Первый раз в один из магазинов IVI Kazakhstan меня привезли в мае 2022 года алматинские коллеги. Я тогда еще пребывал в состоянии «бревно» и был озабочен чисто бытовыми вопросами. Поэтому приобрел там сковородку и пару полотенец — а обильные чайные полки просто зафиксировал в памяти. Своей и смартфона. Более всего подивившись, конечно, ценам. Дахунпао по 1000 тенге за 100 грамм вообще запоминающаяся штука.
Ну а потом в доме закончился повседневный шу-пуэр. И бытовая суматоха сошла на нет. И с алматинским наземным общественным транспортом я смирился, насколько это вообще возможно. Короче говоря, я собрался с силами и отправился в IVI Kazakhstan (который на рынке «Байсат», он, в итоге, оказался самым чайным) уже самостоятельно. В великий поход за пуэром. И обломался — потому что пуэр у них кончился, да и вообще случилась перестройка и сокращение. Потому что из-за нарушенной логистики между Китаем и Казахстаном товаров, в том числе и чая, в этом магазине стало заметно меньше. Для IVI китайская логистика критична — потому что это магазин разных китайских товаров. Действительно разных. Там можно и профессиональную печь для пиццы купить, и гамак, и гирлянду на батарейках, и пакет зизифуса и кучу прочих нужных и не очень вещей. Ну и чай, стало быть.
Осознав пролет с пуэром, я начал внимательно изучать весь остальной чайный ассортимент. Фактически, от безысходности — хотелось купить хоть что-то, раз уж приехал. Довольно быстро стало ясно, что большая часть ассортимента IVI с чайной точки зрения — откровенное барахло. Ароматизированные улуны, яблочные чаи, дешевые зеленые, черные и цветочные чаи, частично уже превратившиеся в мусор — и все это еще и очень старое. Некоторые чаи там явно лежат годами. И, возможно, до попадания в Казахстан успели полежать где-то еще.
Но вместе со всем этим упадничеством на полках пылились и вполне себе привлекательные вещи. Прессовка. Самая разная и по типу, и по уровню. Часто пугающего вида — сказывалась и ее изначальная дешевизна, и годы, проведенные на полках. Но интересная. И с доминированием Фу Чжуаня — известного хунаньского хэйча — самого разного вида. Вот один кирпичик такого Фу Чжуаня я и приобрел. Ориентируясь исключительно на оценку плотности прессовки. Я не очень люблю прессованные чаи, которые не могу разломать руками.
С тех пор прошло уже несколько месяцев. И случилось еще несколько визитов в IVI. И всякий раз я увозил оттуда один или два кирпича этого Фу Чжуаня. Который стал нашим ежедневным утренним чаем. Он стоит 3000 тенге (это примерно 450 рублей) за 450 грамм. Он вкусный. И гастрономичный — что применительно к такому простому чаю означает, что им отлично запиваются бутерброды. И, как и положено нормальному хэйча, согревающий и бархатистый. И очень комфортный для пищеварения — что, поверьте, важно на шестом десятке. И россыпь золотистых крапинок на разломе, характерная для этого вида темного чая, там тоже есть — ну то есть с цзинь хуа там тоже все в порядке.
Через пару визитов вместе с кирпичом Фу Чжуани я стал увозить из IVI еще и пакет выстарившегося и поломанного Бай Муданя. Его глазастая жена обнаружила на приставной полке в один из визитов. Он там лет пять, наверное, уже валяется. Стоит 1500 тенге за 100 грамм. Весь, понятное дело, уже окисленный и коричневый, Лао Бай Чай, как сейчас модно. Мы его используем для компенсации очень сладкой местной кондитерки и для приготовления одного из вариантов ташкентского чая.
Для меня лично IVI Kazakhstan стал, пожалуй, эталонным образцом местной торговли в принципе. В обезличенном взаимодействии с которой покупатель обычно проходит три стадии. Сначала у него разбегаются глаза и дух захватывает от разнообразия и восторга. Потом наступает разочарование — ассортимент оказывается не таким уж разнообразным, просто непривычным, а качество — убогим. Ну а потом, если разочарование покупателя не отпугивает и он не идет в шаблонный супермаркет, во всем этом свальном грехе он начинает находить реальные диковинки. И за вполне приемлемые деньги. Вот и мы нашли.
Хотя, конечно, любовь с выстарившемся Бай Муданем, кажется, закончилась — я сегодня купил последнюю пачку. Уже не только для того, чтобы тортики запивать, но и из академических соображений. Чтобы показывать слушателям чайных курсов этот Бай Мудань в паре с приличным белым Инь Чжэнем и интересоваться у них вкрадчивым голосом, что, по их мнению, может быть причиной такой огромной разницы между двумя белыми чаями. Из этих же академических соображений был приобретен Лун Цзин. Тоже по 1500 тенге за 100 грамм. Я прикуплю еще Лун Цзина подороже в каком-либо местном пижонском магазине — и заставлю слушателей искать отличия на всю разницу в цене.
И да, в IVI Kazakhstan снова завезли пуэры. Кучу блинов и точашек. Все — шу. Некоторым уже года два-три. Самые дорогие — по 3500 тенге (520 рублей по нынешнему курсу) за стандартный блин. Я купил пару блинов на пробу. Сейчас пью. Простой как швабра шу без каких-либо достоинств и без явных недостатков. На все деньги. Ну и то, что на всех ценниках на эти пуэры написано «Пуэр чай лепешка разного вида», конечно, невыразимо прекрасно. Последний раз такое веселое удовлетворение от чайной торговли я испытывал в Турции, когда обнаружил в супермаркете пятикилограммовые мешки с чаем.
Короче говоря, если в своем интересе к чаю вы достигли несколько хулиганского уровня, на котором вы готовы менять деньги не только на удовольствие, но и на опыт — то IVI Kazakhstan я вам искренне рекомендую. Тем более, что там есть еще копеечные ножички для пуэра и прессовка в тибетском стиле. До которой у меня просто пока еще не дошли руки. Но, думаю, что эта прессовка меня дождется — едва ли здесь кого-либо еще заинтересуют такие перверсии.
Все статьи цикла Чай в Казахстане.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий