Веганские чаепития и перляж комбучи

Наткнулся на днях в новостях на обзор лучших веганских послеобеденных чаепитий в Лондоне. Посмотрите, вдруг кому интересно. Там только не сам обзор читать надо, а по ссылкам на конкретные меню переходить.

Замечу, кстати, что никаких технических сложностей в том, чтобы сделать Afternoon Tea вегетарианским или веганским при нынешнем развитии индустрии здорового питания, нет. Послеобеденное английское чаепитие — очень пластичный формат, исключить оттуда продукты животного происхождения — легче легкого. Так что веганские опции в лондонских чайных меню присутствуют очень часто. И собранные в обзоре веганские послеобеденные чаепития — отнюдь не единственные. Ну а то, что они названы лучшими — это уже субъективное мнение составителей обзора. Ненаказуемое, конечно.

По картинкам веганское чаепитие ничем особенным не отличается. vegoutmag.com

Что же касается конкретных решений, то я пришел в детский восторг от чайного меню отеля Roseate House. Они там вообще молодцы, у них, помимо обычного и веганского чайного меню, есть еще и безглютеновое чайное меню. И чай с острова Джерси. И комбуча. И вот от последней-то меня и нахлобучило.

Напомню, что традиционное английское послеобеденное чаепитие может включать в себя бокал игристого вина. В парадной ресторанной подаче Afternoon Tea игристое идет обычно отдельной опцией. Ну типа ты можешь выпить просто послеобеденного чая за 80 фунтов, можешь выпить послеобеденного чая с бокалом Просекко за 85 фунтов или послеобеденного чая с бокалом Дон Периньона или там Момма какого за 95 фунтов.

Так вот. В веганском чайном меню Roseate House игристые опции выглядят так. 

Traditional Afternoon Tea — £39.95. Prosecco Afternoon Tea — £46.95. Moët Chandon Brut Imperial Afternoon Tea — £54.95. Moët Chandon Rose Imperial Afternoon Tea — £56.95. И после всего этого — Kombucha non alcoholic Afternoon Tea за £46.95.

Если бы мне кто-либо когда-либо в детстве сказал, что чайный гриб в трехлитровой банке под марлечкой, который стоит на кухонном столе, будет подаваться в лучших лондонских чайных локациях в одном ряду с классическими итальянскими и французскими игристыми винами, я бы эту информацию даже не воспринял бы. Потому что слов таких не знал. А вот поди ж ты.

При всем при этом, конечно, сама идея выставлять на английский послеобеденный чайный стол комбучу вместо игристого разумная и совершенно рабочая. У меня, когда я делаю стилизованные английские чаепития, время от времени возникает проблема с игристым. Ну потому что, с одной стороны, бокал игристого является одним из маркеров Afternoon Tea, наряду с этажеркой, сконами, пальчиковыми сэндвичами и прочей мишурой. Но с другой стороны среди гостей практически всегда оказываются люди, которые не употребляют алкоголь. И само стилизованное чаепитие нередко организуется именно как вариант безалкогольного времяпрепровождения.

Я обычно разрешаю это противоречие холодным настаиванием чая на газированной воде. Прямо в большую бутылку простой газировки засыпаю порцию чая, одного из тех, что будет завариваться на самом чаепитии, закрываю бутылку — и настаиваю все это дело около часа. Газировка при вскрытии-закрытии и процеживании напитка перед подачей, конечно, немного газа потеряет — но шипучесть все равно сохранит и роль субститута игристого вина отыграет на отлично. 

Ну а с комбучей еще проще. Ее, конечно, можно изготовить самостоятельно — и тоже на том чае, что будет на чаепитии, для красивой рифмы. Но проще не заморачиваться и купить готовую. Пузырики в ней будут, отношение к чаю она имеет — и тоже станет хорошей альтернативой игристому вину для тех гостей чаепития, которые мужественно отказывают себе в простых удовольствиях.

Интересно, кстати, используют ли до сих пор наши винные коллеги термин «перляж» для обозначения пузыриков в игристом. Давно не слышал. А термин-то хороший. И к комбуче подойдет во всех смыслах.

Смотреть и нюхать

В одном из постов в соцсетях тайбэйского чайного музея «Пинлинь» наткнулся на пару фотографий с интересными способами экспонирования чая. Вообще, конечно, задача демонстрирования чая почтеннейшей публике успешно решается по всему белому свету и самыми разными способами. Начиная от банальных текстов, картинок и фильмов, в том числе и предназначенных для разных устройств виртуальной реальности, и заканчивая демонстрацией чая живьем. Которая, по очевидным причинам, чаще всего состоит в том, что человеку показывают чай в сухом виде. Всякие разные прозрачные емкости с сухим чаем — это стандарт для многочисленных чайных музеев и наиболее очевидное решение для разных чайных выставок. Хотя на выставках часто чай под стекло не прячут — но это уже мелочи.

При этом, конечно, в такой демонстрации чая есть очевидный изъян. Из всех сенсорных характеристик чая наиважнейшими являются вкус и аромат. И если в формате коммерческой презентации чай можно просто заварить, то в музее со знакомством со вкусом и ароматом проблемы. Вот и приходится нашим музейным коллегам выкручиваться и придумывать всякие хитрые решения.

Об одном из вариантов решения проблемы с ароматом чая я недавно рассказывал. Колбы с чаем, через которые продувается воздух, дают возможность относительно успешно и относительно массово и гигиенично нюхать чай. И в тайбэйском музее такие колбы есть, целая стена. Причем, что интересно, они используют эти нюхательные колбы не только для знакомства с ароматом сухого чая, но и для знакомства с ароматом настоя. Ну то есть у них там, насколько я понял, под каждый чай отведено две колбы — в одной сухой чай, в другой — настой. Хоть унюхайся. Да, конечно, технически это куда как более напряжно — но и в сто раз интереснее.

Колбы с двумя настоями. www.tea.ntpc.gov.tw

А второй фишкой музея являются демонстрационные двойные колбы с настоем. В одну их половину налит чай со светлым настоем, в другую — с темным. Чисто для красоты. Пробовать этот настой нельзя, только смотреть — но это все равно круто. Потому что с использованием всех этих ухищрений можно посмотреть на чай в сухом виде, понюхать его в сухом виде, посмотреть на настой и понюхать настой. Для музея — просто замечательно.

Игровой чайный ресторан в доме престарелых

В Гонконге, в одном из домов престарелых, периодически имитируют работу чайного ресторана, привлекая к этой имитации пожилых постояльцев заведения. Которые закрывают в игровом чайном ресторане все возможные позиции: от организатора мероприятия или официанта до обычного посетителя.

Вообще, конечно, традиционный гонконгский чайный ресторан не является чистой чайной. Не, с чаем там все в порядке, он есть, хоть и в гонконгском стиле. Но прежде всего это заведение является универсальным демократичным общпитом — и туда приходят поесть и пообщаться.

Вот именно такое заведение и имитируют в доме престарелых. Массовая игра в чайный ресторан является не только развлечением для стариков. Но и довольно эффективным тренажером концентрации внимания и памяти, с которыми у многих постояльцев очевидные для их возраста проблемы.

Замечу, что в многочисленных исследованиях, связанных с полезностью чая для здоровья и попадавшихся мне на глаза последние лет двадцать, часто исследовалась как раз связь потребления чая с риском развития возрастной деменции. Сдается мне, что игровой чайный ресторан для борьбы с деменцией более эффективен, чем разные хитрые компоненты чая, употребляемые вместе с ним внутрь.

Чай для чайников. Виды чая: тёмный чай

Темный чай — тот самый, который в китайской классификационной терминологии называется «хэйча» — это чай, на одном из этапов производства которого чайные листья умышленно подвергаются воздействию консорциума микроорганизмов. В процессе своей жизнедеятельности микроорганизмы, развивающиеся в массиве чайных листьев, инициируют и/или производят в этих листьях комплекс биохимических преобразований. В том числе и окисление. Эти преобразования заметно (а иногда и кардинально) меняют состав чая и его потребительские характеристики.

В стандарте ISO 20715:2023, откуда я пока заимствую термины для обозначения принципиальных технологических этапов производства чая, процесс, в ходе которого осуществляется умышленное воздействие микроорганизмов на чайные листья, называется Piling Fermentation. Достаточно было бы просто Fermentation — но так часто называют технологическую процедуру, в процессе которой окисляются компоненты чайного листа при производстве других видов чая — например, черного. И чтобы подчеркнуть специфичность темного чая используется усложненный термин Piling Fermentation.

Устойчивого перевода термина Piling Fermentation на русский язык нет. Проще и правильнее всего перевести этот термин как «ферментация». Но по озвученным уже причинам чаще используются более сложные термины: «ферментация темного чая», «микробиологическая ферментация», «пост-ферментация», «ферментация в скирдах» (под скирдой подразумевается особым образом организованная куча), «скирдование» и тому подобные. Все эти термины не безупречны, но это не проблема. Если разобраться с сутью процесса, то даже неудачный термин можно раскрыть и уточнить.

Суть же процесса ферментации темного чая состоит в том, чтобы сгруппировать чайные листья таким образом и поместить их в такие условия, чтобы в этих чайных листьях мог более или менее контролируемо развиваться упомянутый уже консорциум микроорганизмов. Технически этого можно добиться разными способами. Например, чайные листья можно заквасить под прессом в пластиковой емкости — так поступают при производстве некоторых темных чаев в Японии. Или сложить чайные листья в кучи-скирды, увлажнить эти скирды и накрыть их брезентом — так поступают при производстве шу-пуэров и их аналогов. Или спрессовать чайные листья в блины, кирпичи или еще какие формы и поместить их на склад с определенным микроклиматом — так поступают при производстве темных чаев в разных странах и регионах.

Тёмный чай (хэйча) Цин Чжуань (Хубэй, Китай). © Ольга Никандрова
Тёмный чай (хэйча) Цин Чжуань (Хубэй, Китай). © Ольга Никандрова

Короче говоря, краеугольными камнями ферментации темного чая являются массив чайных листьев, достаточный для возникновения и устойчивого развития в нем новой жизни, и специфический микроклимат, который сделает развитие этой новой жизни эффективным. 

Темный чай проходит стадию ферментации почти в самом конце технологической цепочки. Свежесобранные чайные листья сначала вылеживаются — как обычно, для того, чтобы стать более эластичными и более удобными для дальнейшей обработки. Затем, в ходе фиксации, в чайных листьях останавливается окисление, примерно как при производстве зеленого чая. После чего чайные листья скручивают/формуются — такая деформация нужна для стимуляции ферментации. И только после этого будущий темный чай отправляется на ферментацию в скирдах или другим образом организованных массивах чайных листьев. Консорциум микроорганизмов, который обеспечивает эту ферментацию, может возникнуть в массиве чайных листьев естественным образом или может быть внесен в этот массив искусственно. После прохождения ферментации чайные листья отправляются на сушку — и все, в общих чертах темный чай готов.

Как и любые другие чаи, темные чаи могут очень сильно отличаться друг от друга в зависимости от используемого сырья, от технологических нюансов и от места производства. От места производства, например, зависит состав консорциума микроорганизмов, «работающего» над конкретным темным чаем.

Самым известным темным чаем является, несомненно, Пуэр. Этот чай производится в китайской провинции Юньнань и производится по двум отличающимся технологиям, которые отлично иллюстрируют два очень разных подхода к ферментации темного чая.

Один способ производства пуэров предполагает длительную естественную ферментацию. После сбора, вылеживания, фиксации и деформации чайные листья прессуются в блины или в другие формы и помещаются на длительное хранение в помещение с определенной температурой и влажностью. Где и проходят свою Piling Fermentation, которая может длиться годами. Пуэры, произведенные таким образом, называются шэн-пуэрами.

Второй способ производства пуэров предполагает быструю стимулируемую ферментацию. После сбора, вылеживания, фиксации и деформации чайные листья складываются в кучи-скирды, увлажняются, накрываются и ферментируются с периодическим ворошением относительно короткое время — пару месяцев, например. Пуэры, произведенные таким образом, называются шу-пуэрами.

Жент на фоне шу-пуэра. К тексту отношения не имеет. © Ольга Никандрова
Жент на фоне шу-пуэра. К тексту отношения не имеет. © Ольга Никандрова

При производстве других темных чаев тоже может использоваться как быстрая стимулируемая ферментация, так и медленная естественная. Но почти все другие темные чаи попадают на рынок, уже пройдя эту быструю или медленную ферментацию. А на рынке пуэров и их близких аналогов существует такой феномен, как «молодые шэны». То есть чаи, предназначенные для ферментации, но не прошедшие ее.

Понять феномен молодых шэнов проще всего через алкогольные аналогии. Представьте себе коньячный спирт до того, как он оказался прошел выдержку в дубовых бочках. Это еще не коньяк. Но уже вполне пригодный для употребления напиток, в некоторых случаях — очень высокого уровня и очень интересный. В нем, например, ярче, чем в традиционном напитке и после бочки, проявляется характер сырья. А теперь представьте, что этот коньячный спирт отправился на выдержку в бочки, но каждый год из этих бочек забирается некоторое количество напитка. Который тоже пригоден к употреблению, да еще и с каждым годом меняется. А в какой-то момент и вовсе становится полноценным коньяком.

Шэн-пуэр. © Ольга Никандрова

Молодые шэны — ровно такое же явление. С потребительской точки зрения молодые шэны являются полноценным чаем. И часто вызывают вопросы своей видовой принадлежности. Ну потому что с одной стороны они как бы темные чаи. Но по своим потребительским свойствам они на другие темные чаи совсем не похожи. И близки к чаям зеленым.

Но все вопросы сразу снимаются, если вспомнить, что чаи классифицируются не по цвету настоя, не по вкусу и не по степени ферментации, чтобы ни понималось под этими словами. Классификация чая является технологической. А с технологической точки зрения молодой шэн — это чай, который может стать шэн-пуэров или постепенно становится им. В отдельной классификации молодые шэны не нуждаются, также как не нуждаются в ней, например, чайные листья после фиксации при производстве зеленого чая.

Баоцзин Хуанцзинь Ча «Новый чай»

В Китае, на платформе iQIYI и на канале Hunan Film Channel был на днях запущен короткометражный фильм, озаглавленный как 保靖黄金茶短片《新茶》, «Баоцзин Хуанцзинь Ча Дуань Пянь Синь Ча», что можно перевести как «Короткометражный фильм о Баоцзин Хуанцзинь Ча «Новый чай». Ну то есть «Новый чай» — это название фильма, а все остальное — это важное пояснение. Которое тоже нуждается в пояснении.

Баоцзин Хуанцзинь Ча (保靖黄金茶) — это зеленый чай, который производится, как не сложно догадаться, в Баоцзине — уезде Сянси-Туцзя-Мяоского автономного округа на западе провинции Хунань. В нашей потребительской чайной культуре этот чай известен плохо, но найти и попробовать его, в принципе, можно. А еще о нем можно хорошо почитать — подробно о Баоцзин Хуанцзинь Ча писал Антон Дмитращук, сетуя, между прочим, на то, что вокруг тех мест закручены крутые исторические сюжеты, а фильмов по ним никто не снимает. Ну вот фильм и сняли. Правда по сюжету не историческому, а житейскому и человеческому — но все равно сняли.

Герой фильма «Новый чай» — это молодой «синий воротничок». Он работает в городе на конвейере и на какое-то время — в отпуск или даже на выходные — вырывается в родные чайные места. Вспоминая по дороге детство и дорогих ему людей. В деревне он встречается со старыми знакомыми и с бабушкой, с которой делает чай — тот самый Баоцзин Хуанцзинь Ча. И постепенно понимает, что его человеческие связи с малой родиной рвутся. Люди умирают и уезжают. Но остается чай, который он увозит с собой и который в последней сцене заваривает со своими друзьями в заводской столовой в обычных стеклянных кружках.

Постер фильма «Новый чай» и кадры из него. baijiahao.baidu.com

Чай в этом фильме является одновременно и ниточкой, связывающей героя с малой родиной и своим персональным прошлым, и основой, которая позволяет ему двигаться дальше, и способом рассказать другим людям о себе, своем народе и своей земле. 

С чисто чайной точки зрения фильм «Новый чай» интересен тем, что там в деталях и эстетизировано показаны сбор чая и его изготовление. Мы все, конечно, неоднократно смотрели видео с изготовлением чая — но обычно такие видео носят или документальный, или откровенно рекламный и пригламуренный характер. А здесь изготовление чая снято художественно, но без рекламного лубка. Получилось, на мой взгляд, очень хорошо.

Ну и важно отметить, что фильм «Новый чай» снят в рамках Программы поддержки культурного туризма Баоцзина и Программы развития регионального бренда Баоцзин Хуанцзинь Ча. Ну то есть по сути эта короткометражка — часть системы мероприятий по продвижению конкретного регионального чая. И это круто, конечно. Вот еще раз ссылочка на фильм. Там все на китайском и на локальном диалекте Баоцзина, но все равно все понятно.

Чайная дудл-движуха

Ну и наверное в качестве контраста к толковому продвижению чая мне, практически одновременно с новостью о китайской короткометражке, попался на глаза призыв писать в Гугл с предложением сделать чайный дудл картинкой для 21 мая.  

Гугл дудлы, напомню, это тематические картинки, которые вывешиваются на главной странице основного мирового поисковика по разным примечательным поводам. Ну а 21 мая — это новый Международный день чая. Который в этом году — страшно подумать — будет отмечаться в пятый раз.

05 November 2003, Narok, Kenya — Workers picking tea leaves.
FAO Project: GCP/INT/725/IFA — East African Sub-Regional Pilot Project for Farmer Field Schools (FFS) in Kenya, the United Republic of Tanzania and Uganda.

Ну и вот, стало быть, группа наших инициативных коллег из чайных ассоциаций США, Канады и Великобритании призывает всех написать в Гугл с предложением сделать дудл на 21 мая чайным. Для ради праздничка. Ну типа того, что если все пользователи Гугла будут целый день видеть перед собой чайный дудл, то дело пойдет. Куда и зачем оно пойдет, сообщается смутно. Да это и не важно, в таких инициативах главное — это движуха.
Если хотите вписаться, адрес для того, чтобы написать в «Спортлото»… в смысле в Гугл есть под ссылкой. Инициаторы этой движухи — хорошие, в сущности, люди. И, безусловно, могут себе позволить иногда помаяться полной фигней. Жизнь-то у нас одна. Всякое надо попробовать.

Художественные пироженки

Изучая очередной обзор лучших послеобеденных чаепитий в Лондоне, наткнулся на не менее очередное чаепитие, реализованное с отсылками к известным произведениям искусства. С развитием кондитерской печати всякие пироженки с вангоговской «Звездной ночью» на чайном столе появляются с завидной регулярностью и уже не особо интересны. Пирожные, выполненные по мотивам известных произведений искусства, но без печати, тоже появляются на чайном столе — но гораздо реже. Поэтому послеобеденное чаепитие в лондонском отеле Rosewood заслуживает определенного внимания.

В рамках этого чаепития к чаю подаются пирожные по мотивам «Цветов, расцветающих в полночь» Кусамы, «Девочки с воздушным шаром» Бэнкси, «Цветущих веток миндаля» Ван Гога и «Банок с супом Кэмпбэлл» Уорхола. Любопытно, что все эти пирожные — довольно разные по начинке — рекомендуют пэйрить в Бай Муданем. Похоже, по известному в узких чайных кругах принципу «Бай Мудань белый — ему все равно».

Бэнкси, Кусама, Уорхол и Ван Гог. afternoontea.co.uk

Забавно, кстати, что Кусама и Ван Гог — частые опосредованные гости на чайном столе. Пирожные по мотивам их произведений мне уже встречались в разных чайных новостях. Не то чтобы я против. Но если бы меня кто спросил, по мотивам какой картины оформить пирожные для чайного стола, то я бы сходу предложил «Падение Икара» Брейгеля Старшего. И чтобы ножки Икара непременно торчали из тортика. 

Альбиносы на покатой крыше

Несколько дней назад я рассказывал о том, что на крышах одиннадцати зданий в Ханчжоу разбили чайные сады с Лунцзином. И вот теперь очень похожая новость пришла из Аньцзи. Того самого уезда, где производится Аньцзи Бай Ча — зеленый чай из кустов-альбиносов. И на крыше в Аньцзи, понятное дело, высаживают чайные кусты культивара «Байе №1», «Белый лист №1» — того самого, из листьев которого как раз и производят Аньцзи Бай Ча.

Кусты альбиноского культивара уже частично высажены на крыше Центра культуры и искусства Аньцзи. Причем высажены не просто так, на плоской крыше, а на крыше наклонной, причем с разным углом наклона. Ну то есть чайные кусты на крыше будут очень сильно похожи на чайные кусты на склонах гор и холмов. Что, конечно, очень круто — но и очень сложно в инженерном плане. Потому что с покатой крыши грунт скатывается. А если на него еще и кусты посадить и поливать их время от времени, то еще лучше скатывается. Но китайские строители, вроде как, и грунт смогли зафиксировать, и с водоснабжением проблему решили. И саму по себе посадку чайных кустов технически обеспечили.

Сажают и поливают. cn.chinadaily.com.cn

И теперь будут смотреть, какие проблемы будут вылезать в процессе роста кустов. И решать их по мере поступления. Нормальный инженерный подход.

Чайный автобус в Чунцине

Я неоднократно уже рассказывал в новостях о чайных автобусах, которые колесят по разным городам мира и в салонах которых подается чай, причем настолько торжественным образом, насколько это вообще возможно в автобусе. Ну то есть люди ездят по городу, обозревают достопримечательности и пьют чай. Почти всегда фиговенький — но в таких автобусах это не главное. Чайные автобусы ездят по Нью-Йорку, по Эдинбургу и, конечно, по Лондону — двухэтажные, естественно. Скорее всего ездят и еще где-либо, только я об этом не знаю.

А с первого мая такой чайный автобус ездит и по китайскому Чунцину. Чайный автобусный тур по Чунцину длится два с половиной часа, подразумевает выходы из автобуса для фотографирования в особо привлекательных местах и, конечно, чай. Правда в очень современном смысле слова — судя по фотографиям, там подают молочные чайные напитки в традиционных для них прозрачных стаканчиках. Это, конечно, удобно для автобуса — но скучно. Мало того, сахарность молочного чая усугубляется коробкой с красивыми закусками, большая часть которых выглядит бескомпромиссно сладко.

Напитки и закуски в чунцинском чайном автобусе. cq.cnr.cn

Недиетический чайный автобус получился в Чунцине, короче говоря.

Броские и яркие чайные цветы

Коллеги из Global Japanese Tea Association опубликовали обзор японских чайных новостей за апрель. Я, наверное, некоторые из этих новостей еще перескажу. Потом. Если захочу. А одну перескажу сразу, с вашего позволения.

Есть такая японская чайная компания — Fukujuen. Которая была основана в 1790 году и о которой знают, наверное, все любители японского чая. А некоторые даже умудрились в ней поработать, причем в России — магазин этой компании одно время работал в Санкт-Петербурге. Так вот. На седьмом этаже своего главного офиса и магазина в Киото это компания не так давно открыла арт-пространство. Где планирует проводить разные мероприятия, в которых будут пересекаться чай и искусство. 

Прямо сейчас, например, там проходит выставка работ художницы Саяка Тода «Похвала чаю». Все работы, собранные на этой выставке, так или иначе посвящены цветам чайного куста. Работ немного, фотографий еще меньше, вот все, до чего я смог дотянуться.

Это неожиданно и красиво — сделать неяркие и неброские чайные цветы броскими и яркими.

Музей самоваров и бульоток

В Тульской области, в деревне Грумант работает одноименный рекреационный комплекс из загородного отеля и кучи сопутствующих объектов и локаций. Частью этого комплекса является музей самоваров и бульоток, созданный на основе частной коллекции Михаила Борщова. В настоящее время в коллекции музея более 600 экспонатов и она признана самой большой частной коллекцией самоваров и бульоток в России. Бульотка — это, напомню, обобщенное название для самых разных нагревательных устройств, в которых источник тепла, в отличие от самовара, находится не внутри корпуса с нагреваемой жидкостью, а снаружи. Самый простой вариант бульотки — это чайник на спиртовке.

Так вот. Музей самоваров и бульоток в отеле «Грумант» замечателен. Во-первых, своими экспонатами. Во-вторых, тем, что он хорошо оцифрован и его экспонаты можно долго и с удовольствием рассматривать на сайте. Причем пользуясь всякими фильтрами по месту происхождения экспонатов и времени их создания. Ну то есть, например, можно посмотреть на американские бульотки. Или на западноевропейские самовары. Фильтры, правда, работают небесспорно, да и вообще навигация на сайте странная — но изучению коллекции это особо не мешает.

В-третьих, в музее собраны не только настоящие самовары, но и игрушечные. Причем иногда это игрушки по самоварным мотивам, типа елочных украшений или игровых наборов «Пошла муха на базар и купила самовар», а иногда совершенно шикарные миниатюрные самовары, сантиметров в 20-30 высотой, но рабочие! 

В-четвертых, на базе отеля и музея реализуется самая разная околосамоварная движуха, квинтэссенцией которой является «Чаепитие за дворянским столом». С самоваром и тульскими пряниками, понятное дело. А еще там учат детей топить самовар, устраивают разные самоварные квесты и организуют костюмные фотосессии в антураже.

Ну и, наконец, в-пятых, там есть детская игровая площадка с горками в виде самоваров. Что само по себе круто. Но когда, просматривая самоварную коллекцию, я понял, что одна из горок-самоваров выполнена по мотивам реального самовара, красного, румынского, 1949 года и с портретом Сталина, я проникся окончательно. Прототипа второй горки-самовара я в коллекции музея не нашел. Но зато в процессе внимательного изучения коллекции нашел красивый марокканский самовар и балансирующий кофейный сифон, который по неведомым мне причинам назван прибором для приготовления глинтвейна. Никто, в принципе, не мешает готовить в этой штуковине глинтвейн — но в первую очередь это-таки кофеварка.

Впрочем, это уже мелочи и детали. В общем, целом и заочно музей самоваров и бульоток в отеле «Грумант» в деревне Грумант производит отличное впечатление. Да и вообще Тула — это очень инетресное направления для чайного туризма. Потому что там не только самовары, но и пряники. Нина, спасибо за наводку.

Да, вот еще. Должен отметить что, судя по всему, самоварная тема в проекте «Грумант» развивается отдельно от чайной. Чайный раздел в барной карте отеля удивительно скучен. Если, конечно, включенный в него «Нахальный фрукт» не является тонким стебом. Там, правда, еще и фито-бар есть, в котором, судя по фотографиям, чайный ассортимент побогаче — но все равно он не выходит за рамки тиражной рассыпухи в немецком стиле.

Ну и, конечно, в очередной раз нужно отметить, что чайная Россия все еще ждет своего летописца, извините за пафос. Уж больно много всего интересного по ней раскидано.

Один день из жизни японского чайного специалиста

Наткнулся на днях на замечательный ролик про японский чай. Причем на совершенно нечайном ютуб-канале Paolo FromTOKYO. У ведущего этого канала есть плейлист, составленный из роликов, посвященных одному дню из жизни людей разных профессий. Офисного работника, профессиональной косплейщицы, рамэн-шефа и так далее. И там, среди прочего и довольно интересного, есть один день из жизни сотрудницы японской чайной компании Kisenen, работающей в Ямэ. 

Ролик интереснейший, с кучей любопытных деталей, связанных с выращиванием, производством, дегустацией, хранением, продажей и потреблением японского чая. Рекомендую. 

Польские исследования матчи

В научных новостях нашел сразу две польских работы, связанных с изучением матчи, причем тех ее образцов, которые доступны на обычном потребительском рынке в Польше. В первом исследовании польские ученые просто разложили по полочкам состав матчи в сухом виде и пришли к немного предсказуемому выводу о том, что матча богата клетчаткой, особенно нерастворимой клетчаткой. Также матчу можно рассматривать как хороший источник растительных белков, ненасыщенных жирных кислот, кофеина и катехинов.

Растворимая и нерастворимая клетчатка в матче. www.mdpi.com

Кофеина в матче, кстати, наши польские коллеги обнаружили чуть больше двух миллиграмма на грамм, что, конечно, совсем не бьется с наиболее распространенными представлениями о содержании кофеина в матче на уровне 20-40 миллиграмм на грамм чая. 

А в другом исследовании практически те же польские ученые изучали связь характеристик коммерческих образцов матчи с местом их происхождения, сезоном сбора и органичностью. У них там была матча из Японии, Китая и Южной Кореи, весенняя и летняя, органическая и не очень. Правда, всего 11 образцов — что при таком количестве проверяемых параметров делает результаты исследования немного бессмысленными. Но тем не менее.

Оказалось, естественно, что все зависит от всего. Причем иногда зависит настолько шикарно, что в отчет попадают сентенции типа «Самое высокое содержание полифенолов было обнаружено в матче неизвестного времени сбора… С точки зрения антиоксидантной способности наиболее высокие значения были получены для настоя неизвестного происхождения». Это уже не наука, это высокая поэзия. Я даже не сразу проржался, если честно.

Из тех результатов, которые хотя бы выглядят осмысленно, могу отметить следующие. Больше всего витамина C в весенней матче и в японской матче. Больше всего кофеина оказалось в летней матче и в японской матче. Ну и самое интересное — органическая матча по содержанию очень многих компонентов превосходит неорганическую. Даже кофеина в органической матче оказалось в полтора раза больше, чем в неорганической. А эпикатехингаллата — в два раза. 

Еще раз отмечу — небольшое количество образцов делает все полученные результаты очень спорными. Например, органическая матча могла быть изначально более качественной, независимо от органичности. И, как более дорогая, могла банально лучше храниться — отсюда и разница в характеристиках. Но если вам нужно вешать на уши доверчивым клиентам матчевую лапшу, то для этого все эти результаты вполне подойдут.

Занятно, кстати, что во втором исследовании содержание кофеина в образцах матчи колебалось в диапазоне от 47 до 417 миллиграмм на грамм. Если я не ошибся в расчетах, конечно. Такая огромная разница в содержании кофеина в матче в первом и во втором исследовании связана, скорее всего, с тем, что в первом исследовании изучалась матча в сухом виде, а во втором — в виде настоя. Но как-то объяснить эту разницу я не могу, на мой взгляд, разница не должне быть такой большой.

Фестиваль кофе и чая в Ташкенте

Если вдруг меня кто-то читает и слушает в Ташкенте или не в Ташкенте, но собирается быть в Ташкенте в мае, то обратите внимание на то, что 10-12 мая там будет проходить фестиваль кофе и чая Tashkent Coffee and Tea Festival: Gastro 2024. Фестиваль будет проходить в парке Tashkent City и, судя по всему, будет гибридом городского праздника, ярмарки и профессиональной выставки.

Информационное сопровождение у фестиваля корявенькое, но, судя по всему, там будет Давид Карамян из московского ресторана «Турандот», цирковая программа, пара кофейных турниров и Gastro Marathon — забег для официантов, бариста, барменов и доставщиков. В ходе которого участникам нужно будет продемонстрировать ловкость, скорость и точность в обслуживании. Участники пройдут испытания на умение быстро выполнять заказы, неся полные подносы, не теряя при этом качества подачи.

Смотреть на забеги официантов, бариста, барменов и доставщиков особенно приятно, сидя под тенистой чинарой на подушках за низеньким столиком и с пиалой чая. Нехай бегают, чего уж там.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».