Очередное чайно-ковидное исследование

Американские ученые проверили способность настоев магазинных чаев инактивировать коронавирус. Проверка была не очень масштабной, всего на 24 чая — но это как раз тот случай, когда полученные на ограниченном количестве образцов результаты можно смело переносить на весь рынок. И да, проверка была чисто пробирочной — грубо говоря, исследователи заваривали чай и поливали им вирус. Извините за такое упрощение.

Оказалось, что среди чаев, приготовленных более или менее бытовым способом, лучше всего инактивирует коронавирус обычный черный чай. Вот буквально за 10 секунд и почти полностью. Такой результат может означать, что если в момент попадания коронавируса на слизистые эти слизистые хорошенько промыть настоем черного чая, то с большой степенью вероятности заражения удастся избежать.

Черный чай с узбекским лимоном. © Ольга Никандрова
Черный чай с узбекским лимоном. © Ольга Никандрова

Это исключительно ценное знание, конечно. Особенно с учетом того, что простых методов, позволяющих обнаружить попадание на слизистые коронавируса, не существует. Ну то есть чтобы использовать обнаруженное ценное свойство черного чая максимально эффективно, нужно набрать этот чай в рот, вставить в ноздри фильтры, пропитанные черным чаем, положить на глаза спитые чайные пакетики — и выходить в потенциально опасные места только в таком виде…

Не благодарите.

Ярмарка чайных коллекционеров в Тайбэе

В минувшие выходные в Тайбэе отработала ярмарка 台北茶古集, «Тайбэй Ча Гу Цзи», название которой сами организаторы переводят на английский как Antiques Tea Party — «Антикварное чаепитие». Основными участниками ярмарки стали коллекционеры всякого чайного и мастера, работающие с традиционными чайными аксессуарами. Поэтому там и просто посмотреть было на что, и какой-либо чайничек или блинчик особо ценного пуэра можно было себе прикупить. 

台北茶古集

В ярмарке приняли участие мастера и коллекционеры из Китая, Тайваня и Японии — так что там было очень эклектичненько. Ну и да, помимо разного чайного там можно было приобщиться и к некоторым другим видам традиционного в тех краях культурного досуга. Букет, например, составить. Или покаллиграфировать.

台北茶古集

На фотографии с ярмарки можно посмотреть в ее соцсетях — но их там, правда, пока немного.

Книжно-баблтишная коллаборация

В Китае, в городе Чанша открылся… ну, формально это книжный магазин проекта Xinhua Bookstore, в который интегрирована баблтишная сети Chayan Yuese. Называется он 翻书阅岭, «Фа Шу Юэ Лин» — по иероглифам это название переводится как «перевернуть книгу прочитать гору», литературно мне это не перевести.

Вообще, конечно, наличие в книжных магазинах небольшого напиткового общепита — чаще всего кофейни — дело обычное. Как и библиотечная, скажем так, организация книжной торговли — это когда посетители могут получить свободный доступ к большому количеству книг и легитимизированную возможность прямо в магазине эти книги читать. Причем с комфортом, а не ныкаясь среди полок.

Но все в месте — три этажа, свет и воздух, библиотечная организация пространства и баблтишная — на моей памяти соединяется впервые. Судя по картинкам, получилось симпатично.

Фестиваль чайного масла в Тайбэе

В Тайбэе в эти выходные проходит фестиваль чайного масла (茶油) — ну то есть масла, которое отжимается, преимущественно, из семян камелии масличной (Camellia oleifera). Я о чайном масле рассказывал уже неоднократно — но напомню, вкратце, что камелии масличная заметно отличается от камелии китайской и внешне — листьями, цветками, количеством и размером плодов — и в культуре. Камелию масличную обычно выращивают как небольшие деревца, потому что при таком раскладе это растение дает больше плодов.

Эти плоды собирают — причем эстетика сбора плодов камелии масличной ничуть не уступает эстетике сбора чайных листьев, одни специальные корзиночки чего стоят — и запускают в более или менее традиционный для масляной промышленности цикл. Ну то есть подсушивают, шелушат, измельчают и отжимают из них масло, которое затем фильтруют. Методы отжима и способы обработки отжатого масла могут быть разными — так что и масло получается разным. Холодного отжима, рафинированное, техническое, фармацевтическое и всякое такое прочее. Ну и используется оно, соответственно, разными способами. Одно для заправки салатов и изготовления деликатесных закусок, другое для жарки (температура дымления у него 220-230 градусов, это круто), третье в косметических целях, четвертое — в целях технических. Короче говоря, если кто хорошо знаком с оливковым маслом во всем его разнообразии, того и в чайном масле ничем особым не удивишь. И даже жмых, остающийся при производстве чайного масла, тоже можно бросать в печку, как и жмых оливковый.

Ну вот, собственно, такое чайное масло в Тайбэе и фестивалили. Мы лет десять назад довольно много с чайным маслом экспериментировали. И салаты им заправляли, и отварную картошку с ним ели, и в коктейли его добавляли вместо масла оливкового. Чайное масло в хорошем исполнении — это вкусно и очень по-пижонски.

И, конечно, я должен напомнить, что из семян камелии китайской масло тоже отжимают — но на рынке его несоизмеримо меньше. Масло камелии китайской и масло камелии масличной отличаются друг от друга, что совершенно объяснимо с учетом и разницы между растениями, и естестественной технологической разницы между продуктами. Поэтому наши китайские чайные и масляные братья пытаются развести эти два масла и на уровне названий. Используя термин «чайное масло» (茶油) для обозначения масла из семян камелии масличной и термин «масло чайных семян» (茶叶籽油) для обозначения масла из семян камелии китайской. Второй термин особого распространения пока не получил по той простой причине, что масла из чайных семян очень мало.

Но оно есть. Причем не только в Китае. В небольших количествах масло из семян чая производится, например, в Грузии — и его даже можно купить в наших магазинах. Грузинские коллеги в своем описании, правда, валят в кучу все камелии, из семян которых можно отжать масло — но я почти уверен, что они жмут масло именно из камелии китайской. Камелия масличная в Грузии если где и растет, то только в коллекциях камелий или ботанических садах.

Ярлычки с благопожеланиями

В тайваньских новостях наткнулся на упоминание бренда Angel’s Brew, который продает всякие разные чайные смеси в пакетиках-пирамидках, бумажные ярлычки которых имеют форму перышка, типа как выпавшего из ангельского крылышка. А на этом перышке написано какое-либо благопожелание.

Ну и все это, конечно, подарочно оформлено, собрано в разнообразные наборы, снабжено романтическими описаниями с намеками на отличное самочувствие и хорошее настроение и все такое прочее. Получилось наивно, но, безусловно, миленько. Ну и идея с благопожеланиями на ярлычках пакетиков хороша, конечно.

Чай для чайников. Классификация чая в розничной торговле

Классификация чая в розничной торговле часто отличается от классификации чая технологической, по грейдам или какой-либо еще, привязанной к производству или торговле оптовой. В некоторых случаях, конечно, та же грейдовая классификация переносится и на коммуникации между розничным продавцом и конечным потребителем. Но далеко не всегда. Во-первых, у грейдовой классификации невысокий маркетинговый потенциал — приступов потребительского счастья при виде английских аббревиатур потребитель обычно не испытывает. Во-вторых, эта классификация (как и любая классификация, впрочем) практически никак не связана не только с качеством чая, но и со значительной частью его потребительских свойств. Ceylon Orange Pekoe Tea достоверно сообщает потребителю только о том, что чай в пачке — листовой, цейлонский и с чаинками специфической формы, размера и цвета. Но почти ничего не сообщает о том, насколько он вкусный и чем он может быть интересен. 

Розничному продавцу, который работает с определенным ассортиментом чая — хоть в супермаркете, хоть в проекте клубного или бутикового типа — нужна такая классификация чая, которая поможет ему этот чай продавать. И на основе которой он сможет сделать качественную выкладку чая на полках и выстроить эффективную коммуникацию с клиентом. Фактически, розничному продавцу нужна своя классификация, основанная, скорее, на запросах потребителей, а не на технологиях производства чая… И вот тут самое время отвлечься от чая и обратить внимание на торговлю вином и прочим алкоголем. В супермаркете, например.

Обычно супермаркетовский ассортимент алкоголя организован следующим образом. Пиво на отдельной полке, чаще всего без особого внутреннего структурирования, но, возможно, с выкладкой по брендам. Тихие вина или разделены на красное и белое, а затем структурированы (ну то есть классифицированы) по странам. Или наоборот — сначала по странам, а там: внутри страны, уже по цветам. Крепленое вино — хересы, портвейны и прочие вермуты — могут оказать внутри соответствующих стран, а могут стоять на отдельной полке. Игристое чаще всего стоит отдельно, с последующим разделением на страны. Крепкий алкоголь почти всегда разделен по типам: виски, коньяки и бренди, водка и и т.п., с частым последующим разделением на страны.

Фактически, структурирование алкоголя на полках магазина чаще всего адаптировано под потребительское поведение, а не под какие-либо принципы классификации вина и прочих алкогольных напитков. Человек, как правило, более или менее представляет, чего он хочет выпить — и расположение полок и выкладка на них товаров позволяют ему достаточно быстро отыскать нужную бутылку.

Хочу заметить, что при этом почти всегда напрочь игнорируется такой важный момент, как сорт винограда, из которого сделано вино. И нюансы технологии его производства тоже игнорируются. Все эти вопросы являются для винной культуры крайне важными — однако я с трудом представляю себе не только супермаркет, но и специализированный винный магазин, в котором будут полки «Вина из Пино Нуар», «Вина, выдержанные на осадке» или «Вина, выдержанные в бочках более 18 месяцев».

Все это происходит потому, что в розничной торговле коммерческая классификация вина гораздо ближе к потребительским запросам, чем к специфике производства вина или к многочисленным документам и решениям, регулирующим производство, именование и продажу алкогольных напитков. С классификацией чая в розничной торговле дела обстоят ровно также. Она также далека от технологической чайной реальности, как выкладка алкоголя в супермаркете от технологической реальности алкогольной.

В зависимости от характера розничной чайной торговли чай может быть разделен на чистый и ароматизированный с последующим делением чистого чая по видам или регионам. Чай может быть разделен на пакетированный и листовой. Чай может быть разделен по брендам, как в супермаркетах. Или даже по функциональности (успокаивающий, для потенции и все такое прочее) — в проектах соответствующей торговли. В некоторых супермаркетах часть чайного ассортимента вообще уходит на полки продуктов для здорового питания — и вполне нормально на них стоит.

С дорогой чайной торговлей дело обстоит похожим образом, только принципы структурирования-классификация чая там другие. Чаще всего дорогие чайные магазины структурируют свой ассортимент по видам чая и регионам производства, часто пересекая эти элементы структуры. Магазин, в ассортименте которого будут выделены блоки типа «зеленый чай — белый чай — улуны — красный чай — пуэр — индийский чай» в дорогой чайной торговле обычное дело.

К цельной картине всего чайного рынка и всей чайной культуры расстановка чаев на полке магазина или их группировка в интернет-магазине имеет отношение только в единичных проектах. Которые, с одной стороны, могут позволить себе обширный ассортимент чая, включающий в себя чаи разных видов из разных регионов. И которые, с другой стороны, ведутся ответственными людьми с обширной чайной эрудицией. Всем чаем в мире, понятно дело, ни один проект все равно не торгует — но проекты, более или менее закрывающие основные чайные стили, на чайном рынке встречаются.

Ну а большая часть чайных проектов при коммерческой классификации чая просто-напросто структурирует свой ассортимент. Аккуратно или не очень привлекая при этом внимание к чаям, на который в данный момент наблюдается повышенный спрос. Именно благодаря таким проектам некоторые потребители полагают, что чай бывает черным, зеленым, молочным улуном, от боли в горле, каркаде, матчей и ромашковым.

Я немного преувеличиваю, конечно — но совсем немного. И, в общем, исключительно для того, чтобы сообщить простую и, надеюсь, понятную мысль. Розничная торговля для большинства потребителей является основным источником как самого чая, так и информации о чае. К тому, что чай в магазине может продаваться не очень хороший, потребители, вроде как, морально готовы. А вот по поводу приоритетных задач продавцов потребители часто испытывают странные иллюзии. Ошибочно полагая, что основная задача розничного чайного проекта — это задача просветительская. Что, конечно, не так. Среднестатистический розничный чайный проект создается для того, чтобы торговать чаем, а не для того, чтобы обучать чаю.

Поэтому, получая любую новую информацию о чае от продавцов, нужно понимать, что эта информация может быть неполной и/или искаженной. Продавец чая запросто может придумывать свои названия для своих чаев и по совершенно фантазийным принципам структурировать свой ассортимент. Он имеет на это полное право. Ни хуже, ни лучше его чай от этих фантазий не становится.

Да Хун Пао в молочной пене

Следить за новинками, которые выводят на рынок сети чайных напитков по всему белому свету — занятие совершенно бесперспективное. Мне в самом начале этого года попался на глаза отчетный документ какой-то из крупных китайских сетей бабалишных, в котором они обещали в новом году ввести в ассортимент сто новинок. Практически по две новинки еженедельно. И это — только в рамках одной, хоть и крупной сети. Уследить за этим невозможно. Да и не очень интересно, если честно.

Иногда, впрочем, среди этих новинок проскакивают и любопытные перверсии. Вот, например, китайская сеть чайных Hey Tea анонсировала на днях выпуск трехслойного напитка, в котором в стакане между двумя словами молочной пены будет слой свежезаваренного Да Хун Пао. И при употреблении этого напитка его можно будет либо пить сверху и по слоям, либо перемешать, либо погружаться трубочкой на разные слои и пить то чай, то молочную пену. Забавно. Я бы даже это дело попробовал бы, пожалуй. 

В сетях чайных использование свежезаваренного и более или менее приличного чая становится трендом. Ну то есть теперь становится модным подавать не просто баблти на безымянном черном чае, а баблти на Дянь Хуне, например. Китайские коллеги связывают это с изменением половозрастной структуры потребителей актуальных чайных. Традиционно основными потребителями чайных вкусняшек и стаканов с трубочками являются девушки и молодые женщины с детьми — и веселенький ассортимент всех таких чайных был ориентирован на них. А в прошлом году в чайные массово мужики повалили. Что, в общем, разумно — если девушки уже там, куда еще идти-то? А мужику просто чай с сахаром и пузыриками не очень заходит, ему вынь да положь что-либо с серьезным названием. Да Хун Пао тот же или Пуэр какой.

Вот баблтишные и подстраиваются.

Чай, эвфемизмы и национальная безопасность

Оказывается, в современной сетевой китайской культуре слово «чай» — ну то есть 茶 — является эвфемизмом такого понятия как беседа с подозреваемым в совершении преступления. Ну а «приглашение на чай» — это, стало быть, приглашение для соответствующей беседы в соответствующие органы.

Министерство государственной безопасности КНР, которое, естественно, является в контексте этих чайных иносказаний как раз тем местом, куда приглашают на чай, здраво рассудило, что нечего зря сложившемуся эвфемизму пропадать, пусть он тоже приносит пользу государству. И ввело в оборот понятие «Десять чашек чая» (十杯茶). Это список преступлений, за совершение которых несознательного гражданина совершенно точно пригласят на чай в компетентные органы. Все включенные в список «чашки чая» так или иначе завязаны на национальную безопасность — что, в общем, логично с учетом задач выпустившего список министерства. Список всех десяти «чашек чая» был опубликован китайским Министерством госбезопасности с предостерегающим комментарием, быстро разошелся по китайской прессе и сейчас активно обсуждается.

Вот такая вот чайная история с эвфемизмами.

Дом Лау Джон Джау

Каждый, наверное, человек, интересующийся историей чаеводства в России, Советском Союзе и Грузии, слышал о Лау Джон Джау или хотя бы видел его фотографию. Цветную и сделанную Прокудиным-Горским в 1912 году на чайной фабрике в Чакве (если использовать принятое в те времена написание топонима). Лау Джон Джау на ней красивый, с орденом Станислава третьей степени (ордена Трудового Красного Знамени у него тогда еще не было), среди чайных кустов и на фоне леса.

prokudin-gorskiy.ru

Полную историю китайского чайного мастера, принявшего активное участие в постановке выращивания и производства чая в Аджарии, я сейчас пересказывать не буду, она есть на Википедии. Но на одном ее сюжете остановлюсь. Дело в том, что Лау Джон Джау построил в Чакви (если использовать принятое сейчас написание топонима) дом для себя и своей достаточно большой семьи, которую мастер перевез из Китая. Этот дом сохранился, он находится недалеко от Батуми и зрелище собой сейчас являет печальное. Но, к счастью, дом не не полностью разрушен. Просто основательно заброшен и немного раскурочен.

Так вот. Пишут, что в Грузии объявлен тендер на ремонт дома и благоустройство прилегающей к нему территории. В доме планируют создать выставочное пространство, где можно будет узнать историю грузинского чая вообще и Лау Джон Джау в частности. Ну и грузинский чай попробовать, конечно.

Надеюсь, эти планы будут реализованы. И с удовольствием напомню, что один из первых комплиментов в сторону Лау Джон Джау в современной чайной теме сделал Николай Монахов, когда в 2004 году назвал один из произведенных в Абхазии фермерских чаев «Друг издалека», в честь китайского чайного мастера.

Дина, спасибо за наводку на новость!

Профессор, чай и ванна с шариками

История с американским профессором, которая написала книжку про химию чая, которую, не читая, бросились комментировать, в основном, в Великобритании, получила неожиданное и прекрасное развитие.

Мишель Франсл — оказывается, она Франсл, а не Франкл — записала ролик, в котором рассказывает о том, как нужно заваривать чай. Ролик, конечно, рассчитан на совершенно незамутненную в чайном плане аудиторию, но в нем есть один замечательный технический сюжет.

После простых советов по завариванию чая профессор Франсл объявляет, что сейчас покажет самый лучший, по ее мнению и с научной точки зрения, способ заваривания чая. После чего берет обычный стеклянный чайник, насыпает в него заварку, заливает все это дело кипятком и погружает заварник в ванну с горячей водой. Ну типа чтобы чайник температуру не терял, а чай лучше настаивался.

Ничего супернового в таком подходе нет, фактически, профессор развила идею бабы на чайник — были одно время в ходу такие забавные накрывашки для заварников. Мы их даже как-то раз в школе на трудах шили. Теми бабами чайник накрывался тоже для того, чтобы не терять тепло. Ну а профессор использует вместо бабы на чайник горячую ванну для чайника — что, конечно, более эффективно с точки зрения сохранения чайникового тепла.

www.livemaster.ru

Но самое классное во всем в этом не погружения заварника в воду, а метод, которым снижается интенсивность испарения воды из горячей ванны и замедляется ее остывание. Для этого поверхность воды в ванне покрыта шариками для пинг-понга. В результате чего самое правильное с научной точки зрения заваривание чая начинает выглядеть совершенно фантасмагорично.

Я, кстати, искренне надеюсь, что профессор решила немного всех потроллить. Чтобы у безграмотных чайных ортодоксов, еще не переживших совет подсаливать воду перед завариванием чая, снова пригорело.

Longleaf Tea Co из Миссисипи

Интересно, насколько быстро чайное фермерство в нетипичных для чая странах из феноменального превратилось в рутинное и технологичное. Я сейчас, конечно, говорю о небольших проектах, на несколько тысяч чайных кустов, с которыми может более или менее управляться одна семья. Мне на глаза буквально на днях попался очередной такой проект из Миссисипи — называется Longleaf Tea Co — и я с каким-то даже уже удовлетворением отметил его стандартность и шаблонность. Даже на уровне маркетинговой истории.

Все, как водится, началось с визита в Китай. После которого у будущих чайных фермеров возник продуктивный интерес к чаю. Который сначала был реализован через серию экспериментов по выращиванию чайных кустов в США, а потом привел к появлению полноценной чайной фермы. При этом — что тоже очень важно с точки зрения маркетинговой драматургии — сначала кусты выращивать не особо получалось, а потом получилось. Неудачи в бизнес-истории должны быть обязательно, если их не было, то их надо придумать. Деньги любят драму.

Часто современная чайная ферма обустроена как классическое поместье. Ну то есть хозяева живут прямо на ферме, в доме (или комплексе зданий — но это реже, конечно), который или которые используются не только как жилой дом, но и в презентационных и производственных целях. Ну то есть там есть и сараюшечки всякие, и приятные террасы, и обширные помещения, где можно принимать небольшие группы гостей. Человек десять-пятнадцать.

Владельцами поместий люди становятся самыми разными способами. Коллеги из Longleaf Tea Co, например, смогли получить в собственность поместье заброшенное с домиком столетней давности — с минимальными затратами, как я понял. Формально, возможно, вообще даром — но там наверняка были сопутствующие расходы. А потом просто вложили сто тысяч долларов в реконструкцию дома. И стали героями строительно-ремонтного телешоу.  

На выращивании и производстве чая небольшим фермерским проектам не прожить. Это понятно даже самым наивным чайным романтикам. Да и вообще чайная ферма на первых порах часто не рассматривается в качестве источника дохода. Так или иначе, но на базе среднестатистической чайной фермы быстренько выстраивается комплекс дополнительных услуг и разных маркетинговых активностей. Тут, все, конечно, зависит от возможностей каждой конкретной фермы, но, как правило, все начинают с приема гостей и расширения ассортимента.

С приемом гостей все просто. На чайных фермах для разных любопытствующих граждан можно проводить экскурсии с дегустациями. Обычно короткие, часа на полтора. Вот чай растет, вот из этих листочков он делается, да, и черный и зеленый, нет, сейчас не собираем, не сезон, да сорвать можете, да, можете съесть, нет, никакой химии, все натуральное, да, купить можно прямо здесь, вот чайное оборудование, все очень полезное для здоровья, пойдемте домой на дегустацию, там мы ответим на все ваши вопросы. Ну и так далее. Если на чайной ферме есть потенциальные фотозоны, то к проведению экскурсий можно добавить фотосессии. А если позволяют мощности, то и проводить мероприятия. Свадьба в американском стиле на чайной плантации — это очень романтично. Невеста может убегать от жениха по междурядьям. Главное, чтобы она при этом серебристо смеялась, а он — сатанински хохотал.

С расширением ассортимента все еще проще. Longleaf Tea Co, помимо собственного чая, продает разный мерч. Футболки и значки с логотипами. Это так, на троечку решение. В ассортимент чайной фермы проще и надежнее всего добавить чай со стороны. И не только чай — очень хорошо расширять ассортимент травами. Тем более, что большая часть покупателей не делает разницы между классическим и травяным чаем. Травы можно или самим выращивать, или тоже на стороне приобретать — это не важно. Да, и с травами еще можно купажи делать. Своего чая все равно будет мало и он едва ли будет вкусным, продавать его в чистом виде лучше всего очень дорого и как сувенир для редких чудиков. А большую часть собственноручно сделанного чая нужно смещать с лавандой и апельсиновыми корками или там с чабрецом и душицей — и все будет хорошо. И товара станет больше, и вкус у него улучшится.

И люди приятные. Longleaf Tea Co

Что же касается маркетинговых активностей, то ими чайные фермы обычно занимаются по остаточному принципу. Просто потому, что на дорогой и системный маркетинг у них нет ресурсов. Так что тут все банально. Соцсети, блог, фотографии, видео и рассказы о личной истории взаимодействия с чаем, о бережном отношении к природе и традициям и о чем-либо еще актуальном и социально одобряемом, что ближе конкретному чайному фермеру.

Короче говоря и немного повторяясь, европейское и американское чайное фермерство постепенно обрастает своими специфическими бизнес-процессами. И это — хорошо и правильно.

Что вы говорите? А как же собственно сбор и производство чая? Ну да, без этого, вроде как, на чайной ферме не обойтись. С чаем, правда, у большинства чайных ферм обычно проблемы. Связаны эти проблемы, как правило, с тем, что среднестатистический чайный фермер работает со странной сверхзадачей. Обычно он ставит своей целью сделать хороший чай. Это, конечно, у чайного фермера, не всегда получается. Но нередко получается — почему бы и нет, собственно. Вот только этот хороший чай чаще всего оказывается репликой китайских или тайваньских оригиналов.

И получается очень странная ситуация. Фермерский чай или плохой и не вкусный, или неплохой и вкусный — но вторичный. Мне этот расклад не очень интересен, но я его понимаю. Дело в том, что реально рациональную для чайного фермера сверхзадачу — создание уникального терруарного чайного стиля — отдельный чайный фермер решить чаще всего не может. Даже если понимает и декларирует ее. У него масштаб не тот. Такую задачу можно решить только на уровне целого региона. И для этого нужно время.

Подождем, чего уж там. Ждать — дело нехитрое.

Чай не водка, люди обидятся

В китайской прессе наткнулся на интереснейший материал, поясняющий, что популярная в последнее время затея с заменой алкоголя на чай на разных важных встречах с разными уважаемыми и просто приятными людьми является немного стремной. Потому что уважаемые и просто приятные люди могут воспринять такую замену как проявление демонстративного неуважения к себе уважаемым и приятным.

Статья, на самом деле, носит явно рекламный характер и содержит описание нескольких конкретных алкогольных напитков, которые уважаемые и приятные люди как раз оценят. Но доводы, приведенные в материале, мне показались интересными и достойными пересказа. Цепочка аргументов там выстроена следующая.

В традиционной китайской культуре алкоголь считается важным социальным инструментом, который может устранить дистанцию между людьми и улучшить между ними взаимопонимание. Чай же считается более личным и интровертным напитком, и он больше используется для размышлений, чем для общения. Поэтому, когда вы заменяете вино чаем, вы, на самом деле, сообщаете гостям о том, что не хотите с ними общаться. Что, конечно, приводит к полному крушению всех планов и надежд — как деловых, так и карьерных.

Просто картинка с застольем. baijiahao.baidu.com

Я не готов квалифицированно комментировать эти аргументы. Да и собственный опыт употребления алкоголя в Китае и близких ему странах у меня небольшой. На материке я, кажется, толком вообще не выпивал. На Тайване и в компании с тайваньцами немного, пиво под краба. В Южной Корее и во Вьетнаме мне приходилось принимать участие в алкогольных марафонах в сельской местности, был впечатлен. Особенно несколькими ведрами алкоголя на столе во Вьетнаме. Да, он был слабеньким, тот алкоголь — но при таких объемах это только страшнее.

На одном из таких мероприятий мне поведали историю, которая заставляет меня серьезно относиться к аргументом об особой роли алкоголя в деловой коммуникативной культуре того региона. Одна моя коллега на такой торжественной деловой попойке попыталась отказаться от алкоголя, мотивируя это тем, что она слабая женщина и немного нездорова. В ответ на это хозяева живенько организовали ей местную женщину-инвалида в качестве собутыльницы. Чтобы моей коллеге было уютно и не так одиноко. И да, предметом всех перечисленных деловых возлияний был чай, конечно. Мы же чайные специалисты!

Ну и еще добавлю из личного опыта. На самом деле разных алкогольных шоу-дегустаций я провел гораздо больше, чем чайных. И могу с уверенностью сказать, что алкогольные дегустации проводить на порядок легче, чем чайные. На алкогольной шоу-дегустации после второго бокала работать с аудиторией становится легко и приятно — главное, меру знать. А это не сложно, потому что у шоу-дегустации есть бюджет и естественные ограничения. Много не нальют.

А на чайной дегустации держать внимание аудитории нужно все время. Потому что да, чай — это интимный и домашний напиток, для его комфортного употребления в компании эта компания должна быть практически родной. Что на шоу-дегустации маловероятно. Именно попыткой разрешить коммуникационный кризис чайных дегустаций отчасти объясняется возникновение таких явлений как чайный клубный гуруизм и ритуализация чаепитий. Ну и выбор мною для работы амплуа чайного клоуна во много тоже связан с этим. Чай сам по себе гостей не развлечет. Ему надо помогать.

«Московское чаепитие» в московских ресторанах

В декабре прошлого года в Москве стартовал фестиваль «Московское чаепитие», который изначально позиционировался как новогодний и носил ярко выраженный ярмарочный характер. Ну и вот Новый год прошел — а фестиваль получил очень интересное продолжение.

Теперь в ряде московских ресторанов с 16:00 до 19:00 подаются чаепития с разными вкусняшками в том стиле, который каждый конкретный ресторан счел московским. Как правило, очень эклектичном и щедром. На входе в такие рестораны или в отели, где эти рестораны расположены, нужно искать наклейку «Московское чаепитие». Ну а полный список фестивальных заведений доступен на сайте RUSSPASS — их там сейчас более шестидесяти.

На сайте НТВ есть небольшой обзор чаепитий в нескольких ресторанах, из которого становится понятно, что большая часть заведений пошла при придумывании чаепитий простейшим путем. За основу был взят формат английского Afternoon Tea, в который включили более привычный для Москвы чай, убрали на второй план молоко, ну и странные на наш вкус английские закуски заменили более адекватными для России. Подход с трансформацией формата, на первый взгляд эпигонский, на самом деле толковый и правильный. Ввязываться в любую новую затею нужно с минимальными затратами, в том числе и творческими — а английские послеобеденные чаепития для ресторанов, особенно для отельных, являются штукой практически стандартной и отработанной. 

Ну и самая мякотка. Судя по фотографиями и видео, большая часть ресторанов использует для заваривания и подачи чая в рамках фестиваля одинаковые сервизы. Красные с золотом, симпатичные. Одинаковые сервизы в разных ресторанах — это ну вот просто очень хорошо. Я не знаю, как все это было реализовано организационно. И полагаю, что одинаковость сервизов отсекла от мероприятия некоторые заведения — в списке фестиваля рестораны, скажем так, выше среднего, ситуативные сервизы себе явно смогли позволить не все.

Ну красота же! RussPass

Но в итоге такое решение может стать предпосылкой к созданию чайного дизайн-кода города, причем самого естественного, посудного. Это, повторюсь, запредельно круто — особенно для тех, кто обладает ансамблевым эстетическим восприятием и способен оценивать красоту явлений, превосходящих по масштабу смартфон или автомобиль.

Андрей, спасибо за наводку на новость.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!