Комментируя как-то новость о возможном приобретении активов Ekaterra производителями иван-чая, я высказал сомнение в том, что те мощности, на которых в России фасовался чай Lipton, получится загрузить иван-чаем. Ну просто потому, что столько иван-чая Россия не потребляет. К этим моим сомнениям я хочу добавить еще пару слов. О сущности иван-чая. Ну или о его рыночной нише, если угодно. Которая, на мой взгляд, является какой угодно — но только не нишей массового повседневного напитка.

Во-первых, для массового повседневного напитка иван-чай довольно дорог. Обычно он дороже традиционного черного чая. Предполагается, видимо, что за локальность, экологичность, отсутствие кофеина и исконность с посконностью потребитель готов переплачивать. В принципе, конечно, готов — но недолго. Ну или в том случае, если продукт, за который потребителю предлагают переплачивать, настолько же лучше аналога, насколько и дороже. А это, как вы понимаете, совсем не случай массового иван-чая.

Потому что — и это «во-вторых» — иван-чай, производимый для масс-маркета, чаще всего отвратителен. Лет десять назад, когда я только начинал мониторить этот сегмент рынка и более или менее внимательно познакомился с коммерческими образцами иван-чая, у меня возникло стойкое ощущение, что в массе своей производители иван-чая сначала не могут обеспечить нормальную ферментацию сырья, а потом, чтобы замаскировать ферментационные косяки, просто перегревают то, что у них там получилось. В результате девять из десяти образцов коммерческого иван-чая были пережженным силосом.

За последние годы ситуация, конечно, изменилась. На иван-чайном рынке появлялись (и часто пропадали) яркие проекты, выдававшие продукт очень приличного качества — «Грозный-чай», например, был очень хорош (он на заглавной фотографии). Появились и технологические схемы производства иван-чая с высокой степенью управления качеством готового продукта — тут нужно, конечно, вспомнить ролик проекта NOMAD, излишне, на мой взгляд, пафосный — но с кучей интересных деталей.

Но. Массовый иван-чай и сейчас чаще всего является барахлом. И при этом барахлом более дорогим, чем многие образцы традиционного чая. Не очень хорошая стартовая позиция для массового повседневного напитка, согласитесь.

На мой взгляд, иван-чай, несмотря на заметный рост интереса к нему, так и не вышел пока за рамки ниши, которую условно можно назвать «бабушкино варенье». Это такая ниша, в которой мелкосерийный продукт, изготавливаемый для собственного употребления, может быть прекрасен. Как домашнее клубничное варенье. А любая попытка сделать из этого домашнего варенья продукт для супермаркета приводит к получению разноцветной сладкой массы, в которой от клубники — только картинка на этикетке и семечки на языке. С иван-чаем — ровно такая же ситуация.

Я допускаю, что она, эта ситуация, изменится — и иван-чайные коллеги доведут-таки до ума технологию действительно массовой переработки кипрейного листа. Допускаю даже, что в результате они смогут конкурировать с традиционным чаем и ценой. Тем более что для ценовой конкуренции есть исторические предпосылки — в более или менее массовую потребительскую культуру России иван-чай вошел именно как дешевый аналог китайского чая. 

Но пока иван-чай остается нишевым продуктом, на котором даже не всегда зарабатывать получается — обратите внимание на ассортимент крупных иван-чайных проектов. Они давно уже торгуют и другими травяными чаями, и вареньем из шишек, и чагой, и сбитнями. Это правильно, конечно — но как бы намекает.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».