Когда в китайской прессе заходит речь о продвижении китайского чая на мировом рынке, то речь эта обычно строится по одному шаблону. Который можно совершенно спокойно сократить до фразы «чай у нас хороший, а бренда нет». Ну и вокруг еще разного неоригинального понаверчено. Про то, что Китай — это родина чая и мировой чайной торговли, но в чайном экспорте уже давно и совсем не лидирует. Про то, что Китай импортирует примерно 20000 тонн индийского чая в год, что обидно. Про Lipton, объемы продаж которого были когда-то больше объема всего китайского чайного рынка. Ну и все такое прочее.
Вот отличный пример такой статьи — и замечу сразу, что статья под ссылкой компилятивная. Все, что в ней написано, постоянно и почти в дословном изложении гуляет и по китайским публикациям, и во всяких докладах на разных конференциях время от времени всплывает. И вывод о том, что китайскому чаю нужен свой сильный международный чайный бренд, типа «Липтона», тоже в таких публикациях и докладах всегда присутствует.
Да и вообще, в современной китайской чайной идеологии «Сильный чайный бренд» — это одна из трех ключевых концепций. Две других — это концепция «Трех чаев» (то есть концепция развития чайной индустрии через науку, культуру и технологии) и концепция «Голые горы — зеленые горы — золотые горы» (то есть концепция достижения экономического благополучия через выращивание и производство чая). Концепции «Трех чаев» и, если можно так выразиться, «Трех гор» у меня никакого отторжения не вызывают — а вот рудиментарное стремление наших китайских коллег воспроизвести Lipton мне кажется удивительно наивным. Но, прежде чем разъяснить свою позицию, я коротко перескажу ту цепочку рассуждений, которая выводит китайцев на мысль о необходимости косплеить англичан и индийцев (да, да, я знаю, что если говорить о сырье, то Lipton — это, прежде всего, Шри-Ланка и Кения, но эти страны китайцев на заводят, их заводит Индия).
Начинается обычно все здраво, хоть и немного эмоционально. Родина чая и всех чайных технологий — Китай. Еще 200 лет назад никакого индийского чая и в помине не было. Но потом двое ушлых англичан, воспользовавшись простотой и широкой душой одного чайного фермера из Уи, выведали у него все технологические чайные секреты и вывезли из Китая чайный посадочный материал. На базе которого англичане очень быстро развили индийский чай, используя для этого развития самые современные для середины и конца XIX века технологии, в первую очередь — технологии механизированного производства чая. К 1900 году объемы экспорта чая из Индии превысили объемы экспорта чая из Китая, а потом китайский чайный экспорт и вовсе покатился под откос. В 1903 году доля китайского чайного экспорта на мировом чайном рынке составляла 33%, в 1921 году — и вовсе 8%. Сейчас эта доля, конечно, побольше — в районе 20-25%. Но китайцев она все равно расстраивает — и их понять можно.
В структуре китайского чайного экспорта нет потенциала для резкого и желанного роста. Традиционные крупные покупатели китайского чая, типа Марокко или Узбекистана, покупают дешевый зеленый чай и не могу начать покупать его намного больше. Дорогой чайный экспорт, хоть и радует высокой средней ценой на чай, но не радует объемами и тоже не может резко вырасти. Резкий рост мог бы обеспечить выход Китая на мировой рынок массового черного чая, туда, где сейчас царствуют Кения, Индия и Шри-Ланка — но туда китайцам как-то не пробиться. Мало того, китайцы сами покупают индийский чай. Потому что он дешевый и хорош, например, для приготовления разных чайных напитков.
И вот примерно в этом месте в рассуждениях наших китайских чайных братьев начинается тот самый упомянутый выше наивняк. Объясняя популярность на старых и традиционных рынках индийского, цейлонского или кенийского чая, китайские комментаторы говорят о механизации, позволяющей производить чай в больших количествах и, в том числе, в те сезоны, когда в Китае чай не производится. И о качественном маркетинге, символом которого для китайцев стал бренд Lipton. Причем в последнее время все чаще напирают на маркетинг и бренд — потому на механизацию все свалить уже не получается, с механизацией в Китае все в порядке. Ну и, соответственно, делают вывод о том, что если Китай сможет сделать свой аналог «Липтона», то экспортная чайная жизнь резко наладится.
Это все, конечно, крайне сомнительно. Причем сомнительна как оценка причин низкой конкурентоспособности черного китайского черного чая на мировом рынке, так и идея с сильным брендом.
С низкой конкурентоспособностью китайского черного чая все просто. Китай сейчас не в состоянии производить черный чай, сравнимый по потребительским характеристикам с тем чаем, который востребован на массовом черно-чайном рынке. Кения, Индия, Шри-Ланка и Индонезия могут, а Китай — нет. Это, конечно, звучит чрезвычайно странно для любого человека, знакомого с хорошим китайским черным чаем. Но если не путать понятия «хороший чай» и «чай с определенными потребительскими характеристиками», но ничего странного в этом нет.
Массовый мировой чайный рынок ценит черный чай яркий, кофеинистый и крепкий. Как кенийский гранулированный, например. Или как классический Ассам. Или как равнинный цейлонский. Возможность производить такой чай в коммерческих объемах и с коммерческой целесообразностью определяется, прежде всего, климатом. Который влияет и на характер сырья и — о чем многие забывают — на условия производства чая. Ну потому что климат — это температура и влажность. Которые кардинально влияют на ход такой технологической процедуры, как ферментация.
Так вот. В Индии, Кении и на Шри-Ланке климата, подходящего для производства массового и востребованного на рынке черного чая, завались. А в Китае его намного меньше. Так что если где-либо в Юньнани или в Сычуане построить чайную фабрику по кенийским, например, лекалам, и попытаться производить гранулированный чай, то получится полная фигня с характерным металлическим привкусом. А если попытаться поднастроить производство так, чтобы получить в упомянутых провинциях гранулу, близкую по потребительским характеристикам к кенийской, то стоить она будет столько, что вызовет смех и издевательство чайных трейдеров. Так что, повторюсь, китайский черный чай неконкурентоспособен на мировом чайном рынке просто из-за того, что не попадает, большей частью, в наиболее востребованные на этом рынке потребительские характеристики. А востребованного чая в больших количествах и по приличной цене китайцы произвести не могут. Тут все довольно просто.
Что же касается сильного бренда, то тут все немного сложнее и, если можно так выразиться, геополитичнее. И достойно отдельного разговора. В другой раз.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий