Еще раз об алматинской чайной торговле
Алматинская чайная торговля продолжает подкидывать интересные сюрпризы. Вернее даже не вся алматинская торговля в целом, а один конкретный проект, IVI. Я о нем уже как-то писал — это магазин разных китайских товаров с большой, любопытной и очень недорогой чайной полкой. Вернее уже не магазин, в как минимум три магазина. Причем один из них работает в центре города, что очень удобно — потому что раньше на этот причудливый чайный развал нужно было ехать на окраины.
В этот центральный магазин мы ходим примерно раз в две недели, как на работу. Потому что там постоянно случается всякое прикольное. Например, примерно месяц назад оттуда разом пропал весь чай и почти все продукты. Я сначала было решил, что все, баста карапузики, источник чайной радости иссяк. Но все оказалось гораздо круче. Менеджеры магазина рассказали мне, что кто-то просто выкупил сразу весь чай и почти все продукты. Я даже немного позавидовал этому человеку. Да и вообще это одна из самых красивых чайно-торговых историй в моей практике. Просто представьте себе, что вы приходите практически в супермаркет, хоть и специфический, и просто скупаете все на чайных полках. И на складе, судя по тому, что довольно долго чайные полки в магазине стояли пустыми. С трудом представляете? А вот неизвестный мне некто смог!
Вообще и чисто формально там был готовый ассортимент для примитивного чайного проекта клубного формата. Шу с разными картинками на блинах, несколько видов красно-черного чая, пара-тройка зеленых чаев, простенькие Тегуаньинь и Дахунпао, жасминовый чай, немного порционники, всякая попса типа молочного или дынного улуна и немного загадочной хэйчи. И все по цене на уровне 1000-2500 тенге (ну то есть 200-500 рублей) за сто грамм.
Не исключено, кстати, что самые сообразительные алматинские чайные проекты там чаем и закупаются, чтобы потом перепродавать его под видом элитного. У меня зимой был забавный казус — я решил слушателям чайной школы продемонстрировать один чай разного качества. Купил Лунцзин в одном местном дорогом чайном магазине, подивился его невысокому качеству — но выбора не было, решил, что в IVI точно будет хуже, раз цена в разы меньше. Так как в IVI чаи продаются упакованными, покупал вслепую. Дома открыл, сравнил с пижонским, визуальной разницы не нашел. Заварил, сравнил — и снова не нашел разницы. При кратной разнице в цене. Короче, пропала методическая задумка.
Впрочем, я отвлекся. Так вот, о сюрпризах. Во-первых, в одном из IVI, том самом, который в центре города, на Жибек Жолы, 135, поставили чайный стол. Здоровый такой, с ручейком посередине и сциндапсусом в ручейке. И время от времени угощают за этим столом всех желающим чаем. Не всегда, иногда стол пустует — но сам прецедент радует. Тем более, что там не только наливают, но и рассказывают разное. Рассказывают слабенько, на уровне «этот чай зеленый, он полезный, а этот черный, он тоже полезный» — но это явно лучше, чем мистико-эзотерические загоны. И намного лучше, чем ничего. Клиенты пробуют чай, слушают стандартные мантры о его целебности — и, довольные, идут его покупать. Схема работает.
Во-вторых, туда завезли пака-чай. Достойный, конечно, отдельного рассказа.
Пака-чай
Пака-чай (帕卡茶), он же старый пака, он же старый пуэр пака — устоявшегося названия у этого чая нет — это такой редкий чайный специалитет, редкость которого обусловлена не уникальностью сырья, сложной технологией или высокой стоимостью, а тем, что он особо никому не нужен.
«Пака» — это, в переводе с языка хани, «старый лист». Хани — это небольшой народ, живущий в Китае (в Юньнани), Вьетнаме и Лаосе. Одним из занятий хани является производство чая. В том числе и классического пуэра. Ну а пака-чай — это традиционный и архаичный продукт хани, который готовится из крупных, полностью сформировавшихся и жестких чайных листьев. Которые смело можно называть старыми. Но не в том смысле, что они близки к смерти. А в том смысле, что они уже не молодые.
Главной производственной фишкой пака-чая является фактическая варка свежих чайных листьев. Пока не пожелтеют. Такая варка (не уникально-специфичная для пака-чая, но довольно редкая), с одной стороны, является жесткой фиксацией, а с другой — фактическим завариванием, в результате которого из чайного листа вымывается значительная часть растворимых веществ. Что, конечно, избавляет чай от горечи — причем радикально. Но при этом и от многих других нюансов вкуса и аромата чай тоже избавляет.
Ну а дальше там все просто и в каком-то смысле традиционно для архаичных региональных технологий. Проваренному чайному листу дают подсохнуть и без фанатизма набивают им бамбуковые чушки. Чайные листья при таком набивании большей частью сохраняют целостность, но сминаются. Потом полученные чайные и довольно рыхлые «колбаски» вынимают из бамбука, делают им ротанговую обвязку и сушат. Замечу, кстати, что в отличие от некоторых других региональных традиционных чаев, пака-чай не проходит процедуру сушки в бамбуковых чушках, он, как я понял, в них только легко прессуется.
Судя по всему, устоявшегося стандарта вкуса и аромата у пака-чая тоже нет. Попробовавшие пака-чай коллеги описывают его как очень ароматный — а у нас он получился никакой. Мы заваривали его настаиванием в двух видах — как есть и после прогрева в микроволновке в надежде оживить аромат. Но и в том, в другом случае получили чай со вкусом ничего. Это забавно и очень по-дзенски.
При этом отсутствие вкуса и аромата пака-чая в нашем случае было полностью компенсировано тем, что он разворачивается в большие и часто неповрежденные чайные листья размером от 10 до 17 сантиметров. В прозрачном чайнике это смотрится шикарно. Так что в общем и целом я дегустацией этого нового для меня чая доволен чрезвычайно. Вот ссылочка не его подробное описание в блоге Алекса Леоненко, в его же посте есть ссылки на китайские материалы по пака-чаю.
Ну и, повторюсь, самым интересным для меня в истории с этим чаем является тот факт, что я купил его в Алма-Ате. Привезти такую специфическую штуку в китайский супермаркет в Казахстане — это примерно как в «Красное и Белое» в деревне Писковичи Псковского района вино ранси завезти.
Продается он здесь, кстати, по 2000 тенге. А в китайской интернет-торговле я его нашел по 30 юаней. Это всего на 10% дешевле. Что тоже удивительно, конечно.
Почти гонки на чайных комбайнах
29 июля в японской префектуре Кагосима состоялись соревнования чайных комбайнеров. К сожалению, это были не совсем гонки на чайных комбайнах по чайным плантациям. Хотя это было бы очень красиво. Красные кубики чайных комбайнов, медленно носящиеся по изумрудным рядам чайных кустов — это был бы уже не спорт, это было бы высокое искусство. Особенно если были бы разрешены столкновения, а каждый комбайн испускал бы свой цветной дым… Но увы. В скучной реальности комбайны под управлением пары комбайнеров каждый должны были два раза пройтись по стометровым рядам чайных кустов и собрать с них чайные листья. А высокое жюри оценивало качество сбора, безопасность вождения и общие навыки обслуживания техники…
Всякий раз, когда я получаю соревновательные чайные новости из Японии — а там всякие чайные турниры проходят в большом количестве и постоянно — то вспоминаю разных доморощенных трактователей самурайского духа, считающих японскую культуру напрочь лишенной соревновательности и азарта. И полагающих, что настоящему самураю, особенно если он родом из средней полосы России, никому и ничего доказывать не надо.
Ага. Конечно.
Чайная еда
Агентство «Синьхуа» опубликовал короткое видео о разных блюдах, которые готовятся с использованием чая. Жареная свинина с чаем, толченые побеги бамбука с чайными листьями, свиные ребрышки, обжаренные с чаем, рыба с чаем, приготовленная на пару, пельмешки, сваренные в чае, маринованный тофу с чайными листьями, рис, сваренный с пуэром, отварная курица с чаем, пуэрно-кукурузные булочки, чипсы из свежих чайных флешей — их просто обжаривают в темпуре — и все такое прочее.
Большую часть этих блюд я пробовал пятнадцать лет назад, на специальной дегустации на Тайване — и тогда мне не понравилось вообще ничего, кроме свежих флешей в темпуре. Это были приятные хрустяшки — хотя, конечно, чай там не играл практически никакой роли. Я сильно подозреваю, что мои старые впечатления от чайной кулинарии были случайной частностью, связанной с не очень ровными руками конкретных исполнителей. Но, тем не менее, та дегустация меня надолго от использования чая в готовке отвратила. Единственное чайное блюдо, которое с тех пор я осознанно захотел попробовать — это котлетки из откормленных зеленым чаем корейских свиней. Но пока не довелось.
Хотя, наверное, я бы еще и лей ча попробовал в хорошем исполнении. Лей ча (擂茶) — это традиционное блюдо народности хакка, которое готовится путем заливания одной смеси всякого разного другой смесью всякого разного. Канонического рецепта этого блюда, равно как и канонического его вкуса, не существует. Но в его жидкую и заливающую часть часто входит чай, причем в самом разном виде. Это могут быть и свежие чайные листья, перемолотые в кашицу, и настой чая — причем любого. Можно, например, приготовить лей ча на высокогорном тайваньском улуне.
При этом, несмотря на наличие слова «чай» в названии, чай в лей ча все-таки опционален. А в тех случаях, когда он входит в состав лей ча, он далеко не всегда является вкусообразующим компонентом блюда… Но попробовать это блюдо в хорошем исполнении все равно интересно.
Чай как перспективная китайская работа
В ленте чайных новостей как-то удивительно синхронно появились две новости из англоязычной китайской прессы, причем обе — из Юньнани. В одной новости сообщается о том, что крупные пуэрное проекты активно заигрывают с молодежной аудиторией, выводя на рынок модные, стильные и молодежные напитки на основе пуэра и пуэр в привлекательных для молодежи форм-факторах. Например, в порционной фасовке. Это не новинка, конечно — порционного китайского чая на рынке вагон, и я его нежно люблю.
Во-первых, потому что порционка — это отличный способ попробовать всякую неведомую чайную фигню, не тратя лишних денег и, что особенно важно, не захламляя чайные полки. Во-вторых, сами форматы порционки бывают очень интересны. Если к прессованным «конфеткам», мини-гнездам и прочей приятной ерунде в фольге или порционных пакетиках, фаршированным чаем маленьким цитрусам, равно как и к порционной рассыпухе все уже давно привыкли, то разовые порции чая, запрессованные в маленькие обрезки бамбукового ствола у меня до сих пор вызывают радостное удивление. Уж больно прикольно смотрится целая коробка таких обрезков — особенно с учетом того, что все они еще и разного размера…
Отвлекся, извините. Так вот. Сами методы привлечения внимания молодежи, описанные в статье, совсем простые. Диснеевские персонажи на чайной упаковке, прессовка необычной формы, чайные напитки в актуальном стиле и все такое прочее. Это все не очень интересно. А вот короткая реплика одной девушки, которая работает в чайной компании, о том, что раньше она вообще чая не пила, а теперь, когда пуэр стал популярным, все изменилось, меня порадовала. Там фишка в том, что эта девушка закончила Юньнаньский сельхозуниверситет по неназванной специальности, связанной с изучением чая. Если допустить что то «раньше», когда она не пила чай, относится к доучебным годам, то получается, что она, не потребляя чай, осознанно решила получить образование по чайной специальности, потому что посчитала такое образование перспективным в профессиональном плане. Не потому что любит чай — а просто потому, что это перспективная работа. Это примерно как в моей молодости все хотели стать переводчиками…
Все-таки страны с производственной чайной культурой и страны с потребительской чайной культурой — это два совершенно разных чайных мира.
Юньнаньский чай и юньнаньский кофе
Ну а вторая новость — она больше про юньнаньский кофе. Юньнаньский кофе с чайной точки зрения — это вообще очень забавная штука. Знание о том, что Юньнань является главной кофейной провинцией Китая — там производится примерно 60% всего китайского кофе — является одним из элементов «Самого Сокровенного Чайного Знания». В разное время и для разных поколений чайников это «Самое Сокровенное Чайное Знание» является разным. Для кого-то настоящим откровением является тот факт, что черный и зеленый чай производятся из листьев одного растения. Кто-то гордится тем, что знает, что пуэр не закапывают в землю. Кто-то хвастается пониманием того, что степень окисления белого чая как правило выше, чем степень окисления зеленого. Ну и так далее. Знание о кофейной Юньнани тоже в этом списке — оно позволяет красиво щегольнуть широким кругозором.
Если вам есть где щеголять, то вот вам немного чайно-кофейной юньнаньской статистики. Вернее даже не юньнаньской, а пуэрной. Это еще круче.
В 2022 году площадь посадок чая в Пуэре составила примерно 2 миллиона му (это около 140000 га), там было произведено более 140000 тонн чайных листьев и зафиксирована совокупная стоимость производства чая около 40 миллиарда юаней (это примерно 5,5 миллиарда долларов США). В 2022 году площадь посадок кофе в Пуэре достигла 679000 му, а стоимость производства кофе превысила 5 миллиардов юаней.
Что делает любой нормальный человек, когда видит такие цифры? Правильно. Делит деньги на землю. И после деления получается, что му чайных плантаций в Пуэре приносит примерно 20000 юаней, а му кофейных плантаций — примерно 7000 юаней. Увы, это совсем не означает, что выращивание и производства чая в тех краях в три раза эффективнее выращивания и производства кофе. Потому что уровень вложений в чайные и кофейные плантации очень разный — и таких сравнительных цифр для Пуэра у меня под рукой нет.
И да, в той статье, из которой я уволок эту статистику, рассказывается о том, как в Пуэре совместно продвигают чай и кофе. Подавая в кофейнях колд-брю кофе с пуэрным ароматом. После того как я попробовал виски с зеленым чаем — лет двадцать назад была в Китае короткая мода на такие смеси — я крайне подозрительно отношусь к подобным пересечением. Такой гадостью, как виски с зеленым чаем, кофейная колд-брюха с пуэром будет едва ли. Но и ничего хорошего я бы от нее тоже не ожидал.
На даче у Репиных
В инстаграме Алексея Митрофанова увидел чайную картину, о которой никогда не слышал. Называется она «На даче у Репиных» и написана она была в 1900 году Юрием Репиным — сыном Ильи Репина. Того самого, который «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы» и совершенно шикарный портрет Мусоргского.
Новую для себя чайную картину, относящуюся к золотому веку русской самоварной культуры, я начал было с азартом рассматривать — но резко обломался. Картина выполнена так, что детали чайного стола на ней не распознать. Не, самовар там есть, чайник на нем стоит, на переднем плане, судя по всему, стоит стакан в блюдце — тоже известная тема. Можно также разглядеть, что одна из дам на картине пьет что-то из совсем небольшой чашки. Возможно, на столе стоит тарелка с печеньками или сушками — но вот остальных деталей не разглядеть. От невозможности изучить интересный чайный стол невольно становишься поклонником Кустодиева, Богданова-Бельского и Коровина с их тщательно прописанными вкусняшками.
Я не думаю, что там, на репинском чайном столе, есть что-то действительно необычное. Но деталей все равно хочется. Так что если вы вдруг откуда-то знаете, что там на столе, более глазасты, чем я или обладаете невероятным сервировочным чутьем, буду признателен за чайные репинские дачные детали.
Чайный автобус в Нью-Йорке
В связи с приближающейся неделей послеобеденного чая тематические статьи и обзоры стали появляться даже в непрофильной прессе и даже применительно к тем городам и странам, которые формально к британскому и ирландскому мероприятию никакого отношения не имеют. Например, к Нью-Йорку, обзор послеобеденных чаепитий которого получился довольно обширным, аж на 17 локаций. Что, впрочем, совсем неудивительно, с учетом масштабности и космополитичности Нью-Йорка и универсальной формальности самих английских послеобеденных чаепитий.
Среди совершенно стандартных сервировок мой глаз зацепился за двухэтажный автобус с многообещающей надписью на борту Tea Around Town. И таки да — это чайный автобус, такой же как в Англии или Шотландии. Он колесит по центру Нью-Йорка, а его пассажиры сидят за столиками и пьют чай.
Полуторачасовой тур стоит 69 или 109 долларов — в зависимости от уровня обслуживания. В пакет подороже входит бокал шампанского и всякие приятные мелочи. На столиках сервируются чайные закуски на этажерках. А вот чай подается по гибридной самолетно-автомобильной схеме. Ну то есть разливается из характерных кейтеринговых термосов в стаканы с крышками. Никаких тебе чайных пар, как в лучших автобусах Лондона и Эдинбурга.
Стаканы это, конечно, не очень симпатично. Но, возможно, езда по Нью-Йорку более нервная, чем по другим городам — так что такая мобильная подача горячего напитка оправдана. А то еще прольет кто-либо себе чай на белые штаны — и потом затаскает по судам всю эту двухэтажную автобусную романтику.
Холодная австралийская чайная
Ну и раз уж у меня сегодня получилась подборка каких-то странных чайных мелочей — вот новость из Австралии. В комплект к русской чайной картине и американскому чайному автобусу.
В совершенно проходной статье, героем которой является наш австралийский чайный коллега, рассказывающий журналистам стандартный набор клубных жупелов про перекипяченую воду и тесноту чайных пакетиков и нестандартно жалующийся на то, как трудно нынче найти бабу на чайник, подивился фотографиям. На которых упомянутый уже коллега сидит за чайным столом в своем чайном клубе в куртке и шапке. Понятное дело, что у них, у антиподов, сейчас зима, по жизни другая отопительная парадигма и, наверное, холодно — но картинка все равно удивительная. Если бы отцы-основатели российской клубной чайной культуры работали бы в таких же условиях и сидели бы за чабанями в саду «Эрмитаж» в ушанках и ватниках — вся современная чайная культура пошла бы другим путем.
Ну и еще я сразу вспомнил одного из наших коллег, который проводил чайные действа нагишом. Его бы в Австралию, охальника. Мигом бы одумался.
Чайно-издательская коллаборация
Бывают такие новости, перед которыми не обойтись без пояснительного предисловия. Чтобы потом не делать пространных и сбивающих с толку пояснений по ходу пьесы. Вот эта новость как раз такая, потому что в ней фигурируют издательство Penguin Books Australia и чайный бренд T2.
С издательством Penguin Books Australia все более или менее просто — это такая же часть проекта Penguin Random House, как и хорошо всем известное британское издательство Penguin Books — только австралийская. С чайным брендом T2 тоже, на самом деле, все просто — только запутано и немного забавно.
Изначально T2 — это австралийская чайная компания, основанная в 1996 году и работавшая с ассортиментом и в стилистике, сравнимыми, пожалуй, с ассортиментом и стилистикой нашей «Кантаты». В 2013 году T2 была приобретена концерном Unilever, но и стилистику работы, и ассортимент, и ориентацию на австралийский рынок, в общем и целом, сохранила. Затем последовала всем хорошо известная колбасня с чайными брендами Unilever, в результате которых пакет этих самых брендов, куда входили Lipton, Tazo, Pukka, T2 и некоторые другие, перешел во владение компании Ekaterra. Ну а в самом начале 2023 года компания Ekaterra объявила, что в этом году она станет компанией Lipton Teas and Infusions — и уже даже передала свой сайт. Так что теперь бренд T2 принадлежит компании Lipton Teas and Infusions. Как и неплохо нам известные бренды Beseda и Saito, кстати.
Ну а теперь, когда с фигурантами новости все более или менее понятно, можно переходить и к самой новости.
Издательство Penguin Books Australia и чайный бренд T2 выпустили на австралийский рынок четыре жанровых набора, составленных из книжки, кружки и трех чаев каждый. При этом и книжки, и чаи упакованы в коробочки, оформленные в едином стиле — что, конечно, добавляет наборам маркетингового очарования.
Набор Sci-Fi & Fantasy выстроен вокруг «Дракулы», кружка в нем черная, с гробами и скелетами. Набор General Fiction — вокруг «Гордости и предубеждения», кружка в нем веселенькая, с веерами, павлинами, туфлями и бабочками. Набор Romance включает в себя «Грозовой перевал» и розовую кружку с цветочками. Ну а в наборе Mystery & Thriller есть «Приключения Шерлока Холмса» и красная кружка с трубками, зонтиками и несложным орнаментом. И внутри каждой кружки еще есть цитаты. Можно пить чай и духовно расти. Описывать каждые три чая, которые вошли в жанровые наборы, я, с вашего позволения, не буду — их совершенно спокойно можно было подбирать от балды, а потом написать, что включение в набор чая English Breakfast было вдохновлено оруэлловским «1984». Я такие вдохновленности могу генерить непрерывно, у меня скорее дыхание собьется или рука устанет, чем генератор вдохновленностей засбоит.
Ну а так, конечно, получилось очень симпатично. Но я уделил столько внимания этой чайно-книжной коллаборации не только из-за этой симпатичности, но и для того, чтобы очередной раз подчеркнуть фантастическую пластичность чая. Которая, если мы говорим о маркетинге, кажется невероятно банальной. Ну действительно, чего такого удивительно в том, что можно выпустить линейку чая совместно с ботаническим садом, сделать тематические подборки чаев на любой заметный сериал, подготовить фирменные чаи для автосалона и все такое прочее. Как нет ничего удивительного в чаепитиях на гольф-поле, в яхт-клубе, в провинциальной библиотеке, на выставке или на дипломатическом приеме. Все это просто, как швабра.
А вот когда речь заходит о материях менее материальных, то все сразу становится очень солидно и загадочно. Чай неразрывно связан с китайской культурой и историей. У чая и дзена один вкус. Чай делает турка турком. У чая — русская душа. Невозможно представить англичанина без чая…
А ведь разницы-то нет. И примитивный маркетинг, связанный с чаем, и высокая культура или глубокая духовность, тоже с чаем связанные, основаны на органической способности чая легко вписываться в любую тему. Хоть в тусовку косплееров, хоть в рекламную компанию книжного издательства, хоть в дзен буддизм, хоть в собрание трепетных дур на любую важную для них тему.
Чай имеет один вкус вообще практически со всем.
Чайвалла A6
Некоторое время назад в индийских новостях с периодичностью, достойной лучшего применения, возникал сюжет о молодых людях, которые разъезжают по Мумбаи на Audi A6 и практически с колес поют всех традиционным индийским чаем. Ну то есть это была такая довольно характерная для Индии мобильная чайная-чайвалла, только реализованная не на базе тележки, возможно, приделанной к мотороллеру, а на базе полноценного автомобиля. Никаких особых технических решений у ребят нет — автомобиль не оборудован как мобильная чайная. Они просто останавливаются, вытаскивают из багажника столик, термосы и прочие чайные причиндалы — и начинают продавать чай.
Я, честно говоря, долго не мог понять, отчего вокруг этого решения столько много суеты. Ну да, Audi A6 — не самая очевидная база для дешевого уличного чая. Но и ничего экстраординарного в этом тоже нет. В любом городе рано или поздно появляется юный или не очень романтик, который начинает использовать свой автомобиль нетипичным способом. В самом лобовом варианте — таксовать на спорткаре или настоящем внедорожнике. Ну а тут не извоз, а чайная — так это ж Индия, там так положено.
Все немного прояснило интервью с авторами и исполнителями идеи. Которые приехали в Мумбаи с традиционными надеждами раскрутиться в большом городе. Но раскрутиться у них не получилось, социальные связи тоже не особо развивались — а ребята еще и в актеры хотели записать — так что они решили устроить чайную. Сначала по приколу, а потом оказалось, что необычная автомобильная база всем нравится, что многие соглашаются не только выпить чаю за 20 рупий (это примерно 20 рублей), но и рады посидеть в салоне автомобиля, который для многих жителей Мумбаи является недостижимой роскошью — и дело у ребят пошло. И социальные связи начали развиваться. К ним теперь даже режиссеры заглядывают. Главное, чтобы не мультипликаторы.
Так что просто мобильная чайная — это банально. А вот мобильная чайная, в которой можно купить чай и выпить его в салоне автомобиля — это богатая бизнес-идея. И немного игривая, конечно, если чай будет покупать молодая девушка.
Йоркширский терьер с фляжкой чая
Британская компания Yorkshire Tea, радующая всех нас время от времени самоироничными рекламными роликами, опубликовала видео, в котором небольшой и мохнатый (как положено) йоркширский терьер носится по полям с маленькой фляжкой чая, предлагая всем уставшим туристам приобщиться к порции йоркширского чая с молоком.
Косплеить знаменитого швейцарского сенбернара у малявки получается не очень хорошо. У нее и фляжка маленькая, и бегает она бестолково — а одну группу туристов и вовсе проигнорировала. Но, в общем и целом, ролик получился милым. И самоироничным. Ну а если кому его недостаточно, можно просто переслушать чайную песню от Yorkshire Tea. Которую уже смело можно называть старой и доброй — хотя ей еще и десяти лет нет.
