В китайской прессе наткнулся на интереснейший материал, поясняющий, что популярная в последнее время затея с заменой алкоголя на чай на разных важных встречах с разными уважаемыми и просто приятными людьми является немного стремной. Потому что уважаемые и просто приятные люди могут воспринять такую замену как проявление демонстративного неуважения к себе уважаемым и приятным.

Статья, на самом деле, носит явно рекламный характер и содержит описание нескольких конкретных алкогольных напитков, которые уважаемые и приятные люди как раз оценят. Но доводы, приведенные в материале, мне показались интересными и достойными пересказа. Цепочка аргументов там выстроена следующая.

В традиционной китайской культуре алкоголь считается важным социальным инструментом, который может устранить дистанцию между людьми и улучшить между ними взаимопонимание. Чай же считается более личным и интровертным напитком, и он больше используется для размышлений, чем для общения. Поэтому, когда вы заменяете вино чаем, вы, на самом деле, сообщаете гостям о том, что не хотите с ними общаться. Что, конечно, приводит к полному крушению всех планов и надежд — как деловых, так и карьерных.

Просто картинка с застольем. baijiahao.baidu.com

Я не готов квалифицированно комментировать эти аргументы. Да и собственный опыт употребления алкоголя в Китае и близких ему странах у меня небольшой. На материке я, кажется, толком вообще не выпивал. На Тайване и в компании с тайваньцами немного, пиво под краба. В Южной Корее и во Вьетнаме мне приходилось принимать участие в алкогольных марафонах в сельской местности, был впечатлен. Особенно несколькими ведрами алкоголя на столе во Вьетнаме. Да, он был слабеньким, тот алкоголь — но при таких объемах это только страшнее.

На одном из таких мероприятий мне поведали историю, которая заставляет меня серьезно относиться к аргументом об особой роли алкоголя в деловой коммуникативной культуре того региона. Одна моя коллега на такой торжественной деловой попойке попыталась отказаться от алкоголя, мотивируя это тем, что она слабая женщина и немного нездорова. В ответ на это хозяева живенько организовали ей местную женщину-инвалида в качестве собутыльницы. Чтобы моей коллеге было уютно и не так одиноко. И да, предметом всех перечисленных деловых возлияний был чай, конечно. Мы же чайные специалисты!

Ну и еще добавлю из личного опыта. На самом деле разных алкогольных шоу-дегустаций я провел гораздо больше, чем чайных. И могу с уверенностью сказать, что алкогольные дегустации проводить на порядок легче, чем чайные. На алкогольной шоу-дегустации после второго бокала работать с аудиторией становится легко и приятно — главное, меру знать. А это не сложно, потому что у шоу-дегустации есть бюджет и естественные ограничения. Много не нальют.

А на чайной дегустации держать внимание аудитории нужно все время. Потому что да, чай — это интимный и домашний напиток, для его комфортного употребления в компании эта компания должна быть практически родной. Что на шоу-дегустации маловероятно. Именно попыткой разрешить коммуникационный кризис чайных дегустаций отчасти объясняется возникновение таких явлений как чайный клубный гуруизм и ритуализация чаепитий. Ну и выбор мною для работы амплуа чайного клоуна во много тоже связан с этим. Чай сам по себе гостей не развлечет. Ему надо помогать.