Эфиопские ученые опубликовали результаты исследования, которое, с одной стороны, является простым, как швабра — но с другой стороны вполне себе расширяет чайный кругозор. Хотя бы потому, что речь в нем идет об Эфиопии — стране, которая не очень часто вспоминается в связи с выращиванием чая. Я, кажется, последний раз о чайных плантациях в Эфиопии читал несколько лет назад в алармистской кофейной статье о том, что изменение климата в перспективе может привести к тому, что кофейные деревья в традиционных кофейных регионах придется заменить на какие-либо другие, более продуктивные в новых условиях. Так вот, среди уязвимых кофейных регионов там была и Эфиопия, а среди возможных альтернатив кофейным деревьям были были указаны чайные. Впрочем, деталей я уже не помню.
А так-то чай в Эфиопии выращивается с конца 1920-х годов, привезли его туда из Индии, из Ассама — так что основой небольшой эфиопской чайной индустрии является ассамика. На протяжении нескольких десятилетий выращивание и производство чая было ничтожным, эфиопские чайные экспериментаторы оперировали плантациями площадью в 20-30 гектаров. Это много для семейной чайной фермы, но ничто для чайной индустрии.
Ситуация немного изменилась в 1980-х годах, когда на юго-западе страны были созданы две крупных чайных плантации со сказочными названиями: Вушвуш (Wushwush) и Гумаро (Гумаро). В 1997 году к ним присоединилась не менее сказочно звучащая плантация Чевака (Chewaka). Общая площадь трех крупных эфиопских чайных плантаций составляет 2660 гектаров, еще примерно 400 гектаров чайных плантаций ведут небольшие чайные фермеры — как правило, они расположены рядом с крупными плантациями, на отшибе. Что, в общем, совершенно логично — мелкие фермеры как правило не имеют своего оборудования для производства чая, поэтому они занимаются только выращиванием кустов и сбором чайного листа, который затем сдают на фабрики при крупных чайных плантациях.
Эфиопия производит примерно 7000 тонн черного чая в год, из которых около 5000 тонн потребляются в самой стране, а примерно 2000 тонн чая экспортируется. Основным покупателем эфиопского черного чая является Пакистан — это вообще очень интересная по структуре чайного потребления страна. Эфиопский чай, кстати, иногда очень мило брендируется. У них, например, есть чай Simba — со львом на этикетке, понятное дело.
В Эфиопии выделяют два сезона сбора урожая чая — сухой и влажный. Это, кстати, стандартный расклад для Африки, а не эфиопская специфика — просто в разных местах эти сезоны наступают немного в разное время. В сухой эфиопский чайный сезон (с декабря по март) собирается примерно пятая часть всего эфиопского чая. Весь остальной чай — это чай влажного сезона, который длится с марта по декабрь и обычно разбивается на первый влажный сезон сбора (с марта по июнь) и второй влажный сезон сбора (с сентября по март). В июле и августе там тоже влажно, но еще и относительно холодно, средняя температура устанавливается в районе 18 градусов, для чайных кустов наступает период покоя. А все остальное время чай вовсю собирают.
Сезон сбора — сухой или влажный — заметно влияет на качество чая. Пока чая в Эфиопии производится немного, влияние сезона на результат важно местным производителям чая только с точки зрения урожайности и технологии производства чая — тут побольше дровишек подкинуть, там поменьше. Но если дело дойдет до массового производства и эфиопский чай превратиться из продукта в сырье, то сезонную разницу придется компенсировать коррекцией технологии производства чая и купажированием.
А рост объемов выращивания и производства чая в Эфиопии вполне возможен.
В Эфиопии как минимум 150000 гектаров земель, пригодных для выращивания чая — это против занятых 3000 гектаров. И в самой Эфиопии чай считают весьма перспективной культурой. И с точки зрения удовлетворения внутреннего спроса, и с точки зрения экспортного потенциала. А еще потому, что урожай с чайных кустов в тех краях большую часть года можно собирать раз в 10-15 дней. В отличие от урожая кофе. Что важно и с экономической, и с социальной точек зрения.
Так что сейчас наши эфиопские коллеги внимательно изучают чай чтобы для начала получить ответы на самые банальные вопросы о том, как, когда и при каких условиях он растет лучше. Это когда ты сидишь за чашкой чая где-либо на северах вопросы сезонности, количества осадков и средней температуры кажутся банальными и пригодными только для досужего выпендрежа. А практикующему земледельцу в конкретной местности ответы на все эти вопросы нужно знать предельно точно: с датами, температурами и культиварами.
С чисто же потребительской точки зрения самыми любопытными характеристиками эфиопских чайных плантаций являются, конечно, их высоты. Которые впечатляют. Вушвуш — примерно 1900 метров над уровнем моря, Гумаро и Чевака — примерно 1700 метров. Ну то есть весь эфиопский чай — высокогорный. Еще одной любопытной фишкой эфиопских чайных плантаций, хоть и не уникальной, является их интегрированность с эвкалиптовыми рощами. Это, конечно, не классический интеркроппинг — выращивание чая под эвкалиптами чревато попаданием эвкалиптовых листьев в чайные, а один эвкалиптовый листик способен угробить значительную партию листьев чайных. Эвкалипты выращиваются отдельно, но рядышком — как источник дров для термической обработки чайных листьев в процессе производства. В основном для сушки, конечно. И площади дровяных эвкалиптовых рощ сравнимы с площадями чайных плантаций. Например, Чевака — это 541 гектар чайных кустов и 210 гектаров эвкалиптов.
Ну и еще один любопытный эфиопский нюанс. Сельхозкультурой, которая конкурирует с чаем, в Эфиопии считается кат. Выращивание которого в России и США, например, запрещено законом. Потому что в этих странах кат считается наркотиком. А в некоторых неэтих странах его листья жуют чуть ли не поголовно.
Чайно-наркотически-стимуляторные пересечения — это отдельная и очень любопытная тема. Чай и мак в Золотом треугольнике. Чай и бетель на Тайване. Чай и кат в Эфиопии. Чай и кока в Колумбии. Сельское хозяйство — это
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий