Читая последние несколько дней повторяющиеся почти слово в слово новости о том, что в окрестностях Туапсе собираются восстанавливать чайную индустрию, я вспомнил вдруг одно наблюдение, сделанное во времена активного увлечения хересами и сопутствующих этому увлечению путешествий по Хересному региону. Это наблюдение можно упаковать в очень простою максиму.

Чем лучше пляжи, тем хуже вино.

Причем тут краснодарский чай вообще и туапсинский чай в частности? Да при том, что краснодарский чай — это тоже продукт, который производится в курортном регионе. И эта курортность влияет на него ничуть не меньше всяких разных других факторов.

Вот смотрите. В 2023 году Краснодарский край посетило 17,5 миллионов туристов. В этом году, говорят, посетит еще больше, но давайте исходить из прошлогодней статистики. Чай — это отличный локальный сувенир. Недорогой, памятный, практичный и культурный. Если хотя бы каждый десятый турист купит хотя бы сто грамм краснодарского чая, то домой все туристы сообща за год увезут 175 тонн чая.

В Краснодарском крае ежегодно собирают 400-450 тонн чайного листа. Из которого можно произвести примерно 100-120 тонн чая. Ну то есть меньше, чем может просто разойтись на сувениры. Которыми спрос на краснодарский чай не ограничивается. Напомню, что чая, на котором написано «Краснодарский», производится и продается в разы больше, чем может быть изготовлено в Краснодарском крае. Купажирование местного листа с привозным в Краснодарском крае является производственной традицией и зафиксировано в соответствующем ГОСТе

Короче говоря, местного листа сейчас категорически не хватает для удовлетворения существующего спроса на краснодарский чай. И даже если площадь чайных плантаций будет увеличена раза в три (что является исключительно оптимистическим сценарием), то он все равно будет в дефиците.

Ну а теперь внимание, вопрос. Какой смысл при таком раскладе и в среднем по региону запариваться на качество чая? Его ведь все равно купят. И еще попросят. А когда собственно краснодарского чая станет не хватать, то под его видом можно будет продавать купажи местного чая с чем-либо недорогим и привозным — и их тоже все равно купят. Особенно если в эти купажи добавить местных травок (или не очень местных) и продавать все это дело как локальный специалитет, страшно полезный для здоровья. Тогда еще и задорого купят…

Так что когда я в очередной раз читаю о развитии краснодарского чая, то испытываю, скажем так, смешанные чувства. Маркетинговые тактические оптимистические и чайные стратегические пессимистические.

Маркетинговые, тактические и оптимистические мои чувства очень просты. В маркетинговом смысле развитие краснодарского чая — плевое дело, вопрос бюджета, а не профессионализма.

Как продукт краснодарский чай уже существует. Чтобы его продвигать, нужно разработать для него зонтичный бренд, создать линейку купажей с местными травами и фруктами, разработать пару-тройку специфических потребительских стилей, подготовить базу знаний для толкового продвижения, отправить чай на несколько высокопоставленных столов, создать пару-тройку откровенно сувенирных линеек, запустить прохладительные чайные напитки, организовать иммерсивный чайный туризм и выиграть несколько конкурсов, чтобы обвешаться разными шильдиками. Все это очень просто, только деньги подноси. А что-то из всего этого этого уже и сделано.

И результат гарантирован — потому что, повторюсь, краснодарский чай и так продается. А с шильдиками и в едином фирменном стиле будет продаваться еще и красиво. А уж если грамотно подключить к его продвижению традиционную для курортных регионов темпераментную уверенность в собственном тайном, но благородном происхождении, отменном вкусе, привлекательности, профессиональной безупречности и в том, что «у нас все самое лучшее», то вообще красота будет.

У все этой красоты есть только одна проблема. Едва ли весь этот залихватский маркетинг приведет к появлению реального терруарного стиля. Без которого местный специалитет существовать будет скорее в маркетинговой мифологии, недели в реальности. Примерно как сейчас и существует краснодарский чай.

Белый краснодарский чай из культиваров Колхида и Каратум. © Ольга Никандрова

О нем снисходительно знают специалисты, его растаскивают на дежурные сувениры туристы, его эпизодически покупают в рознице по всей России и немного за ее пределами. И в его рамках и стараниями энтузиастов иногда появляются яркие феномены. Но при этом краснодарский чай не играет никакой роли в реальной чайной культуре.

С точки зрения бизнеса это не беда. Зарабатывать на краснодарском чае все равно можно. А вот с чайной и стратегической точек зрения — это обидно и нерационально. Ведь даже существующий спрос на краснодарский чай целиком и полностью основан на сформированной несколько десятилетий назад потребительской репутации, которая стала следствием уникального терруарного стиля этого чая. Хоть в Советском Союзе таких слов и не употребляли.

Да, безусловно, советский терруарный стиль краснодарского чая формировался в условиях малого потребительского чайного разнообразия. Но это не важно. Важно, что советский потребитель довольно просто мог отличить краснодарский чай от других имеющихся на рынке чаев. Это было интересно и, повторюсь, создало чаю устойчивую репутацию. На которой современный краснодарский чай не просто держится — он на этой репутации продается в гораздо больших количествах, чем производится. Это, кстати, не уникальная ситуация — но сейчас не буду отвлекаться. 

Советская репутация краснодарского чая еще не изжила себя — хотя некоторые ее части, типа рассказов о самом северном чае в мире, уже явно себя исчерпали. Но при этом она полностью оторвалась от терруарного стиля. Просто потому, что у современного краснодарского чая этого стиля не существует. В условиях малого советского чайного разнообразия этот стиль был. А в условиях большого современного чайного разнообразия — пропал. Так бывает.

Заключается отсутствие терруарного стиля краснодарского чая в том, что сейчас не существует никакого набора потребительских сенсорных маркеров, которые позволили бы краснодарский чай отличить от других чаев, запомнить, узнать, оценить при повторной дегустации и о которых было бы удобно и понятно рассказывать. Не верите? Попробуйте описать словами вкус и аромат краснодарского чая так, чтобы потребитель узнал его по описанию. Не получается? Ну вот про что я и говорю.

Задача разработки современного чайного терруарного стиля сложна и не имеет готового решения. Ну то есть нельзя сказать «давайте сделаем как с гёкуро в Японии, его как раз примерно столько же производится — и проблеме конец». Нет, так не получится. Все придется делать самостоятельно и долго.

Белый краснодарский чай
Белый краснодарский чай. © Ольга Никандрова

Предпосылки для такой самостоятельной и долгой работы есть. Сохранена специфическая сортовая база. Есть чайные энтузиасты с интересными наработками. Предпринимаются попытки параллельного брендирования регионального чая — то есть запуска альтернативного бренду «Краснодарский чай» бренда «Черноморский чай». И даже непропорционально сильное увлечение краснодарских производителей чая ГАБА-чаем можно уложить в концепцию создания терруарного стиля. В конце концов, местные вариации на тему ГАБА-чая подходят для этого ничуть не хуже традиционных чаев. А теперь ко всему этому добавился и государственный интерес, который может решить проблему консолидации, с которой у локальных специалистов традиционные сложности.

Но при этом никуда не уходит проблема курортности краснодарского чая. Потому что на любой встрече любых специалистов, обсуждающих любой вопрос, связанный с развитием краснодарского чая фраза «А нафига нам все это, чай-то и так покупают» будет висеть в воздухе.

Я бы ее даже на баннере напечатал, в качестве раздражителя. Чтобы лучше думалось.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».