Почтовые марки про гонконгский чай
25 июля гонконгская почта выпустит в обращение серию почтовых марок и всех сопутствующих почтовых штук, посвященных гонконгскому молочному чаю. Тому самому, который черный и готовится в специальном чайном носке. На четырех марках как раз и будет изображен процесс приготовления этого чая.
Любопытно, что человек неподготовленный из этой почтовой инструкции, скорее всего, ничего не поймет. Потому что ключевой момент приготовления гонконгского молочного чая — переливание настоя из чайника в чайник через носок с заваркой — на марках изображен не очень понятно. Там фишка в том, что при приготовлении этого напитка нужно работать в два одинаковых чайника. Обычно металлических и высоких. Сначала заварка насыпается в носок, этот носок помещается в один чайник, туда заливается кипяток и чайник ставится на огонь. После закипания чай в носке некоторое время варится, потом носок аккуратно вынимается и чай из первого чайника и через этот носок переливается во второй чайник. И так несколько раз. Потом чайник с носком и чаем опять на некоторое время ставится на огонь — ну и все, чай готов. Его можно наливать в чашки с молоком и сахаром и пить.
Изобразить все это картинками довольно сложно. Но если посмотреть видео, то все становится понятно. В том числе и на марках. Марки, кстати, красивые. Лучше ооновских к Международному дню чая.
Разноцветное сырье и разные виды чая
Китайские специалисты собрали несколько видов разноцветных чайных листьев, изготовили из них разные виды чая и оценили полученный результат сенсорно и лабораторно. Задача, которую они ставили перед собой, состояла в том, чтобы подобрать оптимальные способы переработки чайных листьев, собранных с чайных кустов разных «цветных» сортов. В первую очередь тех, в листьях которых много антоцианов — ну то есть красных, пурпурных и фиолетовых. Впрочем, парочка желтолистных сортов в эксперимент тоже затесалась.
Из всего этого цветного великолепия китайские специалисты изготовили пару зеленых чаев, причем один, насколько я понял, по технологии близкой к технологии производства шэнов, желтый чай, белый чай и черный чай — в европейском смысле этого слова. Улунов делать не стали, уж не знаю, почему — возможно из-за относительной технологической сложности. Ну а потом все попробовали и засунули в разные хроматографы.
Выводы у коллег получились достаточно простыми. С точки зрения сохранения в чайном листе антоцианов наиболее предпочтительной технологией для цветных чайных листьев является технология производства зеленого чая. Он правда, при этом, получается не совсем зеленым — но это не беда. И да, это, в принципе, и так было давно и хорошо известно… Кроме того, китайские специалисты выяснили, что при производстве зеленого чая из незеленого сырья чем светлее лист, тем менее горьким получается готовый чай. Ну потому что в нем аминокислот больше. Это, в принципе, тоже известная информация. Также исследователи установили, что цветные листья неплохо подходят для изготовления черного и белого чая. Антоцианов в таких чаях получается меньше, чем в зеленых — но у них и вкус поприятнее.
Честно говоря, такого рода исследования носят чисто академический характер. Все-таки для подбора толковой методики работы с сырьем есть смысл фиксировать сырье и адаптировать под него технологии. На практике, впрочем, люди так обычно и поступают. И при удачном стечении обстоятельств подбирают-таки технологию под конкретный чайный лист. Даже если он фиолетового цвета.
Почему тогда я решил рассказать об этом исследовании? Да потому что в нем картинки интересные. С разноцветными листьями. Они, конечно, не такие классные, как радуга Антона Бехтера — но все равно хорошие.
Чайный путь с Виктором Колодковым
Вчера, в комментариях к выпуску, в котором я рассказал о том, что Департамент культуры и туризма провинции Юньнань анонсировал выпуск четырех видеороликов, посвященных Древней чайно-лошадиной дороге, один из читателей или слушателей прислал ссылку на анонс проекта «Чайный путь с Виктором Колодковым». Судя по всему, в рамках этого проекта будут выходить ролики о тех местах, которые так или иначе связаны с тем торговым путем, по которому чай следовал из Китая в Россию во времена расцвета сухопутной русско-китайской торговли.
Тема эта, на самом деле, практически неисчерпаемая. На чайном пути из Ухани в Санкт-Петербург много мест, которым просто можно посвятить полноценные и многосерийные фильмы. Есть места с одним-двумя чайными объектами или чайными историями. Есть замечательная природа и романтика дальних странствий. Короче говоря, материала там — снимать не переснимать.
Я постараюсь не пропускать выхода роликов этого проекта и буду их анонсировать. Бравый чайник, спасибо за наводку.
Ну и тут, конечно, нужно сказать банальное, и многократно повторенное — но от этого не менее важное. Чайная культура России удивительна, масштабна и очень разнообразна. В историческом контексте в этой культуре были развитые и торговый, и производственный сегменты. С торговлей все понятно — именно торговый чайный путь, судя по анонсу, ляжет в основу проекта Виктора Колодкова. И именно торговые чайные феномены сохранены в музейных экспозициях в Кунгуре, Челябинске, Иркутске и в других местах, о которых я уж или забыл, или никогда и не знал.
С производственной чайной культурой в нашей стране все тоже крайне интересно. Сейчас, конечно, от дореволюционного российского и советского чайных проектов остались только осколки, причем разбросанные по разным странам. Но сами по себе эти проекты были интереснейшим производственным, научным, социальным и цивилизационным феноменом. Который, к сожалению, на данный момент не обеспечен адекватной преемственностью. Даже на презентационном уровне.
Но самая главная фишка чайной культуры России — это, конечно, ее потребительские традиции. Которые, простите за такие термины, глубоки и слоисты. Ну то есть если смотреть на чайную культуру России издалека и не очень внимательно, то увидишь только самовары с подстаканниками и купчиху за чаем. Которые, безусловно, прекрасны. Но отнюдь не одиноки. Потому что если начать разбираться с чаем в России чутка повнимательнее, то можно будет сразу обнаружить огромное количество национальных и региональных чайных традиций. А если копнуть совсем глубоко, то можно докопаться до локальных чайных традиций, привязанных к отдельным городам.
Все это фантастически интересно и все еще ждет своих летописцев.
Чаепитие в Honkai Star Rail
Новость совсем не про чай — но со словом «чай». Решил поделиться, для разнообразия. Есть такая довольно свежая игра — Honkai Star Rail. Я уже слишком стар для такого — но дети время от времени играются с удовольствием. Или не время от времени, но пока я не вижу. Мне эта игруха больше всего напомнила «Героев меча и магии», но настаивать не буду. Там, насколько я понял, нет мультиплеера, но уже есть достаточно развитое сообщество, которое активно поддерживается разработчиками игры, в том числе и через игровые ивенты.
Ну и вот стало быть 19 июля состоится очередное такое событие. Honkai: Star Rail Details Global Tea Event называется. Пройдет в 12 локациях, в основном в Азии, но США. Аргентина. Германия и Франция тоже есть в списке. Можно будет зайти в клуб или кафе, потусить с единомышленниками, выпить актуального чая и пообщаться с кем-либо таким же увлеченным из другой страны. Посмотрите, вдруг вашим детям будет недалеко и интересно.
Чай — рабочим!
Британская компания The Camden Watch Company в коллаборации с британской же компанией Brew Tea Co выпустила недавно фирменный бленд чая. Это, на самом деле, очень мудрое решение для часовой компании. Тут ведь вот как бывает. Зашел человек в часовой магазин, попялился на часы, которые ему, в принципе, нравятся, с персоналом пообщался, примерил что-то, в руках повертел — короче, без покупки уходить уже неудобно. Но часы ему и не нужны особо, и стоят не то чтобы дорого, но заметно, 100-200 фунтов в среднем. Короче, неловкая ситуация. И тут вдруг бац — а на прилавке чай за десятку. Человек покупает его — и все довольны.
Самые разные компании часто включают в свой ассортимент разные непрофильные и недорогие штуки, в том числе чай или кружки. В этом смысле ничего нового в фирменном купаже The Camden Watch Company нет. Но уж очень мне его название понравилось. Worker’s Blend Tea — «Чай для рабочих».
Это, понятное дело, отсылка к такому понятию как Builder’s Tea — «Чай строителей». Этим термином в британской чайной культуре обозначаются купажи, предназначенные для приготовления крепкого чая, подходящего для употребления с молоком и сахаром в перерывах между актами физического труда и, возможно, на свежем воздухе. Сейчас этот термин используется все реже — но в прошлом был весьма распространен. В романизированных версиях истории чайной культуры Великобритании и такие купажи в частности, и крепкий чай вообще часто называют одной из важных составляющих индустриальной революции. Ну типа люди пили чай, он давал им энергию и сосредоточенность — и они могли много и точно работать, в том числе и с разными машинами и механизмами. Короче, пока одним англичанам виски помогал завоевывать Индию, другим англичанам чай помогал строить корабли для завоевании Индии. Красивая версия, многое объясняет.
Так вот. «Чай рабочих» по версии английских часовых мастеров и их чайных коллаборантов — это смесь Ассама с Лапсанг Сушонгом. Я не настолько хорошо знаком с чайными вкусами английских рабочих, чтобы говорить об удачности или неудачности рецепта. Хоть вкусовой, хоть смысловой. Но не могу не заметить, что Ассам с Лапсанг Сушонгом раньше часто мешали для получения купажа с названием Russian Caravan. Он не всегда был с дымком, некоторые компании обходились и без этого, просто смешивая китайский и индийский чай. Но большая часть «Русских караванов» на английском рынке была именно с легкой копченостью. Ну типа долгая дорога из Сибири, дым бивачных костров, верблюды под Иркутском, все дела.
Ну а теперь вот то, что раньше было русским караваном, стало английским рабочим. Забавно.
Обратил внимание, кстати, как меняет текст выражение «в коллаборации». Написал «в коллаборации» вместо «совместно» или «в партнерстве» — и ты сразу не хрен с бугра, а аналитик.
Будущие ролики о чайно-лошадиной дороге
Департамент культуры и туризма провинции Юньнань анонсировал выпуск четырех видеороликов, посвященных Древней чайно-лошадиной дороге — совокупности торговых путей, которые соединяли локации, расположенные на территории современных Юньнани и Сычуани с локациями на территории Тибета и современных Индии, Бутана, Мьянмы и Бангладеш.
Трейлер проекта выложен в тиктоке Visit Yunnan, с ним можно ознакомиться. Ролики, понятное дело, будут скорее туристическими, нежели чайными — но так даже интереснее. Древняя чайно-лошадиная дорога как часть чайной истории всем заинтересованным лицам давно и хорошо знакома. А вот Древняя чайно-лошадиная дорога как комплексный туристический продукт может продвигаться очень живенько и интересно. Тем более, что авторы роликов, судя по всему, намерены продвигать эту дорогу как набор разнообразных чайных, культурных и исторических феноменов. Это очень близкий мне подход. Дождемся роликов и посмотрим.
Купание в чае и с чаем
Когда я вчера рассказывал о чаепитиях в пруду в исполнении гоголевского Ивана Никифоровича, то не стал упоминать о собственном чайно-купальном опыте. Ну потому что до уровня стола с самоваром в пруду мне никогда собственные купальные чаепития довести не удавалось — так что нечем и хвастаться.
Однако после получения нескольких заинтересованных комментариев я решил-таки о собственных чайных купаниях рассказать. Скажу сразу — приступов дикого восторга и какого-либо особенного чайного просветления я при совмещении чая и ванны или чая и бассейна не испытал ни разу. От чаепития после бани удовольствия гораздо больше. И от простого чаепития на берегу речки или озера — тоже. И даже когда я однажды затащил в небольшую лодку самовар, отгреб недалеко от берега Псковского озера и там этот самовар только истопил, не доведя дело до чаепития, удовольствия было в разы больше, чем от чабани, поставленной на бортик бассейна или от чайной ванны. Но тем не менее. Отсутствие ярких впечатлений — это тоже впечатление.
Самый, пожалуй, простой способ водных чаепитий — это кружка с чаем в домашней ванне. Ну, знаете, есть такой растиражированный образ — девушка в ванне с пеной и с бокалом игристого. И чтобы из ванны что-то свисало или торчало. Торчать может коленка или пальцы на ногах, а свисать — рука с края ванны. И ванна должна не очень простой, конечно. Стоять посреди просторного зала или рядом с окном с видом на Париж. Или под открытым небом и на чайных плантациях, как в чайном глэмпинге недалеко от Сочи. Представили? Ну так вот, чай в ванне и из кружки — это все тоже самое, но на минималках. Его можно устроить в обычной квартирной ванне и с обычной офисной кружкой — главное пены напустить. Для комфортного чаепития понадобится еще специальная полочка, на которую можно будет эту кружку ставить. Но, на худой конец, и стиральная машина подойдет, если она стоит недалеко от ванны.
Удовольствие от такого чаепития полностью зависит от того, любите вы принимать ванну или нет. Если любите и готовы пролежать в ванне час или полчаса, то чай — а может не только чай, но и книжка — вам будут только в кайф. Один мой приятель умудрялся в ванне не только чай пить и книжки читать, но еще и сухарики есть, макая их в кружку. Я всегда считал его смелым и рисковым малым. Потому что в ванне и на расслабоне макнуть свой сухарик не туда — легче легкого. Я бы не рискнул — а ему такие чаепития очень нравились. Ну а если прием ванны вас в принципе не прикалывает, то чай в ней вас будет только раздражать.
Второй вариант водных чаепития — это добавление чая прямо в воду. В той же ванне. Чисто технически это тоже очень просто. Купил сто грамм гранулированного черного чая или дешевого зеленого, заварил в трехлитровой кастрюле, процедил и добавил в ванну с горячей водой. И купайся себе. В принципе, прикольно. Но как-то бессмысленно. На один раз попробовать. Ну то есть выкупаться-то ты выкупаешься — а зачем? Аромат у такой чайной ванны будет сдержанным, мгновенной кожной молодости не случится — и даже легкий налет приятного загарного цвета после черного чая почти сразу смоется. Скукота.
Ну и плюс еще у светлых чаев — типа зеленых или легких улунов — с эстетикой проблемы. Их настой может побуреть — это зависит, например, от состава воды. Я как-то раз решил себе сделать пижонскую ванну и несколько месяцев собирал спитые листья высокогорных тайваньских улунов. Сушил их и складывал в матерчатый мешочек. А когда листьев собралось много, заварил их (в кастрюле, понятное дело), процедил и вылил настой в ванну. А он возьми и неаппетитно побурей. Мне потом рассказали, что такое бывает когда в воде много солей железа. Правда это или нет, не знаю… Впрочем, если абстрагироваться от бурого цвета, эта ванна была самой интересной из всех моих чайных ванн. Пахла улуном и обволакивала кожу невесомой и чуть маслянистой пленкой. Все ножки и, особенно, ручки стали как будто более легкими. Не говоря уже о других членах. Необычное ощущение. Если бы не необходимость долго собирать спитой лист, я бы опыты в этом направлении продолжил. Да, на неспитом чае такой опыт, наверняка, тоже можно поставить — но он будет противоестественным. Неспитой чай нужно пить.
Ну и в СПА с чайным бассейном я тоже бывал. В Корее как-то раз занесло. Мне совсем не понравилось. Ну потому что вода там была с зеленым чаем и тоже бурая. А когда два десятка голых мужиков сидят в одной бурой воде, то как-то совсем не симпатично. И чабань на бортик бассейна я тоже ставил. Вообще фигня какая-то.
Резюмирую. По моему личному опыту, хоть и ограниченному, самые классные чайные ванны получаются из спитого высокогорного тайваньского улуна. Все остальное — ерунда. Ну и, повторюсь, гораздо интереснее разделять чай и водные процедуры — например, пить чай после бани. Или просто на берегу реки.
Иван Никифорович с самоваром и в пруду
Многим из вас, наверное, попадался на глаза клип, когда-то давно снятый комик-группой «Лицедеи» на песню «У самовара я и моя Маша» в исполнении Леонида Утесова. Главной чайной фишкой этого клипа является чаепитие в воде — в какой-то водоем там поставлен стол с самоваром, а все участники чаепития сидят за этим столом по шею в воде. Это красиво. Особенно с учетом того, что весь этот сюжет с водоемным чаепитием является не только отвязной клоунадой, но и развитием одного из забавных… даже не сюжетов, а штрихов русской классической литературы.
В 1834 году вышла в свет повесть Николая нашего Васильевича Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В первой же главе которой, там, где автор представляет героев, есть вот такая характеристика одного из них.
«Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе».
Повесть эта за прошедшие с момента первой ее публикации почти двести лет неоднократно переиздавалась и иллюстрировалась — и, конечно, иллюстраторы не обходили стороной замечательную привычку Ивана Никифоровича пить чай во время купания. Поэтому, если немножко поковыряться, то в этих наших интернетах можно найти множество картинок с голым корпулентным мужиком, прудом и самоваром. Среди этих картинок есть даже пара эскизов к мультфильму по повести Гоголя. Который, судя по всему, не состоялся — никаких его следов я не нашел. Ну а самой известной уже не иллюстрацией, а картиной с таким сюжетом является, конечно, «Чаепитие» Александра Бучкури.
При этом повесть Гоголя была как минимум четырежды экранизирована — и в двух первых фильмах, которые были сняты в 1941 и 1959 годах, сюжет с чаепитием в пруду отработан по полной программе.
В экранизации 1941 года обращает на себя внимание дивный самовар бочонком и отличная чайная посуда. В экранизации 1959 года — тема со сменой самовара. Ну типа один самовар Иван Никифорович благополучно выпил — и ему подогнали второй. При этом в каждой из этих двух экранизаций в кадре присутствуют актуальные для того времени глубокие блюдца, из которых удобно пить чай. А еще в первых экранизациях сцены с чаепитием в пруду яркие и эмоциональные. Ну то есть актеры или реально получают удовольствие от процесса или умело это удовольствие изображают. И это правильно, потому что чаепитие с самоваром в пруду, повторюсь — это красиво.
Более поздние экранизации с точки зрения водоемного чаепития огорчают. В четрыхсерийном фильме «Марево» 2008 года — с таким названием я ожидал миргородской резни бензопилой, если честно, но обошлось — чаепития в пруду вообще нет. Хотя и самовары, и водоемы в кадр время от времени попадают.
А в фильме «Миргород и его обитатели» 1983 года чаепитие в воде присутствует, но хитро. Чаепития в пруду там нет. Но Иван Никифорович сидит в кадке с водой и пьет чай из самовара в темном помещении во время исторической беседы с Иван Ивановичем про ружье, которое и стало причиной ссоры. У Гоголя Иван Никифорович вел эту беседу лежа на ковре без всего, даже без рубахи. В ранних экранизациях его для беседы одели, а в этой вот раздели, чтобы было как у Гоголя, но засунули в кадку, чтобы не сверкал разным. И поставили кадку рядом с чайным столом с самоваром — чтобы и тему чаепития закрыть, и на водоеме сэкономить. Получилось, на мой взгляд, так себе. И блюдца у Ивана Никифоровича из 1983 года плоские, поэтому чай он пьет из чашки. И физиономия кислая, еще до ссоры.
Короче, чаепития в пруду из старых фильмов мне нравятся гораздо больше. Их, кроме всего прочего, хочется еще и воспроизвести при первой же возможности. Технически это не очень просто, но и не запредельно сложно. Для стилистической безупречности, конечно, хорошо бы и комплекцию иметь как у Ивана Никифоровича. Потому что погружение в пруд мужчин разного размера — это эстетически разные весовые категория. Но тут уж кому как повезет.
Полифенолы и антиоксидантная активность европейских чаев
Группа итальянских и испанских ученых изучила несколько произведенных в Европе чаев на предмет содержания в них полифенолов и на антиоксидантную активность. Объясняя свое научное любопытство, исследователи написали, что оздоровительная тема привлекает к чаю потребителей, что главная оздоровительная фишка чая — антиоксидантная (тут так и хочется добавить что-то типа «Вся мощь — в пальцах ног»), что вся антиоксидантаная сила — в полифенолах и что на них и на антиоксидантный предмет европейские чаи никто еще толком не исследовал. Китайские или там индийские чаи исследованы вдоль и поперек, а европейские — нет. Короче, надо исследовать.
В ходе исследования были изучены зеленые, черные и белые чаи общим количеством 13 из Нидерландов, Италии, Германии, Швейцарии, Великобритании (с острова Джерси) и из Португалии — как с материковой, так и с Азорских островов. Чаи настаивались как в холодной, так и в горячей воде — ну, собственно, почему бы и нет.
Самыми забористыми с точки зрения содержания полифенолов предсказуемо оказались зеленые чаи, менее забористыми — белые, самыми незабористыми — черные. Горячие чаи получились более полифенолистыми, чем холодные — что тоже очевидно. Никакой связи между содержанием полифенолов и происхождением чая, на первый взгляд, нет. Но даже если бы она и была, то по такому небольшому количеству образцов какие-либо глобальные выводы все равно не сделать.
Оценка антиоскидантной активности дала очень схожие с оценкой содержания полифенолов результаты. Зеленые чаи — самые активные, белые — менее активные, черные — самые неактивные. Разница между антиоксидантной активностью чаев холодного и горячего настаивания оказалась не такой сильной, как разница в содержании полифенолов в холодных и горячих чаях.
Ну и до кучи ученые изучили еще хелатную активность компонентов разных чаев — и она оказалась у всех чаев примерно одинаковой, у черных чутка побольше, чем у зеленых, а у зеленых — побольше, чем у белых.
Короче говоря, европейские ученые четко показали, что если вы пьете чай для того, чтобы оздоравливаться, то вам все равно какой чай пить — хоть китайский, хоть индийский, хоть европейский. Хороший результат, я считаю.
Японский чайный пилигрим
C 2018 по Японии на небольшом фургончике или вокруг Японии на яхте ездит и ходит чайный мастер школы Урасенке Хидэаки Хасэгава. В фургончике у него оборудована чайная комната, причем таким образом, что пространство для приготовления чая расположено в автомобиле, а гостевым пространством является любое место, к которому этот автомобиль припаркован. На яхте тоже есть чайная комната. Ну и просто сойти на берег и устроить там чаепитие господин Хасэгава тоже может запросто.
К этой новости даже добавить нечего. Человек колесит по стране и вокруг нее и угощает всех чаем. Можно только позавидовать.
Влияние разных факторов на флавоноидный состав Лунцзина
Китайские специалисты разложили по полочкам несколько Лунцзинов, отличающихся друг от друга регионом происхождения, сортом чайного куста и временем хранения. Все это было затеяно для того, чтобы выяснить, что наибольшим образом влияет на состав флавоноидных метаболитов в готовом чае — его возраст, происхождение или сорт чайного куста. Выборка, честно говоря, была не очень большой: два сезона производства (2021 и 2022), два региона (область озера Сиху и другие окрестности Ханчжоу, кроме области озера Сиху) и два культивара.
Оказалось, что наибольшее различие по составу флавоноидов у чаев, произведенных из листьев разных сортов чайного куста. На втором месте по влиянию на разницу между чаями — возраст. На третьем — регион. Технологии изготовления исследованных чаев и их сортность были, по возможности, близкими — но тут, конечно, совершенно идеальное сравнение крайне затруднительно. Та же технология производства, хоть и стандартизирована, но в ней всегда есть нюансы. И регионы происхождения исследованных чаев были очень близкими. И флавоноидами химический состав чая, как вы понимаете, не исчерпывается — так что делать по результатам исследования вывод о том, что культивар влияет на качество Лунцзина сильнее, чем целый год хранения, нельзя. Но вот на флавоноидный состав культивар точно влияет сильнее. Живите теперь с этим.
Одноразовая глиняная посуда
По кофейным новостям прошла волна сообщений о немецком проекте GaeaStar, который разработал и поставляет всем желающим тонкостенную глиняную посуду. Которая позиционируется как альтернатива традиционной пластиковой и бумажной одноразовой посуде, причем альтернатива во всех смыслах замечательная.
Во-первых, такая посуда может быть как одноразовой, так и многоразовой. Ее можно мыть и, при аккуратном обращении, использовать повторно. Во-вторых, эта глиняная посуда чертовски экологична. Потому что изготавливается из глины, воды и соли, разлагается в пыль и может быть утилизирована вместе с пищевыми отходами. В-третьих, печатается эта посуда на 3D-принтере и может изготавливаться микропартиями под задачи каждого конкретного проекта, из локального сырья, нужной формы и размера, с брендированием и так далее.
Впрочем, это «в-третьих» пока существует только в фантазиях. Это типа идеал, к которому авторы проекта стремятся. В настоящее время небольшая номенклатура такой посуды — чашки и стаканы — изготавливается в Германии и рассылается всем желающим. Говорят, в Берлине мороженое в таких чашках местами подают. Ну а в США партнером проекта стала кофейная компания Verve Coffee Roasters — которая, судя по всему, будет напирать на то, что глиняные одноразовые стаканчики лучше для кофе, чем бумажные одноразовые стаканчики. Ну и для экологии тоже лучше. И для кармы.
Чисто теоретически тонкостенная глиняная одноразовая посуда может представлять и чайный интерес. Те тонкостенные глиняные чайные чашки, из которых мне доводилось пить чай, для чаепитий подходили отлично. Хотя и напрягали своей тонкостенностью. Ну то есть пить из них было вкусно, но вот при работе с ними я чувствовал себя несколько неуверенно. Практически невесомая посуда с толщиной стенок как у яичной скорлупы и восхищает и напрягает одновременно — а это не самое комфортное эмоциональное состояние для чаепития. Впрочем, это дело привычки.
Также у одноразовой глиняной чайной посуды есть чайно-культурный бэкграунд. О котором ребята из GaeaStar охотно сообщают, так как являются выходцами с родины этого бэкграунда. Прототипом тонкостенной глиняной одноразовой посуды являются кулхады — индийские и пакистанские чайные стаканчики, которые, грубо говоря, изготавливаются из подножной глины и после использования утилизируются в подножную глину. Вопрос гигиеничности при таком не самом стерильном жизненном цикле посуды решается обжигом и общей небрезгливостью.
Короче говоря, несомненные чайные достоинства у одноразовой тонкостенной глиняной посуды есть. Но есть и недостатки.
Первый недостаток сравнительный. В своих глиняных мечтах авторы концепта предполагают, что при удачном раскладе и при печати на месте один стаканчик будет стоить 10 центов. Сколько один стаканчик стоит сейчас, на старте проекта, при производстве стаканчиков в Германии, я не знаю. Но даже 10 центов — это в три-пять раз дороже, чем бумажные стаканчики.
Второй недостаток — абсолютный. Я, к сожалению, не держал этих стаканчиков в руках. Но картинки как бы намекают на то, что они хрупкие и при разрушении разлетаются на черепки. Ну а теперь представьте себе что будет, если сжать бумажый стаканчик с горячим напитком пальцами. Правильно. Он деформируется, но не разрушится. Напиток может даже пролиться через верх — это будет огорчительно, но поправимо. А что будет если сжать пальцами тонкостенный глиняный стакан с горячим напитком? Правильно, он разлетится прямо в руке. На экологичные черепки, очень органично покрытые горячими пищевыми отходами. И это будет гораздо более огорчительно.
Я не исключаю, конечно, что стаканы настолько прочные, что их фиг расколешь в руке. Но не очень в это верю. Но выглядят стаканчики прикольно. С удовольствием с ними поигрался бы.
Японская ориентация на экспорт
Коллеги из Global Japanese Tea Association в июньском отчете о состоянии японских чайных дел среди прочих интересных новостей, которые я еще как-нибудь перескажу, отметили, что за последние 30 лет потребление листового чая в Японии снизилось примерно вдвое. И составляет сейчас около 250 грамм на душу населения в год. Это примерно в четыре раза меньше, чем в России. Понятное дело, что японцы активно пьют еще и чай из бутылок — но с тем, можно ли считать такой напиток чаем, даже статистика еще не определилась. В США, например, потребление RTD-чая считается потреблением чая. А в России — нет.
Так вот. В связи с тем, что с внутренним потреблением чая в Японии полный трындец, японскую чайную индустрию будут все сильнее и сильнее ориентировать на экспорт — говорят, что сам японский премьер сказал, что пришло время японскому чаю «прыгнуть в мир».
В таком прыжке интересны два момента. Первый состоит в том, что у японцев неплохо отработана технология создания экспортных культурных продуктов. В принципе, их чайная культура уже давно таким продуктом является — наряду с сумо, икебаной, гейшами, традиционной поэзией и прочими штуками с японскими корнями. Многие из которых давно уже эти корни переросли. Так что любопытно будет посмотреть, куда дальше будет усиливаться экспортность японского чая.
Ну а второй момент состоит в том, что развитие японской чайной культуры, похоже, входит в полную противофазу с развитием китайской чайной культуры. Китай ориентирует свой чай на внутренний рынок. Япония — на внешний. Примерно как Грузия. Мне гораздо ближе китайский подход. Но вполне возможно, что вскоре в Японии можно будет достаточно просто приобрести запущенную чайную плантацию. В рамках какой-либо государственной программы по сохранению чайной индустрии. Как в Грузии.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий