В Канаде, на полуострове Лабрадор, живут инну — люди двух близкородственных коренных племен этнической общности кри. Инну не нужно путать с инуитами — это не одно и тоже. Грубо говоря, инну — это индейцы, а инуиты — это эскимосы. Примерно до 1950 года инну были кочевниками и охотниками, не позднее XVII века инну вступили в контакт с европейцами и начали с ними торговать. Когда, как и в каком виде чай вошел в традицию инну, определить достаточно сложно — но закрепился он в этой традиции совершенно замечательным образом.

Женщины-инну смотрят на тебя! www.cbc.ca

Кочевали инну, как и положено, семьями — и, соответственно, тащили с собой все, что можно утащить. При таком образе жизни очень быстро вырабатываются разные логистические оптимизационные решения, иногда с явно художественным уклоном. Потому что жизнь — это не только про поесть, поспать и согреться. Нужно еще и духовно расти — иначе трындец.

У инну результатом такой логистически-художественно-развлекательно-воспитательной оптимизации стали чайные куклы (гуглить по Innu Tea Doll). Которых шили из кожи карибу, ткани и шерсти, одевали в кукольные национальные костюмы и набивали чаем. Причем набивали не только потому, что чай — это неплохая набивка. А еще и потому, что такую куклу можно в любой момент распотрошить и попить чайку. А потом набить освободившееся место подножной травой и зашить куклу обратно. Ну то есть чайные куклы инну были, фактически, игрушкой-контейнером.

Я, кстати, знаю про лабрадорский чай и вполне допускаю, что кукол набивали не только традиционным чаем из камелии, но и местным травяным. Но, думаю, обычный чай в набивке доминировал — потому что как стимулирующему напитку в тех краях ему просто не было конкурентов. 

Узбечка, цыганка и испанский шеф-кондитер. Но все вместе они чайные — куклы инну. www.cbc.ca

Детские воспоминания инну о добыче чая из любимых кукол носят травматично-смиренный характер в стиле «я расстраивался, что мою куклу разрезали — но учился уважать старейшин и понимать путь чайной куклы». Путь чайной куклы — это круто, по сравнению с путем чайной куклы обычный путь чая — это так, детский сад, штаны на лямках.

Во второй половине XX века образ жизни инну изменился — они стали заметно меньше кочевать и охотиться. Чайные куклы утратили важную часть своей функциональной идентичности и их традиция была почти утрачена. Но, к счастью, сохранилась и сейчас переживает сувенирный и этнический идентификационный ренессанс. Изготовлению чайных кукол учат детей в школах и кружках, а еще чайные куклы стали не то чтобы популярным, но известным предметом коллекционирования.

Готовь сани летом, а чайную куклу — зимой. www.cbc.ca

Надо сказать, что изготовления чайной куклы — это отличная тема для детского мероприятия. Причем не только на полуострове Лабрадор. Ну а меня лично во всей этой истории больше всего занимает тот факт, что чайные куклы инну — это почти исключительно именно куклы. То есть маленькие человечки. А не животные, например. Я вижу в этом глубокий символический смысл. Если набить чаем фигурку карибу, то получится воспитательная нескладуха. Юный инну будет думать, что чай берется от карибу, а булки растут на деревьях. Это неправильно. Всякий инну должен знать, что из карибу получаются мясо, рога и кожа. А для того, чтобы получить чай, нужно пообщаться с человеком.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».