Второй раз за короткое время наткнулся на чайный обзор, подготовленный специалистами проекта Insider Monkey. Который пишет всякое разное в помощь инвестору. Про акции, про лучшие производства и все такое прочее. Ну и вот стало быть, в начале февраля эти инсайдерские обезьяны опубликовали список из 12 ведущих стран — экспортеров чая. А чуть позже написали о 12 странах, производящих лучший чай. Экспортный отчет был подготовлен по открытой официальной статистике и как источник первичных данных, в принципе, годился. А вот списком 12 стран, производящих лучший чай, меня конкретно нахлобучило.

И дело тут даже не общей убогости отчета — я уже лет двадцать каждый день читаю чайные новости, всякой дурью меня не удивишь. Мало того, в данной конкретной убогости нашлась даже пара любопытным моментов. Не то чтобы новых, но подзабытых. Например, я в очередной раз убедился, что с развлекательной точки зрения чай выглядит существенно более цельно, чем с профессиональной. Досужий интерес к чаю совершенно спокойно сваливает в одну кучу производство чая, торговлю чаем и потребление чая. Поэтому в списке из двенадцати стран, производящих лучший чай, соседствуют Россия, Непал и Великобритания.

Россия — потому что там самовар и заварка. Великобритания — потому что там традиции и крупные чайные компании. Непал — потому что производит разные виды чая. По сравнению с этим расколбасом включение в список Аргентины (потому что там и обычный чай производится, и мате очень популярен) выглядит милым провинциальным колоритом из разряда «не ногУ, а нОгу — все равно не могУ».

Ну то есть даже авторы, претендующие на аналитику, хоть и явно развлекательного характера, валят в одну кучу производство чая на чайных фабриках и плантациях, производство чая на крупных потребительских рынках и заваривание чая. И не совсем чая. И при этом используют для обозначения всех этих процессов один глагол — to produce. Я сначало было подумал, что это автор конкретной статьи такой альтернативно одаренный — но потому просмотрел источники, которые использовались при подготовке отчета, и понял, что нет, он не один такой.

С точки зрения досужего интереса к чаю характер чайной культуры совершенно не важен. Туристу, решившему добавить в программу своих развлечений немного чая, лондонский чайный магазин, русское лубочные чаепитие с самоваром или чайные производства и плантации в Китае одинаково интересны. Туристу главное, чтобы было прикольно и фоточки — а чем конкретно его при этом будут развлекать, толковой производственной экскурсией или визитом в дешевую чайную, где на стене висит крышка для унитаза с портретами еще принца Чарльза и принцессы Дианы, не важно. Про крышку с портретом я не шучу, кстати — я в такой чайной был.

Второй любопытный момент — это источники, которыми пользовался автор отчета. Пара трэвел-сайтов, обсуждения на Reddit и Quora и статья Дэна Болтона на FreshCup, которая в список ссылок попала просто как источник цитат о состоянии мирового чайного рынка — ну то есть для солидности. Фактически же «аналитический» отчет написан по статьям типа «Куда поехать любителю чая». Такие статьи обычно неплохо смотрятся в самолетных журналах — но как источник сколько-либо достоверной информации рассматривать их, конечно, нельзя.

Я это все рассказываю совсем не для того, чтобы поплакаться или постебаться над авторами отчета. А для того чтобы напомнить лишний раз, насколько информационное окружение людей, давно и глубоко погруженных в чай, отличается от информационного окружения людей, просто решивших поинтересоваться чаем с нуля. И насколько разные у таких разных людей интересы. И насколько разное количество усилий готовы прилагать разные люди для того, чтобы что-то узнать о чае.

Об этом очень важно помнить, выстраивая клиентоориентированный чайный бизнес. Чайный тур, в котором будет один визит на плантации, один визит на производство, немного пляжа, посещение экзотического рынка, пяток разных чайных и много фруктов большинству людей понравится гораздо больше постоянных экскурсий по чайным садам и производствам с постоянными дегустациями однотипного чая. Короткую заметку о чае из десяти никак не связанных между собой абзацев, прочтет гораздо большее количество людей, чем статью на три страницы, в конце которой еще нужно помнить, о чем речь шла в начале. Вкусненькие чаи с добавками и с рассказами об их уникальности, качестве и полезности будут почти всегда продаваться лучше, чем хорошие чаи, продавец которых предлагает своим клиентам принимать решения, полагаясь только на их собственный вкус.

Это все, на самом деле, давно и хорошо известно. Но из всего этого я позволю себе сделать один неочевидный вывод. Следите за мыслью.

Человек, который решил соскочить с чайного масс-маркета и перейти на потребление более качественного чая с очень большой степенью вероятности  окажется в ситуации, при которой первая найденная им информация о чае окажется недостоверной, первый найденный им продавец немассового чая — шарлатаном, а первый приобретенный им «чай не для всех» — фуфлом. Ну то есть первый шаг за пределы чайного масс-маркета — это довольно часто шаг вниз.

Что же касается списка из двенадцати стран, производящих самый лучший чай, то вот он — в порядке возрастания лучшести. Непал, Аргентина, Россия, Великобритания, Марокко, Тайвань, Турция, Кения, Шри-Ланка, Индия, Япония и Китай. Под производством, напомню, тут надо понимать не производство чая в привычном нам смысле этого понятия, а производство, так сказать совокупного социально-культурно-материального чайного продукта. 

В списке нет ни Вьетнама, ни Кореи, ни Таиланда, ни Ирана. Что как бы намекает на уровень аналитики. Но это уже не важно.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».