Или пересмотреть вот этот ролик, про крутого офисного заваривателя чая в пакетиках.
Чудесные ролики, на самом деле. Хотя и вызывают некоторое недоумение несоответствием безусловно высокого уровня рекламного мастерства уровню рекламируемого продукта. Впрочем, так очень часто бывает.
Lipton’s Tea в окнах Сан-Франциско
Оказывается, в начале XX века город Сан-Франциско (в котором, как мы знаем из диалога Мимино и Рубика Хачикяна, из крана течет самая лучшая вода в мире) был еще и важной перевалочной базой для Lipton. В те времена еще самостоятельной компании, крутой и прогрессивной. А не бренда, разные куски которого еще и принадлежат неизвестно кому. Сто с лишним лет назад чай с плантаций в Индии и на Шри-Ланке шел через Тихий океан в Сан-Франциско, откуда расходился уже по всем Соединенным Штатам.
Для того, чтобы чай расходился по стране более эффективно, компания Lipton создала в Сан-Франциско элементы дистрибьюторской инфраструктуры. А для одной из модных тогда торгово-промышленных выставок компания даже построила в Сан-Франциско чайный сад Lipton. И разместила в городе кое-какую рекламу. В том числе и виде банальнейших трафаретных надписей Lipton’s Tea на окнах — ну то есть на стеклах — некоторых зданий.
И некоторые из этих надписей сохранились! Что, конечно, удивительно, с учетом размещения их на стеклах и прошедших с момента размещения ста лет. В статье, из которой я про эти надписи, собственно, и узнал, есть ссылка на фотографии пяти таких трафареток. Причем фотографии эти сделаны в июле 2023 года — и надписи на них в отличном состоянии. Причина такого отлично состояния, судя по всему, не только в том, что вот уже сто лет эти надписи никому не мешают и никого не беспокоят. Но и в том, что их не отодрать. Некоторые пытались — и решили, что легче оставить все, как есть.
Это очень душевная история, конечно — особенно если эти надписи на стеклах сохранятся и дальше. Тут ведь вот какое дело. История чая — это не только история древних торговых путей, знаменитых старинных книг, гонок парусников и других масштабных явлений и событий. Это еще и история разных мелочей — чайных баночек и других предметов чайной утвари, сохранившихся в семьях, локальных чайных традиций, чайной рекламы и всего такого прочего. Эти мелочи, конечно, хуже сохраняются и не так впечатляют, как «Катти Сарк» или яркое театрализованное представление в Фуцзяни. Но их, таких мелочей, много. И они ближе к людям. Очень немногим любителям чая повезло быть сопричастными к чайным клиперам или «Канону чая» — по совершенно объективным причинам. А вот проходить мимо надписи Lipton’s Tea, читать Хармса про самовар или даже вздыхать по поводу чая со слоном, который был о-го-го, могут миллионы людей.
Создавая при этом сеть своих персональных связей с чайной историей и культурой. Связей, чаще всего, не очень прочных и не сильно долговечных. Но многочисленных и динамичных — и, в совокупности, очень надежных.
Очередное шампанское к чаю
В рамках подготовки к неделе послеобеденного чая, которая начнется 7 августа в Великобритании и Ирландии, Бюро шампанского Великобритании выпустило рекомендации по стилям шампанских вин, подходящих к разным послеобеденным чаепитиям. Вина наши английские и шампанские коллеги подбирали, конечно, не под чаи, а под закуски. И вот что у них получилось.
Розе под сконы — потому что там джем. Полусладкое под сладости — кто бы мог подумать. Блан де блан под сэндвичи с майонезом — это классика, кто запивал оливье игристым, тот поймет. Брюты и прочий конкретный шампанский сухач — под огуречные сэндвичи — ну почему бы и нет, огурец так огурец. Блан де нуар — к мясным сэндвичам — ну типа эти вина посильнее, переживут и мясо. Ну а винтажное шампанское нужно подавать, понятное дело, к особенным чаепитиям, серверуемым по особым случаям.
В общем все это, конечно, баловство. Но баловство милое и безобидное, так что почему бы и не побаловаться. И если у вас под рукой есть бутылка брюта, запейте им бутерброд с огурцом и творогом, а потом усугубите все это дело дарджилингом. Будет или вкусно, или смешно — не прогадаете.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий