Пару-тройку месяцев назад я начал писать блок материалов по результатам посещения корейского камельника, развившегося из чайных кустов, завезенных в Корею в буддийский монастырь, основанный в 863 году на горе Пэгунсан. Монастырь этот в конце концов пришел в упадок, был заброшен и разрушился — а чайные кусты сохранились. Они одичали, интегрировались в локальную экосистему и стали устойчивым сообществом. И сейчас с них вполне успешно собирают чайный лист — хоть и не в очень больших количествах.
Так вот. Оказывается, совершенно аналогичная история случилась и в Японии. Несколько лет назад Мацубаяси Тосиюки обратил внимание на чайные кусты, растущие около храма Косёдзи в городе Удзи, что в префектуре Киото. Обратил внимание и начал собирать в кучу всю доступную информацию о событиях, которые могли привести к появлению именно этих кустов именно в этом монастыре. И вот что он накопал.

Во-первых, сам монастырь Косёдзи был основан в 1233 году Догэном — патриархом дзен-буддизма, которого часто упоминают в чайной истории Японии как человека, который ввел чаепития в дзенские практики. В этом монастыре выращивался чай, причем существует не очень убедительная версия о том, что посадочный материал чая был получен монахами монастыря от Эйсая — того самого человека, с которым связывают второе и окончательное пришествие чая в Японию. Версия спорная — хотя бы из-за хронологических нестыковок. Но ей можно придать правдоподобия, предположив, что чайные кусты, высаженные в монастыре Косёдзи, буди прямыми потомками эйсаевских чайных кустов. Собственно, это наиболее вероятный их генезис. Также вероятно, что эти чайные кусты, как и в Корее, пережили первую версию монастыря. Который проработал совсем недолго и был закрыт после отъезда Догэна по своеи дзенским делам.
Во-вторых, во второй половине XIV века сёгун Асикага Ёсимицу приказал открыть семь чайных ферм в Удзи. Они стали известны как Удзи Сити Мэйен. Или шичи мэйен — если читать японские слова в англоязычной традиции. «Сити» — это семь. «Мэйен» — это сельхозугодье. Сад, ферма, плантация — и так далее. И Удзи Сити Мэйен — это Семь Садов Удзи. В данном конкретном случае — чайных садов. Назывались они, с учетом возможных фонетических погрешностей: Мори, Иваи, Умодзи, Кавасимо, Окунояма, Асахи и Бива. Говорят, что до настоящего времени сохранилась и работает только ферма Окунояма.
В-третьих, в 1645 году монастырь Косёдзи был восстановлен. И работает по сей день. А один из участков земли рядом с монастырем в своем названии содержит слово «Асахи». Что позволяет предположить, что именно там располагался один из утраченных и одноименный чайный сад из тех самых Семи Садов Удзи.
Короче. Новый монастырь Косёдзи был построен на месте старого монастыря Косёдзи. В старом монастыре рос чай, уходящий корнями к Эйсаю, да и основал его Догэн — дзенский и чайный патриарх. Рядом с новым монастырем есть место, которое называется также, как один из чайных садов, основанный после закрытия старого монастыря. На территории нового монастыря растет чай.


На основании всех этих фактов и предположений выстраивается следующая цепочка. Эйсай привез чай в Японию. Прямые потомки этого чая попали в XIII веке в монастырь Косёдзи. После закрытия монастыря кусты сохранились и стали основой чайного сада Асахи или Асахиена. После закрытия чайного сада кусты частично сохранились и попали на территорию восстановлено монастыря, где и растут до сих пор. Ну, не сами эти кусты, а их потомки, скорее всего. То есть современные кусты, растущие в монастыре Косёдзи, являются прямыми потомками чайных кустов, привезенных в Японию из Китая Эйсаем 800-900 лет назад.
История вполне вероятная — но надо понимать при этом, правда, что ее итоговая вероятность является произведением вероятностей всех промежуточных событий. То есть является небольшой. Но ненулевой. Документальных подтверждений всех частей этой истории не существует (ну или их не нашли пока). Но, например, ДНК-анализ чайных кустов, растущих на территории монастыря Косёдзи, показал, что к современным сортам японского чая — к той же Ябуките — они не имеют никакого отношения.

Японские энтузиасты потихоньку раскручивают эту историю. Вполне вероятно, что мы об этом древнем японском чае из монастыря Косёдзи услышим еще неоднократно. Уж очень богатая в маркетинговом плане тема. Да и просто интересная, чего уж там.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий