Существует такой чудесный вид художественной эмали, plique-a-jour называется. Или «прозрачная перегородчатая эмаль». Прозрачная она потому, что без подложки. А перегородчатая, потому что образованная такой эмалью поверхность разбивается на фрагменты, каждый из которых заливается эмалью отдельно. И часто эмалями разных цветов. В итоге изделие, выполненное в технике прозрачной перегородчатой эмали, очень похоже на миниатюрный витраж. Или на крыло стрекозы — если подбирать природные аналогии.

Прозрачная перегородчатая эмаль известна достаточно давно, однако особой популярностью эта техника пользовалась во времена расцвета стиля арт-нуво, то есть на рубеже XIX и XX веков. Да и смотрятся артнувошные пликажюры намного выигрышней старинных эмалей. К концу XIX века и ювелирная техника развилась, и, что, пожалуй, даже важнее для эмалей, их цвета стали более яркими и насыщенными. 

Я все это к тому, что есть смысл погуглить картинки по plique-a-jour tea. Ювелирная чайная утварь была одной из популярных сфер применения техники прозрачной перегородчатой эмали. Причем в этой технике могла быть исполнена и большая часть изделия — встречаются, например, подстаканники или чайные пары, почти полностью собранные из маленьких цветных стеклышек. Но могла быть исполнена и маленькая часть изделия — например, миниатюрными витражами могло быть декорировано чайное ситечко или чайная ложка.

Собственно, подстаканники, чайные ситечки и чайные ложки и являются, на мой взгляд, самыми лучшими образцами чайной утвари, изготовленной с использованием прозрачной перегородчатой эмали. Особенно ситечки. Их по каким-то неизвестным мне причинам особенно много в Норвегии. Вот несколько ситечек, полюбуйтесь.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».