О внутренних проблемах Дарджилинга
Попалась на глаза на редкость спокойная статья о проблемах индийского Дарджилинга. Обычно, когда кто-то не очень толковый пишет о проблемах этого чайного региона, то выдает стандартную мантру про падение спроса на чай на мировых рынках, конкуренцию с Непалом и смену климата. Как бы намекая на то, что проблемы Дарджилинга носят чисто внешний характер. Что, конечно, далеко не так. Кризис этого региона является системным и длится уже несколько десятилетий. И обусловлен целым комплексом проблем, по сравнению с которым Непал и падение спроса — это так, мелочи и детали.
Проблема климата да, существует. В тех краях стало меньше дождей и повысилась средняя температура. Что не только влияет на рост растений и качество чайных листьев, но и создает благоприятные условия для разных вредных вредителей. Это, так сказать, объективная реальность. Которая возникла отнюдь не вчера и с которой даже понятно как бороться. Насекомых травим, растения обновляем, постепенно вводя в оборот более засухоустойчивые сорта чайного куста, в особо сложных случаях создаем ирригационную систему.
Но вот ведь какая незадача. Современная потребительская этика благосклонна к органическим продуктам. При производстве которых ограничивается использование минеральных удобрений и пестицидов с гербицидами. Оставим сейчас за рамками философские размышления о том, что концепция органического земледелия основана на исключении из этого самого земледелия тех вещей, которые стали ключевыми в решении проблемы массового голода. И попробуем встать на позиции чайного фермера.
Чтобы выгодно продавать мелкосерийный чай — а Дарджилинга сейчас производится всего шесть с небольшим тысяч тонн в год — этот самый фермер должен отказаться от сельхозхимии. Удобрять все навозом, а вредителей просто игнорировать или пытаться бороться с ними нестандартными методами. В 2005-2007 году, когда идея органического чая всем казалась крайне интересной, чайные кусты даже Кока-колой поливали, чтобы насекомые их не ели. Еще можно жертвы приносить, наверное. Или просто пугать насекомых. «Бу» им говорить… Много есть разных способов, короче. Замена минеральных удобрений на навоз — это трындец как неудобно. Привезти и рассыпать под чайными кустами мешок нитроаммофоса или привезти и разложить под этими же кустами машину коровьего навоза — это две большие разницы. Особенно в горах. Особенно с учетом того, что навозу хорошо бы вылежаться пару месяцев. И после всего этого навозного геморроя у тебя еще и урожаи будут ниже, чем после нитроаммофоса.
Ну то есть ты такой перешел на органику — а урожаи у тебя раз, и резко упали. И себестоимость чая выросла. Вроде как бы все это дело можно компенсировать увеличением цены на чай — так ведь фигушки. Чтобы такой чай втюхать за выгодные деньги, нужно будет еще и на маркетинг напрячься. Ну то есть, грубо говоря, в прошлом ты производил терруарный и миллезимный дарджилинг, жуков травил, почву удобрял, цену мог держать вполне конкурентную и горя не знал. А теперь у тебя низкие и нестабильные урожаи, высокая себестоимость производства, органический сертификат, за который ты еще и заплатил, чай хрен знает какого качества и необходимость самому заниматься его продвижением. Отличная смена парадигмы, короче. Я бы на месте чайных фермеров при словах «органический чай» начинал бы недобро посматривать на говорящего и поглаживать рукоятку лопаты.
Но и это еще не все. Чайным садам в Дарджилинге хорошо так за сотню лет. И многим кустам уже тоже. У них естественное падение урожайности, усугубленная упомянутым уже изменением климата. По уму их бы поменять. И, заодно, сами сады реконструировать. Оросительную систему сделать и все такое прочее. Вот только для того, чтобы все это сделать — даже если предположить, что засухоустойчивые сорта чайного куста уже есть, что не совсем так, на самом деле — нужно несколько лет. В течение которых никаких доходов у чайных фермеров не будет. А расходы будут сумасшедшими. Ну потому что там реально всю систему менять надо.
Короче говоря, просвета в тех краях пока нет. Это не значит, конечно, что Дарджилинг — все. На уровне феноменов с ним все будет нормально. Но как регион в целом он испытывает очень большие проблемы, крайне слабо связанные с традиционными жупелами типа дешевого непальского чая или того, что немцы с японцами перестали пить Дарджилинг.
Зожники и матча
В американской чайной прессе наткнулся на небольшую заметку, в которой потребители, озабоченные здоровым образом жизни, называны основным драйвером рынка матчи.
Тут как бы и не поспоришь даже. Других реальных драйверов у матчи нет, без тотального маркетинга на здоровье она останется нишевым продуктом. А вот под рассказы об антиоксидантах и прочие обещания молодости, красоты и богатства матча довольно быстро стала глобальным продуктом, супер-фудом, одним из самых узнаваемых символов здорового образа жизни и верным признаком легкой долбанутости. Про нее даже песня есть на русском языке — слушайте осторожно.
Понятное дело, что с ростом популярности матчи и на фоне активного педалирования ее функциональности против матчи рано или поздно начнет играть статистика. Штука не менее беспощадная, чем гравитация. И кому-либо немедля после употребления матчи однажды поплохеет настолько сильно, что этого уже не заулыбаешь (пусть этот кто-либо будет в итоге здоров). Однако на общий позитивный настрой такие единичные казусы, конечно, не повлияют. Как не повлияла на популярность бега ранняя смерть Джима Фикса, одного из его популяризаторов.
Ну и, конечно, интересно будет посмотреть, сможет ли матча потянуть за собой весь остальной чайный рынок. В первую очередь в тех странах. гда этот самый рынок не очень развит. Тут ведь вот какое дело. С одной стороны, матча — это чай. И схема, при которой потребитель сначала вписывается в матчу, потому что это модно или потому что он испытывает оздоровительные иллюзии, а потом постепенно увлекается чаем и начинает пить гуандунские улуны, выглядит более или менее реальной. Хоть и немного наивной.
Но с другой стороны, есть один момент, который коренным образом отличает матчу от традиционного чая. Матча, в отличие от гуандунских улунов, при потреблении не оставляет отходов. И этим свойством просто отлично вписывается в современные брезгливо-асексуальные концепции потребления. И в этом смысле переход от безотходных баночки с порошком, венчика и небольшой чашки, да еще и завязанных на японской и зожной эстетике, к необходимости вытаскивать разваренные чайные листья из чайника и нести их в мусорку выглядит нереальным.
Поэтом я считаю, что матчу как культурный и потребительский феномен нужно рассматривать отдельно от традиционного чая. Примерно как RTD-напитки. Которые формально тоже является чаем. Но реально — совсем про другое.
Если вы считаете по другому, то переслушайте еще раз песню про матчу.
Зеленый чай, липа, ромашка и предубойное голодание
Не мог пройти мимо такой новости, хоть она и не совсем про чай. Короче, турецкие ученые изучили способность зеленого чая, ромашкового чая и липового чая уменьшать неблагоприятное воздействие на качество куриного мяса стресса, который испытывают бройлеры в результате предубойного голодания. Цыплят перед забоем не кормят, из гигиенических и технологических соображений. Но цыплята от этого стрессуют, что сказывается на качестве мяса. Ну и вот наши турецкие коллеги выяснили, что если их во время предубойного голодания поить чаем — зеленым, ромашковым или липовым — то мясо будет лучше.
Это же готовый сюжет для продолжения «Побега из курятника». Ну там цыплята ходят себе ходят — и вдруг раз, и их кормить перестают. И один бройлер, самый умный, начинает рассказывать, что однажды в кормушках пропадает еда, а в поилках появляется ромашковый чай. И после этого цыплята пропадают и их никто больше не видит. Ему старики рассказывали. А другой бройлер, оптимистичный, всех успокаивает и говорит, что еды-то да, нет — но и чая нет. Поэтому бояться нечего, просто кормушка сломалась. Все успокаиваются, а потом обнаруживают в поилке ромашковый чай и понимают, что все. Наступают хтонь и уныние, ну а потом приключения и хэппи энд.
За все хорошее и против всего плохого в чайном бизнесе
Сайт World Tea News опубликовал не так давно любопытный материал, посвященный повышению эффективности чайного бизнеса. Я сейчас основные приведенные там способы повышения эффективности тезисно перескажу с комментариями. А потом еще добавлю пару слов от себя. Без протокола, так сказать.
Первое направление повышение эффективности чайного бизнеса — это его всяческая автоматизация. Автоматизировать предлагают склад, управление заказами, работу в соцсетях и аналитику. При этом, что ценно, предлагают не просто так, а со ссылками на конкретные примеры софта. Даже если это проплаченные ссылки и даже если весь этот софт — полная фигня, они все равно интересны. Я сильно подозреваю, что о существовании специализированного софта для управления чайной и кофейной торговлей значительная часть наших чайных бизнесменов — особенно тех, чей бизнес нужно снабжать приставкой «микро», даже не подозревает. Конечно можно не сомневаться, что софт, разработанный для бизнес-инфраструктуры США, нашим бизнесам не очень подойдет. Но погонять триалки софта для управления запасами, почитать обзоры систем автоматизации магазинов или CRM-систем все равно интересно.
Второе направление повышения эффективности чайного бизнеса — это оптимизация поставок. Которая состоит в установлении надежных отношений с поставщиками, создании системы мониторинга качества, оптимизации логистики, прогнозировании спроса и управлении на основании этих прогнозов товарными запасами. Тут так и хочется добавить что-либо не менее очевидное типа «Смерть — это конец жизни» или «Лошади едят овес».
Третье направление повышения эффективности чайного бизнеса состоит в качественном управлении человеческими ресурсами. Которое включает в себя предметную чайную подготовку сотрудников, получение сотрудниками дополнительной и связанной с бизнесом квалификации, наставничество, тренинги общения с клиентами и создание позитивной рабочей среды. Любопытно, что ни слова не сказано об оценке эффективности сотрудников. Что, в общем, понятно — если ориентироваться на позитивную рабочую среду, то оценивать эффективность сотрудников нельзя. Иначе они обидятся.
Это, кстати, довольно любопытная тема. Составители воодушевляющих рекомендаций по повышению эффективности бизнеса обычно ничего не пишут о банальной профессиональной пригодности сотрудников. Подразумевая ее само собой разумеющейся. В случае с чайным бизнесом это, конечно, ошибка. Чаем, кофе и другими колониальными товарами и у нас-то занимается отнюдь не профессиональная элита. А уж в странах с более развитой профессиональной стратификацией — тем более. Но это так, к слову.
И, наконец, четвертое направление повышения квалификации чайного бизнеса — это внедрение эффективных маркетинговых стратегий и развитие взаимоотношений с клиентами. Это вообще раз плюнуть, как вы понимаете. Достаточно всего лишь разработать стратегию целевого маркетинга, внедрить программы лояльности, поощрять клиентов оставлять отзывы и активно взаимодействовать с чайными энтузиастами и лидерами мнений. Тут и не поспоришь, я даже знаю одного такого энтузиаста и лидера мнений, с которым непременно нужно взаимодействовать чайным бизнесам.
Вообще, конечно, рекомендации вроде как и очевидные — но вполне разумные. С поправкой на специфику уже упомянутой американской бизнес-инфраструктуры. И еще на два жирнющих нюанса.
Первый из которых состоит в том, что каждое бизнес-решение — как из перечисленных выше, так и любое другое — должно быть адекватно масштабам бизнеса. Если домашняя лимонадная лавка начинает заимствовать решения у Кока-колы — то это признак идиотизма, а не того, что лимонадную лавку держат представители деловой элиты, которые мыслят масштабно. Адекватная оценка масштаба бизнеса в контексте бизнес-технологий — это совсем не просто. Ну вот взять те же системы автоматизации бизнес-процессов. Они даже крупным компания не всегда на пользу идут. А уж когда компания на пять сотрудников начинает использовать какие-либо крутые системы организации совместной работы или мощные CRM-системы, то получается совсем забавно. В лучшем случае все это дело тихонько замыливается — и через некоторое время все делают вид, что ничего не было. В худшем — вырождается в карго-культ, типа смотрите, мы тоже могем по большому. И отжирает кучу времени и ресурсов… Короче говоря, при выборе бизнес-решений нужно сохранять адекватность.
Второй нюанс — чисто американский. Который тоже нужно понимать. Будет, наверное, сильным преувеличением сказать, что американский чайный рынок в той его части, которая связана с относительно дорогим чаем, калькирует американский кофейный рынок. Но некоторые подходы он, конечно, из кофе заимствует. Например, подход, при котором основным рыночным субстратом являются микробизнесы, с которых кормятся B2B проекты. И это не только оптовики, этого и у нас хватает, но и те самые разработчики софта, продавцы оборудования и знаний разной степени полезности и прочая бизнес-надстройка.
Можно сказать, что любой американский чайный проект сразу после открытия попадет, скажем так, под инфраструктурную опеку. В условиях американского рынка часто вполне уместную и полезную для чайного проекта. Но при выносе элементов этой опеки за пределы американского рынка может получиться смешно. Так что, оценивая применимость американских советов для российского, например, бизнеса, нужно учитывать, что бизнес-среда в наших странах совершенно разная. И даже такое простое действие, как привлечение лидеров мнений или чайных энтузиастов, может иметь в наших разных странах совершенно разный результат.
Умер основатель компании Dilmah
Вчера, 20 июля, в возрасте 93 лет скончался Меррил Джозеф Фернандо (Merrill J Fernando), основатель шри-ланкийской чайной компании Dilmah. Которую он основал в 1988 году и, к слову, назвал в честь своих сыновей — Малика и Дилана. И которая активно работает не только как классическая коммерческая чайная компания, но и как проект по популяризации и развитию чая.
Для меня самым заметным проектом Dilmah является, конечно, система активностей, связанных с чайной гастрономией и чайным образованием. Если вы еще не слышали о Dilmah Real High Tea, Tea Inspired, Tea Inspired Awards и Dilmah School of Tea — обязательно перейдите по ссылкам и посмотрите. Часть информации там, конечно, уже потеряла актуальность. И, естественно, все эти проекты сильно перекошены в цейлонскую сторону вообще и в сторону продукции DIlmah в частности. Но ни потеря актуальности, ни этот перекос ничего не портят.
На сегодняшний день Dilmah реализует один из лучших комплексных чайных проектов, связанных с обучением, гастрономией и миксологией. Если вообще не самый лучший. И, кстати, если вам очень нужен какой-либо чайный сертификат, то загляните в их школу. Там все недорого и солидно.
Меррил Джозеф Фернандо был крут. Дай бог нам всем такой долгой и чайной жизни.
Чай с духами
Ассоциация кладбищ Батавии — в данном случае речь идет о городе в штате Нью-Йорк, в США — запускает серию чаепитий в викторианском стиле под зонтичным названием Tea & Spirits. «Чай и духи» в данном случае. В чаепитиях будут принимать участие актеры, изображающие разных исторических деятелей, похороненных на старых кладбищах Батавии. Первое такое чаепитие состоится 23 июля, присоединиться к нему можно будет всего за 25 долларов.
Чаепития будут проходить в музее, а не на самих кладбищах. И это правильно, конечно. Кладбища, на самом деле, отлично подходят для чаепитий — но для спокойных, без клоунады. И в одиночестве или небольшой компании.
Следует отметить, что если бы такие чаепития устраивала бы не Ассоциация кладбищ, а какой-либо музей или ресторан, то они ничем не отличались бы от других чаепитий-реконструкций или чаепитий-фантазий. Хоть с Алисой, хоть с купцом Колокольниковым. А старые кладбища, да, придают мероприятию готичненького очарования.
Сбор сочинского чая
«Интерфакс» со ссылкой на Минсельхоз Краснодарского края сообщил о том, что в этом году в окрестностях Сочи чайного листа уже собрали на 12,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 200 тонн. Речь, судя по всему, идет о свежем чайном листе.
Я не очень понимаю, почему в краснодарских чайных новостях так любят оперировать объемами собранных свежих чайных листьев, а не количеством произведенного чая. Которое обычно в 4-5 раз меньше. Но все равно предлагаю порадоваться за сочинских чаеводов. Жизнь у них непростая — так пусть хоть урожаи растут.
Ну и дежурную фразу о том, что очень хотелось бы, чтобы Краснодарский край переориентировался, наконец, с паразитирования на советской репутации краснодарского чая на производство хорошего терруарного продукта, я сказать должен. Как же без нее-то.
Чайный Starbucks в Японии
В Японии, оказывается, работает десяток подразделений сети Starbucks с чайной специализацией. Они называются Starbucks Tea & Café и отличаются от традиционных кофеен сети несколькими важными нюансами.
Во-первых, эти чайные отличаются от традиционного Starbucks дизайном. Постоянным клиентам Starbucks это важно, это как синюю конфетку в пачке M&M’s найти. Дизайн чайных Starbucks бежевый, воздушный и минималистичный. Я не знаю, что понимается под этим словом применительно к Starbucks, главным украшением которых обычно являются студентки. Подумал было сначала, что в чайных Starbucks все на полу сидят и заливают чайным латте циновки — это было бы стильно. Но увы. На стульях сидят, как дураки.
Во-вторых, в этих заведения необычный ассортимент. С чайным акцентом, понятное дело. Чайных откровений от этого ассортимента ждать, конечно, не стоит — там все равно доминирует Yuzu & Citrus Lavender Sage Tea Frappuccino и всякое такое прочее. Но листовой чай есть. Вернее не так — там даже листовой чай есть. И это круто, конечно.
Ну и, наконец, в-третьих, чайных Starbucks просто мало. Сходить туда почти также круто, как сходить в Starbucks Reserve — которых тоже мало и в которых, кстати, тоже есть чай. Один из Starbucks Reserve, кстати, работает в Токио. Там же есть и Starbucks Tea & Café. Так то с точки зрения коллекционирования чайных старбаксовских впечатлений, Токио сейчас — самый крутой город.
Современная китайская чайная деревня
Коллеги из проекта «Чайная наука» опубликовали небольшой и интересный материал о том, как живет современная китайская чайная деревня. Современная именно в чайном смысле — масштабно и системно заниматься чаем описываемая деревня начала только в 2004 году, фактически на нашей памяти. Чай там выращивался и до этого, но, скажем так, неиндустриальными методами. Для себя и для натурального обмена. Ну а потом все постепенно изменилось — и сейчас в деревне все хорошо. Экономические показатели, приведенные в статье, это как бы подтверждают.
На самом деле, такие статьи регулярно появляются в китайской прессе. В Китае, напомню, выращивание и производство чая считается одним из методов борьбы с бедностью в сельских регионах. Поэтому материалы в стиле «было — стало» наши китайские коллеги публикуют регулярно. А теперь вот не только китайские и на русском языке.
Ну и тут, конечно, я не могу не удержаться от очередного ехидного комментария. Когда мне на глаза попадается информация о всяческих инициативах по поддержке бедных работников чайных плантаций в Кении, Индии или Бангладеш — с рассказами о важности органического чаеводства, инициативами против домашнего насилия, защитой женского и детского здоровья и всем таким прочим — я сразу вспоминаю про Китай и грущу.
Потому что всеми этими инициативами занимаются, как правило, хорошие и добрые люди. Готовые ехать к черту на кулички и нести там разумное, доброе и вечное. Вот только система в тех краях, куда они ездят, построена таким образом, что работник чайной плантации всегда будет бедным. Сколько не рассказывай ему о пользе натурального навоза и важности личной гигиены.
А в Китае, вместо того, чтобы ярко и медийно помогать бедным чайным крестьянам, просто дают этим чайным крестьянам возможность стать чутка побогаче. Мудро подразумевая, что когда у чайных фермеров появятся деньги на подгузники, они уж как-нибудь сами научатся ими пользоваться.
Чайные феномены Казахстана. Чайные темы Мими Ильницкой
В Алма-Ате есть такой любопытный проект, называется Colab. Это маркетплейс казахстанских дизайнеров и предпринимателей и продается там, в основном, одежда. Иногда совсем развлекательная, но чаще — вполне адекватная. И с яркими авторскими или этническими мотивами. Мы в этот магазин частенько захаживаем, потому как считаем одежду лучшим сувениром и всегда что-либо откуда-либо привозим. Одежда — это и память приятная, и вещь полезная. У меня есть накидка из мешковины, которую я приобрел у малийцев в Милане. И пиджак с вышитым поползнем на рукаве, сшитый в Вильнюсе. Костюмчик, привезенный с Тайваня, я уже сносил в хлам, а московские косоворотки и парадная рубаха из Хюэ вполне себе держатся. Это я так хвастаюсь, короче.
Ну и вот буквально на днях обозревая всякое традиционное в Colab, мы наткнулись на футболки с мужиком, который пьет чай из пиалы, на чехлы для телефона с этим же мужиком, на открытки, обыгрывающие руки из микеланджеловского «Сотворения Адама», только в одной руке там пиала, причем в той, которая от бога. Ну и на пины — ну то есть на значки — в этими же руками. Одна адамовская, другая с пиалой.
Значки мы немедленно приобрели, футболку примерили и она не подошла, несмотря на надпись «Рожденный пить чай», чехол и открытка нам не нужны — но понравились.
Дома пины были немедленно проверены в деле. И оказалось, что их лобовое использование — то есть припинивание рядышком на одежду — сильно ограничено типом одежды. На лацкане пиджака им тесновато. Разносить на два лацкана — слишком клоунски даже для меня. Для легкой одежды, типа футболки, они парой тяжеловаты. Технически они неплохо садятся на толстовку или фартук — но не очень подходят для такой одежды по степени пижонства, что ли… Короче я приготовился уже было высказаться нелицеприятно по поводу дизайнеров, которые мыслят только картинками, как вдруг вспомнил добрую мужскую традицию прятать разное за отворотом пиджака. И жизнь резко наладилась. Один пин (лучше с рукой) на лацкан пиджака, второй (с пиалой) на рубашку или футболку за отворот — и все, можно ехать на конференцию и небрежно показывать, кто тут реальный элегантный чайный специалист, а кто ни шиша не сечет в нашем высоком чайном стиле.
Став довольным как слон, я полез-таки в интернет узнавать, кто делает такие классные чайные штучки в выраженном казахском стиле. И обнаружил, что у всех этих пинов, чехлов и прочих приятностей тот же автор, что и у мощной чайной композиции «Медовый месяц», которая вот уже несколько месяцев путешествует по улицам Алма-Аты.
Эта композиция представляет собой стопку пиал-кесешек и намекает на традиционное для казахских семей чайное испытание келин-шай (чай невестки), которому подвергается молодая жена в доме родственников мужа. Лично я по объективным причинам с этой традицией не знаком, отзывы о ней слышал самые разные, так что по существу про келин-шай мне сказать нечего. Ну кроме того, что в рамках этой традиции невестка-келинка подает всем чай. А все смотрят на то, как она это делает, и решают, годная у их мальчика жена или так себе. И знакомятся постепенно.
Ну а композиция «Медовый месяц» она, конечно, многозначная. Стопка чайной посуды может восприниматься и как отсылка к некоторому дискомфорту, связанному с входом в новую семью, и как горькая ирония с ноткой безысходности, и как комплимент яркости и тонкости традиционного уклада, и как призыв к взаимному уважению, и как понимание хрупкости и неустойчивости новой семьи — тут все от интерпретатора зависит.
Собственно когда мы эту композицию в городе встретили — она тогда очень символично стояла у «Старбакса» — я впервые и услышал о Мими Ильницкой. Из описания «Медового месяца». Ну а теперь вот оказалось, что у Мими Ильницкой есть целая серия чайных работ. С микеланджеловскими руками, пиалами, чайными мужиками и румяными детьми с баурсаками. Вот ссылка на ее сайт, посмотрите, там много всякого разного и не только чайного.
Нечайное мне не оценить. А вот чайная сувенирка у нее, на мой взгляд, просто отличная. Особенно руки, конечно.
Рисовый лагер с пуэром
Канадская пивоваренная компания Nonsuch Brewing объявила о выпуске ограниченной партии рисового лагера с пуэром. Судя по описанию — с пятилетним шэном. Я давно уже не обращаю внимания на новости о чайно-пивных экспериментах — ну просто потому что обычно малютки-пивоварни или матчи в пиво добавят или вообще какую-либо фигню типа пива с дыней и белым чаем сварят. Все это, конечно, от лукавого. И совершенно, вот просто совершенно не вкусно.
При этом мне довелось один раз попробовать пиво с чаем, которое не только не вызвало у меня отторжения своим вкусом, но даже немного порадовало. Понятное дело, что это в большей степени была радость узнавания — но тем не менее. Радость же!
В Краков в 2016 году чешские коллеги привели образец пива с дарджилингом. Так вот — чайный тон в том случае не только неплохо ложился на пивной вкус, но и распознавался, как дарджилинговый. Это было прикольно. А больше за прошедшие с того времени семь лет ничего интересного чайно-пивного мне на глаза не попадалось. Даже теоретически. Не было такого, чтобы я прочел о какой-то чайно-пивной новинке — и непреодолимо захотел ее попробовать.
А вот этот рисовый лагер с пуэром я бы попробовал. Теоретически это может получиться совсем не отвратительно. Если вы в Канаде и у вас есть 13 лишних канадских долларов — попробуйте и расскажите, пожалуйста.
По следам московской чайной выставки
Несколько дней назад в Москве отгуляла чайная выставка с выраженным китайским акцентом — и теперь и китайские, и российские, медиа ее активно пострелизят. Самое любопытное во всех этих репортажах и комментариях — это, конечно, разница в подходах к позиционированию китайского чая со стороны китайских и российских журналистов.
Китайские журналисты позиционируют китайский чай как традиционный для торговли между нашими странами (с цитатами из Андрея Колбасинова), современный (с заголовками типа «Китайский чай нового типа популярен в России») и вкусный (немолодая женщина покупает что-то со словами «мужу понравился вот этот фруктовый чай, пришла еще купить»).
Российские журналисты работают по принципу «все козлы, один я — д’Артаньян». И, приводя высказывания встреченных на выставке специалистов, рассказывают или о том, что в чайных пакетиках насыпано непонятно что, а на китайский чай можно посмотреть. Либо о том, что хороший китайский чай не оставляет пятен на чашках, а плохой некитайский — оставляет. Я даже завис на некоторое время это такого заявления. Ну потому что никогда не обращал на чайный налет внимания в страновом контексте. Но, если мне не изменяет память, Дяньхун может покрасить белую чашку ничуть не хуже кенийской гранулы. А уж в какое милое пустынное хаки можно выкрасить им белую хлопчатобумажную футболку, вообще любо-дорого посмотреть.
И я ведь не сомневаются в том, что и китайские, и наши журналисты передают слова опрошенных спецов более или менее точно. Просто одни задают вопросы с запросом на позитив, а другие — с запросом на дерьмецо. И у одних репортажи получаются наивными, а у других — такими, как будто они все в The Sun стажировались.
Мне не близки оба подхода — но между наивным позитивом и безостановочным разоблачением я бы-таки выбрал позитивный китайский наивняк.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий