленный из 65-процентного шоколада, который выдержал заваривание чая кипятком в течение двух минут. Вполне достаточное время для стандартного британского чайного пакетика.

www.bbc.com

Говорят, что у того чая был привкус шоколада. И чайник изнутри немного подплавился. И едва ли этот чайник можно было брать за ручку в тот момент, когда в нем заваривался чай. Но, тем не менее, формально задача шоколадного заварника как минимум однажды была решена.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».