Бостонское чаепитие, как известно, случилось 16 декабря 1773 года и стало, пожалуй, самым эмблематичным актом гражданского неповиновения периода борьбы Американских колоний за независимость. Напомню, что технически Бостонское чаепитие состояло в костюмированном уничтожении партии фуцзяньского чая, прибывшей в Бостон на кораблях английской Ост-Индской кампании.

Подоплека этого события была не очень простой, но, если честно, чаю просто не повезло — на его месте мог оказаться любой другой не очень важный товар. Но вышло так, что именно через чай метрополия пыталась потихоньку внедрить систему сбора налогов с колоний. И именно на чае колонии пошли на принцип. Закончилось все тем, что груз чая, который англичане понимали как благодеяние для колоний («вот вам чай подешевле, уплатите пустяшный налог и пейте на здоровье»), колонисты восприняли как оскорбление («будете покупать британские товары, как миленькие, потому что они дешевле — и налоги будете при этом платить в британскую казну, потому что ваше мнение никого не интересует»).

Сатира на тему английских чайных инициатив. «Ловкий доктор или Америка пьет горький настой». www.bostonraremaps.com

Короче говоря, три корабля с чаем прибыли в Бостон и не стали разгружаться до уплаты налога. Ну а бостонские энтузиасты переоделись в индейцев и выгрузили чай в воду. Еще один чайный корабль потерпел крушение, а несколько кораблей с чаем из Англии отказались принимать в американских портах и они вернулись назад. Эти события вызвали жесткую реакцию Англии и стали важным, хотя и не первым звеном в цепи событий, приведших в итоге к тому, что 13 английских колоний стали независимыми.

Ну а теперь самое интересное. На тот момент, когда Англия попыталась поменять правила чайной торговли с американскими колониями, три четверти всего чая в эти колонии поступало из Голландии, то есть, с английской точки зрения, контрабандой.

Игры с налогами на чай в итоге привели к введению такого налога и в метрополии, что, в свою очередь, привело к росту контрабандной чайной торговли в самой Англии — было время, когда две трети потребляемого а Англии чая приобреталось нелегально. Ну а в английских портах скопились большие объемы непроданного легального чая, который и было решено сплавить в колонии. Как раз в 1773 году. Что было дальше, вы знаете.

Английская пресса, никогда не отличавшаяся особой деликатностью, очень жестко стебала американских колонистов в связи с их чайной активностью. Популярной целью для сатиры стало собрание, произошедшее в 1774 году — на нем активные американские женщины подписали публичный отказ от чая Ост-Индской кампании. На английских карикатурах, изображающих это собрание, несколько дам обычно что-то пишут за столом, а на заднем плане остальные участницы собрания лихорадочно прячут чай по карманам и пьют его из большой посуды в больших количествах.

Карикатура «Общество патриотических дам». www.ncpedia.org

Само Бостонское чаепитие, повторюсь, случилось в 1773 году, а вот термин «Бостонское чаепитие» впервые был употреблен через 60 лет после перформанса, в 1834 году, в статье в «Ньюйоркере» с воспоминаниями последнего живого участника тех событий. Ну а в массовый обиход термин «Бостонское чаепитие» вошел уже примерно в 1859 году — до этого уничтожение чая так и называлось: Destruction of the tea.

Любопытно также, что в 1873 году, во время празднования столетнего юбилея Бостонского чаепития, в одном из стихотворений исключительно из поэтических соображений фуцзяньский чай (Bohea) был заменен на аньхойский (Hyson). Поэты так часто поступают.

В 2009 году New Oxford American Dictionary включил в список самых популярных новых слов, появившихся в этом самом 2009 году, слово teabagger, объяснить смысл которого я могу запросто, а вот красиво перевести, пожалуй, нет.

В 2009 году в США распространенной формой политической активности стали Tea Party — собрания граждан, декларирующих свое отношение к какой-либо проблеме. Например, к налоговой политике правительства. Во время этих Tea Party чая чаще всего не пьют, но проводящие их люди полагают, что их мероприятия по смыслу близки к Бостонскому чаепитию. И чтобы эту близость подчеркнуть, участники таких акций каким-либо противоестественным способом использовали чайные пакетики, которые, как известно, на английском называются Tea Bag. Ими украшали одежду, их посылали в конвертах осуждаемым политиками, наверняка где-то ими и кидались — короче говоря, чайно-пакетиковая активность получилась заметной настолько, что чайный пакетик на какое-то время стал в США символом социальной активности. Ну а словом teabagger стал называться человек, который участвует в социальной активности с использованием чайных пакетиков.

Классический тибэггер. www.huffpost.com

Слово, кстати, в этом протестном значении не прижилось. Как и сама чайно-пакетиковая активность. Если это слово погуглить сейчас, то среди областей его использования социальная активность будет отнюдь не на первом месте.

В Бостоне, естественно, есть музей Бостонского чаепития — Boston Tea Party Ship & Museum. Он был открыт в 1973 году, в 2001 году он закрылся после пожара, к 2013 году, насколько я знаю, полностью восстановил свою работоспособность. Именно этот музей является организатором различных мероприятий, связанных с Бостонским чаепитием, и одним из центров научной активности, связанной с этим событием. Прямо сейчас на сайте музея можно записать на разные образовательные мероприятия — они все называются Tea Talks, но про чай там, понятное дело, говорят не очень много. В последние годы самой главной фишкой музея стали реконструкции бостонского чаепития, на которых, при желании, можно было покидаться чаем за борт. Причем кидаться чаем можно весь год, при посещении музея, но в годовщину чаепития все делается очень торжественно и костюмированно. В ковидные времена кидаться чаем стало снова опасно, поэтому реконструкция обошлась небольшим количеством участников — а все зрители были в зуме.Если посмотреть рекламный ролик музея, то общее представление о том, как происходит это чайное действо, вполне себе можно получить (там детей, кстати, подбивают чай уничтожать).

С нашей чайной точки зрения самой классной фишкой этой реконструкции является то, что тюки с чаем за борт выбрасываются на веревочках. Не, я все понимаю, сам не сторонник абсолютной достоверности, но все равно в голову лезут две мысли. Первая — про чайные пакетики, тут все нормально, профдеформация. А вот вторая… На Волге надо обязательно сделать реконструкцию, в ходе которой Стенька Разин будет бросать за борт в набежавшую волну персидскую княжну на веревочке. Понизовая вольница, все дела.

Метание чая в набежавшую волну. www.viator.com


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».