Совершенно случайно наткнулся на днях на обзоры двух чайных, на протяжении уже многих десятилетий работающих в индийской Калькутте. Одна из них — Dolly’s The Tea Shop — была открыта в конце 1980-х Долли Рой, первой индийской женщиной-титестером. Вторая — Balwant Singh’s Eating House (и другие варианты названия с этими и похожими словами) — примечательна тем, что работает с 1926 года и часто называется старейшей чайной Калькутты. 

Чайная первой индийской женщины-титестера — это реальная такая чайная, скорее даже в интернациональном и чайном, нежели в индийском и чайном смысле этого слова. Я насчитал в меню заведения 38 холодных чаев и 33 чая горячих, причем откровенно порадовался тому, что во всех сложных чайных напитках там указано, на какой основе они приготовлены. Среди этих основ есть дарджилинг и ассам второго сбора, дарджилинг москатель — на его основе готовится несколько холодных напитков — и ассам голден типс, на основе которого готовятся напитки с мороженым. Ну и чистых горячих чаев там тоже приятный выбор, одних дарджилингов — десять штук. Цены на порцию чая там колеблются в диапазоне от 50 до 180 рупий, цены за килограмм чая (все чаи там можно приобрести и в сухом виде) — от 600 рупий за килограмм гранулы до 22000 рупий за килограмм навороченного дарджилинга. Рупия сейчас примерно как рубль, очень удобно.

Кроме чайных напитков, в Dolly’s The Tea Shop можно заказать сэндвичи, всякие прочие блюда и, в общем, немного перекусить. Короче говоря, если будете в Калькутте, в Dolly’s The Tea Shop есть смысл заглянуть — это очень интересное место. И, надеюсь, проект продолжит работу после недавней смерти основательницы.

Balwant Singh’s Eating House — это тоже полоценное заведение общепита, в котором можно нормально поесть. И там явно несколько залов — наряду с совершенно классической индийской уличной чайной, торгующей на вынос, там есть и вполне себе цивильный закрытый зал. Но так как все в этом заведении исторически образовалось вокруг чайной, именно она представляет наибольшей интерес. Чайная там работает практически круглосуточно, с техническим перерывом с трех до четырех утра. И продает в день шесть-семь тысяч порций чая. Нехило так. И если к ней немного присмотреться, то можно обнаружить множество классных деталей.

Вот, например. Товарищ, который готовит чай в чайной хитрым индийским способом — посмотрите видео — не принимает деньги. Ему приносят жетончики, видимо приобретенные заранее в кассе. Это удобно и гигиенично. А еще все, что нужно подогревать, в этой чайной подогревается не напрямую на плите, а на водяной бане. А на одном из роликов рядом с чайной стоит пацан и долго и почти с восторгом смотрит на то, как готовится чай — вот из таких пацанов потом и вырастет достойная смена. И при подаче чая с шафраном — у них там много разных рецептов — гостю отдельно выдается кувшинчик с готовым чаем и отдельно, на специальной бумажке, шафран. И гость сам этот шафран на чайную пену высыпает. Если до этого не чихнул, конечно. Наши индийские коллеги понимают толк в иммерсивности.

А еще я обратил внимание на то, что при работе с кувшинчиками-стаканчиками персонал чайной спокойно хватает их пальцами изнутри. Это вообще очень любопытная тема — прикосновение к внутренней стороне чужой чашки. Кроме прочего, все чайные культуры можно разделить на те, где хватать чашки большим, чаще всего, пальцем внутрь недопустимо и на те, где это вполне нормально. В Индии, вот, нормально. 

Но самое чумовое в чайной Balwant Singh’s Eating House — это то, что она за решеткой. Ну то есть человек готовит чай реально в металлической клетке. Не, я все понимаю, жизнь неспокойная, место популярное, люди темпераментные, работа круглосуточная. Но я когда эту клетку увидел, сразу понял, насколько это плодотворная идея. 

Во-первых, чувак в клетке никуда не торопится. Клиент всегда прав и не должен ждать? Три раза «Ха!» Все эта клиентоориентированная шняга работает тогда, когда между вами и клиентом нет металлической решетки. А когда решетка есть, чайный мастер действительно становится мастером. И может позволить себе не суетиться. Замечу, кстати, что неторопливая работа чувака в клетке лично у меня никак не соотносится с объявленными шестью-семью тысячами подач чая в сутки — но, возможно, у них там есть и другие чайные мастера. Без клеток и суетливые.

Во-вторых, прикиньте, если в Москве, на Арбате, поставить клетку, посадить в нее чайного мастера — и пусть он готовит чай и просовывает через прутья чашки в обмен на жетончики. Нужно только товарища подобрать поактивнее, чтобы он еще время от времени на клетку бросался, прутья зубами грыз, «Мама, мама, что я буду делать» пел и выкрикивал гнусные проклятия в адрес чайных пакетиков. Это же бомба будет.

Ну а так, да, надо ехать в Калькутту. Там есть как минимум два отличных чайных места.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».