Наткнулся в китайском интернете на подробный — не покадровый, конечно, но все равно подробный — пересказ документального фильма «Война за чай: приключения Роберта Форчуна». Я не очень разобрался с происхождением фильма, но, судя по всему, его премьера состоялась в 2016 году и он снят во Франции. И фигурирует под разными названиями — то «Война за чай», то «Чайный вор». А проще всего найти его по наиболее распространенном английскому названию: Tea War: The Adventures of Robert Fortune.
Роберт Форчун, напомню, это человек, который в середине XIX века вывез из Китая посадочный материал чайных растений и, выражаясь современным языком, базовые чайные технологии. Что позволило наладить выращивание и производство чая сначала в Индии, а потом и в других странах. Распространение технологий производства и выращивания чая за пределы Китая разрушило китайскую монополию на этот напиток. А эта монополия была тотальной — чай не только производился исключительно в Китае, он был еще и основным экспортным товаром этой страны. Были периоды, когда доля чая в китайском экспорте превышала 90%.
Монополия, кстати, была разрушена очень быстро, в историческом масштабе — практически мгновенно. Еще в 1866 году, на заре становления британской колониальной чайной индустрии, доля индийского чая на британском рынке составляла всего 4%, весь остальной чай, понятное дело, был китайским. А уже в 1903 году индийского чая на британском рынке было 59% — и весь остальной чай уже не был китайским.
Для Китая сначала потеря монополии на чай, а потом и потеря большей доли мирового чайного рынка были очень болезненными. Тем более, что конец XIX и начало XX века были очень сложными периодами в истории этой страны. Потеря экспортных доходов от продажи чая стала одним из факторов, усугубивших проблемы империи Цин, приведших, в итоге, к ее краху. К счастью, китайская чайная индустрию пережила все сложности, в том числе и разрушение государства. Завалить индустрию, опирающуюся на развитый внутренний рынок, вообще не просто. Однако для того, чтобы снова стать крупнейшим производителем и продавцом чая в мире Китаю понадобилось более ста лет.
Так вот, Роберта Форчуна во всей этой истории часто считают ключевой фигурой. Этаким героем авантюрного толка. Не уровня Лоуренса Аравийского, конечно, но в похожем стиле. Только в другом климате. Приключения Роберта Форчуна в Китае были весьма драматичными и драматургичными — первая попытка вывезти семена чая, например, закончилась неудачей, они быстро потеряли всхожесть. Поэтому при второй попытке в дело пошли, выражаясь современным языком, мобильные чайные питомники. Ну и все это еще происходило в условиях языкового и культурного барьера, часто враждебного отношения к иностранцам и всех прочих стандартных приключенческих бонусов. Но, в итоге, у него все получилось.
При этом надо понимать, конечно, что разрушение китайской монополии на чай было неизбежным. В конце XIX века Китай рвали на куски — и рано или поздно добрались бы и до чая. Добирались, кстати, и до Форчуна — он не был первым европейцем, вывезшим чайные растения из Китая. Просто у Форчуна это получилось лучше и масштабнее всех — и он стал одним из символов глобализации чайной индустрии. В принципе, чаю еще повезло с тем, что эта глобализация началась довольно кинематографическими приключениями авантюриста-одиночки. А не сюжетом, описанным, например, в «Вересковом мёде» Стивенсона.
Что же касается документального фильма про Роберта Форчуна, то в чайной тусовке он прошел почти незамеченным — что, в общем, неудивительно. В первом приближении эту историю все мало-мальски грамотные чайники знают. А разные детали типа того как Форчун стригся и во что одевался, мало кому интересны. Но, если вы интересуетесь чайной историей, знайте, что такой фильм существует. На русский он, кажется, не переводился.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий