Забавный чайный ролик завирусился в индийском интернете. В Индии, напомню, существует такой феномен как кулхад. Это глиняный стаканчик для употребления традиционного черного чая с молоком, специями и сахаром. В каноническом варианте одноразовый, неглазурированный и слепленный из подножной, если можно так выразиться, глины. Сейчас, конечно, существуют более продвинутые варианты кулхадов — многоразовые и с глазурью, их любят брендировать и использовать в качестве сувениров разные индийские чайные компании. Но это, конечно, неканон. Ортодоксальный кулхад должен быть без глазури.

Естественно, изначальной причиной неглазурированности кулхада является низкая стоимость производства такого варианта посудины. Но, как это часто случается, вынужденная особенность постепенно превратилась в фишку, И теперь считается, что кулхады без глазури не только дешевле и проще в изготовлении, но и добавляют вкусу чая характерных земляных нот. Которые являются одним из маркеров настоящего индийского уличного чая. Нельзя сказать, что эти специфические ноты всем поголовно нравятся — но они, повторюсь, являются признаком чайной кулхадной настоящести.

В настоящее время традиционные кулхады не то чтобы ушли из культуры — нет, не ушли, это по-прежнему достаточно массовое явление. Но у них появилось много альтернатив. Начиная с банальных одноразовых стаканчиков и заканчивая всяким пижонством, типа стаканчиков вафельных. А с ростом гигиенической культуры и развитием традиционной урбанистической брезгливости эти альтернативы для многих индийцев стали более привлекательными, чем классическая неглазурованная глина.

Так или иначе, но традиционный кулхадный тон во вкусе традиционного индийского чая стал постепенно вымываться из коллективного вкусового бэкграунда. Чтобы понять, что это такое, вымывание целой темы из сенсорного бэкграунда, достаточно вспомнить, как буквально на наших глазах и из нашего ароматического бэкграунда ушел табачный дым и прочие курительные темы. И это как бы радует — но без табачного дыма и запаха самого табака коллективный ароматический бэкграунд стал, безусловно, беднее. Вот и с кулхадными тонами в индийском чае все примерно также.

Ну и вот стало быть один индийский товарищ решил вернуть индийскому чаю традиционные кулхадные ноты. Для чего просто сварил чай с кулхадами. Взял тазик, вскипятил в нем воду, поставил в эту воду пять кулхадов, проварил их некоторое время, а потом добавил в кипящую воду с кулхадами специи, черный чай и молоко — и некоторое время поварил все это дело вместе, аккуратно помешивая. Затем кулхады вытащил и куда-то задевал, а оставшийся напиток процедил и перелил в обычный стеклянный стакан. Для употребления его без кулхада, но со вкусом кулхада. И ролик соответствующий выложил в инстаграм.

После чего получил тридцать с лишним миллионов просмотров и кучу комментариев, в которых по дядьке, в основном, ходят ногами. Из гигиенических, все больше, соображений. Ну и еще потому, что для многих современных индийцев кулхадный тон в чае является символом бедности, от которого они с радостью дистанцируются.

Ну а я при виде глины в молоке сразу вспомнил про молочный обжиг керамики. Есть такая специфическая техника обработки глиняных изделий, любимая некоторыми псковскими керамистами. И подумал, а что будет, если перед обжигом обрабатывать керамику не просто молоком, а молоком с чаем, сахаром и специями?